Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Техника/технологии Обзор

С-5У и другие новые дополнения к отечественным неуправляемым ракетам

11 ноября 2019 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Представленная в нынешнем году новосибирским «Институтом Прикладной Физики», авиационная неуправляемая ракета универсального действия С-5У, по сути, возрождает направление Неуправляемых авиационных ракет (НАР) малого (57-мм) калибра, как в нашей стране, так и во всем мире.

Данный материал идет в качестве продолжения к опубликованным ранее статьям «Неуправляемая авиационная ракета С-8ОФП» и «Неуправляемые авиационные ракеты – 80 лет на службе». Разместив эти материалы, редакция AEX.RU посчитала, что тема неуправляемого авиационного ракетного вооружения полностью раскрыта, и теперь с легким сердцем можно переходить к следующей теме – о доработке НАР в высокоточные средства поражения. Однако деятельность отечественного оборонно-промышленного комплекса внесла свои коррективы и в наши планы.


С-5У на стенде ИПФ, АРМИЯ-2019

Главной причиной, побудившей нас снова вернуться к теме НАР, стала новейшая разработке новосибирских ученых – С-5У, впервые выставлявшаяся публично на Международном научно-техническом форуме «Армия-2019». Отметим, что наша промышленность прекратила производство авиационных ракет калибра 57 мм еще во времена Советского Союза, с завершением в 1990 году выпуска С-5М. Тогда же было решено сосредоточиться на казавшихся более перспективными 80- и 122-мм изделиях.

Пару слов о разработчике С-5У. Акционерное общество «Институт Прикладной Физики» (ИПФ) расположено в Советском районе Новосибирска (Академгородок). Оно ведет свою историю с момента образования «Государственного специального конструкторского бюро приборов» (ГСКБП), согласно приказу Министра оборонной промышленности № 460 от 20.07.1966г. Через пару лет КБ переименовали в «Институт прикладной физики», а в 1973-м на него дополнительно возложили функции по совершенствованию и развитию неуправляемых авиационных ракет. На МВТФ «Армия-2019» предприятие выставляло свою продукцию на совместном стенде с АО «НПО «Курганприбор».

Напомним, что родоначальницей направления НАР малого калибра стала С-5, поступившая на вооружение в 1955 году. Ее конструкция во многом повторяла решения, опробованные на германских R4/M и Schlange калибра 55 мм, выпускавшихся в конце Второй мировой войны. Через пять лет за первоначальной моделью последовала модернизированная С-5М. На ее базе было создано порядка двадцати серийных модификаций. Данное семейство ракет стало самым массовым видом авиационных средств поражения советской разработки (не считая снарядов к авиапушкам), и широко применялось в многочисленных военных конфликтах в Африке, на Ближнем Востоке и других «горячих точках».

В ходе войны в Афганистане 1979-1989гг. советские самолеты и вертолеты выпускали подобные НАР тысячами. Выяснилось, что поражающая способность 57-мм ракет недостаточна ввиду сравнительно малой массы взрывчатого вещества, составлявшей (у самых массовых вариантов) чуть более двухсот грамм. Часто при обстреле кишлаков С-5 вязли в стенах глинобитных сооружений, а сравнительно легкие осколки теряли убойную силу, пролетев несколько считанных метров. Проведя анализ результатов боевого применения, было решено перейти на более мощную ракету С-8 калибра 80 мм. Казалось бы, тема неуправляемых авиационных ракет малого калибра ушла в прошлое навсегда.

Возродить направление НАР малого калибра стало возможным лишь в наше время, благодаря созданию высокоэффективного смесевого ракетного топлива, новых твердотопливных двигателей и принципиально новых боевых частей. Благодаря этому ракета С-5У калибра 57 мм оказалась по своей боевой эффективности сравнима со старыми ракетами С-8 калибра 80 мм, а в чем-то их и превзошла.

Сравнение с предшественницей

По сравнению с предшественницей в своем калибре, С-5У стала длиннее (1090 мм против 882 мм) и тяжелее (стартовая масса 6 кг против 3,86 кг). Как и ракеты прошлого поколения, С-5У оснащается хвостовым оперением для стабилизации в полете. Однако иного типа, нежели у С-8ОФП. Тогда как С-5М имеет восемь «перьев» большого удлинения, С-5У получила четыре широкохордных «лепестка», по типу как у снарядов системы залпового огня БМ-21 «Град». При старте, по выходу ракеты из трубчатой направляющей, «перья» раскладываются движением вперед по потоку, а «лепестки» - движением вбок. В обоих случаях в выпущенном положении аэродинамические поверхности автоматически занимают положение, чтобы придать ракете вращение. Это несколько сокращает максимальную дальность полета, но повышает точность.


Вертолет Ми-35М ведет стрельбу неуправляемыми ракетами на полигоне "Алабино"

И старый, и новый образцы используют твердое топливо. Только в случае с изделием под индексом «М» это – баллистит (разновидность пороха), а С-5У использует так называемое «смесевое ракетное твердое топливо». СРТТ характеризуется как многокомпонентная взрывчатая система, состоящая из окислителя, связующего-горючего и специальных добавок. Она получается путем механического смешения компонентов с последующим превращением в моноблок, способный к закономерному горению. При выгорании твердотопливный заряд С-5У выделяет гораздо больше энергии, чем у баллистита.

Отличительной чертой ракетного оружия нового поколения является малогабаритный двигатель на высокоэнергетическом топливе. По сравнению с системами предыдущих генераций, энергоотдача от единицы массы топлива удвоилась, а сам двигатель стал гораздо легче и компактнее. Это позволило значительно увеличить массу боевой части при сохранении максимальной дальности стрельбы. Разработчик проводит черту эффективной дальности пуска значениями между 500м и 4 км, что сравнимо с цифрами для ракет прошлого поколения.

Получается, что преимущества СРТТ были использованы для снижения доли двигательного блока в весе конструкции. Соответственно, в общую массу изделия повысился вклад боевой части. В случае С-5У последняя цифра дается 0,8 кг, или в 2,8 раза выше, чем у С-5М. Словом, возвращение к калибру 57 мм стало возможным благодаря повышению массы как всего снаряда, так и несомого им взрывчатого вещества.

Боевая часть

Согласно тексту информационного сообщения ИПФ, «изюминкой» новой ракеты «стала установка на ней боевой части с тремя поражающими факторами» (кумулятивный, осколочно-фугасный и зажигательный). При подрыве БЧ формирует 490 осколков каждый массой два с половиной грамма. Для сравнения: модификация С-5М – ракета С-5КО  – оснащалась боевой частью, которая при срабатывании давала 220 осколков весом два грамма каждый. Соответствующие цифры для С-8КОМ: 450—500 осколков по 3 грамма. Словом, по части осколков и их массы С-5У значительно опережает С-5КО и практически не уступает С-8КОМ.

Базовая модель С-5 была разработана в середине прошлого века и с тех пор неоднократно дорабатывалась, а на ее базе создавались различные варианты исполнения. Ракета также выпускалась в вариантах с фугасной, осколочной, кумулятивной и кумулятивно-осколочной боевой частью, а также снаряженной стреловидными поражающими элементами. Что касается С-5У, ее разработчики пошли по несколько иному пути. Суффикс «У» в названии ракеты расшифровывается как «универсального действия».

Сообразно, ракета комплектуется боевой частью с тремя поражающими факторами (кумулятивный, осколочно-фугасный и зажигательный). «Кумулятивная головка пробивает броню толщиной 150 мм», - говорится в сообщении Института. На практике, это дает возможность вывести из строя боевую машину пехоты любой марки, равно как и другие подвижные бронированные цели, кроме основных боевых танков последнего поколения. «Зажигательные элементы воспламеняют все горючие материалы в достаточно большом радиусе», - читаем в документе.

Далее в сообщении утверждается: «Осколочно-фугасная БЧ образует почти пятьсот осколков массой более 2-х граммов каждый, которые разлетаясь с огромной скоростью, поражают живую силу, даже защищенную бронежилетами». Все перечисленные достоинства С-5У дают резкий контраст с недостатками базовой С-5, выявленными в ходе локальных конфликтов. И прежде всего - недостаточное фугасное действие боевой части из-за малого количество взрывчатого вещества.

Пуски ракет семейства С-5 осуществляются из т.н. «унифицированных блоков» с открытой казенной частью, таких как УБ-9 (с девятью трубчатыми направляющими), УБ-16-57 (с шестнадцатью) и УБ-32 (тридцатью двумя). С-5У может выстреливаться из любого, не требуя никаких доработок. Может лишь потребоваться внесение новых данных в баллистический вычислитель пусковой платформы, в роли которой выступают боевые самолеты или вертолеты армейской авиации.

По мнению разработчика, «экспортный потенциал С-5У может оказаться очень большим». Этими ракетами могут вооружаться самолеты и вертолеты отечественного производства, что в большом количестве поставлялись зарубежным заказчикам. В частности, «неподдельный интерес к ракете С-5У проявили представители министерства обороны Республики Болгария, которые до сих пор изготавливают и поставляют ракету С-5 на экспорт», - говорится в сообщении ИПФ.

Новые варианты С-8

Базовая ракета С-8 была создана в семидесятые годы прошлого века. Разработчик - ОКБ-16, ныне известное как Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана. Сегодня главное направление ее совершенствования идет по линии С-8ОФП, о котором мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов. Однако одним этим дело не исчерпывается.

Объединенный стенд ИПФ и НПО «Курганприбор» на МВТФ «Армия» использовался для демонстрации полноразмерных макетов ракет как довольно старых вариантов С-8Т/КОМ/БМ/ДФ, так и более новых С-8ДФМ (впервые представлен в 2017г.) и С-8ДФМ-Т (2019г.).

Согласно описанию, С-8ДФМ-Т представляет собой ракету универсального действия, стартовой массой 15,5 кг. Она на килограмм тяжелее варианта ДФМ и на десять сантиметров длиннее. Снаряжение боеголовки увеличено с 1,9 до 2,8 кг. Ракета оснащается тандемной боевой частью из двух модулей, массой 0,9 и 1,9 кг, соответственно (против 1,9 у ДФМ). При подрыве формируются 1100 осколков, которые разлетаются с начальной скоростью порядка 2000 м/сек, пробивая 400 мм брони или 500 мм бетона.

С-13 и ее модификации

Помимо новейших С-5У и С-8ДФМ-Т, АО «Институт Прикладной Физики» представил на МВТФ «Армия-2019» несколько вариантов НАР большого калибра, как давно находящиеся в серийном производстве, так и разработанные недавно. В частности, на выставочном стенде можно было познакомиться с С-13 модификаций «Т», «ОФ», «ДФ» и «Б». Серийным выпуском С-13 занимается Новосибирский завод искусственного волокна (НЗИВ), расположенный в Искитиме (входит в состав холдинга «Техмаш»). Здесь, в частности, изготавливают С-13Т, С-13ДФ и С-13OФ. Пусковые блоки делают на самарском АО «Авиаагрегат» (из состава холдинга «Технодинамика»).

Напомним, что базовая С-13 разработки ГосМКБ "Вымпел" прошла испытания и поступила на вооружение в семидесятые годы прошлого века. В целом, она представляла собой увеличенную С-5М с небольшими конструктивными отличиями. Складное хвостовое оперение, как и прежде, состоит из аэродинамических поверхностей, которые в сложенном виде  располагаются вокруг наружного контура сопла, не выходя за внутренний габарит. Однако они несколько иной формы, а по количеству – шесть вместо восьми.

При пуске из трубчатых направляющих пятизарядного блока Б-13Л, «перья» хвостового оперения раскрываются не под напором набегающего потока воздуха, а под действием пороховых газов, отведенных от двигателя. Пороховой двигатель работает около секунды, за которую ракета преодолевает расстояние порядка трехсот метров. Затем снаряд двигается по баллистической траектории.

Характерная особенность бетонобойной С-13 и варианта С-13Т – так называемое «бикалиберное» исполнение с меньшей головной частью (среди других типов подобных нет). Отсек двигателя («С-13 РДТТ») выполнен в виде цилиндра диаметром 122 мм, тогда как боевые части этих ракет имеют калибр 90 мм. С-13 длиной 2900 мм и стартовым весом 60 кг несет боевую часть, способную пробить земляное перекрытие толщиной до трех метров или метровый свод из армированного бетона.

Более тяжелая (75 кг), С-13Т - на 200 мм длиннее и оснащается тандемной БЧ (два модуля, весом 21 и 16 кг, с 1.8 и 2.65 кг взрывчатого вещества, соответственно) проникающего типа осколочно-фугасного действия. Она срабатывает внутри поражаемого объекта после пробития его защитного слоя - до шести метров земли. Если цель представляет собой объект, укрытый грунтом толщиной два-три метра, то С-13Т пробьет и земляной настил, и находящуюся под ним метровую стену из железобетона. При попадании во взлетно-посадочную полосу аэродрома, ракета разрушает 20 квадратных метров покрытия ВВП.

Третий давно находящийся на вооружении вариант — С-13ОФ несет осколочно-фугасный заряд, при подрыве дающий до 450 осколков по 25-35 грамм. Поток таких осколков поражает не только живую силу и автомобили, но даже бронированную технику типа «БТР» и «БМП». Визуально отличается от С-13/Т тем, что цилиндрический корпус этой ракеты (как и всех других последующих вариантов) на всем своем протяжении имеет диаметр 122 мм.

Коль скоро в 1973 году на ИПФ возложили функции по совершенствованию и развитию неуправляемых авиационных ракет, в дальнейшем совершенствование НАР данных марок шло при участии новосибирских специалистов. Важный шаг в развитие семейства был сделан с принятием на вооружение С-13Д с объёмно-детонирующей боевой частью. Выпущена небольшая серия, предназначенная для применения с вертолётов.

В конце восьмидесятых новосибирцы приступили к разработке С-13ДФ с термобарической боевой частью (весом 32 кг), снаряжённой объёмно-детонирующей смесью (14,6 кг ВВ, тротиловый эквивалент 40 кг) однотактного действия. Ракета предназначена для поражения компактных групповых наземных и надводных целей. Вышла на испытания в 1993 году. Пуски с самолетов по колонне бронетехники на полигоне показали, что прямое попадание С-13ДФ разрушает БМП-1, приводя ее в непригодное для ремонта состояние. Ракета находится на вооружении с 1995г.

Среди прочих экспонатов, на МВТФ «Армия-2019» также выставлялся и полноразмерный макет С-13Б – варианта, о котором раньше ничего слышать не приходилось. Длина ракеты в данном исполнении приводится равной 2850 мм, масса - 77 кг, в том числе БЧ – 41 кг, включая снаряжение 5,6 кг. Эффективная дальность пуска – от одного до четырех километров. О типах целей, для поражения которых разработана С-13Б, у нас информации нет. Можно лишь предположить, что речь идет о бронебойном варианте.

Подводя итог отметим, что направление неуправляемых авиационных ракет в нашей стране развивается, о чем свидетельствуют новые экспонаты, представленные разработчиками и производителями на различных международных выставках. А низкая стоимость при достаточно высокой поражающей способности поддерживает интерес к НАР со стороны отечественных ВКС и наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству.


Владимир Карнозов



комментарии (0):










Материалы рубрики

Aviation EXplorer
Политический триумф России на Dubai Airshow
Aviation EXplorer
Як-130 хочет «прописаться» на Ближнем Востоке
Владимир Карнозов
С-5У и другие новые дополнения к отечественным неуправляемым ракетам
Татьяна Воловик
Электронный паспорт авиатоплива
Владимир Карнозов
Safran: «Мы открыты к увеличению российской доли в производстве комплектующих»
Владимир Карнозов
«Авиадвигатель» как основа энергетической безопасности России
Корпорация Иркут
Премьера МС-21: цифры, факты, комментарии
Юлия Кузьмина
МАКС, до новых встреч!



Михаил Вахнеев
«Золотые крылья МАКС-2019»
Юлия Кузьмина
МАКС-2019 открывает двери
Владимир Карнозов
«Авиадвигатель» - смесь воздуха с электричеством и углеводородами
Сергей Коротков
О цифровой трансформации процесса создания авиационной техники
Владимир Карнозов
Авианосец «Ламантин» и другие
Владимир Карнозов
Авиация «АРМИИ-2019»
Владимир Карнозов
ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!» – Часть 2
Владимир Карнозов
ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!»
Дмитрий Зайцев
Lufthansa Technik: мы всегда отвечаем по своим обязательствам
Владимир Карнозов
Неуправляемые авиационные ракеты – 80 лет на службе
Оргкомитет МАКС-2019
МАКС-2019: парад новинок и новаций
Николай Таликов
Ил-112 – долгая дорога в небо
Михаил Вахнеев
Ту-204 для Центра подготовки космонавтов
Aviation EXplorer
"Погоду на Сахалине и Курилах делает море!"
Роман Гусаров
О работе Главного центра ЕС ОрВД
Александр Рубцов
Электронный паспорт самолета SSJ100
Николай Логинов
ЦУП Ютэйр – работа в режиме одного окна
Михаил Вахнеев
Санитарная авиация получает новые вертолеты
Андрей Богинский
Реализовать наработки и довести их до рынка
ТАИС
О национальной системе бронирования
Сирена-Трэвел
Леонардо - комплексное решение для транспортной отрасли
Павел Дьяченко
О послепродажном обслуживании SSJ 100
Михаил Грейдин
Внедрение инновационных технологий в системе воздушных пунктов пропуска
Александр Рубцов
"Мы кратно увеличиваем мощность склада запчастей для Superjet 100"
Олег Бочаров
Что предлагает отечественная промышленность региональной авиации
Владимир Карнозов
Airshow China 2018: первым делом – истребители
Виктор Галенко
Первый в мире самовзлетный планер массой менее 115 кг начал серию испытательных полетов
Михаил Вахнеев
В Шереметьево заработал третий ТЗК
Елена Ткаченко
Хранители литья «крылатых сплавов»
ОАК
Статус программы CR929
Станислав Голубев
Знакомьтесь - Ми-38VeryVIP
Андрей Жарков
Самолет Ту-154М «Ижма» установлен в музее аэропорта «Толмачёво»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги на YouDo: раздавать листовки метро Москвы цена, смотреть варианты >>
По ссылке доставка в ресторан - посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer