← Назад

Главная Техника/технологии РепортажО работе Главного центра ЕС ОрВД

13 марта 2019 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

В России действует Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД), которая занимается обеспечением движения в воздушном пространстве над территорией нашей страны, и той части воздушного пространства, где организация воздушного движения делегирована Российской Федерации. 16 февраля 2018 года Единой системе организации воздушного движения России исполнилось 46 лет. Согласно принятой концепции, сейчас ведется строительство укрупненных центров ЕС ОрВД, которые возьмут под контроль движение всех летательных аппаратов над территорией России и подконтрольными ей нейтральными водами. Всего таких центров будет 12, а также районные центры в Калининграде и Симферополе. Во главе организационной структуры стоит Главный центр, являющийся структурным подразделением ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"). С его работой нас познакомил начальник ГЦ ЕС ОрВД Олег Васильевич Сенчуков.


Начальник ГЦ ЕС ОрВД Олег Сенчуков и пресс-секретарь ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Николай Ивашов

Общая площадь зоны ответственности Единой системы - более 26 млн. кв. км. На этой территории осуществляют свою деятельность 28 центров ЕС ОрВД. Один главный центр и 7 зональных центров: Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Ростов, Москва и Санкт-Петербург. А в состав этих зональных центров входят 20 районных, из них 12 с правом планирования, координирования и выдачи разрешений на использование воздушного пространства. Одновременно под управлением диспетчеров, которые осуществляют непосредственное управление воздушным движением, находится около 1000 воздушных судов. Общая протяженность маршрутов, по которым осуществляется управление воздушным движением - свыше 800 тыс.км.

По площади зоны ответственности Зональных центров существенно отличаются. Если, например, сравнить Самарскую зону и Хабаровскую, то видно, что в Хабаровской зоне находятся 6 районных центров и 490 аэродромов, а в Самарской зоне всего одни районный центр и 100 аэродромов. Площадь ответственности Хабаровского зонального центра в 5-6 раз больше Самарской зоны ответственности. При этом в Хабаровской частота полетов не меньше. Через нее проходят полеты с Аляски в юго-восточную Азию, и там плотность движения приличная. Ведь помимо управления полетами над территорией России, ЕС ОрВД делегирована часть воздушного пространства над нейтральными водами. Существует два океанических центра, это Магаданский и Мурманский центры. Управление воздушным движением идет практически до Северного полюса. Здесь проходят международные кросс-полярные маршруты.

За 2018 г. над территорией России и водным пространством нашей зоны ответственности выполнено 1 млн 682 тыс полетов. 18% - полеты, которые проходят транзитом через воздушное пространство РФ. 82% полетов – суда, которые осуществляют взлет и посадку на нашей территории. Из них 52% - международные, и 48% - внутренние. Также используют воздушное пространство иные пользователи, в том числе беспилотники, запуск шаров-зондов, взрывные работы, в том числе и фейерверки, и другое. В 2018 году от таких пользователей было получено более 1600 заявок. Интенсивность полетов каждый год растет на 7-10 %. Во  главе организационной структуры ЕС ОрВД стоит Главный центр, ниже - укрупненные, зональные и региональные центры. В зоне ответственности зональных и региональных центров находятся районные центры, узловые диспетчерские центры и аэродромно-диспетчерские центры.

Главный центр является структурным подразделением Госкорпорации по организации воздушного движения и находится в здании генеральной дирекции. Задача Главного центра ЕС ОрВД: обеспечение безопасного и экономичного использования в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства, воздушного пространства Российской Федерации и за ее пределами, где ответственность за организацию движения возложена на Российскую Федерацию. В Функции главного центра входят: Планирование ИВП; Контроль за полетами литерных ВС; Организация потоков воздушного движения; Контроль за соблюдением Федеральных правил ИВП, Координация деятельности по ликвидации ЧС, Оформление разрешений на выполнение международных полетов; Обеспечение разрешительного порядка ИВП. Непосредственно управление воздушным движением Главный центр не осуществляет. Здесь занимаются планированием и выдачей разрешения, на использование воздушного пространства. Это разрешение является основанием для диспетчеров непосредственного управления, взять воздушное судно на обслуживание и выдавать ему свои диспетчерские разрешения и указания.





 

Штатная численность Главного центра на январь 2019 г составила 184 человека. Главный центр состоит из нескольких подразделений: дежурная смена, которая работает круглосуточно, численностью персонала порядка 25 человек; группа согласования полетов высших должностных лиц (при выполнении полетов с главами государств существует дополнительные меры безопасности, и эта группа занимается решением этих вопросов); отдел организации планирования потоков воздушного движения; отдел стратегического планирования и оперативно-организационная группа, куда стекается вся информация об отклонениях в работе гражданской авиации, они также осуществляют круглосуточное дежурство.

Одна из основных задач Главного центра - решение вопросов планирования. Есть несколько этапов планирования полетов: стратегическое планирование осуществляется за 2 и более дней; предтактическое планирование - накануне дня полета; тактическое планирование - осуществляется в день проведения полета. Все пользователи воздушного пространства перед началом своей деятельности подают заявки на выполнение полетов. Есть долгосрочные полеты, которые выполняются по расписанию, и есть заявки, которые касаются только одного полета. Поступившая заявка анализируется на предмет, есть ли по этому маршруту какие-либо ограничения, имеет ли право заявленное воздушное судно выполнять полет или нет, зарегистрированное оно или нет. При проведении военных учений вводятся ограничения на определенные районы воздушного пространства, где выполняются стрельбы, бомбометания и другое. Точно также заявка поступает в Главный центр и вводятся ограничения на эту часть воздушного пространства. При этом другие пользователи воздушного пространства информируются, чтобы их безопасность была обеспечена.

Так, например, при проведении парада 9 Мая Главный центр занимается обеспечением этого мероприятия, вводит определенные ограничения. Не все пользователи довольны, но воздушный кодекс РФ содержит понятие государственных приоритетов, и, в зависимости от того, какая деятельность осуществляется, используется тот или иной приоритет. Также, на период проведения универсиады в Красноярске были введены дополнительные ограничения, а также вводился особый режим, который наложил определенный отпечаток на работу Единой системы в целом. Были запретные зоны выполнения полетов в районе Красноярска, и зоны ограничений. Пользователи воздушного пространства, у которых была необходимость выполнения полетов в той зоне, должны были выполнить дополнительную процедуру, заранее подать заявку и получить разрешение. Был создан межведомственный штаб,  который эти заявки рассматривал, и, если не было в них никаких проблем, то  выдавались разрешения на выполнение полета.

В заявке (телеграмме) на выполнение полета видно, какой рейс, откуда он вылетает, на каком типе воздушного судна, описывается маршрут его следования, указываются запасные аэродромы и дополнительная информация, если пользователь воздушного пространства считает это необходимым. «Получив, такую заявку мы вносим её в нашу систему, где проводится анализ: есть ли такая трасса или нет, есть ли  на этой трассе высоты, которые они хотят использовать или нет, водятся ли ограничения по маршруту следования, - рассказывает начальник ГЦ ЕС ОрВД Олег Васильевич Сенчуков. - И если нас все устраивает, мы доводим эту информацию до районных центров, до аэродромов, и диспетчеры, имея наше разрешение, не задумываясь, берут его на управление. Чаще всего, если в заявке нет нарушений, она обрабатывается автоматически, на ручную обработку переходим, если что-то не соответствует. По регламенту, от момента получения заявки и до выдачи нашего заключения, разрешения либо отклонения - 20 минут. Это максимум даже и при ручной обработке. Если автоматом, без нарушений, диспетчера Главного центра ее даже не видят, она обрабатывается мгновенно. Заявку должны подавать по международным полетам за 3 часа, по внутренним - не позднее, чем за 1 час».

В чем смысл организации потоков. От момента запуска двигателя в аэропорту отправления и до момента заруливания на стоянку в аэропорту прибытия воздушное судно передается от одного диспетчера, который управляет в своем секторе, другому, и так по цепочке по маршруту следования. У каждого сектора есть норматив пропускной способности. Иногда возникают ситуации, когда в одно и то же время в один сектор планируют попасть несколько воздушных судов. И вот этот норматив, который существует, может быть превышен. Есть специальная группа, которая занимается распределением этих воздушных судов, т.е. им корректируется либо время, либо назначается другой маршрут, чтобы снизить для диспетчера пик нагрузки.

Все воздушное пространство РФ подразделяется на 2 типа.  В одном пространстве действует разрешительный порядок. Все, что поднимается в воздух, либо находясь на земле, например, взрывные работы, планирует использовать воздушное пространство, прежде чем начать свою деятельность должны получить разрешение на его использование Второй тип воздушного пространства, где действует уведомительный порядок.  То есть это районы с малой интенсивностью воздушного движения. Здесь разрешение на использование  воздушного пространства не требуется, но пользователь обязан уведомить Единую систему о том, что он будет там находиться. И в случае каких-то аварийных, чрезвычайных ситуаций быть уверенным в том, что ему будет оказана необходимая помощь. Также сейчас семимильными шагами у нас развиваются полеты беспилотных летательных аппаратов. Согласно действующему воздушному законодательству, по приоритету они стоят значительно ниже, чем выполнение полетов на вертолетах и самолетах. Поэтому, в соответствии с государственным приоритетом, мы выбираем, кто будет летать, а кому придется подождать.

На экране Оперативного зала дежурной смены Главного центра отображается информация с локаторов,  которые находятся в московском центре управления воздушным движением,  и каждая отметка это отметка от воздушного судна, которое в данный момент находится в воздухе. Непосредственно управлением воздушным движением Главный центр не занимается, но радиолокационная информация нужна в тех случаях, когда на борту происходит ЧП, какой-то отказ, оно выделяется, чтобы наблюдать, где находится, в каком состоянии, какая высота, какая скорость.  Также и при выполнении литерных рейсов, когда летят высшие должностные лица государств, они берутся под особый контроль. Здесь обеспечиваются полеты не только гражданских воздушных судов, но и военных. 4 рабочих места - специалисты, которые занимаются военной тематикой, и 4 рабочих места - обеспечение полетов гражданских воздушных судов.

Есть суточный план полетов гражданских вВС, куда вносятся все заявки, и утвержденные и неутвержденные. Из аэропортов приходит информация о вылете, о посадке. Есть контрольные точки, по которым поступает информация о пролете, все это отражается в этом суточном плане.  Если раньше в советские времена суточный план это был документ установленного образца, который был на бумаге, он утверждался, и добавить в него что-то было невозможно. Сейчас суточный план это условное название. Он распространяется на всю территорию и постоянно меняется. В данный момент сегодня в нашем суточном плане 5871 заявка, и эта цифра увеличивается. Предположим, воздушное судно летит из Юго-Восточной Азии, лететь порядка 10 часов и оно уже находится в нашем суточном плане. А борт из Москвы, который сегодня вылетает в Орел, подаст заявку лишь за 1 час до вылета. Тогда и она добавится в суточный план. В среднем зимой за сутки обрабатывается более 6000 заявок. Летом порядка 7000 -7500 полетов.

Здесь имеется вся информация по рейсу: какие ограничения, режим работы аэродромов, запасные аэродромы, какие трассы закрыты, правильно ли используются высоты. Масса информации по этому рейсу, которую нужно обработать, чтобы выдать ему разрешение. Мы можем посмотреть графически все воздушные трассы. Особенно когда речь о маленьких частных самолетах, вертолетах, которые летят по маршрутам, они очень часто к нам обращаются, потому что невозможно самому все это посмотреть, приходится им помогать. И сюда поступает информация не только по рейсам, которые отслеживает главный центр - международные рейсы и рейсы, которые выполняются более чем в двух зональных центрах, также сюда поступает информация и о движении внутри зональных центров. Например, местная линия в Хабаровской зоне, вылетел Ан-2, информация о нем также находится здесь.

На первый взгляд кажется, что так много воздуха, откуда могут возникнуть какие-нибудь проблемы? Но полеты выполняются не просто по желанию, куда хочу туда лечу. Существуют определенные маршруты, определенные точки, и, выполняя полет, экипаж воздушного судна должен придерживаться этих линий/точек, которые нанесены на карту. Если же  возникает необходимость полета не по воздушным трассам, например,  беспилотника,  под него резервируется часть воздушного пространства,  где нет воздушных трасс. Грубо говоря, закрывается квадрат и до всех доводится информация о том, что в этом квадрате кроме этого беспилотника летать никому нельзя. И он там летает. Или, допустим, осуществляется запуск космической ракеты, например, с космодрома Байконур. И пока космический аппарат не наберет определенную высоту, закрывается вся полоса под траекторией её полета для воздушного движения. И не дай Бог что-нибудь с ним случится и какое-нибудь воздушное судно попадет в эту зону падения обломков. За это так же отвечает Главный центр ЕС ОрВД. Роскосмос присылает информацию, специалисты Главного центра рассчитывают полосу воздушного пространства, которую необходимо закрыть, и информируют авиакомпании.

Также смотрите:

- Обзор недавно введенных в строй новых укрупненных центров и вышек КДП  ЕС ОрВД

- Репортаж об открытии укрупненного центра ЕС ОрВД в Екатеринбурге


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2019/3/13/2887/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.