Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Затянувшееся ожидание Mitsubishi Regional Jet

22 августа 2018 года / Юлия Кузьмина / Aviation EXplorer
 

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


На авиасалоне Farnborough 2018 состоялся показ Mitsubishi Regional Jet. Самолет был представлен не только на статической стоянке, но и участвовал в демонстрационных полетах. Воздушное судно действительно очень тихое, что не осталось незамеченным посетителями салона. На сегодняшний день прототип MRJ90 вместимостью 88 кресел провел более 2 тыс. тестовых часов в воздухе. Планируется, что MRJ будет конкурировать с самолетами Bombardier CRJ и Embraer E-Jet. Корреспондент AVIA.RU – первый из российских журналистов, которому удалось побывать на борту самолета и пообщаться с представителями компании.

MRJ - двухмоторный региональный самолет, вмещающий 70-90 кресел, разрабатываемый японской компанией Mitsubishi Aircraft Corporation, дочерней компании Mitsubishi Heavy Industries. В создании самолёта также принимают участие подразделение компании Toyota — Fuji Heavy Industries и Subaru Corporation, которая является производителем аэрокосмической техники. Двумя основными вариантами самолёта должны стать MRJ 70 (вместимостью 76 кресел) и MRJ 90 (удлинённый фюзеляж вместимостью 88 пассажиров). Оба варианта также будут иметь версии с увеличенной дальностью полёта MRJ 70/90ER и MRJ 70/90LR. Сегодня компания называет основным приоритетом модификацию MRJ90, которая, как ожидается, в скором времени получит сертификат типа. Затем, примерно через год после первой поставки, также будет запущена версия MRJ70 (от 65 до 75 мест). Интересно, как это перекликается с первоначальными планами российских разработчиков SuperJet выпустить три модификации: RRJ-95, RRJ-75 и RRJ-65.

Примечательно и то, что среди своих конкурентов японские разработчики не упоминают SuperJet 100. А между тем, программы в начале нулевых стартовали параллельно и MRJ какое-то время казалось был на шаг впереди. Однако SuperJet уже 7 лет летает в авиакомпаниях, а число выпущенных машин приближается к 200. Первый полет MRJ состоялся лишь в ноябре 2015 года. И сейчас поставки серийных машин планируется начать только к середине 2020 года. Таким образом, стартовав одновременно, программа  MRJ отстала от SSJ на десятилетие. Японские разработчики, при всей технологической развитости страны, явно испытывают недостаток опыта в разработке и производстве граждански самолетов. Ведь MRJ станет первым авиалайнером, спроектированным и выпущенным в Японии с момента NAMC YS-111960-х годов. От этого и процесс идет очень медленно, со множеством постоянных доработок. Особенно непросто идет процесс сертификации. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг японских инженеров и не исключает успешного доведения самолета до серийного производства.

Исследовательская программа по MRJ финансировалась правительством Японии с 2003 года. Концепт был представлен в 2007 году. Заказы на MRJ стали поступать с марта 2008 года. Первый полёт планировался на 2011 год, но в итоге самолет взлетел 11 ноября 2015 года, а уже 24 декабря 2015 года Mitsubishi объявила об однолетней задержке начала поставок самолета до середины 2018 года.  Задержка объяснялась недостаточной прочностью крыла. Большая часть летных испытаний MRJ90 проходит в Мозес-Лейк (США, штат Вашингтон). Статические прочностные испытания были завершены 1 ноября 2016 года и подтвердили, что планер может выдерживать в 150% максимальной нагрузки.

В январе 2017 года была объявлена ​​еще одна двухлетняя задержка, в результате чего первая поставка перенесена на 2020 год.  В марте того же года программа летной сертификации была увеличена с 2500 до 3000 летных часов. Как заявлялось, задержки вызваны сложностями в оформлении документации для сертификации. В результате стоимость разработки MRJ увеличилась до 3,17 млрд. долларов. Первоначально Mitsubishi планировала использовать пять прототипов самолетов для летных испытаний и два прототипа для наземных испытаний, однако потребуется ещё один или два дополнительных экземпляра для завершения всех испытаний. В апреле 2018 года было зарегистрировано 1900 часов полета. В мае 2018 года налет составил 2000 часов.

На авиасалоне в Ле-Бурже-2017  впервые был продемонстрирован летный экземпляр MRJ90. Стартовым заказчиком MRJ является авиакомпания ANA (All Nippon Airways). Mitsubishi прогнозирует, что в течение следующих 20 лет потребуется 5 000 региональных самолетов на 70-100 мест. Компания ожидает, что около 40% всех заказов будет поступать из США, значительная часть - Европа и Великобритания. Однако, судя по новостям этого года о поглощении главных конкурентов японцев мировой дуополией (Bombardier европейским Aibus, а  Embraer американским Boeing), и в свете моды на протекционистскую политику, инициированную США, эти прогнозы могут быть существенно скорректированы.    

Разработчик утверждает, что комбинация двигателя PW1200G и аэродинамического дизайна являются одним из преимуществ этого самолета: «Новая технология PurePower Geared TurbofanTM, усовершенствованная аэродинамика, крыло большего удлинения существенно снижают операционные затраты, потребление топлива снижается примерно на 20%. В архитектуре турбовентиляторного двигателя (Geared Turbofan Engine) использовано на 60% меньше лопаток турбины, чем у обычных турбовентиляторных двигателей, что существенно сокращает время обслуживания и стоимость. Новые двигатели и усовершенствованная аэродинамика помогают MRJ достичь 40-процентного снижения шумового воздействия по сравнению с аналогичными самолетами».

В конструкции самолета используются алюминий и 10-15% - композитные материалы: горизонтальное оперение самолёта и вертикальное хвостовое оперение. Как утверждают разработчики, самолет обладает самым широким салоном в своем классе. Однако справочная информация нам сообщает, что ширина салона составляет 2,76 метра. Здесь следует заметить, что ширина салона SuperJet 100 - 3,24 метра, и он де-факто является самым широком в своем классе. Однако, справедливости ради, японский производитель предполагает размещать по 4 пассажирских кресла в ряд (у SSJ100 – 5 кресел), что позволит установить чуть более широкие (примерно на 5 мм) и комфортные кресла. В пассажирском салоне тестового самолета, представленного на авиасалоне, вместо кресел установлено оборудование для проведения лётных испытаний.

Специально для серийного производства MRJ в аэропорту Комаки в Нагое (Япония), построено новое здание завода, который рассчитан на серийное производство 10 самолетов в месяц.

Фото автора


Юлия Кузьмина


комментарии (4):

Канадец      29/08/2018 [04:22:08]#1
"Интересно, как это перекликается с первоначальными планами российских разработчиков SuperJet выпустить три модификации: RRJ-95, RRJ-75 и RRJ-65" - да вообще никак не перекликается. А почему это должно вообще перекликаться?
Россия создала самолет под свои нужды. И на данный момент ни про какие 40 процентов заявок из США не мечтает. Не так давно мечты еще были об Азии тоже. ССЖ потихонечку закрывает внутренний рынок - и на том спасибо...
А не называет его конкурентом Мицубиши очевидно потому, что в Россию Мицубиши не пустят (ну например введут заградительные пошлины 300%, как пытались делать амеры на Бомбардье), а на мировом рынке уровень продаж ССЖ всем известен. Это как старый анектот про неуловимого Джо...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      30/08/2018 [17:46:37]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Канадец от 29.08.2018 04:22
   
"Интересно, как это перекликается с первоначальными планами российских разработчиков SuperJet выпустить три модификации: RRJ-95, RRJ-75 и RRJ-65" - да вообще никак не перекликается. А почему это должно вообще перекликаться? Россия создала самолет под свои нужды. И на данный момент ни про какие 40 процентов заявок из США не мечтает. Не так давно мечты еще были об Азии тоже. ССЖ потихонечку закрывает внутренний рынок - и на том спасибо... А не называет его конкурентом Мицубиши очевидно потому, что в Россию Мицубиши не пустят (ну например введут заградительные пошлины 300%, как пытались делать амеры на Бомбардье), а на мировом рынке уровень продаж ССЖ всем известен. Это как старый анектот про неуловимого Джо...
Это перекликается с первоначальными маркетинговыми исследованиями по проекту RRJ. Рынку было нужно семейство региональных джетов, а сделали через одно место.

Что касается конкуренции, планы японцев по продажам вызывают улыбку. В мире самолетов такого класса продается мешьше сотни штук в год. А они губу раскатали на львиную долю рынка. Впрочем, они и в этом не уникальны, повторяют блеф Погосяна.

Канадец      30/08/2018 [18:45:17]#3
Если говорить точнее, то самолеты этого класса в мире продаются волнами. Сейчас у а.к. первой категории начнут заканчиваться массово лизы первых выпусшков 70 и 90 местных Эмбрайеров. Там разговор идет на заполнение бреши десятками штук для каждой а.к. Понятное делр, что они уже замену заказали. У нас Эр Кэнада долго ломалась, как пьяная буфетчица, прежде чем согласиться поддержать отечественного производителя...Ну и скандал по пов. Дельты все тоже хорошо помнят. У нее тоже устаревают массово Crj

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      30/08/2018 [22:51:34]#4
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Канадец от 30.08.2018 18:45
   
Если говорить точнее, то самолеты этого класса в мире продаются волнами. Сейчас у а.к. первой категории начнут заканчиваться массово лизы первых выпусшков 70 и 90 местных Эмбрайеров. Там разговор идет на заполнение бреши десятками штук для каждой а.к. Понятное делр, что они уже замену заказали. У нас Эр Кэнада долго ломалась, как пьяная буфетчица, прежде чем согласиться поддержать отечественного производителя...Ну и скандал по пов. Дельты все тоже хорошо помнят. У нее тоже устаревают массово Crj
В лучшие годы спрос составлял 120 машин, сейчас 70. Но и производителей стало больше. Так что не разгуляешься.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer