Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Техника/технологии Обзор

Затянувшееся ожидание Mitsubishi Regional Jet

22 августа 2018 года / Юлия Кузьмина / Aviation EXplorer
 

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


На авиасалоне Farnborough 2018 состоялся показ Mitsubishi Regional Jet. Самолет был представлен не только на статической стоянке, но и участвовал в демонстрационных полетах. Воздушное судно действительно очень тихое, что не осталось незамеченным посетителями салона. На сегодняшний день прототип MRJ90 вместимостью 88 кресел провел более 2 тыс. тестовых часов в воздухе. Планируется, что MRJ будет конкурировать с самолетами Bombardier CRJ и Embraer E-Jet. Корреспондент AVIA.RU – первый из российских журналистов, которому удалось побывать на борту самолета и пообщаться с представителями компании.

MRJ - двухмоторный региональный самолет, вмещающий 70-90 кресел, разрабатываемый японской компанией Mitsubishi Aircraft Corporation, дочерней компании Mitsubishi Heavy Industries. В создании самолёта также принимают участие подразделение компании Toyota — Fuji Heavy Industries и Subaru Corporation, которая является производителем аэрокосмической техники. Двумя основными вариантами самолёта должны стать MRJ 70 (вместимостью 76 кресел) и MRJ 90 (удлинённый фюзеляж вместимостью 88 пассажиров). Оба варианта также будут иметь версии с увеличенной дальностью полёта MRJ 70/90ER и MRJ 70/90LR. Сегодня компания называет основным приоритетом модификацию MRJ90, которая, как ожидается, в скором времени получит сертификат типа. Затем, примерно через год после первой поставки, также будет запущена версия MRJ70 (от 65 до 75 мест). Интересно, как это перекликается с первоначальными планами российских разработчиков SuperJet выпустить три модификации: RRJ-95, RRJ-75 и RRJ-65.

Примечательно и то, что среди своих конкурентов японские разработчики не упоминают SuperJet 100. А между тем, программы в начале нулевых стартовали параллельно и MRJ какое-то время казалось был на шаг впереди. Однако SuperJet уже 7 лет летает в авиакомпаниях, а число выпущенных машин приближается к 200. Первый полет MRJ состоялся лишь в ноябре 2015 года. И сейчас поставки серийных машин планируется начать только к середине 2020 года. Таким образом, стартовав одновременно, программа  MRJ отстала от SSJ на десятилетие. Японские разработчики, при всей технологической развитости страны, явно испытывают недостаток опыта в разработке и производстве граждански самолетов. Ведь MRJ станет первым авиалайнером, спроектированным и выпущенным в Японии с момента NAMC YS-111960-х годов. От этого и процесс идет очень медленно, со множеством постоянных доработок. Особенно непросто идет процесс сертификации. Впрочем, это нисколько не умаляет заслуг японских инженеров и не исключает успешного доведения самолета до серийного производства.

Исследовательская программа по MRJ финансировалась правительством Японии с 2003 года. Концепт был представлен в 2007 году. Заказы на MRJ стали поступать с марта 2008 года. Первый полёт планировался на 2011 год, но в итоге самолет взлетел 11 ноября 2015 года, а уже 24 декабря 2015 года Mitsubishi объявила об однолетней задержке начала поставок самолета до середины 2018 года.  Задержка объяснялась недостаточной прочностью крыла. Большая часть летных испытаний MRJ90 проходит в Мозес-Лейк (США, штат Вашингтон). Статические прочностные испытания были завершены 1 ноября 2016 года и подтвердили, что планер может выдерживать в 150% максимальной нагрузки.

В январе 2017 года была объявлена ​​еще одна двухлетняя задержка, в результате чего первая поставка перенесена на 2020 год.  В марте того же года программа летной сертификации была увеличена с 2500 до 3000 летных часов. Как заявлялось, задержки вызваны сложностями в оформлении документации для сертификации. В результате стоимость разработки MRJ увеличилась до 3,17 млрд. долларов. Первоначально Mitsubishi планировала использовать пять прототипов самолетов для летных испытаний и два прототипа для наземных испытаний, однако потребуется ещё один или два дополнительных экземпляра для завершения всех испытаний. В апреле 2018 года было зарегистрировано 1900 часов полета. В мае 2018 года налет составил 2000 часов.

На авиасалоне в Ле-Бурже-2017  впервые был продемонстрирован летный экземпляр MRJ90. Стартовым заказчиком MRJ является авиакомпания ANA (All Nippon Airways). Mitsubishi прогнозирует, что в течение следующих 20 лет потребуется 5 000 региональных самолетов на 70-100 мест. Компания ожидает, что около 40% всех заказов будет поступать из США, значительная часть - Европа и Великобритания. Однако, судя по новостям этого года о поглощении главных конкурентов японцев мировой дуополией (Bombardier европейским Aibus, а  Embraer американским Boeing), и в свете моды на протекционистскую политику, инициированную США, эти прогнозы могут быть существенно скорректированы.    

Разработчик утверждает, что комбинация двигателя PW1200G и аэродинамического дизайна являются одним из преимуществ этого самолета: «Новая технология PurePower Geared TurbofanTM, усовершенствованная аэродинамика, крыло большего удлинения существенно снижают операционные затраты, потребление топлива снижается примерно на 20%. В архитектуре турбовентиляторного двигателя (Geared Turbofan Engine) использовано на 60% меньше лопаток турбины, чем у обычных турбовентиляторных двигателей, что существенно сокращает время обслуживания и стоимость. Новые двигатели и усовершенствованная аэродинамика помогают MRJ достичь 40-процентного снижения шумового воздействия по сравнению с аналогичными самолетами».

В конструкции самолета используются алюминий и 10-15% - композитные материалы: горизонтальное оперение самолёта и вертикальное хвостовое оперение. Как утверждают разработчики, самолет обладает самым широким салоном в своем классе. Однако справочная информация нам сообщает, что ширина салона составляет 2,76 метра. Здесь следует заметить, что ширина салона SuperJet 100 - 3,24 метра, и он де-факто является самым широком в своем классе. Однако, справедливости ради, японский производитель предполагает размещать по 4 пассажирских кресла в ряд (у SSJ100 – 5 кресел), что позволит установить чуть более широкие (примерно на 5 мм) и комфортные кресла. В пассажирском салоне тестового самолета, представленного на авиасалоне, вместо кресел установлено оборудование для проведения лётных испытаний.

Специально для серийного производства MRJ в аэропорту Комаки в Нагое (Япония), построено новое здание завода, который рассчитан на серийное производство 10 самолетов в месяц.

Фото автора


Юлия Кузьмина

комментарии (4):

Канадец      29/08/2018 [04:22:08]#1
"Интересно, как это перекликается с первоначальными планами российских разработчиков SuperJet выпустить три модификации: RRJ-95, RRJ-75 и RRJ-65" - да вообще никак не перекликается. А почему это должно вообще перекликаться?
Россия создала самолет под свои нужды. И на данный момент ни про какие 40 процентов заявок из США не мечтает. Не так давно мечты еще были об Азии тоже. ССЖ потихонечку закрывает внутренний рынок - и на том спасибо...
А не называет его конкурентом Мицубиши очевидно потому, что в Россию Мицубиши не пустят (ну например введут заградительные пошлины 300%, как пытались делать амеры на Бомбардье), а на мировом рынке уровень продаж ССЖ всем известен. Это как старый анектот про неуловимого Джо...

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      30/08/2018 [17:46:37]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Канадец от 29.08.2018 04:22
   
"Интересно, как это перекликается с первоначальными планами российских разработчиков SuperJet выпустить три модификации: RRJ-95, RRJ-75 и RRJ-65" - да вообще никак не перекликается. А почему это должно вообще перекликаться? Россия создала самолет под свои нужды. И на данный момент ни про какие 40 процентов заявок из США не мечтает. Не так давно мечты еще были об Азии тоже. ССЖ потихонечку закрывает внутренний рынок - и на том спасибо... А не называет его конкурентом Мицубиши очевидно потому, что в Россию Мицубиши не пустят (ну например введут заградительные пошлины 300%, как пытались делать амеры на Бомбардье), а на мировом рынке уровень продаж ССЖ всем известен. Это как старый анектот про неуловимого Джо...
Это перекликается с первоначальными маркетинговыми исследованиями по проекту RRJ. Рынку было нужно семейство региональных джетов, а сделали через одно место.

Что касается конкуренции, планы японцев по продажам вызывают улыбку. В мире самолетов такого класса продается мешьше сотни штук в год. А они губу раскатали на львиную долю рынка. Впрочем, они и в этом не уникальны, повторяют блеф Погосяна.

Канадец      30/08/2018 [18:45:17]#3
Если говорить точнее, то самолеты этого класса в мире продаются волнами. Сейчас у а.к. первой категории начнут заканчиваться массово лизы первых выпусшков 70 и 90 местных Эмбрайеров. Там разговор идет на заполнение бреши десятками штук для каждой а.к. Понятное делр, что они уже замену заказали. У нас Эр Кэнада долго ломалась, как пьяная буфетчица, прежде чем согласиться поддержать отечественного производителя...Ну и скандал по пов. Дельты все тоже хорошо помнят. У нее тоже устаревают массово Crj

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      30/08/2018 [22:51:34]#4
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Канадец от 30.08.2018 18:45
   
Если говорить точнее, то самолеты этого класса в мире продаются волнами. Сейчас у а.к. первой категории начнут заканчиваться массово лизы первых выпусшков 70 и 90 местных Эмбрайеров. Там разговор идет на заполнение бреши десятками штук для каждой а.к. Понятное делр, что они уже замену заказали. У нас Эр Кэнада долго ломалась, как пьяная буфетчица, прежде чем согласиться поддержать отечественного производителя...Ну и скандал по пов. Дельты все тоже хорошо помнят. У нее тоже устаревают массово Crj
В лучшие годы спрос составлял 120 машин, сейчас 70. Но и производителей стало больше. Так что не разгуляешься.









Материалы рубрики

Р.Гусаров,Ю.Кузьмина
Новый авиатренажер Dream Aero в ТРЦ «Vegas»
Aviation Explorer
RUBAE 2018
Юлия Кузьмина
Затянувшееся ожидание Mitsubishi Regional Jet
Михаил Вахнеев
«В гостях у Utair» - 2018
Юлия Кузьмина
Новый учебный центр NW Training
Евгений Матвеев
КВРы «НАКРЫЛИСЬ» КОВРами!?
Владимир Карнозов
Неуправляемая авиационная ракета С-8ОФП
Роман Гусаров
Второй МС-21 присоединился к летным испытаниям



Сергей Кравченко
О самолетах, титане и научно-исследовательском центре
Юлия Кузьмина
Farnborough Airshow 2018
Владимир Карнозов
Дуополия отказала Ирану, придется брать «Суперджет»?
Михаил Вахнеев
Самое сложное – создать коллектив, способный строить гражданские самолеты
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Об «искусственном зрении» скоростного беспилотного вертолета
Юлия Кузьмина
Десятилетие первого полета Superjet 100
Роман Гусаров
Господдержка Boeing с Airbus и войны в ВТО
Юлия Кузьмина
Взлет второго МС-21-300
Юлия Кузьмина
Eurasia Airshow 2018
Александр Рубцов
О создании нового "Суперджета" RRJ75
Владимир Карнозов
Су-30МКИ – «звезда» воздушной части салона DefExpo’2018
Алексей Колычев
Термоэмиссионные Турбины
Михаил Вахнеев
МФД-2018 - смотр достижений российского двигателестроения
Юлия Кузьмина
«Москва Карго» - крупнейший авиационный грузовой комплекс России
Евгений Матвеев
О Бюллетенях. Существенно или несущественно?
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
ПД-35 - локомотив развития аэрокосмической отрасли России
Роман Гусаров
Как создается ПД-14 для МС-21
Владимир Карнозов
О реактивном самолете для региональных линий и не только
Роман Гусаров
О производстве современных систем управления для российских авиадвигателей
Алексей Рыжов
Dassault Systèmes – партнер авиационной и космической отраслей России
Олег Худоленко
Концепции реформирования существующих процедур установления и подтверждения ресурсов и сроков службы российских вертолетов и их агрегатов
Михаил Вахнеев
Питерский «Альманах»
Михаил Вахнеев
ЮТэйр увеличивает парк вертолетов
Владимир Карнозов
Ноябрьские выкатки: Ту-160М2 и Ил-78М-90А
Иркут
Статус программы МС-21-300
Юлия Кузьмина
Двухэтажный поезд отправляется в аэропорт Внуково
Михаил Вахнеев
США и Россия развивают совместное производство в г.Кимры
Юлия Кузьмина
МС-21 прибыл в Жуковский
Михаил Вахнеев
Новое предприятие НПО «Наука» в Першино
Михаил Вахнеев
Начаты летные испытания двигателя ТВ7-117СТ
Юлия Кузьмина
12-ая JetExpo-2017
Юлия Кузьмина
«Кубок КБ Миля»: санавиация в центре внимания

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer