Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Техника/технологии Обзор

Десятилетие первого полета Superjet 100

22 мая 2018 года / Юлия Кузьмина / Aviation EXplorer
 

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


10 лет назад, 19 мая 2008 года состоялся первый полет российского регионального самолета Superjet 100 (SSJ100). Это коммерческий самолет нового поколения, созданный компанией АО «Гражданские самолеты Сухого» с применением новейших технологий в мировом авиастроении, обеспечивающий высокий уровень эксплуатационной эффективности. SSJ100 - первый российский самолет, отправной точкой создания которого стали требования к продукту, сформированные ведущими авиаперевозчиками мира.

Впервые Superjet 100 был представлен публике в сентябре 2007 года. Через 8 месяцев состоялся его первый полет, а коммерческая эксплуатация началась после завершения испытаний и сертификации самолета весной 2011 г. По состоянию на май 2018 года в эксплуатации находится 127 самолетов SSJ100. В общей сложности самолеты выполнили более 275 000 коммерческих рейсов продолжительностью свыше 420 000 летных часов. На сегодняшний день Superjet 100 эксплуатируется в российских авиакомпаниях и госструктурах: Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Ямал, ИрАэро, Азимут, МВД России, МЧС, СЛО Россия, РусДжет, а также в иностранных: Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевские ВВС Таиланда.

На первых этапах реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. В его производстве были применены ранее не использовавшиеся в российском гражданском самолетостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и ряд других. Это первый российский самолет, полностью спроектированный с использованием цифровых технологий.

Все модели семейства Superjet 100 (RRJ-95B и RRJ-95LR-100) оснащены специально разработанными для этого самолета двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства PowerJet, совместного предприятия Snecma и НПО «Сатурн». Улучшенные взлетные и посадочные характеристики, высокая крейсерская скорость, эксплуатация в широком спектре климатических условий позволяют эксплуатантам самолета гибко планировать маршрутную сеть, увеличивая количество направлений, а также использовать самолет как на региональных, так и на ряде магистральных маршрутов. Максимальная крейсерская скорость SSJ100 в 0,81 Маха (871 км/ч) позволяет SSJ100 выполнять полеты на тех же эшелонах, что и наиболее распространенные типы ближнемагистральных воздушных судов, оптимизируя тем самым не только топливные расходы авиакомпании, но и временные затраты на полет.

Версия самолета увеличенной дальности (Long Range/LR) отличается от базовой (Basic/B) дальностью полета, достигающей 4320 км, повышенной взлетной массой до 49,45 тонн и усиленным крылом, а также увеличенной на 5% взлетной тягой базового двигателя SaM146. SSJ100 сертифицирован в широком спектре температур - от минус 54 до плюс 45 градусов Цельсия, что позволяет его эксплуатировать в различных климатических и экстремальных условиях,  от российского Крайнего Севера до жарких стран Юго-Восточной Азии или высокогорных регионов Мексики.

Специально для реализации этого проекта ещё в 2000 году была создана компания АО «Гражданские самолеты Сухого»  (ГСС). Сегодня компания, в рамках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) является одним из ключевых предприятий подразделения «ОАК-Коммерческие самолеты», в котором занимается разработкой, сертификацией и производством самолетов гражданского назначения, а также их маркетингом, продажей и послепродажным обслуживанием. Окончательная сборка самолетов SSJ100 осуществляется на Филиале ГСС в Комсомольске-на-Амуре.

В 2005 году для создания самолета Superjet 100 в Комсомольске-на-Амуре был сформирован филиал АО «Гражданские самолеты Сухого» (КнАФ АО «ГСС»). Именно там первый опытный Superjet 100 был впервые представлен публике, а через год выполнил свой первый полет. Таким образом, с момента организации производства до выпуска самолета в серию прошло всего 5 лет.

Сейчас в составе комсомольского филиала действует: Технокомплекс - центр распределения комплектующих на производственные площадки филиала; цех сборки фюзеляжа (ЦСФ), цех окончательной сборки (ЦОС) самолета и летно-испытательная станция (ЛИС). В цехе окончательной сборки работы одновременно ведутся на семи производственных участках, на пяти в цехе сборки фюзеляжа и на двух участках летно-испытательной станции выполняются наземные проверки выпускаемых самолетов.

Филиал в полной мере использует lean-технологии. Их применение направлено на повышение эффективности производства и его планирования. В основе lean-технологий лежат современные методики, оптимизация процесса закупки оборудования, минимизация трудовых и временных затрат. Так, например, для достижения целей повышения производительности труда, на производстве, в числе прочих решений, реализуют принципы японской философии Кайдзен, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления.

Что касается технической стороны решений, то это различные конструкторские решения, позволяющие снизить трудоемкость сборки, повысить качество самолета. Повышение качества на конвейере рассматривается как один из элементов повышения производительности труда: чем более качественным получается продукт, тем меньше потерь на исправление брака.

С самых первых дней работы в 2005 году в филиале задумывались о том, как собирать самолеты безопасно и максимально эффективно. Для организации такой системы работы руководство «Гражданских самолетов Сухого» привлекало как иностранных консультантов в области бережливого производства с мировыми именами, так и отечественных, активно знакомилось с лучшими практиками российских и зарубежных предприятий. В 2010 году в Комсомольском-на-Амуре филиале АО «ГСС» начал работу технико-экономический совет, который собирал предложения по улучшениям производства для повышения эффективности производственной системы. Рационализаторам выплачивались денежные премии.

За три года работы в период с 2010 по 2012 год, рационализаторами было предложено 40 изменений, из которых в конечном итоге реализовано 10. Каждое предложение представляло собой научный труд с обязательным экономическим обоснованием. Перед руководством компании стояла задача охватить «эпидемией бережливого производства» максимальное количество сотрудников предприятия. Так в 2015 году сотрудникам КнАФ АО «ГСС» предложили использовать нематериальные методы поощрения за подачу и реализацию Кайдзен-предложений, помимо традиционных денежных премий.

Таким образом, с февраля 2015 года, когда стартовала программа Кайдзен, по настоящее время было подано 2849 предложений, из них 2521, это почти 90% процентов, внедрено. В настоящее время в процесс непрерывных улучшений вовлечено почти 60% инженерно-технических работников производственных участков и персонала складского хозяйства филиала.

Сегодня, производство в Комсомольском-на-Амуре филиале ГСС заметно отличается от большинства промышленных предприятий в России. С первых минут даже незнакомый с технологией сборки самолетов посетитель может понять, как устроен технологический процесс, и определить текущий статус производства в цехе – система визуализации все делает предельно понятным.

Финальная сборка самолета в Комсомольске-на-Амуре осуществляется благодаря участию в проекте ряда других заводов на территории России, где изготавливаются составные части Superjet 100. Так на филиале ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» изготавливаются отъемная часть крыла с механизацией и пилоном, центроплан и отсеки фюзеляжа Ф2, Ф3, Ф4, в Новосибирском филиале ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» производятся хвостовое оперение, отсеки фюзеляжа Ф1, Ф5, Ф6, в Воронеже на ПАО «ВАСО» изготовливают изделия из полимерных композиционных материалов, ульяновские АО «Авиастар-СП» отвечает за установку интерьера, а ОАО «Спектр-Авиа» за покраску, в подмосковном Жуковском располагаются Летно-испытательный комплекс АО «ГСС»  и Центр поставок.

 Центр кастомизации и поставки зарубежным заказчикам расположен в Венеции, для чего в июле 2007 года в Италии была основана компания SuperJet International (SJI). Компания оказывает поддержку в части проведения летных испытаний, сертификации по нормам EASA, производства и поставок интерьеров, кастомизации самолетов и поддержки продаж.

Компания Гражданские самолеты Сухого последовательно реализует программу совершенствования самолета Superjet 100 с целью расширения рынков его сбыта, числа заказчиков, роста удовлетворенности эксплуатантов и поддержания высокого уровня его конкурентоспособности. Так в декабре 2017 года состоялся первый испытательный полет самолета Superjet 100 с установленными законцовками крыла. По результатам расчетно-экспериментальных работ было выявлено, что установка саблевидных законцовок позволяет одновременно улучшить взлетно-посадочные характеристики и снизить расход топлива не менее чем на 3%.

Ведутся работы по созданию обновленной версии SSJ100R, которая создается в рамках программы импортозамещения компонентов SSJ100. К участию в данном проекте приглашены российские разработчики и предприятия-изготовители. Результатом работы станет обновление ряда систем самолета. В несколько раз сократится количество американских комплектующих, в том числе инерциальная система, вспомогательная силовая установка, интерьер. Цели, которые ставятся при разработке новой версии самолета SSJ100R - снижение его стоимости, операционных издержек, повышение гибкости в послепродажном обслуживании систем самолета за счет наличия альтернативных поставщиков, что будет способствовать расширению рынков сбыта самолета. Начало поставок SSJ100R первым заказчикам планируется в 2020 году.

Одновременно с этим, в текущем году было принято решение о начале проработки вопроса по созданию ещё одной, укороченной модификации самолета в версии на 75 мест. Изменения при создании SSJ на 75 кресел могут коснуться крыла, фюзеляжа, двигателя и систем самолета. Данный проект компания ГСС реализует совместно с ведущими научными авиационными центрами: ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ВИАМ» и национальным Институтом Авиационных Технологий . Самолет может выйти на рынок ориентировочно в конце 2022 – начале 2023 года.

фото автора


Юлия Кузьмина


комментарии (0):









Материалы рубрики

Павел Дьяченко
О послепродажном обслуживании SSJ 100
Михаил Грейдин
Внедрение инновационных технологий в системе воздушных пунктов пропуска
Александр Рубцов
"Мы кратно увеличиваем мощность склада запчастей для Superjet 100"
Олег Бочаров
Что предлагает отечественная промышленность региональной авиации
Владимир Карнозов
Airshow China 2018: первым делом – истребители
Виктор Галенко
Первый в мире самовзлетный планер массой менее 115 кг начал серию испытательных полетов
Михаил Вахнеев
В Шереметьево заработал третий ТЗК
Елена Ткаченко
Хранители литья «крылатых сплавов»



ОАК
Статус программы CR929
Станислав Голубев
Знакомьтесь - Ми-38VeryVIP
Андрей Жарков
Самолет Ту-154М «Ижма» установлен в музее аэропорта «Толмачёво»
Роман Гусаров
Аэрофлот получил пятидесятый Superjet 100
Р.Гусаров,Ю.Кузьмина
Новый авиатренажер Dream Aero в ТРЦ «Vegas»
Aviation Explorer
RUBAE 2018
Юлия Кузьмина
Затянувшееся ожидание Mitsubishi Regional Jet
Михаил Вахнеев
«В гостях у Utair» - 2018
Юлия Кузьмина
Новый учебный центр NW Training
Евгений Матвеев
КВРы «НАКРЫЛИСЬ» КОВРами!?
Владимир Карнозов
Неуправляемая авиационная ракета С-8ОФП
Роман Гусаров
Второй МС-21 присоединился к летным испытаниям
Сергей Кравченко
О самолетах, титане и научно-исследовательском центре
Юлия Кузьмина
Farnborough Airshow 2018
Владимир Карнозов
Дуополия отказала Ирану, придется брать «Суперджет»?
Михаил Вахнеев
Самое сложное – создать коллектив, способный строить гражданские самолеты
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Об «искусственном зрении» скоростного беспилотного вертолета
Юлия Кузьмина
Десятилетие первого полета Superjet 100
Роман Гусаров
Господдержка Boeing с Airbus и войны в ВТО
Юлия Кузьмина
Взлет второго МС-21-300
Юлия Кузьмина
Eurasia Airshow 2018
Александр Рубцов
О создании нового "Суперджета" RRJ75
Владимир Карнозов
Су-30МКИ – «звезда» воздушной части салона DefExpo’2018
Алексей Колычев
Термоэмиссионные Турбины
Михаил Вахнеев
МФД-2018 - смотр достижений российского двигателестроения
Юлия Кузьмина
«Москва Карго» - крупнейший авиационный грузовой комплекс России
Евгений Матвеев
О Бюллетенях. Существенно или несущественно?
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
ПД-35 - локомотив развития аэрокосмической отрасли России
Роман Гусаров
Как создается ПД-14 для МС-21
Владимир Карнозов
О реактивном самолете для региональных линий и не только
Роман Гусаров
О производстве современных систем управления для российских авиадвигателей
Алексей Рыжов
Dassault Systèmes – партнер авиационной и космической отраслей России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Служба уборки: чистка ковровых покрытий вднх, гарантии.
Юду: кладка печей каминов цена по данной ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer