← Назад

Главная Техника/технологии ИнтервьюБеседа с пилотом первого вертолета Ми-38

25 марта 2020 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer

Знаковое событие случилось в отечественной авиационной отрасли. Первый серийный гражданский вертолет Ми-38 пополнил парк коммерческого эксплуатанта - «Русские Вертолетные Системы». О новом отечественном вертолете разработки и производства холдинга «Вертолеты России» мы беседуем с первым линейным пилотом Ми-38, шеф-пилотом компании «Русские Вертолетные Системы» Сергеем Фадеевым.

- Сергей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет новый отечественный вертолет Ми-38? Для каких целей и задач предназначена данная машина? В чем ее основные отличие от легендарного Ми-8?

- Вертолет Ми-38 сочетает в себе много инновационных решений, которые касаются практически всех элементов конструкции.

Одним из таких решений, например, стали новые лопасти. Фактически, в Российской Федерации на практике впервые реализован шестилопастной несущий винт с изменяемым шагом и, как результат, были разработаны лопасти совершенно нового профиля с отличными аэродинамическими показателями.

Внедрение современных технологий позволило существенно снизить шумность вертолета, которая соответствует лучшим мировым стандартам. Современное навигационное оборудование вертолета позволяет осуществлять полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Такое оборудование незаменимо для проведения спасательных операций и пожаротушения, где время играет ключевую роль. 

Отдельно хотелось бы отметить и то, насколько просторный салон у нового вертолета. Грузоподъемность Ми-38 составляет 6 000 кг, а на внешней подвеске вертолет может взять груз массой 5 000 кг, что на тонну больше возможностей Ми-8. Также вертолет способен взять на борт до 30 пассажиров против 24 у Ми-8.

Однако, следует все же понимать, что эти вертолеты не являются конкурентами - они, скорее, дополняют друг друга и расширяют продуктовую линейку известных во всем мире вертолетов марки «Ми».

- Как проходило ваше обучение на новый тип? С чем вы столкнулись впервые, а что было уже знакомо? И насколько процесс подготовки на новый вертолет отличается от подготовки на машины предыдущего поколения?

- Благодаря стараниям сотрудников авиационного учебного центра Казанского вертолетного завода и летно-испытательного комплекса Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля подготовка прошла на высоком уровне.
 

Несмотря на это, процесс подготовки пилотов на данный вертолет действительно существенно отличается от того, что было ранее, потому как даже в своей базовой версии Ми-38 оснащен полностью «стеклянной кабиной» и аналоговое оборудование в принципе не предусмотрено.

В свою очередь, цифровые системы вертолета позволяют оперативно получать и анализировать большой объем информации о работе систем воздушного судна, что повышает информированность пилотов и существенно удобнее нагромождения аналоговых «будильников». 

- Известно, что проект вертолета получил импульс еще в прошлом десятилетии и предполагал установку иностранных двигателей. В итоговом варианте вертолет оснастили отечественными двигателями семейства ТВ7-117. Насколько правильным был данный выбор и как показывает себя машина с отечественным мотором?

- Компоновку вертолета отечественными двигателями я считаю правильным решением. В первую очередь, наши двигателя отличаются повышенной тягой по сравнению с зарубежными аналогами, которые рассматривались на этапе разработки. Также применение отечественного мотора позволило удешевить техническое обслуживание вертолета, что важно для его послепродажного обслуживания и является важным конкурентным преимуществом.

Существенным плюсом является и то, что вариант с отечественным двигателем предполагает установку вспомогательной силовой установки, что очень важно для комфорта пассажиров, особенно в отечественных климатических условиях.
 

К тому же, производство нового двигателя - это всегда новые научные и промышленные компетенции. Внедрение новых технологий создает высококвалифицированные рабочие места и повышает уровень производственной культуры. Научная капитализация таких проектов и дает существенный экономический эффект в смежных отраслях, и позволяет применить накопленный опыт и технологии для реализации других стратегических проектов.

В целом, двигатели характеризуются высокой надежность, а также позволяют вести эксплуатацию вертолета в суровых погодных условиях крайнего севера. Одобрение «Федерального агентства воздушного транспорта» позволяет эксплуатировать вертолет при температуре до минус 45 градусов.

- На ваш взгляд, в сравнении с зарубежными аналогами, какие преимущества Ми-38 вы могли бы отметить? 

- Вертолет Ми-38, несомненно, составит конкуренцию лучшим разработкам иностранных компаний, а по ряду показателей имеет существенное преимущество. По грузоподъемности единственным фактическим конкурентом Ми-38 является Airbus H225.

Грузоподъемность европейского вертолета составляет 5500 кг, что немного меньше возможностей российской машины, грузоподъемность которой составляет 6 тонн. При этом кабина H225 имеет полезный объем 15 кубических метров, что почти в 2 раза меньше кабины Ми-38.

По скоростным характеристикам единственный конкурент в своем классе — это вертолет AW101 производства и разработки AgustaWestland. Тот вертолет оснащенный тремя двигателями и развивает крейсерскую скорость в 278 км/ч, а максимальная составляет 290 км/ч. В свою очередь крейсерская скорость двухдвигательного Ми-38 250 км/ч, а максимальная составляет 320 км/ч. Перегоночная дальность всех трех вертолетов примерно сопоставима, у AW101 она составляет 1129 км, у H225 1135 км, а у Ми-38 1200 км.
 

Важно также отметить, что комплексы радиоэлектронного оборудования современных отечественных вертолетов во многом унифицированы и отвечают самым передовым требованиям заказчиков. Унификация позволяет существенно упростить обслуживание вертолетов разных типов и снизить стоимость производства при крупносерийном выпуске такой продукции.

- Что вы чувствуете, став первым коммерческим пилотом Ми-38 в гражданской авиации?

- Всегда приятно быть первым гражданским линейным пилотом вертолета, которому только предстоит завоевывать мировой рынок. А покорять небо на отечественной машине приятно вдвойне!

Хотелось бы выразить благодарность коллективам Казанского вертолетного завода,  Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля и холдинга «Вертолеты России» за отличный вертолет, который обладает великолепными характеристиками и в очередной раз подчеркивает статус фирмы как разработчика вертолетов мирового уровня.

Aviation EXplorer


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2020/3/25/3036/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.