← Назад

Главная Техника/технологии Специальный репортажМФД-2018 - смотр достижений российского двигателестроения

12 апреля 2018 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer

Михаил Вахнеев
журналист Aviation EXplorer


С 4 по 6 апреля 2018 г. на ВДНХ в Москве проходил III Международный Форум Двигателестроения МФД-2018, на котором Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) представила новейшие разработки в области авиационных, морских и наземных двигателей, а также рассказала о ключевых достижениях российской двигателестроительной отрасли за 10 лет с момента образования Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

ОДК, интегрирующая в своем составе более 90 % активов отрасли, была сформирована во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 497 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. №1446-р с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения.   Наиболее значимыми стратегическими целями ОДК являются: полное выполнение заданий государственного оборонного заказа и государственной программы вооружений; поддержание и развитие компетенций во всех основных сегментах: авиадвигателестроение, наземные и морские ГТД, ракетные двигатели; обеспечение достаточных ресурсов для реализации перспективных программ и проектов развития.

Председатель экспертного совета коллегии ВПК Михаила Ремизов: «Сегодня мы открываем III Международный форум двигателестроения. В наше быстрое время три раза – это уже традиция, но на самом деле форум имеет более давнюю предысторию, связанную с выставкой «Двигатели» АССАД, имеющую многолетнюю историю.  В этом году форум выходит на новый уровень, потому что его взяла под крыло ОДК. Это знаменательно, учитывая то, какой юбилей мы отмечаем в этом году и в этом месяце - 10 лет создания ОДК. Думаю, что за эти 10 лет удалось сделать так, чтобы целое было больше чем сумма частей. Мы находимся в той фазе, когда от интеграции, консолидации, оздоровления активов, от антикризисной повестки можно переходить к повестке технологического и экономического развития.

Есть еще один юбилей - 110-летие со дня рождения выдающегося двигателестроителя Архипа Михайловича Люльки. Это один из столпов отечественного двигателестроения. Один из тех людей, благодаря которым наша страна вошла в высшую лигу промышленных держав. Я думаю, вы со мной согласитесь, что критерием членства в этой лиге во многом является способность делать двигатели в разных «категориях». Благодаря заделу, созданному этими людьми, мы по сей день сохраняем позиции в этой лиге. Сегодняшний форум и выставка – это хорошая возможность посмотреть, представить и обсудить достижения отечественного двигателестроения за последние годы.»

Генеральный директор ОДК Александр Артюхов: «От имени ОДК и от имени организаторов Международного форума двигателестроения я приветствую всех участников и гостей форума. Сегодня мы получаем немало авансов, с точки зрения наших успехов, потому что у нас целый ряд масштабных проектов находятся только на старте. И только результатами этой работы мы сможем подтвердить те позитивные ожидания, которые от нас ждут.  Вместе с тем должен сказать, что ОДК 10 лет назад и ОДК сегодня – это две разные организации. За это время сделан большой масштабный шаг вперед. Главным достижением я считаю то, что мы сегодня сфокусировали все усилия, которые есть в нашей отрасли, в одном направлении,  для решения одной задачи - повышение конкурентоспособности. От разрозненных предприятий, которые решали свои частные задачи, мы перешли к реализации масштабных государственных проектов. За прошедший период мы, с 2016 года, вышли на положительные результаты работы, что дает дополнительные возможности инвестировать в программы развития. Сегодня инвестиционная программа ОДК одна из самых масштабных в отрасли и должна привести к реализации проектов, которые стоят на повестке дня. Это двигатели ПД-14, ПД-35, двигатели для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, перспективные вертолетные двигатели. Мы желаем, чтобы на этом форуме состоялись плодотворные встречи, удачи и успехов всем участникам.»

Президента АССАД Виктор Чуйко: «Дорогие друзья, участники нашего форума, глубокоуважаемые гости, у нас III форум и XV конгрессно-выставочное мероприятие по авиационному двигателестроению. Я искренне желаю всем участникам с максимальной эффективностью провести время на форуме. Все три дня нашей работы вы будете открыты для контакта с руководителями ОДК. Я также с удовольствием приветствую иностранных участников нашего форума, которые активно хотят сотрудничать с предприятиями ОДК. Искренне желаю ОДК, ее руководству, всем работникам аппарата, директорам, присутствующим здесь, коллективам предприятий новых успехов, выполнения очень больших задач по продвижению российских технологии на  мировой рынок.»

В рамках мероприятия состоялись: форум «Двигатели будущего» с участием ведущих специалистов в авиационной отрасли, в том числе зарубежных экспертов, презентация двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21 и другие мероприятия. Экспозиция ОДК на МФД-2018 отразила все основные направления работы холдинга – от двигателей для боевой авиации до газотурбинных установок промышленного назначения.

Впервые на выставке был продемонстрирован натурный образец турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, разработанного санкт-петербургским АО «ОДК-Климов» и предназначенного для оснащения регионального авиалайнера Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

Также состоялась презентация ПД-14 – базового турбовентиляторного двигателя, который создан в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21-300 с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных.  Двигатель не уступает находящимся в эксплуатации зарубежным аналогам, а по многим параметрам, в частности, выбросам в атмосферу, шумам и т.д., превосходит их. Процедура сертификации базового двигателя ПД-14 как по российским, так и по международным стандартам, идет в соответствии с установленными сроками. В 2018 г. планируется получение сертификата Росавиации, а в 2019 г. – EASA.

Также гражданское авиадвигателестроение было представлено силовой установкой SaM146, которой оснащаются самолеты Superjet 100 (SSJ100). Двигатель производится рыбинским ПАО «ОДК-Сатурн» на условиях равноправного партнерства с компанией Safran Aircraft Engines (Франция). SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации. Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 г. превысила 830 000 летных часов.

Направление боевой авиации открывает двигатель АЛ-41Ф-1С, производимый уфимским ПАО «ОДК-УМПО». Это турбореактивный двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, глубокая модернизация двигателя АЛ-31Ф. От предшественника двигатель отличается увеличенным ресурсом и тягой в 14,5 тонны. АЛ-41Ф-1С позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

РД-33МК – турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой – модификация базового двигателя РД-33, подвергнутая серьезной конструкторской доработке. Двигатель предназначен для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а так же для  новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. В январе 2017 г. двигатели РД-33МК отработали без замечаний в ходе первого испытательного полета МиГ-35. При создании РД-33МК были сохранены все преимущества базовой платформы, при этом двигатель обладает повышенной тягой (на форсированных режимах повышена на 10%).

На МФД-2018 также был представлен разработанный АО «ОДК-Климов» новейший цифровой блок автоматического регулирования и контроля БАРК-88, предназначенный для модернизации систем управления двигателей семейства РД-33. Применение БАРК-88 в системе управления и контроля двигателями существенно повышает эксплуатационные возможности истребителя.

Ещё один двигатель АЛ-31ФН это турбореактивный двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, форсажной камерой и всережимным регулируемым сверхзвуковым реактивным соплом. Двигатель является модификацией двигателя АЛ–31Ф с нижним расположением коробок двигательных и самолетных агрегатов. Он предназначен для однодвигательных истребителей китайского производства. На МФД-2018 представлен вариант с реактивным соплом с управляемым вектором тяги. Данное сопло разработки московского АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» является дополнительной опцией для двигателя, позволяющей существенно повысить летно-технические характеристики самолета.

В 2015 году ОДК завершила мероприятия по импортозамещению деталей и узлов двигателя АИ-222-25, которым оснащаются учебно-боевые самолеты Як-130. В настоящее время он изготавливается московским НПЦ газотурбостроения «Салют» полностью из российских комплектующих. Ранее примерно половина комплектующих поставлялась из-за рубежа.

АО «ОДК-Климов» разработана и успешно испытана новейшая модификация вертолетного турбовального двигателя ВК-2500 – двигатель ВК-2500ПС с улучшенными эксплуатационными характеристиками и использованием современной российской цифровой электронной системы управления и контроля. В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Базовое применение ВК-2500ПС – новейший гражданский вертолет Ми-171А2. Ранее ОДК обеспечила постановку двигателя ВК-2500 на производство в России.

«Вертолетное» направление продолжает представленный на форуме насос-регулятор НР-2500 (разработчик — пермское АО «ОДК-СТАР»). Его применение обеспечивает надежность и качество управления вертолетными двигателями ВК-2500ПС за счет исполнения гидромеханическим агрегатом команд от электронного блока управления. Вложенные в НР-2500 конструктивные решения повышают его надёжность, обеспечивая работу двигателя в условиях влажного и жаркого тропического климата.

Двигатель ТРДД-50АТ предназначенный для установки на беспилотные летательные аппараты специального назначения. Основными требованиями к подобным ГТД являются минимальные габариты и масса, высокая экономичность и надежность.

На МФД-2018 также был демонстририрован морской газотурбинный двигатель М70ФРУ разработки и производства ПАО «ОДК-Сатурн». ОДК в рамках программы импортозамещения на базе данного предприятия создала базу морского газотурбостроения. Успешно завершены три опытно-конструкторские работы (ОКР) по разработке и постанове на производство корабельных газотурбинных двигателей.

Конечно же невозможно было на столь представительном форуме не показать жидкостный ракетный двигатель НК-33, который был создан легендарным советским конструктором Николаем Кузнецовым для «лунного» космического проекта Н1. Он стал первым в мире в своем классе — двигателем, выполненным по замкнутой схеме, работающим на компонентах кислород-керосин, имеющим многоразовый запуск и многократное применение. Представленный на форуме НК-33А разработки и производства самарского предприятия ОДК ПАО «Кузнецов» отличается надежностью и совершенством технических параметров, демонстрирует максимальное отношение тяги к массе среди современных двигателей. За несколько дней до открытия форума, 29 марта 2018 г. двигатель НК-33А, обеспечил успешный старт ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в» с военного космодрома Плесецк (Архангельская область).

Промышленный двигатель ГТД-4РМ (ПАО «ОДК-Сатурн») входит в семейство газовых турбин для привода газовых компрессоров газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов в составе теплоэлектростанций малой и средней мощности (от 4 до 80 МВт и выше). Среди его преимуществ: высокая топливная эффективность
 высокая надежность и безопасность эксплуатации.

Возможности ОДК на «промышленном» направлении демонстрирует и представленный макет компрессорной станции с газоперекачивающим агрегатом ГПА-25 — одной из последних разработок рыбинского АО «ОДК — Газовые турбины», головной компании ОДК по производству газотурбинных энергетических агрегатов и газоперекачивающих комплексов. ГПА-25 вобрал в себя самые совершенные и современные технологии газотурбинной и компрессорной отрасли. Агрегат имеет высокие технические показатели. В качестве привода центробежного компрессора в нем используются высокоэффективные двигатели ПС-90ГП-25, созданные на основе авиационного двигателя ПС-90А, различные модификации которого поднимают в воздух такие легендарные самолеты как Ил-96 и Ил-76. 


Михаил Вахнеев


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2018/4/12/2748/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.