Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

В Шереметьево заработал третий ТЗК

12 ноября 2018 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer
 

Международный аэропорт «Шереметьево» (АО «МАШ») успешно завершил пуско-наладочные работы и этап опытной эксплуатации гидрантной системы централизованной заправки воздушных судов третьего независимого топливозаправочного комплекса (ТЗК). В честь этого, значимого для аэропорта события, 26 октября представители аэропорта и АО «АЭРО-Шереметьево» (совместного предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» и АО «МАШ») провели презентацию ТЗК нового оператора топливообеспечения.

После запуска нового топливозаправочного комплекса,  «Шереметьево» стал единственным в России аэропортом с тремя независимыми ТЗК, что позволило создать для авиаперевозчиков конкурентную среду, оптимизировать затраты на авиатопливо и сделать их базирование, операционную и экономическую деятельность в аэропорту более эффективной.

В соответствии с планами и в рамках долгосрочной программы развития аэропорта, система централизованной заправки самолетов ТЗК АО «АЭРО-Шереметьево» (Система ЦЗС) начала функционировать в полном объеме. Мощность комплекса составляет 1,2 млн тонн авиатоплива в год, номинальный объем резервуарного парка составляет 20 000 кубометров с возможностью увеличения до 25 000 кубометров.

В проекте ЦЗС были реализованы такие технические решения как централизованная заправочная система и автоматическая система производственных механизмов, что позволило сократить время обслуживания воздушного судна и повысить уровень безопасности производственных процессов. В целом, новый ТЗК состоит из нескольких основных участков, объединенных в одну общую цепь по топливообеспечению авиакомпаний.

Базовый склад горючего

На сегодняшний момент поставка авиационного топлива осуществляется по железной дороге. С этой целью, был построен подъездной путь, протяженностью около 4 км.  В будущем  ожидается подключение ТЗК  к системе магистральных нефтепродуктопроводов, что позволит доставлять топливо, минуя станцию Лобня.

На базовом складе осуществляется поставка топлива ж/д транспортом, его прием, слив в резервуары хранения, организация хранения этого топлива, его учет и выдача уже подготовленного топлива через насосно-фильтрационную станцию и, после удаления жидкости и различных загрязнений, его подачу на пункт налива, который находится на оперативно-заправочном комплексе на территории аэропорта и в гидрантную систему заправки воздушных судов на перроне аэропорта.

Сливная эстакада предназначена для приема и слива топлива, поступающего на ж/д транспорте. Узел рассчитан на одновременный прием и слив топлива из 14 цистерн (за одну подачу сливается около 800 т топлива).  Данная эстакада оборудована системой защиты от падений в соответствии с требованиям промбезопасности и навесом для работы в условиях атмосферных осадков. Здесь осуществляется входной контроль качества  - отбираются пробы из каждой цистерны и делают заключение о качестве топлива и его соответствии требованиям для приема. Далее выдается разрешение на прием и подстыковку устройств слива, после чего топливо сливается  с предварительной фильтрацией через специальную установку и закачивается в один из 4-х резервуаров (приемные и расходные).

В приемных резервуарах происходит процесс отстаивания топлива, после чего берутся его пробы для оценки качества. По результатам контроля выдается паспорт. В расходных резервуарах топливо выдается через трубопроводы и насосные станции, фильтруется, отбирается вода через фильтры и подается в гидрантную систему или на пункт налива топливозаправщиков. В расходном резервуаре также осуществляется контроль качества (аэродромный). Дренируется вода и проверяется топливо по контрольным показателям – проверяется на отсутствие воды и механических примесей.  Этот процесс проводится централизовано.

Насосно-фильтрационная станция Разделена на 2 секции - приема и выдачи. Секция приема включает в себя 3 насосно-фильтрационных модуля, которые осуществляют перекачку топлива по трубопроводу из ж/д цистерн  и подачу/закачку его в резервуары. Модули оборудованы фильтр-элементами с тройной системой очистки. Чистота фильтрования 15 микрон. После фильтрации топливо подается в резервуары приемной группы.  В ангаре подготовлены места для установки дополнительных модулей для наращивания мощности. Кроме того, планируется осуществить подключение к московскому транспортному кольцу (система трубопроводов Транснефти) для увеличения объемов приема и обработки топлива.

Производительная мощность модулей секции приема около 600 литров в час. Мощность модулей секции выдачи – около 1200 литров в час. В данной системе ужесточены требования к системе фильтрования. Тонкость фильтрования 5 микрон.  К примеру, тонкость очистки топлива в топливозаправщике перед подачей топлива в крыло составляет до 0,4 микрон. Система автоматизированная, но, тем не менее, в начале каждой смены персонал  проводит отбор проб из фильтров. Данное оборудование произведено НПО «Агрегат» по лицензии компании Peco Facet.

Спустя 2 часа после поступления топлива в приемный резервуар, в соответствии с нормативными документами, отбирается проба, которая передается в лабораторию. Лаборатория укомплектована современным оборудованием, которое позволяет проводить исследования, проводить оценку качества топлива по 11 показателям. По этим показателям специалисты делают заключение о соответствии топлива требованиям летной документации, требованиям ГОСТов и о возможности дальнейшего выполнения процедур по заправке воздушных судов. Лаборатория имеет сертификат соответствия в системе гражданской авиации.

На всех объектах реализованы системы автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Система состоит из резервуара для воды объёмом 4000 метров кубических, системы кольцевого водопровода, системы  пенного пожаротушения и системы автоматического охлаждения. Данная система управляется полностью в автоматическом режиме. В зависимости от срабатывания системы пожарной сигнализации (места срабатывания) выбирается определенный алгоритм работы, и система решает, какие  объекты необходимо тушить, какие водой, а какие – пеной. Происходит подача воды в раствор на станцию подготовки пенообразователя, а дальше по системе трубопроводов раствор подается на тушение пожара. Система работает с производительностью: 500 кубических метров водs и 250 кубических метров пены.

Также, в случае срабатывания сигнализации в любом месте, осуществляется охлаждение резервуаров. Автоматически начинают охлаждаться соседние объекты. Для этих целей предусмотрены лафетные стволы с дистанционным управлением оператором. Кроме того, все отслеживается с помощью камер видеонаблюдения. Все системы дублированы. Система имеет 100% резерв по оборудованию.

Система, которой оборудована операторная, в режиме реального времени показывает все процессы, проходящие в ТЗК, а также в системе топливообеспечения на территории аэропорта. Сюда же выводятся все изображения с камер видеонаблюдения на территории ТЗК, а также информация системы контроля утечек. Связь между различными участками комплекса и операторной осуществляется с помощью оптоволоконных кабелей. Отсюда же осуществляется управление лафетными стволами системы пожаротушения (помимо автоматического управления и контроля на месте). На самой гидрантной системе есть кнопочные посты. Также есть кнопки аварийной остановки в случае нештатной ситуации.

ТЗК на территории аэропорта

На Оперативно-заправочном комплексе располагается пункт налива топливозаправщиков, а также их стоянка. Основная задача комплекса – организация наполнения топливозаправщиков, проведение аэродромного контроля качества топлива, проведение техобслуживания, работа с документацией на аэродроме. Тут также находится персонал, который непосредственно участвует в процессе заправки воздушных судов.

Машина подходит к пункту налива топливозаправщиков. Пункт оборудован двумя заправочными модулями, а также средствами фильтрации и вододеления, счетчиком и системой визуального контроля топлива и физического отбора проб. Водитель подъезжает, присоединяет заправочные рукава, пристыковывает систему контроля, получает задание на заправку топлива и производит наполнение топливом машины. Затем диспетчер дает указание водителю с номером стоянки и типом воздушного судна, которое необходимо заправить. В качестве демонстрации была проведена заправка самолета Boeing 777-300ER авиакомпании Аэрофлот (2200 литров в минуту).

На стоянках возле телетрапов установлены специальные гидранты, топливо к которым подается с помощью системы трубопроводов из резервуара хранения. Гидрантная система ЦЗС «АЭРО-Шереметьево» на перроне Терминала «В» Северного терминального комплекса «Шереметьево» имеет 49 колонок, которые обеспечивают возможность заправки всех типов воздушных судов. Специальный заправщик (в отличие от обычного заправщика, гидрантный заправщик не имеет резервуара для хранения и перевозки топлива) подъезжает к гидранту, присоединяет заправочный шланг и начинает процесс перекачки топлива в самолет, пропуская его через дополнительную систему фильтров. Кроме того, работники на гидрантном заправщике контролируют не только процесс наполнения топливных баков самолета, но и процесс выравнивания топлива между баками.

Гидрантная система ЦЗС оборудована современными системами противоаварийной защиты и автоматизации, контроля и обнаружения утечек, контроля загазованности в технологических камерах, электрохимической защиты от коррозии. Система  полностью соответствует российским и международным требованиям безопасности. В период с 18 по 19 октября 2018 года в «Шереметьево» состоялся аудит со стороны представителей авиакомпании KLM Royal Dutch Airlines в рамках обязательной проверки новых ТЗК на соответствие международным нормам и правилам IATA Fuel Quality Pool. Результатом проверки стала высшая оценка - зеленый цвет ТЗК АО «АЭРО-Шереметьево» на официальном онлайн ресурсе IATA.

Фото автора


Михаил Вахнеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer