Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Мнение

О Бюллетенях. Существенно или несущественно?

25 марта 2018 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В отличие от самолетов, наши вертолеты не только составляют основу парка гражданской авиации, но и имеют солидный возраст, поэтому речь пойдет исключительно о вертолетных бюллетенях…

Итак, бюллетень – это документ, на основании которого выполняется конкретная работа на изделиях авиационной техники (АТ) и (или) изменяется эксплуатационная и ремонтная документация. Выполняемые по бюллетеням работы направлены на поддержание летной годности, улучшение тактико-технических и эксплуатационных характеристик, повышение надежности и устранение конструктивных и производственных недостатков (КПН), возникающих в процессе эксплуатации, ремонта и хранения авиационной техники. Цель – повышение безопасности, эффективности и экономичности эксплуатации и ремонта.

Наконец, любая работа на АТ выполняется исключительно по бюллетеню. Доработка по бюллетеню должна быть экономичной (доступной для эксплуатанта), исполнена точно и в срок. Основанием для выпуска бюллетеня является Решение. Решение оформляется в соответствии с требованиями руководящих документов (Положения П 1.1.90-94 и ГОСТов РВ 15.701-2003, 31270-2004, РВ 0015-706-2011…) и согласовывается с заинтересованными организациями, одобряется и утверждается руководителями уполномоченных органов.

Наша система доработок вертолетов складывалась не один десяток лет и успешно справлялась с решением очень важных задач. Однако в последнее время она подвергается серьезному переформатированию. Число субъектов процесса организации растет (управляющая компания – сервисная компания – разработчик – производитель – независимая инспекция – организации внешнеэкономической деятельности и т.д.). Количество подписантов постоянно увеличивается. Ответственность размывается (утверждено – согласовано – одобрено). Сроки затягиваются. Решения теряются. Появились даже спецкурьеры, которые курсируют между инстанциями. Не помогает и военная приемка, которая тормозит согласование документов на гражданские машины (не свои же). В результате, техника годами ждет устранения КПН или модернизации.

Для справки: Срок согласования решений каждой инстанцией не должен превышать 15 дней с момента его получения. А на деле, отдельные исполнители могут вообще не подписывать документы по надуманным мотивам. Дошло до того, что подписание стало использоваться, как «рычаг давления». Наглядный пример: Приказ Министерства транспорта РФ от 25 сентября 2015 года № 285 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лица, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание (ТО) гражданских воздушных судов, требования ФАП». Получи сертификат организации ТО (комплект документов) и порядок. Нет сертификата – не можешь выполнять модернизацию.

В результате, из организаций, имеющих право на выполнение работ, выпали производители вертолетов. Абсурд. Производитель лучше всех знает конструкцию, технологию производства, особенности типа, серии или варианта изготовления. Производитель разрабатывает, оценивает, апробирует технологию выполнения бюллетеня, обучает специалистов, изготавливает и поставляет имущество, а выполнять – не может. Как апробировать выполнение работ в условиях эксплуатации, не имея на то права?

И еще один момент. Выпуск бюллетеня – это расходы. А выполнение работ – заработок. Выпускать бюллетень можно, выполнять работы нельзя! Отодвигая одних, можно давать заработать другим. Где здесь забота о безопасности, эффективности и экономичности? Раньше те же организации (и люди) выполняли работы по бюллетеням, и хорошо выполняли. Теперь одним «росчерком пера» они не смогут. Почему? Нет сертификата организации ТО! Вертолетам без сертификата летать можно (подавляющее число летающих «восьмерок» не имеют сертификата типа), а выполнять работы по бюллетеням без сертификата на несертифицированных вертолетах – нельзя.

Несколько слов о сегодняшнем толковании ТО (из Приказа №285). Плановое ТО: работы по обслуживанию, а также несущественный ремонт и модификации, которые не требуют существенной разборки и могут быть выполнены с применением простейшего оборудования и инструмента… (интересно, кто и как определяет несущественный ремонт или существенную разборку). Ключ к пониманию – «изменение конструкции». В новом формате к выполнению работ по изменению конструкции допускаются организации, выполняющие подготовку к применению, обеспечение полетов и поддержание работоспособности по отработанным технологиям (без изменения конструкции). Однако это никого не волнует. Сертификат есть (кстати, бессрочный), можно изменять конструкцию, даже если нет ни знаний, ни навыков, ни опыта конкретной работы (технологии)… Это существенно или несущественно?

Справедливости ради, нужно сказать, что бюллетень бюллетеню – рознь. Есть «аварийные», «срочные», «трудоемкие», а есть «редакционные», когда одно слово нужно заменить другим. Подход должен быть в первую очередь разумным. Не понимаю, как можно тормозить замену «древних» пленочных систем автоматической регистрации САРПП-12 на цифровые регистраторы параметров полета (это бесценная информация для расследования, предотвращения и недопущения повторения аварий и катастроф).

В заключение хотелось бы обратить внимание реформаторов на слова, с которых начинается ГОСТ  31270-2004: Доработка гражданской авиационной техники, а также согласованные подходы, требования, сложившиеся связи и взаимоотношения предприятий авиационной промышленности, эксплуатирующих и ремонтных предприятий являются важнейшими элементами сохранения летной годности и повышения уровня безопасности полетов воздушных судов.


Евгений Матвеев


комментарии (1):

shavkun2009      27/03/2018 [14:15:42]#1
Касательно бюллетеней Ми-8 есть один занимательный момент (не углубляясь в ГОСТы и авиаправила по порядку их выпуска и предоставления эксплуатанту). Бюллетени предоставляются на платной основе, т.е. их выпуск и предоставление не заложен в единицу выпущенной или проданной единицы техники. Речь о безопасности не идет совсем, а больше делается упор на зарабатывание денег. В то же время Мотор-Сич, как разработчик, заинтересован в правильной и безопасной эксплуатации своей техники, бесплатно предоставляет бюллетени, а вертолетов AirBus пошел гораздо дальше - доступ к ЭД и ее обновлениям предоставляет БЕСПЛАТНО и он-лайн









Материалы рубрики

Денис Мантуров
Это был вызов, но мы с ним справились
Aviation EXplorer
Беседа с пилотом первого вертолета Ми-38
Владимир Карнозов
Airbus: следовать более стабильной траектории роста
Илья Вайсберг
Современная нормативная база – основа системы сертификации гражданской авиационной техники в России
Владимир Карнозов
Airbus: подкупы и коррупция уходят в прошлое
Владимир Карнозов
К десятилетию первого полета ПАКФА (Су-57)
Г.Кулешов, В.Мамай
Строительство в приаэродромных территориях в призме судебных споров
Владимир Карнозов
Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 2 (Россия)



Николай Таликов
Как сделать противопожарный Ил-76 еще более эффективным
Владимир Карнозов
Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 1 (НАТО)
Aviation EXplorer
Политический триумф России на Dubai Airshow
Aviation EXplorer
Як-130 хочет «прописаться» на Ближнем Востоке
Владимир Карнозов
С-5У и другие новые дополнения к отечественным неуправляемым ракетам
Татьяна Воловик
Электронный паспорт авиатоплива
Владимир Карнозов
Safran: «Мы открыты к увеличению российской доли в производстве комплектующих»
Владимир Карнозов
«Авиадвигатель» как основа энергетической безопасности России
Корпорация Иркут
Премьера МС-21: цифры, факты, комментарии
Юлия Кузьмина
МАКС, до новых встреч!
Михаил Вахнеев
«Золотые крылья МАКС-2019»
Юлия Кузьмина
МАКС-2019 открывает двери
Владимир Карнозов
«Авиадвигатель» - смесь воздуха с электричеством и углеводородами
Сергей Коротков
О цифровой трансформации процесса создания авиационной техники
Владимир Карнозов
Авианосец «Ламантин» и другие
Владимир Карнозов
Авиация «АРМИИ-2019»
Владимир Карнозов
ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!» – Часть 2
Владимир Карнозов
ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!»
Дмитрий Зайцев
Lufthansa Technik: мы всегда отвечаем по своим обязательствам
Владимир Карнозов
Неуправляемые авиационные ракеты – 80 лет на службе
Оргкомитет МАКС-2019
МАКС-2019: парад новинок и новаций
Николай Таликов
Ил-112 – долгая дорога в небо
Михаил Вахнеев
Ту-204 для Центра подготовки космонавтов
Aviation EXplorer
"Погоду на Сахалине и Курилах делает море!"
Роман Гусаров
О работе Главного центра ЕС ОрВД
Александр Рубцов
Электронный паспорт самолета SSJ100
Николай Логинов
ЦУП Ютэйр – работа в режиме одного окна
Михаил Вахнеев
Санитарная авиация получает новые вертолеты
Андрей Богинский
Реализовать наработки и довести их до рынка
ТАИС
О национальной системе бронирования
Сирена-Трэвел
Леонардо - комплексное решение для транспортной отрасли
Павел Дьяченко
О послепродажном обслуживании SSJ 100

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Профессиональные услуги доставка пива чертаново северное, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer