Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Ту-214ОН - лучшее достижение программы Открытое Небо

Отечественный авиапром создал уникальный самолет для воздушных инспекций


10 ноября 2020 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Как сообщалось ранее, 21 мая 2020 года Белый Дом принял решение выйти из «Договора по Открытому Небу» (ДОН). Среди предлогов для выхода США, наряду с иными претензиями, используется утверждение о якобы имеющихся у России самолётах, задействованных в выполнении наблюдательных полётов по программе «Открытое Небо», с недокументированными техническими возможностями. Попробуем подробнее рассмотреть, в чем суть этих претензий.

Для выполнения полетов, согласно ДОН Россия использует три типа воздушных судов: двухдвигательный турбовинтовой Ан-30Б, трехмоторный реактивный Ту-154М-ЛК1 и двухдвигательный Ту-214ОН. Первые два построены на платформах советских времен, к настоящему времени технически устарели и не имеют перспектив развития. А вот Ту-214ОН – новейшая разработка, которая вполне сможет найти себе применение, даже в случае, если действие Договора прекратится.

Ан-30Б

Помимо России, Ан-30Б для полётов по Договору также используется Украиной, Болгарией и Казахстаном. Данный самолет создан ещё в советские времена специально для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ. Как правило, Ан-30Б оснащается следующими фотокамерами: по одной АФП-42/100 и А-723, плюс три АФА-54/50.

По сути, в качестве базовой платформы в этом самолете используется морально устаревший Ан-24 разработки ОКБ им. О.К. Антонова. Это предприятие при разделе СССР досталось Украине и сегодня функционирует на территории «Незалежной». В силу возраста и низких лётно-технических данных, а также отсутствия программ модернизации, Ан-30 практически сошёл с эксплуатации. В лётном состоянии сохранились считанные единицы.

Таким образом, никакой угрозы США старый «Ан» никогда не представлял и не представляет сегодня. Во-первых, он слишком стар, чтобы кому-либо угрожать, а во-вторых, российские Ан-30Б применялись только для полётов над европейскими государствами, и никогда не летали над США.

Ту-154М-ЛК1

Второй тип – Ту-154М – тоже создавался в эпоху СССР в качестве пассажирского авиалайнера с количеством кресел 164-180 мест. К настоящему времени он тоже сильно устарел и не выдерживает конкуренции с более современными авиалайнерами близкой размерности по составу бортового оборудования, расходу топлива и экологическим качествам (эмиссия газов, уровень шума на местности). В прошлом году редкие сохранившиеся до наших дней работоспособные экземпляры окончательно завершили свою «карьеру» в авиакомпаниях: они более не перевозят ни пассажиров, ни грузы.

Небольшой парк машин данного типа продолжает использоваться государственными структурами для перевозки личного состава и имущества. Самое большое число Ту-154 различного назначения сохранилось в парке МО РФ.  В силу специфики военного ведомства, его самолёты летают гораздо реже, чем у авиакомпаний, а потому у них пока ещё остается некий запас ресурса (количество лётных часов и циклов взлет-посадка). Словом, и трёхмоторная «тушка» уже давно не «чудо техники», а скорее дряхлеющий старичок, доживающий свои последние годы.

В интересах программы «Открытое Небо» задействовался один-единственный Ту-154М-ЛК1 с аэродрома Чкаловский, бортовой номер RF-85655. Это - самолёт-лаборатория РГНИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина, которая прошла дооборудование. Именно этот экземпляр и летал над Америкой, коль скоро Ан-30Б не мог туда добраться по причине недостаточной дальности полёта.

Поскольку практически все полёты в рамках общей квоты РФ и РБ производил именно этот борт, профильные американские ведомства всегда уделяли ему самое пристальное внимание. По данному поводу в 2016 году Госдепу пришлось выпускать специальное разъяснение о соответствии доработанного Ту-154М-ЛК1 всем требованиям Договора. Там, в частности, утверждалось следующее: «Прошла сертификация цифровой электрооптической камеры на самолёте Ту-154, причем для этого потребовался длительный, тщательно детализированный процесс».

Российские источники уточняют: сравнительно недавно машина была оснащена новой цифровой камерой инфракрасного диапазона – собственно она и прошла сертификацию и получила одобрение США. Конкретный экземпляр самолёта также оснащен РЛС бокового обзора «Ронсар» от НИИ «Кулон». Поскольку ДОН накладывает очень сильные ограничения на характеристики радиолокаторов, практическая ценность полученных ими данных низка. Фотокамеры дают гораздо более ценную информацию.

Ту-214ОН

Следующим шагом по совершенствованию авиационной техники, задействованной при проведении воздушных инспекций по Договору, стало создание специализированного варианта Ту-214 с индексом «ОН». Работа заказывалась и финансировалась военным ведомством. Казанский авиазавод собрал пару подобных машин. Первый публичный показ борта RF-64519 прошел на аэрокосмическом салоне МАКС-2011, а еще через пару лет в Жуковском выставлялся второй борт RF-64525.

Самолеты оборудованы комплексом авиационного наблюдения разработки Концерна «Вега». «Главным калибром» выступает всё та же цифровая камера OSDCAM4060 с разрешением 30 см, ранее опробованная на дооборудованном Ту-154М-ЛК1. Всего на борту – пять фото и три телевизионные камеры (140 мегапикселей). В этом смысле новый самолёт находится на уровне предшественников.

С точки зрения практического применения Ту-214ОН значительно лучше Ту-154М-ЛК1 по причине использования гораздо более современной платформы - пассажирского авиалайнера «Туполев-214». За счёт большого удлинения крыла, к тому же набранного из т.н. суперкритических профилей, Ту-214ОН обладает высоким отношением подъемной силы к аэродинамическому сопротивлению (т.н. аэродинамическим качеством) – 18 единиц. Большой вклад в обеспечение высоких показателей дальности и продолжительности полета вносят пермские двигатели ПС-90А. При близких массово-габаритных параметрах, дальность и продолжительность полета Ту-214ОН выше, чем Ту-154М-ЛК1, за счет более высокого аэродинамического качества планера и низкого расхода топлива - 3400 против 5400 кг/час при полной загрузке.

Эти преимущества особенно проявляются при перелёте из России в США и обратно – меньше промежуточных посадок, да и те, что приходится совершать, происходят по процедурным формальностям, ведь чисто технически Ту-214ОН может перелететь через океан без дозаправки. А главное, за счет лучших характеристик самолета, за один наблюдательный полёт открывается возможность осмотреть большее количество объектов принимающей стороны.

Самолет Ту-214ОН довольно долго «доводился до ума». Сначала он прошёл испытания в нашей стране. Осенью 2018 года машина была представлена на международную сертификацию. Сертифицируемая сторона в обязательном порядке предоставляет подробную информацию о воздушном судне и характеристиках установленного на него комплекта оборудования. В ходе сертификации, она обеспечивает полный доступ к самолёту и его сенсорам, а также выполняет полёты по калибровке аппаратуры. Затем полученные снимки анализируются с целью установить минимальную высоту полёта, на которой самолёт с соответствующим бортовым комплексом может применяться в ходе наблюдательных полётов.

На сайте МО РФ можно найти сообщение от 24 сентября 2018 года (https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12196778@egNews) где, в частности, говорится: «Сертификация нового самолёта наблюдения позволяет расширить возможности по эффективному выполнению наблюдательных полетов, в том числе и над территориями Великобритании, США и Канады».

Новый российский самолет-инспектор был представлен на суд 72 представителям иностранных государств, посетившим аэродром Кубинка 2 сентября 2018 года. Кульминацией процедуры международной сертификации стало подписание американским представителем итогового протокола по освидетельствованию российского воздушного судна на полях Консультативной комиссии по Договору по открытому небу в Вене. Таким образом, США присоединились к другим 22 государствам-участникам Договора, одобрившим Ту-214ОН. «Было очевидно, что с технической стороны претензий к Российской Федерации нет, и подписание документа является лишь вопросом времени», - говорилось в сообщении МО РФ.

Первые несколько полётов самолёта Ту-214ОН с бортовым номером RF-64525 - над Техасом, Нью-Мексико и Колорадо - были выполнены в апреле прошлого года с аэродрома «Розекранц» (Rosecrans) в штате Миссури. Над инспектируемыми объектами «тушка» снижалась до полутора-двух километров и сбрасывала скорость до 500 км/ч, до следующей точки следовала на высоте около пяти километров, а при перегонах забиралась на девять-десять км.

Зарубежные аналоги

Как соотносится Ту-214ОН с лучшей зарубежной техникой аналогичного назначения? Здесь надо сказать, что поле для конкуренции между фирмами-производителями соответствующей техники здесь сильно ограничено положениями Договора, ставящими жесткие ограничения на возможности сенсорной аппаратуры. Ведь суть «Открытого неба» – обеспечить странам-участникам равные условия, а не дать преимущества какой-либо стороне.

ДОН содержит процедуры по сертификации бортовой аппаратуры, включая технические, в том числе, на соответствие используемой комбинации сенсоров установленным ограничениям по разрешению. Однако авиастроители могут отличиться, сделав свою машину более экономичной, надёжной и современной в плане быстроты и качества обработки собранной информации. И на этом поприще российские самолётостроители и разработчики бортовой аппаратуры достигли успеха.

Ближе всего из иностранной авиатехники к Ту-214ОН стоит немецкий самолет на базе авиалайнера Airbus A319. Интересно, что ранее для проведения воздушных инспекций объединенная Германия использовала российский Ту-154М, доставшейся ей от бывшей ГДР, но эта «тушка» потерпела аварию и была списана. В качестве замены ей выбрали «аэробус». В 2017 году одна такая машина, ранее принадлежащая авиакомпании Lufthansa, прошла переоборудование в самолёт наблюдения, путем доработки, главным образом, по линии установки фотоаппаратуры.

Аэродинамика и параметры силовой установки А319 и Ту-214 находятся примерно на одном уровне, а поскольку «аэробус» меньше по размерности, он показывает меньший расход топлива. Вместе с тем, Ту-214ОН значительно совершеннее благодаря наличию на борту современного комплекса, в состав которого входят телевизионные и инфракрасные камеры (с разрешением 50 см), радиолокатор бокового обзора, цифровой вычислительный блок и система навигационного обеспечения. Потребность в радиолокации возникает в плохую погоду (облачность, осадки), а инфракрасных устройствах – ночью. Словом, эти технические средства не дают преимуществ по сбору информации при хорошей  видимости, а позволяют расширить временной погодный интервал применения авиатехники. В целом, по совокупности качеств Ту-214ОН сегодня является лучшим в своём классе.

Заметим, что ряд стран-участниц ДОН не решаются пойти по пути создания специализированных самолетов для данного проекта по причине экономии средств. Некоторые из них, например, Канада, ограничились доработкой военно-транспортных самолетов типа C-130 Hercules, установив на их подкрыльевые пилоны съемные контейнеры с фотоаппаратурой. Это простое и достаточно эффективное решение, которое, однако, не обеспечивает полного раскрытия потенциала, предоставляемого стране-участнику Договора в плане эффективности сбора информации при выполнении инспекционных полетов над территориями других государств.

По составу бортовой аппаратуры ближе всего из иностранных аналогов к Ту-214ОН стоит американский ОС-135B. Они близки по размерности. Нормальная взлётная масса «американца» составляет 135 тонн, в перегруз – 146, что на 23-32% больше, чем у «тушки». Однако российская машина длиннее  (46 против 41,5 метра) и имеет более широкий фюзеляж (3,8 метра против 3,66).

Поскольку наблюдательные полёты, как правило, весьма продолжительны, важно обеспечить комфортные условия работы для членов экипажа и представителей принимающей стороны - а порой их суммарное число на борту доходит до сорока человек. И здесь Ту-214ОН предоставляет более комфортные условия и на каждого специалиста, находящегося на борту, приходится больше внутреннего пространства.

Размах крыла у OC-135B меньше, чем Ту-214ОН: около 40 метров против 42, но площадь больше – 226 квадратных метров против 184. Вкупе с более экономичными двигателями (степень двухконтурности пермского – около 5 против 1,4 у американского TF-33) все это дает Ту-214ОН заметное, примерно в полтора раза, преимущество в дальности и продолжительности полёта. Что же касается возможностей целевой аппаратуры (фотоаппараты, кинокамеры, радиолокаторы), то самолеты близки по характеристикам. Основные недостатки ОС-135B – морально устаревшая платформа и высокий износ конкретных экземпляров, сохранившихся до наших дней.

Словом, Ту-214ОН на сегодняшний день представляет собой самый современный и технически продвинутый летательный аппарат в мире, задействованный при проведении воздушных инспекций в рамках Договора по Открытому Небу. Это большое достижение российских авиастроителей и разработчиков целевой аппаратуры, и серьезный раздражитель для США где, по определению, должно быть все самое лучшее и совершенное.


Владимир Карнозов


комментарии (1):

TMM      11/11/2020 [18:28:42]#1
Вы пишете: , , Интересно, что ранее для проведения воздушных инспекций объединенная Германия использовала российский Ту-154М, доставшейся ей от бывшей ГДР, но эта «тушка» потерпела аварию и была списана.»
На самом деле судьба этого самолёта и экипажа очень трагична. В 1997 году они потерпели не аварию, а катастрофу, столкнувшись в воздухе с американским транспортным самолётом близ берегов Намибии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ ...

Вы пишете: «Таким образом, никакой угрозы США старый «Ан» никогда не представлял и не представляет сегодня. Во-первых, он слишком стар чтобы кому-либо угрожать, Во-вторых, российские Ан-30Б применялись только для полётов над европейскими государствами, и никогда не летали над США.»
1. В статьях при освещении наблюдательных полётов по договору «Открытое небо» рассуждать о каких-то угрозах совсем некорректно.
2. В 1997 году в рамках ДОН российский экипаж на самолёте Ан-30б таки долетел до Вашингтона через Гренландию и Исландию, правда, выполнив 8 промежуточных посадок. Далее мы выполнили аэрофотосъемку территории США и на обратном пути- Канады. До нас это сделал на Ан-30б украинский экипаж.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer