← Назад

Главная Техника/технологии КадрыВ технопарках России стартовало обучение школьников по курсу «Аэро»

4 апреля 2017 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer

Михаил Вахнеев
журналист Aviation EXplorer


16 марта 2017 года на базе детского технопарка «Кванториум», расположенного в Технополисе «Москва», стартовало обучение школьников по образовательному курсу «Аэро». По этой новой программе ребята будут постигать теоретические и практические основы авиастроения. Обучение по программе пройдут 30 московских школьников в возрасте от 14 до 17 лет. Они подробно изучат конструкцию планера, смогут самостоятельно спроектировать и изготовить беспилотные летательные аппараты.

На данный момент, в Москве работает распределённая модель детских технопарков. Для этого объединяются возможности существующей в городе образовательной инфраструктуры, технопарков, промышленных предприятий и Центров молодёжного инновационного творчества. Под эгидой Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы создаётся современная экосистема профнавигации, которая будет решать важнейшую задачу подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных предприятий столицы. «Кванториумы» являются элементами такой распределённой системы.
 
 

Сейчас в городе работает два детских технопарка «Кванториум» – в технопарке «Мосгормаш» и технополисе «Москва», в которых занимаются более 450 школьников. Детский технопарк в Технополисе «Москва» был открыт Мэром Москвы Сергеем Собяниным в конце сентября 2016 г. Профильные образовательные направления в нём: робототехника, авиация, промышленный дизайн, нанотехнологии, энергетика. Технологическими партнёрами в рамках учебных курсов выступают инновационные компании – резиденты технополиса. Деятельность московских технопарков на региональном уровне координируется Правительством Москвы, Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
 
Проект по созданию сети детских технопарков «Кванториум» - образовательных площадок для школьников в регионах Российской Федерации, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, нацеленных на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей реализуется АНО «Агентство стратегических инициатив». В технопарках проходит обучение по нескольким перспективным научно-техническим направлениям. В настоящее время в 19 регионах страны функционирует 24 детских технопарка.
 

Одним из направлений обучения научно-техническим компетенциям в технопарках является направление «Аэроквантум», в котором школьники работают над собственными проектами и решают инженерные задачи по проектированию, сборке и применению авиационной техники. В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Правительством Москвы и ПАО «ОАК» от 26.11.2015 г. приоритетными направлениями совместной работы являются: разработка и реализация комплекса мер, направленных на формирование системы профессиональной ориентации, повышение престижа инженерных профессий авиастроения, а также поддержка проектов по формированию инженерных навыков у молодежи.
 
Департаментом по подготовке персонала ПАО «ОАК» совместно с МАИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана, при содействии Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и ГБУ «Малый бизнес Москвы», организовано проведение образовательного курса для школьников с целью знакомства учащихся с основами авиастроения, популяризации среди молодежи профессий и специальностей, востребованных на предприятиях авиационной отрасли, и профессиональной ориентации талантливых школьников в отрасль. Проведение данного курса предлагается проводить ежегодно с постепенным увеличением числа слушателей.
 

В настоящее время совместно с предприятиями ПАО «ОАК» и ГБУ «Малый бизнес Москвы» проведен отбор первых слушателей курса, заинтересованных в получении инженерного образования и поступлении на профильные специальности в МАИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана.
 
Продолжительность нового курса для школьников составляет 94 часа (9 месяцев). Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 4 часа. На данный момент уже сформировано 2 группы по 15 человек. Основная задача - познакомить учащихся с современными технологиями проектирования, прототипирования и изготовления изделий авиационной техники, применяемыми в производстве на предприятиях Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).
 

Курс «Аэро» будет посвящен изучению как теоретических, так и практических основ авиастроения, подробному разбору конструкции планера (самолета, как частный случай планера), а также самостоятельному проектированию и изготовлению конструкции самолета. Курс состоит из восьми взаимосвязанных модулей, по результатам которого обучающийся изучит современные технологии проектирования, прототипирования и изготовления изделий авиационной техники.
 
Курс возьмет свое начало с изучения основ аэродинамики, которые будут наглядно продемонстрированы в лабораторной работе. Изучив теоретические основы, обучающихся познакомят с историей развития авиации, расскажут об основных этапах становления авиации и об используемых технологиях. В рамках исторического экскурса обучающиеся изучат строение винтовых и реактивных авиадвигателей, конструктивно-компоновочных схем крыльев самолетов, различия в конструкции гражданской и военной авиации, применяемых материалах. В процессе обучения планируется проведение тематической экскурсии в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ РФ.
 

После изучения всех теоретических основ аэродинамики и авиации обучающиеся перейдут ко второму модулю, который посвящен самостоятельному проектированию конструкции гражданского авиалайнера. Для этого будет детально изучена конструкция гражданских самолетов в лаборатории 101 кафедры Московского Авиационного Института.
 
Изучение конструкции будет проходить в несколько этапов: фюзеляж, хвостовая часть, крыло гражданского самолета, создание трёхмерной модели лонжерона, создание нервюр и стрингеров, создание обшивки крыла из композитных материалов, изготовление обшивки крыла из стеклопластика. По итогам семи модулей будет получена масштабная модель самолета, состоящая из фюзеляжа, хвостовой части и крыла с силовым набором.
 

Таким образом, по итогам курса обучающийся получит навыки проектирования изделий сложной формы, в том числе, входящих в состав сборочной единицы, владеть теоретическими и практическими основами композитных технологий для использования в изделиях авиационной техники.
 
В рамках последнего, восьмого этапа, для учащихся проведут интерактивный курс Объединенной авиастроительной корпорации, решение которого подытожит все обучение и структурирует полученные знания. Цель программы состоит в формировании у учащихся навыков разработки и моделирования изделий авиационной техники в специализированном инженерном программном обеспечении Autodesk Inventor с возможностью реализации результатов проектирования с использованием аддитивных, лазерных и композитных технологий.
 

Программа построена таким образом, чтобы обучающийся осваивал инженерные методы проектирования от простого к сложному, от геометрических примитивов к сложным составным конструкциям. Инновационность программы заключается в комплексном подходе к обучению, который включает в себя как лекционные занятия, так и практические с применением передового технологического оборудования и современных методов моделирования.
 
Задачи программы:
 
- сформировать у учащихся пространственное мышление с инженерной точки зрения;
- обучить навыкам 3D моделирования и прототипирования;
- сформировать у учащихся способность принимать правильные инженерные решения;
- обеспечить практические навыки изготовления изделий авиационной техники с использованием передовых технологий.
 
Обучающийся, освоивший программу, должен знать основные подходы к проектированию и моделированию изделий авиационной техники и уметь:
 
-самостоятельно принимать решения, связанные с выбором направления проектирования изделий авиационной техники;
-представлять и защищать выбранные направления проектирования и моделирования;
-творчески мыслить и переносить имеющиеся знания на текущее поле деятельности;
-критически оценивать результаты собственной конструкторской работы.
 
На торжественном мероприятии в честь начала обучения в технопарке «Кванториум», расположенном в Технополисе «Москва», перед школьниками и гостями выступили представители ОАК, МАИ, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, МВТУ им. Н.Э. Баумана, которые, в частности, сказали:
 
Сергей Коротков, генеральный конструктор, вице-президент по инновациям ПАО «ОАК»: Авиация – самая прогрессивная отрасль, которая дает толчок очень многим смежным отраслям: по разработке материалов, созданию новых технологических подходов, новых технологий, электронных систем, станкостроению и другим. Сегодня мы проектируем самолеты в цифровом виде. Бумажная технология, которая исповедовалась ранее, ушла в историю. Новые проекты, которые создает ОАК, это цифровые модели и технологии, реализуемые в производстве. Элементы этих технологий я сегодня увидел в технопарке, открывающем для вас эти прекрасные лаборатории. Мировой авиации немногим более ста лет. За это время она прошла большой путь от простых летательных аппаратов, обтянутых тканью, до современных авиационных комплексов. Сегодня мы строим самолеты пятого поколения, которые отличаются своими техническими характеристиками. Таким образом, авиация прошла большой путь – от первого поколения до пятого. Каждый следующий этап характеризовался своими технологиями, подходами и решением задач в области двигателестроения, аэродинамики, материаловедения, электронных систем. И сегодня ведутся работы по новым, футуристическим, я бы сказал, проектам. Их реализация стала возможной благодаря новым технологиям 3D-проектирования, новым материалам и тем технологическим процессам, которые активно развиваются и будут развиваться далее. Я с трепетом смотрю на вас. Надеюсь, вы придете в авиационную отрасль и будете достойной сменой для создания новых авиационных проектов. Спасибо вам большое! Успехов!
 
Владимир Дождев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы: Здравствуйте, дорогие друзья! Детский технопарк на территории Технополиса «Москва» открылся в сентябре 2016 года. Здесь пять лабораторий, одну из которых мы сегодня открываем. Это самый удобный и правильный формат обучения. Формат, где на стыке реального производства, науки и образования вы имеете возможность получать профориентацию, профнавигацию, а также учиться самым востребованным профессиям и осваивать их. Правительство Москвы ставит перед собой задачу – в течение этого года открыть детские технопарки на всей территории города. Перед нами стоит задача открыть десять таких площадок. Те, кто был отобран для участия в этой программе, прошли действительно серьезный конкурсный отбор. У нас было более ста заявок от детей, от старшеклассников. Хочется пожелать вам удачи. Хочется пожелать, чтобы это время вы проводили с пользой и получали те практические знания и навыки, которые Правительство, ОАК и высшие учебные заведения предоставляют на этой площадке.
 
Любава Шепелева, директор по персоналу ОАК: Добрый день! Сергей Сергеевич уже обозначил, какие амбициозные задачи стоят перед авиастроительной отраслью. Я надеюсь и перед вами, поскольку те перспективные технологии и идеи, о которых говорил Сергей Сергеевич, по факту должны реализовать вы или ваши сверстники.  Сейчас вы учитесь в старших классах школы. Мы надеемся, что вы выберете авиацию (авиастроение) как свою профессию и свяжете с ней будущее, поступив в МАИ, «Бауманку» или какой-то иной  технический ВУЗ. Сегодня только в Москве на предприятиях ОАК работает более 17000 человек. Это всем известные предприятия: ОКБ Сухого, Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», Корпорация «Иркут». У нас есть такие инновационные предприятия как «АэроКомпозит», специалисты которого создали в Москве, Казани и Ульяновске первое полностью композитное «черное крыло». Есть «ОАК – Центр комплексирования». Он занимается как раз теми авиационными комплексами, которые характеризуют самолеты новых поколений. География у нас обширная. Это не только Москва. У нас есть программы межрегиональных практик и стажировок, когда студенты из Москвы едут на практику в Казань или Иркутск, получая возможность увидеть, как на предприятии создается самолет, который они учатся проектировать. Ежегодно только в Москве наша потребность в поступлении на авиационные специальности в ВУЗы и учреждения среднего профессионального образования – это порядка 700 человек. У нас есть программа целевого обучения и целевого набора. Они обучаются, проходят практику на наших предприятиях. Ребята, которые показали себя лучшими, уже во время обучения получают возможность работать на предприятии над созданием перспективных авиационных комплексов.
 
Дмитрий Козорез, проректор по учебной работе Московского авиационного института: Здравствуйте, ребята! Хочу поздравить вас с тем, что у вас появилось место, где можно найти себе бесконечное количество точек приложения. Честно скажу - самому завидно. Хочется все бросить и начать здесь заниматься. С утра до вечера сидеть, потому что всё очень интересно. По-хорошему вам завидую и поздравляю вас. МАИ сейчас активно меняется. Мы стараемся стать ВУЗом третьего поколения. Мы меняем образовательные программы, методы образования, чтобы уйти от обычных лекционных занятий, где вам начитывают. Вы это знаете по школе: вам дают материал, потом вы его разбираете и сами пытаетесь что-то делать. Мы хотим перейти к проектному обучению, чтобы вы, занимаясь и обучаясь, выполняли свои проекты, совершенствовали себя, пробовали. Понимали, где ваше, где не ваше, где вам интересно, где вам не очень интересно. Соответственно, могли бы себе отчетливо представить, кем вы будете по окончании ВУЗа, на какое предприятие (надеюсь, авиационное) вы пойдете работать. МАИ это: более 22000 студентов, 12 факультетов и 9 институтов на правах факультетов, 5 филиалов, в том числе в Ахтубинске с главным лётно-испытательным центром, где испытывается вся новая техника, которая есть в России. У нас есть филиал на Байконуре, потому что мы аэрокосмический вуз. Есть филиалы в Подмосковье. У нас осуществляется целевая подготовка специалистов для всех ведущих предприятий аэрокосмической отрасли. Мы готовим специалистов и для российских космодромов. А ещё, авиация это не только  планер. Чтобы самолет летел, к нему нужно придумать и сделать двигатель. Без приборов и систем, которые находятся внутри самолета, он тоже не полетит. В ВУЗе также широко развито IT направление. Мы будем создавать большой IT факультет. Мы работаем со всеми высокотехнологичными предприятиями России и мира. Я думаю, многие названия на слуху. Это «ОАК», Ростех, «Вертолеты России» и входящие предприятия, ведущие космические КБ и так далее. Мы проводим четыре мероприятия уровня олимпиад и одну международную молодежную конференцию, куда могут подавать свои доклады и выступать и школьники. В рамках инженерных классов мы ведем в школах и у себя на территории кружки по авиационному моделизму, по ракетомоделизму, по пилотированию квадрокоптеров. Месяц назад заработал Центр робототехники. Ребята уже занимаются – обучаются пилотированию мультикоптеров. В мае проведем первые соревнования. У нас есть спортивно-оздоровительные лагеря и базы в Крыму и Подмосковье, где проводят много мероприятий. Проводится Аэрокосмическая декада, где ребята собираются в команды – им необходимо спроектировать и выполнить проект. С этого года открыта смена МАИ в «Артеке».
 
Владимир Нелюб, директор Инжинирингового научно-образовательного центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии», руководитель инновационного проекта «Композиты России» МВТУ им. Н.Э. Баумана:
Бауманка это лучший ВУЗ! Я в этом уверен. Наши выпускники всем вам известны. Сергей Павлович Королев (дипломную работу он делал у Андрея Туполева), Сухой, Лавочкин, Климов. Я специально подобрал «авиационные» фамилии наших великих выпускников. Это основатели научных школ и целых направлений. По сути дела, родоначальники авиации в Советском Союзе и в России в целом. Или два конкретных примера из сегодняшнего времени. У нас: 21 факультет,  132 кафедры, 3500 профессоров, 800 докторов наук, 2500 кандидатов, 18000 студентов. Недавно к нам присоединился Мытищинский филиал: студентов и аспирантов стало еще больше. Говорят, что в «Бауманку» сложно поступить. Это все вранье! В «Бауманку» поступить можно, но учиться будет трудно. Дорогу осилит идущий. Зато эта дорога будет прекрасной, и будущее потом будет тоже соответствующее. Как поступить?  У нас есть олимпиада «Шаг в будущее». Я надеюсь, многие из вас примут в ней участие. Она существенно облегчает поступление.  У нас есть целевой набор. Тут «ОАК» нам помощник. Есть различные бюджетные и внебюджетные места, плюс платное обучение, конечно. Очень важно понимать, как и где проходят занятия. Они проходят в самых современных аудиториях. «Бауманка» за последние пять лет полностью переоснастилась. Закуплено самое современное лабораторное и лекционное оборудование. Проведены комплексные ремонты. Большое внимание мы уделяем спорту. У нас есть собственный медицинский центр. Есть факультет военного обучения. В «Бауманке» на этом факультете находится четыре военные кафедры по разным направлениям – от ракет до самолетов. Важно отметить, что при поступлении в «Бауманку» у вас появляется возможность работать уже с третьего курса. Причем в стенах нашего родного университета. У нас создано 15 инжиниринговых центров, где студенты могут работать (и прилично зарабатывать) с третьего курса. Они работают над конкретными задачами, которые ставит перед ними промышленность. Они получают образование через практику, через науку. Это очень важно, потому что человек работает на реальных проектах, а не на теории. В «Бауманке» можно работать в шести научно-исследовательских институтах. Кто хочет связать свою жизнь с преподаванием, у нас 132 кафедры, которые с удовольствием принимают молодых ученых, молодых преподавателей для педагогической деятельности. У нас есть аспирантура и докторантура. 90% наших выпускников работает по специальности. 2,2% становятся выдающимися бизнесменами. Они открывают свой бизнес и занимаются технологическим предпринимательством.

Михаил Вахнеев


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2017/4/4/2592/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.