Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Мнение

О Бюллетенях. Существенно или несущественно?

25 марта 2018 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В отличие от самолетов, наши вертолеты не только составляют основу парка гражданской авиации, но и имеют солидный возраст, поэтому речь пойдет исключительно о вертолетных бюллетенях…

Итак, бюллетень – это документ, на основании которого выполняется конкретная работа на изделиях авиационной техники (АТ) и (или) изменяется эксплуатационная и ремонтная документация. Выполняемые по бюллетеням работы направлены на поддержание летной годности, улучшение тактико-технических и эксплуатационных характеристик, повышение надежности и устранение конструктивных и производственных недостатков (КПН), возникающих в процессе эксплуатации, ремонта и хранения авиационной техники. Цель – повышение безопасности, эффективности и экономичности эксплуатации и ремонта.

Наконец, любая работа на АТ выполняется исключительно по бюллетеню. Доработка по бюллетеню должна быть экономичной (доступной для эксплуатанта), исполнена точно и в срок. Основанием для выпуска бюллетеня является Решение. Решение оформляется в соответствии с требованиями руководящих документов (Положения П 1.1.90-94 и ГОСТов РВ 15.701-2003, 31270-2004, РВ 0015-706-2011…) и согласовывается с заинтересованными организациями, одобряется и утверждается руководителями уполномоченных органов.

Наша система доработок вертолетов складывалась не один десяток лет и успешно справлялась с решением очень важных задач. Однако в последнее время она подвергается серьезному переформатированию. Число субъектов процесса организации растет (управляющая компания – сервисная компания – разработчик – производитель – независимая инспекция – организации внешнеэкономической деятельности и т.д.). Количество подписантов постоянно увеличивается. Ответственность размывается (утверждено – согласовано – одобрено). Сроки затягиваются. Решения теряются. Появились даже спецкурьеры, которые курсируют между инстанциями. Не помогает и военная приемка, которая тормозит согласование документов на гражданские машины (не свои же). В результате, техника годами ждет устранения КПН или модернизации.

Для справки: Срок согласования решений каждой инстанцией не должен превышать 15 дней с момента его получения. А на деле, отдельные исполнители могут вообще не подписывать документы по надуманным мотивам. Дошло до того, что подписание стало использоваться, как «рычаг давления». Наглядный пример: Приказ Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2015 года № 285 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лица, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание (ТО) гражданских воздушных судов, требования ФАП». Получи сертификат организации ТО (комплект документов) и порядок. Нет сертификата – не можешь выполнять модернизацию.

В результате, из организаций, имеющих право на выполнение работ, выпали производители вертолетов. Абсурд. Производитель лучше всех знает конструкцию, технологию производства, особенности типа, серии или варианта изготовления. Производитель разрабатывает, оценивает, апробирует технологию выполнения бюллетеня, обучает специалистов, изготавливает и поставляет имущество, а выполнять – не может. Как апробировать выполнение работ в условиях эксплуатации, не имея на то права?

И еще один момент. Выпуск бюллетеня – это расходы. А выполнение работ – заработок. Выпускать бюллетень можно, выполнять работы нельзя! Отодвигая одних, можно давать заработать другим. Где здесь забота о безопасности, эффективности и экономичности? Раньше те же организации (и люди) выполняли работы по бюллетеням, и хорошо выполняли. Теперь одним «росчерком пера» они не смогут. Почему? Нет сертификата организации ТО! Вертолетам без сертификата летать можно (подавляющее число летающих «восьмерок» не имеют сертификата типа), а выполнять работы по бюллетеням без сертификата на несертифицированных вертолетах – нельзя.

Несколько слов о сегодняшнем толковании ТО (из Приказа №285). Плановое ТО: работы по обслуживанию, а также несущественный ремонт и модификации, которые не требуют существенной разборки и могут быть выполнены с применением простейшего оборудования и инструмента… (интересно, кто и как определяет несущественный ремонт или существенную разборку). Ключ к пониманию – «изменение конструкции». В новом формате к выполнению работ по изменению конструкции допускаются организации, выполняющие подготовку к применению, обеспечение полетов и поддержание работоспособности по отработанным технологиям (без изменения конструкции). Однако это никого не волнует. Сертификат есть (кстати, бессрочный), можно изменять конструкцию, даже если нет ни знаний, ни навыков, ни опыта конкретной работы (технологии)… Это существенно или несущественно?

Справедливости ради, нужно сказать, что бюллетень бюллетеню – рознь. Есть «аварийные», «срочные», «трудоемкие», а есть «редакционные», когда одно слово нужно заменить другим. Подход должен быть в первую очередь разумным. Не понимаю, как можно тормозить замену «древних» пленочных систем автоматической регистрации САРПП-12 на цифровые регистраторы параметров полета (это бесценная информация для расследования, предотвращения и недопущения повторения аварий и катастроф).

В заключение хотелось бы обратить внимание реформаторов на слова, с которых начинается ГОСТ  31270-2004: Доработка гражданской авиационной техники, а также согласованные подходы, требования, сложившиеся связи и взаимоотношения предприятий авиационной промышленности, эксплуатирующих и ремонтных предприятий являются важнейшими элементами сохранения летной годности и повышения уровня безопасности полетов воздушных судов.


Евгений Матвеев


комментарии (1):

shavkun2009      27/03/2018 [14:15:42]#1
Касательно бюллетеней Ми-8 есть один занимательный момент (не углубляясь в ГОСТы и авиаправила по порядку их выпуска и предоставления эксплуатанту). Бюллетени предоставляются на платной основе, т.е. их выпуск и предоставление не заложен в единицу выпущенной или проданной единицы техники. Речь о безопасности не идет совсем, а больше делается упор на зарабатывание денег. В то же время Мотор-Сич, как разработчик, заинтересован в правильной и безопасной эксплуатации своей техники, бесплатно предоставляет бюллетени, а вертолетов AirBus пошел гораздо дальше - доступ к ЭД и ее обновлениям предоставляет БЕСПЛАТНО и он-лайн





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkUic
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer