Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Десятилетие первого полета Superjet 100

22 мая 2018 года / Юлия Кузьмина / Aviation EXplorer
 

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


10 лет назад, 19 мая 2008 года состоялся первый полет российского регионального самолета Superjet 100 (SSJ100). Это коммерческий самолет нового поколения, созданный компанией АО «Гражданские самолеты Сухого» с применением новейших технологий в мировом авиастроении, обеспечивающий высокий уровень эксплуатационной эффективности. SSJ100 - первый российский самолет, отправной точкой создания которого стали требования к продукту, сформированные ведущими авиаперевозчиками мира.

Впервые Superjet 100 был представлен публике в сентябре 2007 года. Через 8 месяцев состоялся его первый полет, а коммерческая эксплуатация началась после завершения испытаний и сертификации самолета весной 2011 г. По состоянию на май 2018 года в эксплуатации находится 127 самолетов SSJ100. В общей сложности самолеты выполнили более 275 000 коммерческих рейсов продолжительностью свыше 420 000 летных часов. На сегодняшний день Superjet 100 эксплуатируется в российских авиакомпаниях и госструктурах: Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Ямал, ИрАэро, Азимут, МВД России, МЧС, СЛО Россия, РусДжет, а также в иностранных: Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевские ВВС Таиланда.

На первых этапах реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. В его производстве были применены ранее не использовавшиеся в российском гражданском самолетостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и ряд других. Это первый российский самолет, полностью спроектированный с использованием цифровых технологий.

Все модели семейства Superjet 100 (RRJ-95B и RRJ-95LR-100) оснащены специально разработанными для этого самолета двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства PowerJet, совместного предприятия Snecma и НПО «Сатурн». Улучшенные взлетные и посадочные характеристики, высокая крейсерская скорость, эксплуатация в широком спектре климатических условий позволяют эксплуатантам самолета гибко планировать маршрутную сеть, увеличивая количество направлений, а также использовать самолет как на региональных, так и на ряде магистральных маршрутов. Максимальная крейсерская скорость SSJ100 в 0,81 Маха (871 км/ч) позволяет SSJ100 выполнять полеты на тех же эшелонах, что и наиболее распространенные типы ближнемагистральных воздушных судов, оптимизируя тем самым не только топливные расходы авиакомпании, но и временные затраты на полет.

Версия самолета увеличенной дальности (Long Range/LR) отличается от базовой (Basic/B) дальностью полета, достигающей 4320 км, повышенной взлетной массой до 49,45 тонн и усиленным крылом, а также увеличенной на 5% взлетной тягой базового двигателя SaM146. SSJ100 сертифицирован в широком спектре температур - от минус 54 до плюс 45 градусов Цельсия, что позволяет его эксплуатировать в различных климатических и экстремальных условиях,  от российского Крайнего Севера до жарких стран Юго-Восточной Азии или высокогорных регионов Мексики.

Специально для реализации этого проекта ещё в 2000 году была создана компания АО «Гражданские самолеты Сухого»  (ГСС). Сегодня компания, в рамках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) является одним из ключевых предприятий подразделения «ОАК-Коммерческие самолеты», в котором занимается разработкой, сертификацией и производством самолетов гражданского назначения, а также их маркетингом, продажей и послепродажным обслуживанием. Окончательная сборка самолетов SSJ100 осуществляется на Филиале ГСС в Комсомольске-на-Амуре.

В 2005 году для создания самолета Superjet 100 в Комсомольске-на-Амуре был сформирован филиал АО «Гражданские самолеты Сухого» (КнАФ АО «ГСС»). Именно там первый опытный Superjet 100 был впервые представлен публике, а через год выполнил свой первый полет. Таким образом, с момента организации производства до выпуска самолета в серию прошло всего 5 лет.

Сейчас в составе комсомольского филиала действует: Технокомплекс - центр распределения комплектующих на производственные площадки филиала; цех сборки фюзеляжа (ЦСФ), цех окончательной сборки (ЦОС) самолета и летно-испытательная станция (ЛИС). В цехе окончательной сборки работы одновременно ведутся на семи производственных участках, на пяти в цехе сборки фюзеляжа и на двух участках летно-испытательной станции выполняются наземные проверки выпускаемых самолетов.

Филиал в полной мере использует lean-технологии. Их применение направлено на повышение эффективности производства и его планирования. В основе lean-технологий лежат современные методики, оптимизация процесса закупки оборудования, минимизация трудовых и временных затрат. Так, например, для достижения целей повышения производительности труда, на производстве, в числе прочих решений, реализуют принципы японской философии Кайдзен, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления.

Что касается технической стороны решений, то это различные конструкторские решения, позволяющие снизить трудоемкость сборки, повысить качество самолета. Повышение качества на конвейере рассматривается как один из элементов повышения производительности труда: чем более качественным получается продукт, тем меньше потерь на исправление брака.

С самых первых дней работы в 2005 году в филиале задумывались о том, как собирать самолеты безопасно и максимально эффективно. Для организации такой системы работы руководство «Гражданских самолетов Сухого» привлекало как иностранных консультантов в области бережливого производства с мировыми именами, так и отечественных, активно знакомилось с лучшими практиками российских и зарубежных предприятий. В 2010 году в Комсомольском-на-Амуре филиале АО «ГСС» начал работу технико-экономический совет, который собирал предложения по улучшениям производства для повышения эффективности производственной системы. Рационализаторам выплачивались денежные премии.

За три года работы в период с 2010 по 2012 год, рационализаторами было предложено 40 изменений, из которых в конечном итоге реализовано 10. Каждое предложение представляло собой научный труд с обязательным экономическим обоснованием. Перед руководством компании стояла задача охватить «эпидемией бережливого производства» максимальное количество сотрудников предприятия. Так в 2015 году сотрудникам КнАФ АО «ГСС» предложили использовать нематериальные методы поощрения за подачу и реализацию Кайдзен-предложений, помимо традиционных денежных премий.

Таким образом, с февраля 2015 года, когда стартовала программа Кайдзен, по настоящее время было подано 2849 предложений, из них 2521, это почти 90% процентов, внедрено. В настоящее время в процесс непрерывных улучшений вовлечено почти 60% инженерно-технических работников производственных участков и персонала складского хозяйства филиала.

Сегодня, производство в Комсомольском-на-Амуре филиале ГСС заметно отличается от большинства промышленных предприятий в России. С первых минут даже незнакомый с технологией сборки самолетов посетитель может понять, как устроен технологический процесс, и определить текущий статус производства в цехе – система визуализации все делает предельно понятным.

Финальная сборка самолета в Комсомольске-на-Амуре осуществляется благодаря участию в проекте ряда других заводов на территории России, где изготавливаются составные части Superjet 100. Так на филиале ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» изготавливаются отъемная часть крыла с механизацией и пилоном, центроплан и отсеки фюзеляжа Ф2, Ф3, Ф4, в Новосибирском филиале ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» производятся хвостовое оперение, отсеки фюзеляжа Ф1, Ф5, Ф6, в Воронеже на ПАО «ВАСО» изготовливают изделия из полимерных композиционных материалов, ульяновские АО «Авиастар-СП» отвечает за установку интерьера, а ОАО «Спектр-Авиа» за покраску, в подмосковном Жуковском располагаются Летно-испытательный комплекс АО «ГСС»  и Центр поставок.

 Центр кастомизации и поставки зарубежным заказчикам расположен в Венеции, для чего в июле 2007 года в Италии была основана компания SuperJet International (SJI). Компания оказывает поддержку в части проведения летных испытаний, сертификации по нормам EASA, производства и поставок интерьеров, кастомизации самолетов и поддержки продаж.

Компания Гражданские самолеты Сухого последовательно реализует программу совершенствования самолета Superjet 100 с целью расширения рынков его сбыта, числа заказчиков, роста удовлетворенности эксплуатантов и поддержания высокого уровня его конкурентоспособности. Так в декабре 2017 года состоялся первый испытательный полет самолета Superjet 100 с установленными законцовками крыла. По результатам расчетно-экспериментальных работ было выявлено, что установка саблевидных законцовок позволяет одновременно улучшить взлетно-посадочные характеристики и снизить расход топлива не менее чем на 3%.

Ведутся работы по созданию обновленной версии SSJ100R, которая создается в рамках программы импортозамещения компонентов SSJ100. К участию в данном проекте приглашены российские разработчики и предприятия-изготовители. Результатом работы станет обновление ряда систем самолета. В несколько раз сократится количество американских комплектующих, в том числе инерциальная система, вспомогательная силовая установка, интерьер. Цели, которые ставятся при разработке новой версии самолета SSJ100R - снижение его стоимости, операционных издержек, повышение гибкости в послепродажном обслуживании систем самолета за счет наличия альтернативных поставщиков, что будет способствовать расширению рынков сбыта самолета. Начало поставок SSJ100R первым заказчикам планируется в 2020 году.

Одновременно с этим, в текущем году было принято решение о начале проработки вопроса по созданию ещё одной, укороченной модификации самолета в версии на 75 мест. Изменения при создании SSJ на 75 кресел могут коснуться крыла, фюзеляжа, двигателя и систем самолета. Данный проект компания ГСС реализует совместно с ведущими научными авиационными центрами: ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ВИАМ» и национальным Институтом Авиационных Технологий . Самолет может выйти на рынок ориентировочно в конце 2022 – начале 2023 года.

фото автора


Юлия Кузьмина



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfnp8
Услуги сервиса: http://remont.youdo.com/facing/repair/other/ads/, в Москве.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer