Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Техника/технологии Экспертное мнение


С Днем Рождения Ка-62

7 июня 2017 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В день открытия в Москве вертолетной выставки HeliRussia 2017 на другом конце России, в славном городе-вертолетостроителе Арсеньеве состоялся первый полет нового среднего вертолета Ка-62. Первый полет – это всегда исключительное событие, как рождение ребенка, а тут столь долгожданное, для программы со столь сложной судьбой. Все информационные ресурсы бросились комментировать знаковое событие. Буквально несколько слов скажем и мы.

Разработка платформы стартовала в далеком 1990 году, как боевого вертолета Ка-60 «Касатка». Вертолет создавался в трудные для России времена, не обошлось без неудач. Разработка омрачена аварией опытного прототипа рядом с МКАДом, в которой пострадали два летчика-испытателя. Программа сумела пережить неудачи. Израсходованы немалые силы, потрачены огромные средства, потеряно время, а главное, ритм… И, тем не менее, машина получилась красивая, спокойная, с хорошими летно-техническим и характеристиками и… «родимыми пятнами».

Первое родимое пятно – это «схема». Всю свою историю камовская фирма разрабатывала вертолеты сосной схемы и никогда не занималась аппаратами классической схемы с одним несущим винтом. А тут еще и впервые вместо традиционного рулевого винта с лопастями – винт с лопатками в кольце (французы особенно активно используют такую конструкцию, любя называя ее – фенестрон, «старинное окно»).

Пятно второе - «заграница нам поможет». Впервые в качестве основных комплектующих в конструкции вертолета столь широко использовались зарубежные агрегаты. Главными среди них являются французские двигатели Turbomeca с красивым названием горной вершины Ardiden 3G и трансмиссия австрийской компании Zoerkler, которая, внимание, никогда не разрабатывала вертолетные редукторы. Идеологи программы объясняли свой необычный выбор тем, что Ка-62 нацелен на зарубежный рынок.

Третье - «собратья-соперники». Одновременно с разработкой Ка-62 в Томилино (Московская область, на площадке нашего Национального центра вертолетостроения, где сегодня размещается фирма Камов) было создано предприятие «Хеливерт», которое собирает из зарубежных комплектующих прямого конкурента Ка-62 (максимальная взлетная масса 6,5 т) и лидера в средней весовой категории – вертолет AW139 (6,5-6,8 т). Кроме абсолютного лидера, в нише средний/средний+ целый существует целый букет вертолетов, один лучше другого. Все ведущие вертолетостроители мира предлагают сразу несколько моделей: Airbus Helicopters Н175/Н160/H155, Bell412EP/Bell525, Leonardo AW189/AW139, Sikorsky S-76D и даже южнокорейский «Сурион».

В результате, Ка-62 столкнется с жесточайшей конкуренцией, как внутри страны, так и за рубежом. Более того, из-за низкого спроса на рынке (в 1 квартале 2017 года продано всего два коммерческих средних/тяжелых вертолета) конкуренция будет только усиливаться, плюс санкции. Итак, программа оказалась меж двух огней, на внутреннем рынке – импортные комплектующие, на внешнем рынке – высокая конкуренция с санкционными рисками.

Подобная ситуация возникла в Польше несколько лет назад, когда отвернувшись от бывшего Советского Союза, поляки «развернули» свои модели на запад, однако они оказались никому не нужны, и были вынуждены строить «чужие» фюзеляжи для вертолетов AgustaWestland и Sikorsky S-70i.

Вернемся к нашим вертушкам. Первое висение Ка-62 прошло 28 апреля 2016 года, и лишь через год, 25 мая 2017 года, состоялся первый полет (не все так легко и гладко). А первый полет – это только начало. Впереди напряженная работа по доведению «до ума». Хороший вертолет – это, как музыкальный инструмент, требующий тончайшей настройки, времени и терпения… Ка-62 ожидает тяжелая борьба за место на рынке, необходима серьезная государственная поддержка и традиционный тягач-заказчик в лице Министерства обороны. Но возможности бюджета не бездонны, да и терпение военных не безгранично.

Судьба Ка-62 очень схожа с другими нашими вертолетными программами. Причина трудных судеб наших новых вертолетов в том, что длительное время у нас нет сбалансированной вертолетной политики. Мы теряем позиции, как теперь модно говорить, компетенции ведущего вертолетостроителя (и разработчика, и производителя, и ремонта, и сервисного обслуживания). Порой мне кажется, что вертолеты у нас разрабатываются не для того, чтобы летать, а для того, чтобы постоянно разрабатывать, разрабатывать и периодически модернизировать…

С днем рождения Ка-62!


Евгений Матвеев

комментарии (2):

Ray      07/06/2017 [15:53:47]#1
Zoerkler изготовитель трансмиссии, разработчик мог быть некто другой, у которого и есть опыт в редукторах. Трансмиссия с фенестроном могла потребовать более высокой точности изготовления благодаря более высоким оборотам по сравнению с обычным РВ. И вполне возможно, что Zoerkler, обладая такими возможностями, смог сделать это дешевле, чем российский производитель. В случае санкций всё это можно сделать дороже в РФ, но вряд ли это случится. Западу невыгодно объявлять санкции по той продукции, которую РФ пусть и с некоторыми сложностями, но сможет произвести у себя. Ведь в этом случае мало того, что навсегда потеряется рынок сбыта, так ещё и подстегнут развитие компетенций в РФ, которая может в будущем даже оказаться конкурентом. По Turbomeca Ardiden 3G (хотя сейчас это уже Safran Helicopter Engines) не стОит бояться санкций, потому как у них с ЦИАМ долгосрочные контракты по НИР их двигателей. Т.е. в плане санкций это по ним ударит гораздо сильнее и критичнее, чем по РФ. Санкции Запад с удовольствием объявил бы по той продукции, по которой компетенции в РФ восстановить невозможно, и в результате которых зеркальные действия не смогли бы ударить по их интересам. А таких позиций очень мало.

assk7      13/06/2017 [09:33:32]#2
тягач-заказчик в лице Министерства обороны - не в этом случае, в силу импортных комплектуюших основных узлов. Если только импортное министерство обороны.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.











Материалы рубрики

Юлия Кузьмина
МС-21 прибыл в Жуковский
Михаил Вахнеев
Новое предприятие НПО «Наука» в Першино
Михаил Вахнеев
Начаты летные испытания двигателя ТВ7-117СТ
Юлия Кузьмина
12-ая JetExpo-2017
Юлия Кузьмина
«Кубок КБ Миля»: санавиация в центре внимания
Владимир Карнозов
ВВС Турции оказали «авиаподдержку» российской АРМИИ
ОАК
Прогноз мирового рынка гражданской авиации 2017-2036
Виталий Романюк
О российском производстве авиационных интерьеров мирового уровня



Филипп Тритони
Я уверен, что наших самолетов в России станет больше
Владимир Карнозов
AeroPersia: авиационных специалистов ждут в Тегеране
Юлия Кузьмина
A350-900 на МАКС-2017
Пресс-служба президента РФ
Совещание по вопросам развития гражданского авиастроения
Александр Рубцов
Для иностранных авиакомпаний МС-21-400 выглядит суперпривлекательно
Владимир Карнозов
Авиация Военно-Морского Салона - 2017
Роман Гусаров
Ан-148: "Цей лiтак ми не можемо зробити самостійно"
Мария Иванова
Украина и Саудовская Аравия ищут заказчиков на Ан-132D
Владимир Карнозов
Paris Air Show 2017
Правительство РФ
Господдержка разработчиков и стимулирование спроса на российскую авиатехнику
Евгений Матвеев
С Днем Рождения Ка-62
Aviation EXplorer
МС-21-300 совершил первый полет
Владимир Карнозов
С чем вертолетостроители выходят на HeliRussia’2017
Евгений Матвеев
Рынок вертолетов. Две тенденции
Роман Гусаров
Авиапром России - итоги 2016 года
Владимир Карнозов
Ил-96-400М - бизнес на флагмане
Михаил Вахнеев
В технопарках России стартовало обучение школьников по курсу «Аэро»
Аффенди бин Буанг
За десять лет эксплуатации мы полностью освоили Су-30МКМ
Александр Артюхов
О разработке двигателей для гражданской авиационной техники
Aviation EXplorer
ТСНК – отечественный производитель досмотрового оборудования
Aviation EXplorer
Международная премьера "Русских Витязей" на Су-30СМ
Edros JBorg
Лучший в маневре
Андрей Богинский
О создании вертолетной техники нового поколения
Владимир Карнозов
Ил-114: Наши цели ясны, задачи определены
Владимир Карнозов
Ил-114: кто нам мешает, тот нам поможет
Дмитрий Рогозин
О задачах Авиационной Коллегии
Юрий Слюсарь
О ходе работ по созданию новых гражданских самолетов
Aviation EXplorer
Гражданский Ансат выходит на рынок
Владимир Карнозов
Персидский путь. Часть 2
Владимир Карнозов
Персидский путь. Часть 1
Юлия Кузьмина
Первый А330-200 во флоте "ВИМ-Aвиа"
Альфред Малиновский
Надежда на мировой опыт прошлого и политическую волю

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Автомобильные перевозки: Московский прокат авто, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer