Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Су-30МКИ – «звезда» воздушной части салона DefExpo’2018

23 апреля 2018 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Оборонный салон DefExpo’2018 запомнится воздушным парадом во главе с Су-30МКИ – «лучшим многоцелевым истребителем» из состава ВВС Индии. А также дальнейшим ростом амбиций быстроразвивающегося индийского ОПК и более широким вовлечением частного сектора в программы национальной обороны.

DefExpo’2018 проходил с 11 по 14 апреля на территории выставочного комплекса у морского порта города Ченнай. Нынешний салон стал десятым по счету событием подобного рода, происходящим раз в два года. Сами организаторы описывают его как «выставку вооружения и военной техники (ВВТ) для сухопутных войск, военно-морского флота и системы обеспечения внутренней безопасности государства».

Важно заметить, что сначала DefExpo проводилась в центре столицы, занимая капитальные строения и расположенные вокруг них открытые площадки выставочного комплекса, построенного по типу московского ВДНХ. Однако, начиная с 2016 года, правительством Республики принято решение на использование временных площадок c быстровозводимыми павильонами ангарного типа, в непосредственной близости от крупных городов в различных провинциях, где налажено производство ВВТ.

Предыдущая выставка проводилась в городе Квитол (штат Гоа), а нынешняя – в Ченнай (штат Тамил-Наду), вопрос о месте проведения будущей пока обсуждается. Причем, следующее, одиннадцатое по счету событие, будет иметь особо важное значение, поскольку очередной салон намечен на 2020 год, когда истекает срок полномочий нынешнего кабинета министров, и когда для Нарендры Моди и его подчиненных настанет время отчитаться перед избирателями о проделанной работе.

Действующий премьер-министр утверждает, что предыдущие правительства «слишком концентрировались на Дели», тогда как его кабинет старается больше внимания уделять другим мегаполисам, с целью придать им дополнительный импульс развития. Именно это и стало основной причиной «кочевого образа жизни» DefExpo в последние годы. Устроители декларировали: «выставка более не будет иметь места постоянной дислокации».

Подобный подход несет как свои преимущества, так и недостатки. Последние проглядывают в статистике. Так, в 2016 году на выставку прибыли 232  иностранные компании, а в 2018-м – всего лишь  154. Правда, число местных организаций увеличилось с 304 до 523, так что общее число фирм-участников составило 677. Но есть нюанс. Когда устроители называют число «зарегистрировавшихся» фирм, компаний и организаций, здесь цифры следующие: «около тысячи» для салона 2016 года и 809 для нынешнего. Если пользоваться ими, то имеет место почти 20% сокращение.

Павильоны и участники

Вспоминая салон 2010 года, мне показалось, что за прошедшие восемь лет площадь, занимаемая стендами иностранных участников, сократилась с половины общего объема до четверти. Действительно, согласно информации организационного комитета, в этом году из 290 тысяч квадратных футов (около 27 тысяч квадратных метров) экспозиционной площади 72% были отданы местным фирмам (общая площадь с учетом отрытых стоянок – 103 тысячи квадратных метров). Существенное сокращение иностранного контента есть не что иное, как отражение факта падения интереса глобальных производителей к участию в DefExpo.

Важно заметить, что сокращение иностранного участия произошло исключительно за счет стран Запада. А вот российская экспозиция, при переходе от события двухлетней давности к нынешнему, по площади не изменилась, и как прежде занимала 1300 квадратных метров. Она расположилась в Павильоне №1, а ее организатором выступило АО «Рособоронэкспорт». Возглавлял российскую делегацию заместитель руководителя Федеральной Службы по Военно-Техническому Сотрудничеству (ФСВТС) Владимир Николаевич Дрожжов. Ему помогали: глава объединенной делегации Государственной корпорации «Ростех» - представитель «Ростех» в Индии П.В. Еропкин и глава объединенной делегации «Рособоронэкспорта» - Начальник департамента маркетинговой деятельности А.В. Щербинин.

Следующее наблюдение – от выставки к выставке идет постепенное смещение фокуса внимания с прямых закупок ВВТ на лицензионное производство и совместную разработку, а за время пребывания у власти Н. Моди – на программы по типу “Make in India” («Делай в Индии»). Здесь есть как позитивные, так и негативные моменты, одним из которых является снижение зрелищности DefExpo. Ведь на салон 2018 года иностранные участники не привезли ни одного крупного выставочного экспоната! Все таковые оказались местной сборки, включая те, что сделаны по лицензии.

Министр обороны госпожа Nirmala Sitharaman не устает повторять, что среди задач военного ведомства – поддержание дальнейшего роста объемов производства местной промышленности, причем, не только в интересах обеспечения потребностей собственных Вооруженных сил, но и на экспорт.

Третье наблюдение – сокращение доли техники для военно-морского флота в пользу авиации. Причем эта тенденция наблюдается «в пику географии», ведь Гоа и Ченнай располагаются на берегу Индийского океана. Что создает «естественные» условия для показа боевых кораблей и вспомогательных судов.

Программа воздушного показа

Приятной особенностью DefExpo’2018 стал ежедневный характер программы показательных полетов. Отметим, что самолеты и вертолеты вообще не летали, когда выставка проводилась в Дели. Однако и в отношении программы воздушного показа выдерживались установки правительства на всемерную пропаганду техники местной сборки. Так, все вертолеты, задействованные в показе, - местной конструкции: Dhruv и Rudra. Правда, полученные по линии ВТС с Россией Ми-17 таки появлялись над выставочным комплексом, но не в рамках программы демонстрационных полетов, а в ходе выполнения заданий по перевозке особо важных персон, включая членов правительства и военачальников. При этом была задействована вертолетная площадка-стоянка в относительной близости к выставочным павильонам.

Официальная церемония открытия 12 апреля запомнилась пролетом двух «троек» смешенного состава каждая напоминающая по форме букву «V». Первая состояла из германского турбовинтового самолета Dornier Do-228, используемого Вооруженными Силами Индии в качестве связного и патрульного, британского BAe Systems Hawk Mk.132 и индийского HAL HH-40 двухместных учебных самолетов. Вторую тройку» вел Су-30МКИ, за которым следовали HAL Tejas and SEPECAT Jaguar. Комментатор по громкой линии сообщил зрителям: «Су-30МКИ является самым совершенным многоцелевым истребителем из числа всех типов боевых самолетов, состоящих на вооружении Индийских Военно-воздушных сил».

Перечислив типы летательных аппаратов, выбранных для участия в воздушной части представления, отметим особенности их селекции. Вся шестерка состоит из моделей, которые являются либо местной  разработкой (Tejas и HH-40), либо собираются в Индии по лицензии (Су-30МКИ, Dornier Do-228, SEPECAT Jaguar, BAe Systems Hawk Mk.132).

Что касается HH-40, также обозначаемого как Hindustan Turboprop Trainer: эта машина впервые показывалась на DefExpo’2018. Летный прототип поднялся в небо весной позапрошлого года, вскоре после закрытия предыдущего салона. Создавшая машину корпорация HAL описывает ее как «высокоманевренный учебный самолет, способный выполнять фигуры высшего пилотажа». Сборка серийных образцов выполняется на государственном заводе возле города Бангалор, но половина всех частей и комплектующих поставляется частным сектором. Самолет оснащен американской турбовинтовой установкой, состоящей из мотора Honeywell Garrett TPE331-12B и пропеллера Hartzell, разгоняющей его до скорости 400 узлов (740 км/час), предельная дальность полета – одна тысяча километров.

Истребители для ВВС Индии

Участие в программе воздушного показа легкого истребителя LCA Tejas носило символический характер ввиду объявления, прозвучавшего из уст официальных представителей действующего кабинета министров, по расширению производственной программы. Предполагается увеличить заказ до 324 серийных образцов, что позволит ВВС Индии оснастить 18 истребительных эскадрилий. До настоящего времени министерство обороны одобрило покупку 123 самолетов, с принятием первой партии на вооружение ориентировочно в 2019 году.

Если данные планы реализуются, то Tejas превзойдет по численности Су-30МКИ, что закупался напрямую у России (с поставками от Иркутского авиазавода [ИАЗ] Корпорации «Иркут») и собирался по лицензии на мощностях корпорации HAL, суммарно 272 единицы. К настоящему моменту все поставочные комплекты из России отправлены, но часть самолетов все еще находится в сборке на заводе у города Бангалор. Суммарного количества достаточно для оснащения 15 эскадрилий.

Следующий в очереди на поставку ВВС Индии – истребитель новой генерации под названием Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA), по-русски «Улучшенный Средний Боевой Самолет». Его разработку ведут специалисты Defense Research and Development Organization (DRDO) – структуры, входящей в систему министерства обороны. Они описывают машину как «многоцелевой двухмоторный истребитель пятого поколения». На одном из выставочных стендов был представлен один масштабный макет самолета, на другом – еще пара.

Как и другие проекты истребителей пятого поколения, AMCA имеет внутренний отсек вооружения. Он располагается в нижней средней части фюзеляжа и вмещает четыре ракеты. Кроме того, машина может нести средства поражения и контейнеры с разведывательным и прицельным оборудованием на шести узлах подвески под крылом и двух под фюзеляжем.

А как же совместный российско-индийский проект по созданию истребителя пятого поколения Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) на базе ПАКФА (Су-57)? О его судьбе у руководителя российской делегации на DefExpo’2018 поинтересовались местные журналисты. Владимир Дрожжов ответил: «Мы готовы подписать соответствующий контракт по истребителю пятого поколения. Ожидаем решения политического руководства страны-партнера».

Отметим, что сегодня истребители российского производства находится на вооружении не только Военно-воздушных сил, но и авиации Военно-морских Сил Республики Индия. РСК «МиГ» изготовил и поставил заказчику 45 МиГ-29К/КУБ для комплектации авианосцев проекта 11430 «Викрамадитья» (перестроенный в 2013 году на «Севмаше» крейсер «Адмирал Горшков») и проекта 71 «Викрант» (спущен на воду в 2015 году, достраивается на плаву). На индийских стендах выставлялись модели этих кораблей с масштабными копиями «МиГов» и вертолетов марки «Камов» на летной палубе.

Самолет радиолокационной разведки

Помимо проектов Tejas и AMCA, специалисты DRDO ведут сотни других разработок ВВТ. Для их реализации организация имеет более пятидесяти научно-исследовательских институтов, лабораторий, экспериментальных заводов и т.п.  Возглавляет систему доктор S. Christopher – ученый и руководитель, который отличился в ходе реализации проекта AEW&C India, также известного как система радиолокационного наблюдения “Indigenous Airborne Early Warning and Control”.  По сообщению местной печати, два самолета системы прошли весь комплекс испытаний, и в настоящее время используются ВВС Индии.

Развивая успех, DRDO приступила к работе над гораздо более мощным «летающим радаром» на платформе авиалайнера Airbus A330. Переход от  примененной ранее платформы самолета региональных линий Embraer EMB-145I позволяет увеличить время патрулирования с 5-8 часов на высоте 10-12 км до 12-14 часов, а в случае дозаправки в воздухе – еще больше.

Заметим, что  AEW&C India отличается сравнительно небольшой антенной, по форме представляющей «трубу квадратного сечения». Она сконфигурирована таким образом для обеспечения охлаждения приемо-передающих модулей активной антенной решетки набегающим воздушным потоком. Новая машина получит характерный «гриб» с установленной в нем антенной РЛС, как на самолетах E-3 Sentry, A-50, «Аднан-2», KJ-2000 и им подобных. В «шапочке» «гриба» (а на деле это защитный колпак-обтекатель) расположены антенные решетки. Они удерживаются «ножками» «гриба», которые «растут» из верхней центральной секции фюзеляжа самолета.

Ожидается, что новый «летающий радар» приблизится по характеристикам к российскому А-50ЕИ. Эта машина разработана ТАНТК им. Г.М. Бериева на платформе Ил-76 с двигателями ПС-90А-76, и использует оборудование концерна «Вега». В настоящее время ВВС Индии используют два AEW&C India (всего было закуплено три самолета Embraer EMB-145I, так что группа может пополниться еще одной машиной) и три А-50ЕИ. Ранее проходила информация о желании министерства обороны заказать дополнительную тройку А-50ЕИ, а в перспективе довести численность парка до девяти. Однако теперь, когда над машиной с близкими характеристиками работает собственная структура, возможен пересмотр закупочной политики в пользу местных производителей.

Среди сотен других экспонатов на стендах DRDO, выделим радиолокатор с активной антенной решеткой «AAAU», выполненный в габаритах Н-011 «Барс» разработки НИИП им. В.В. Тихомирова. Последний используется на истребителях Су-30МКИ/МКМ. Заметим, что по своим массово-габаритным параметрам, устройство AAAU не подходит ни к LCA Tejas, ни к AMCA (слишком большое).

Возможно, разработка «AAAU» ведется с целью замены «барсов» при модернизации Су-30МКИ по проектам по типу «Super-30», который рассматривался несколько лет тому назад. Помимо прочего, им предполагалась замена существующего БРЛС с пассивной фазированной решеткой и электронным сканированием луча на перспективный радиолокатор с активной антенной решеткой, состоящей из твердотельных приемо-передающих модулей.

Накануне открытия DefExpo’2018 министерство обороны разослало крупным иностранным производителям авиатехники запрос на информацию (request for information, RFI) в рамках планируемой закупки 110 истребителей. По мнению российских специалистов, шансы на успех имеет Су-30МКИ или его развитие («Super-30»). Данное решение потребует от Индии меньше затрат, так как производство «сушки» уже налажено и дело лишь в том, чтобы расширить его масштабы и раздвинуть временные рамки. Альтернативный вариант – закупка МиГ-35, который фактически представляет сухопутный вариант хорошо зарекомендовавшего себя у индийских морских летчиков палубного МиГ-29К/КУБ.

Также заслуживают упоминания и представленные в индийской экспозиции модели беспилотных летательных аппаратов, в частности, масштабная модель ударного реактивного БПЛА с реактивной силовой установкой и крылом большой стреловидности. По внешнему облику он напоминает показанный на МАКС-2009 аппарат «Скат» разработки ОКБ им. А.И. Микояна.  Кроме того, демонстрировался аппарат Rustom-II, принадлежащий, как и «Орион» разработки «РЕТ Кронштадт», к типу MALE (Medium Altitude Long Endurance – «средняя высота, большая продолжительность»).

Пресс-конференция ФСВТС

Заметным событием DefExpo’2018 стала пресс-конференция главы российской делегации Владимира Дрожжова, состоявшаяся 11 апреля. Отвечать на вопросы журналистов Владимиру Николаевичу помогала помощник директора ФСВТС по взаимодействию со СМИ Мария Александровна Воробьева.

Владимир Дрожжов отметил, что «Make in India» – программа для нас не новая. «Мы уже давно работаем над производством вооружения и военной техники в Индии. Российской стороной передано около двадцати лицензионных технологий на производство ВВТ. Они связаны с производством авиационной и бронетанковой техники. Наиболее крупные сделки – по многоцелевым истребителям Су-30МКИ и основным боевым танкам Т-72 и Т-90С. Мы готовы и дальше взаимодействовать с Индией по данному направлению, передавать технологии производства ВВТ».

Новое направление, связанное с Make in India представляет собой взаимодействие с частными индийскими предприятиями (до последнего времени все ключевые предприятия национального ОПК принадлежали государству). «Компании оборонно-промышленного комплекса России уже взаимодействуют со структурами частного сектора Индии, - заметил Владимир Дрожжов. - Мы готовы подписывать меморандумы о производстве запасных частей и комплектующих на индийской территории. Мы полностью принимаем те принципы и подходы, которые индийская сторона предлагает по такому взаимодействию».

Спросили журналисты и про влияние американских санкций на ВТС между Россией и Индией. «Мы уже находимся под этими санкциями на протяжении четырех лет, но, если посмотреть по объемам продаж ВВТ, то он продолжает находиться на достойном уровне», - ответил Дрожжов. Например, в 2014 году стороны подписали большое соглашение по организации лицензионного производства на мощностях индийских казенных предприятий выстрелов ЗВБМ17 «Манго» для 125-мм пушек танков Т-72 и Т-90С (одна такая машина индийской сборки выставлялась на DefExpo’2018). Головной исполнитель - АО «НИМИ им. В.В. Бахирева» из состава АО «Научно-производственный концерн «Техмаш» госкорпорации «Ростех».

Проект успешно реализуется и накануне открытия DefExpo’2018 заказчик получил и провел испытания установочной партии таких выстрелов. «Словом, проект по постановке лицензионного выпуска в Индии выстрелов «Манго» успешно реализуется. Я не вижу каких-либо проблем, что могут помешать практическому исполнению этого и других контрактов», - заключил Владимир Николаевич.

Выводы

Завершая рассказ о DefExpo’2018, выделим главное. Салон в очередной раз продемонстрировал, что Индия постепенно, но неумолимо, движется по пути обеспечения самодостаточности в области разработки и производства вооружений и военной техники. Это делается в соответствии с завещанием первого премьер-министра Республики – Джавахарла́ла Неру (Jawaharlal Nehru). В соответствии с его распоряжениями, пятьдесят пять лет тому назад  началось военно-техническое сотрудничество между нашими странами.

Напомним, что незадолго до этого Индия сбросила ярмо британской колонии и стала независимым государством. Вплоть до настоящего времени наша страна всемерно помогает процессу становления индийской промышленности и его неотъемлемой части – оборонно-промышленного комплекса. При этом мы не забываем о собственных интересах в области национальной обороны и необходимости финансирования российского оборонно-промышленного комплекса, в том числе благодаря заказам иностранных партнеров.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhTmJ
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/repair/flat/mnogokvartirniy/ здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer