Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

С-5У и другие новые дополнения к отечественным неуправляемым ракетам

11 ноября 2019 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Представленная в нынешнем году новосибирским «Институтом Прикладной Физики», авиационная неуправляемая ракета универсального действия С-5У, по сути, возрождает направление Неуправляемых авиационных ракет (НАР) малого (57-мм) калибра, как в нашей стране, так и во всем мире.

Данный материал идет в качестве продолжения к опубликованным ранее статьям «Неуправляемая авиационная ракета С-8ОФП» и «Неуправляемые авиационные ракеты – 80 лет на службе». Разместив эти материалы, редакция AEX.RU посчитала, что тема неуправляемого авиационного ракетного вооружения полностью раскрыта, и теперь с легким сердцем можно переходить к следующей теме – о доработке НАР в высокоточные средства поражения. Однако деятельность отечественного оборонно-промышленного комплекса внесла свои коррективы и в наши планы.


С-5У на стенде ИПФ, АРМИЯ-2019

Главной причиной, побудившей нас снова вернуться к теме НАР, стала новейшая разработке новосибирских ученых – С-5У, впервые выставлявшаяся публично на Международном научно-техническом форуме «Армия-2019». Отметим, что наша промышленность прекратила производство авиационных ракет калибра 57 мм еще во времена Советского Союза, с завершением в 1990 году выпуска С-5М. Тогда же было решено сосредоточиться на казавшихся более перспективными 80- и 122-мм изделиях.

Пару слов о разработчике С-5У. Акционерное общество «Институт Прикладной Физики» (ИПФ) расположено в Советском районе Новосибирска (Академгородок). Оно ведет свою историю с момента образования «Государственного специального конструкторского бюро приборов» (ГСКБП), согласно приказу Министра оборонной промышленности № 460 от 20.07.1966г. Через пару лет КБ переименовали в «Институт прикладной физики», а в 1973-м на него дополнительно возложили функции по совершенствованию и развитию неуправляемых авиационных ракет. На МВТФ «Армия-2019» предприятие выставляло свою продукцию на совместном стенде с АО «НПО «Курганприбор».

Напомним, что родоначальницей направления НАР малого калибра стала С-5, поступившая на вооружение в 1955 году. Ее конструкция во многом повторяла решения, опробованные на германских R4/M и Schlange калибра 55 мм, выпускавшихся в конце Второй мировой войны. Через пять лет за первоначальной моделью последовала модернизированная С-5М. На ее базе было создано порядка двадцати серийных модификаций. Данное семейство ракет стало самым массовым видом авиационных средств поражения советской разработки (не считая снарядов к авиапушкам), и широко применялось в многочисленных военных конфликтах в Африке, на Ближнем Востоке и других «горячих точках».

В ходе войны в Афганистане 1979-1989гг. советские самолеты и вертолеты выпускали подобные НАР тысячами. Выяснилось, что поражающая способность 57-мм ракет недостаточна ввиду сравнительно малой массы взрывчатого вещества, составлявшей (у самых массовых вариантов) чуть более двухсот грамм. Часто при обстреле кишлаков С-5 вязли в стенах глинобитных сооружений, а сравнительно легкие осколки теряли убойную силу, пролетев несколько считанных метров. Проведя анализ результатов боевого применения, было решено перейти на более мощную ракету С-8 калибра 80 мм. Казалось бы, тема неуправляемых авиационных ракет малого калибра ушла в прошлое навсегда.

Возродить направление НАР малого калибра стало возможным лишь в наше время, благодаря созданию высокоэффективного смесевого ракетного топлива, новых твердотопливных двигателей и принципиально новых боевых частей. Благодаря этому ракета С-5У калибра 57 мм оказалась по своей боевой эффективности сравнима со старыми ракетами С-8 калибра 80 мм, а в чем-то их и превзошла.

Сравнение с предшественницей

По сравнению с предшественницей в своем калибре, С-5У стала длиннее (1090 мм против 882 мм) и тяжелее (стартовая масса 6 кг против 3,86 кг). Как и ракеты прошлого поколения, С-5У оснащается хвостовым оперением для стабилизации в полете. Однако иного типа, нежели у С-8ОФП. Тогда как С-5М имеет восемь «перьев» большого удлинения, С-5У получила четыре широкохордных «лепестка», по типу как у снарядов системы залпового огня БМ-21 «Град». При старте, по выходу ракеты из трубчатой направляющей, «перья» раскладываются движением вперед по потоку, а «лепестки» - движением вбок. В обоих случаях в выпущенном положении аэродинамические поверхности автоматически занимают положение, чтобы придать ракете вращение. Это несколько сокращает максимальную дальность полета, но повышает точность.


Вертолет Ми-35М ведет стрельбу неуправляемыми ракетами на полигоне "Алабино"

И старый, и новый образцы используют твердое топливо. Только в случае с изделием под индексом «М» это – баллистит (разновидность пороха), а С-5У использует так называемое «смесевое ракетное твердое топливо». СРТТ характеризуется как многокомпонентная взрывчатая система, состоящая из окислителя, связующего-горючего и специальных добавок. Она получается путем механического смешения компонентов с последующим превращением в моноблок, способный к закономерному горению. При выгорании твердотопливный заряд С-5У выделяет гораздо больше энергии, чем у баллистита.

Отличительной чертой ракетного оружия нового поколения является малогабаритный двигатель на высокоэнергетическом топливе. По сравнению с системами предыдущих генераций, энергоотдача от единицы массы топлива удвоилась, а сам двигатель стал гораздо легче и компактнее. Это позволило значительно увеличить массу боевой части при сохранении максимальной дальности стрельбы. Разработчик проводит черту эффективной дальности пуска значениями между 500м и 4 км, что сравнимо с цифрами для ракет прошлого поколения.

Получается, что преимущества СРТТ были использованы для снижения доли двигательного блока в весе конструкции. Соответственно, в общую массу изделия повысился вклад боевой части. В случае С-5У последняя цифра дается 0,8 кг, или в 2,8 раза выше, чем у С-5М. Словом, возвращение к калибру 57 мм стало возможным благодаря повышению массы как всего снаряда, так и несомого им взрывчатого вещества.

Боевая часть

Согласно тексту информационного сообщения ИПФ, «изюминкой» новой ракеты «стала установка на ней боевой части с тремя поражающими факторами» (кумулятивный, осколочно-фугасный и зажигательный). При подрыве БЧ формирует 490 осколков каждый массой два с половиной грамма. Для сравнения: модификация С-5М – ракета С-5КО  – оснащалась боевой частью, которая при срабатывании давала 220 осколков весом два грамма каждый. Соответствующие цифры для С-8КОМ: 450—500 осколков по 3 грамма. Словом, по части осколков и их массы С-5У значительно опережает С-5КО и практически не уступает С-8КОМ.

Базовая модель С-5 была разработана в середине прошлого века и с тех пор неоднократно дорабатывалась, а на ее базе создавались различные варианты исполнения. Ракета также выпускалась в вариантах с фугасной, осколочной, кумулятивной и кумулятивно-осколочной боевой частью, а также снаряженной стреловидными поражающими элементами. Что касается С-5У, ее разработчики пошли по несколько иному пути. Суффикс «У» в названии ракеты расшифровывается как «универсального действия».

Сообразно, ракета комплектуется боевой частью с тремя поражающими факторами (кумулятивный, осколочно-фугасный и зажигательный). «Кумулятивная головка пробивает броню толщиной 150 мм», - говорится в сообщении Института. На практике, это дает возможность вывести из строя боевую машину пехоты любой марки, равно как и другие подвижные бронированные цели, кроме основных боевых танков последнего поколения. «Зажигательные элементы воспламеняют все горючие материалы в достаточно большом радиусе», - читаем в документе.

Далее в сообщении утверждается: «Осколочно-фугасная БЧ образует почти пятьсот осколков массой более 2-х граммов каждый, которые разлетаясь с огромной скоростью, поражают живую силу, даже защищенную бронежилетами». Все перечисленные достоинства С-5У дают резкий контраст с недостатками базовой С-5, выявленными в ходе локальных конфликтов. И прежде всего - недостаточное фугасное действие боевой части из-за малого количество взрывчатого вещества.

Пуски ракет семейства С-5 осуществляются из т.н. «унифицированных блоков» с открытой казенной частью, таких как УБ-9 (с девятью трубчатыми направляющими), УБ-16-57 (с шестнадцатью) и УБ-32 (тридцатью двумя). С-5У может выстреливаться из любого, не требуя никаких доработок. Может лишь потребоваться внесение новых данных в баллистический вычислитель пусковой платформы, в роли которой выступают боевые самолеты или вертолеты армейской авиации.

По мнению разработчика, «экспортный потенциал С-5У может оказаться очень большим». Этими ракетами могут вооружаться самолеты и вертолеты отечественного производства, что в большом количестве поставлялись зарубежным заказчикам. В частности, «неподдельный интерес к ракете С-5У проявили представители министерства обороны Республики Болгария, которые до сих пор изготавливают и поставляют ракету С-5 на экспорт», - говорится в сообщении ИПФ.

Новые варианты С-8

Базовая ракета С-8 была создана в семидесятые годы прошлого века. Разработчик - ОКБ-16, ныне известное как Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана. Сегодня главное направление ее совершенствования идет по линии С-8ОФП, о котором мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов. Однако одним этим дело не исчерпывается.

Объединенный стенд ИПФ и НПО «Курганприбор» на МВТФ «Армия» использовался для демонстрации полноразмерных макетов ракет как довольно старых вариантов С-8Т/КОМ/БМ/ДФ, так и более новых С-8ДФМ (впервые представлен в 2017г.) и С-8ДФМ-Т (2019г.).

Согласно описанию, С-8ДФМ-Т представляет собой ракету универсального действия, стартовой массой 15,5 кг. Она на килограмм тяжелее варианта ДФМ и на десять сантиметров длиннее. Снаряжение боеголовки увеличено с 1,9 до 2,8 кг. Ракета оснащается тандемной боевой частью из двух модулей, массой 0,9 и 1,9 кг, соответственно (против 1,9 у ДФМ). При подрыве формируются 1100 осколков, которые разлетаются с начальной скоростью порядка 2000 м/сек, пробивая 400 мм брони или 500 мм бетона.

С-13 и ее модификации

Помимо новейших С-5У и С-8ДФМ-Т, АО «Институт Прикладной Физики» представил на МВТФ «Армия-2019» несколько вариантов НАР большого калибра, как давно находящиеся в серийном производстве, так и разработанные недавно. В частности, на выставочном стенде можно было познакомиться с С-13 модификаций «Т», «ОФ», «ДФ» и «Б». Серийным выпуском С-13 занимается Новосибирский завод искусственного волокна (НЗИВ), расположенный в Искитиме (входит в состав холдинга «Техмаш»). Здесь, в частности, изготавливают С-13Т, С-13ДФ и С-13OФ. Пусковые блоки делают на самарском АО «Авиаагрегат» (из состава холдинга «Технодинамика»).

Напомним, что базовая С-13 разработки ГосМКБ "Вымпел" прошла испытания и поступила на вооружение в семидесятые годы прошлого века. В целом, она представляла собой увеличенную С-5М с небольшими конструктивными отличиями. Складное хвостовое оперение, как и прежде, состоит из аэродинамических поверхностей, которые в сложенном виде  располагаются вокруг наружного контура сопла, не выходя за внутренний габарит. Однако они несколько иной формы, а по количеству – шесть вместо восьми.

При пуске из трубчатых направляющих пятизарядного блока Б-13Л, «перья» хвостового оперения раскрываются не под напором набегающего потока воздуха, а под действием пороховых газов, отведенных от двигателя. Пороховой двигатель работает около секунды, за которую ракета преодолевает расстояние порядка трехсот метров. Затем снаряд двигается по баллистической траектории.

Характерная особенность бетонобойной С-13 и варианта С-13Т – так называемое «бикалиберное» исполнение с меньшей головной частью (среди других типов подобных нет). Отсек двигателя («С-13 РДТТ») выполнен в виде цилиндра диаметром 122 мм, тогда как боевые части этих ракет имеют калибр 90 мм. С-13 длиной 2900 мм и стартовым весом 60 кг несет боевую часть, способную пробить земляное перекрытие толщиной до трех метров или метровый свод из армированного бетона.

Более тяжелая (75 кг), С-13Т - на 200 мм длиннее и оснащается тандемной БЧ (два модуля, весом 21 и 16 кг, с 1.8 и 2.65 кг взрывчатого вещества, соответственно) проникающего типа осколочно-фугасного действия. Она срабатывает внутри поражаемого объекта после пробития его защитного слоя - до шести метров земли. Если цель представляет собой объект, укрытый грунтом толщиной два-три метра, то С-13Т пробьет и земляной настил, и находящуюся под ним метровую стену из железобетона. При попадании во взлетно-посадочную полосу аэродрома, ракета разрушает 20 квадратных метров покрытия ВВП.

Третий давно находящийся на вооружении вариант — С-13ОФ несет осколочно-фугасный заряд, при подрыве дающий до 450 осколков по 25-35 грамм. Поток таких осколков поражает не только живую силу и автомобили, но даже бронированную технику типа «БТР» и «БМП». Визуально отличается от С-13/Т тем, что цилиндрический корпус этой ракеты (как и всех других последующих вариантов) на всем своем протяжении имеет диаметр 122 мм.

Коль скоро в 1973 году на ИПФ возложили функции по совершенствованию и развитию неуправляемых авиационных ракет, в дальнейшем совершенствование НАР данных марок шло при участии новосибирских специалистов. Важный шаг в развитие семейства был сделан с принятием на вооружение С-13Д с объёмно-детонирующей боевой частью. Выпущена небольшая серия, предназначенная для применения с вертолётов.

В конце восьмидесятых новосибирцы приступили к разработке С-13ДФ с термобарической боевой частью (весом 32 кг), снаряжённой объёмно-детонирующей смесью (14,6 кг ВВ, тротиловый эквивалент 40 кг) однотактного действия. Ракета предназначена для поражения компактных групповых наземных и надводных целей. Вышла на испытания в 1993 году. Пуски с самолетов по колонне бронетехники на полигоне показали, что прямое попадание С-13ДФ разрушает БМП-1, приводя ее в непригодное для ремонта состояние. Ракета находится на вооружении с 1995г.

Среди прочих экспонатов, на МВТФ «Армия-2019» также выставлялся и полноразмерный макет С-13Б – варианта, о котором раньше ничего слышать не приходилось. Длина ракеты в данном исполнении приводится равной 2850 мм, масса - 77 кг, в том числе БЧ – 41 кг, включая снаряжение 5,6 кг. Эффективная дальность пуска – от одного до четырех километров. О типах целей, для поражения которых разработана С-13Б, у нас информации нет. Можно лишь предположить, что речь идет о бронебойном варианте.

Подводя итог отметим, что направление неуправляемых авиационных ракет в нашей стране развивается, о чем свидетельствуют новые экспонаты, представленные разработчиками и производителями на различных международных выставках. А низкая стоимость при достаточно высокой поражающей способности поддерживает интерес к НАР со стороны отечественных ВКС и наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbzCZ
Услуги на YouDo: https://youdo.com/promo/reklama/materials/handbills/metro/, смотреть варианты >>
По ссылке http://kazan.youdo.com/courier/eda/restoran/ - посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer