Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Репортаж

Современная нормативная база – основа системы сертификации гражданской авиационной техники в России

5 марта 2020 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

19 февраля 2020 г. в зале коллегии Росавиации состоялось первое в этом году заседание Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ) под руководством его председателя, члена коллегии ВПК РФ А.Ф. Ельчанинова. Рассматривался актуальный для авиационной отрасли вопрос «О ходе разработки и внедрения современной нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской авиационной техники в Российской Федерации».

Приветствуя членов Совета и других участников заседания, руководитель Росавиации А.В. Нерадько отметил, что зал коллегии Росавиации (в прошлом – Министерства гражданской авиации СССР) в течение многих лет, как он выразился, «пропитан духом авиации», что, естественно, помогает глубоко и всесторонне рассматривать актуальные для отечественной авиации вопросы. 

Разработка и внедрение современной нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской авиационной техники в Российской Федерации – одно из основных направлений повышения эффективности создания, реализации и эксплуатации современной гражданской авиационной техники (АТ). В последнее время отмечаются определенные положительные тенденции в организации работ по формированию отечественной нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской АТ, разработчиков и изготовителей.

Вместе с тем в этой сфере имеются проблемы и нерешенные вопросы. Они были отражены в выступлениях докладчиков: заместителя руководителя Росавиации А.А. Новгородова, заместителя генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут» по сертификации И.Л. Виноградова, заместителя исполнительного директора по разработке АО «НЦВ Миль и Камов» АО «Вертолеты России» А.С. Тарасова, генерального директора ООО «Российско-Европейская консалтинговая компания «РЕК Аэроспейс» А.В. Явкина и участников заседания.

Наблюдается отставание нашей страны от других авиационных держав в темпах и качестве работ по совершенствованию нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской авиационной техники, в т. ч. в части ее гармонизации с действующими иностранными аналогами.

Как следствие, в существующей нормативной правовой базе в этой сфере, в т. ч. и в недавно введенных в действие обновленных Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей» (ФАП-21), остается ряд вопросов, препятствующих эффективной разработке, изготовлению, сертификационным испытаниям и внедрению отечественной гражданской авиационной техники на внутреннем и зарубежном рынках, что существенно снижает ее конкурентоспособность. Указанные недостатки проявились, в т. ч., и в процессе испытаний самолета МС-21 и вертолета Ка-62.

Выступавшие представители ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», отмечали, что действующие на сегодня основные документы, регламентирующие разработку новых образцов гражданской АТ, в т. ч. ФАП-21, имеют неоднозначное определение процедур разработки и одобрения АТ гражданского назначения в части разработки, изготовления и контроля опытных образцов гражданской АТ, а также квалификации комплектующих изделий. Имеет место различие требований ГОСТ РВ 15.203-2001 о необходимости проведения предварительных и межведомственных испытаний опытных образцов и их составных частей и требований ФАП-21 о проведении квалификационных испытаний в рамках сертификации комплектующих изделий.

Недостаточная степень гармонизации российской нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской АТ с зарубежной приводит к необходимости выполнения дополнительных работ при ее валидации – от 20 до 50%, что в ряде случаев приводит к перепроектированию авиационной техники и, соответственно, увеличению сроков и стоимости работ. На это, в частности, обратил внимание известный авиационный специалист, в течение многих лет – главный конструктор самолета Бе-200, а в настоящее время – генеральный директор ООО «Российско-Европейская консалтинговая компания «РЕК Аэроспейс» А.В. Явкин. Он отметил, что, например, объем методической документации, сопровождающий процессы сертификации гражданской АТ в США и Европе, в несколько раз превышает объем аналогичной документации в Российской Федерации. 

Несовершенство отечественной нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской АТ создает потенциальные риски для снижения уровня безопасности полетов современных российских воздушных судов, препятствует достижению главной цели Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» – созданию высококонкурентной авиационной промышленности и закреплению ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска АТ. 

Еще один важнейший аспект рассматриваемой темы – необходимость создания и внедрения эффективной системы сертификации беспилотных летательных аппаратов и сопутствующих их эксплуатации процессов. Об этом говорил президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» В.Г. Шелковников. 

Он отметил, что «Глобальный план обеспечения безопасности полетов ИКАО» установил новый приоритет для международного авиационного сообщества – «Безопасность дистанционно-пилотируемых авиационных систем (ДПАС)». Этим же документом объявлена и главная задача – безопасная интеграция беспилотных авиационных систем в несегрегированное воздушное пространство. К сожалению, Система управления безопасностью полетов для ДПАС не создана и не внесена в Дорожную карту НТИ «Аэронетспейс», утвержденную Правительством, хотя конфликт между пилотируемой и беспилотной авиацией «бьет в колокола», и не слышат его только глухие. Выступающий привел конкретные примеры аварийных ситуаций в Российской Федерации и за рубежом, связанных с эксплуатаций беспилотных летательных аппаратов. Рассматриваемый на Совете по авиастроению вопрос является чрезвычайно важным и охватывает, в т. ч., область сертификации ДПАС. 

А.Ф. Ельчанинов, председатель Совета, и другие участники заседания отметили важность внедрения современных технологий в процессы сертификации авиационной техники. Исполнительный директор Авиарегистра России А.Я. Книвель предложил предусмотреть в 2020 г. финансирование научно-исследовательских работ, выполняемых отраслевыми НИИ по созданию Цифровой экспериментальной базы сертификационных испытаний авиационной техники в качестве нового эффективного способа реализации методов оценки соответствия авиационной техники сертификационному базису.

В целях повышения эффективности работ по совершенствованию нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской АТ, разработчиков и изготовителей, обеспечения экспорта российской АТ Совет рекомендовал Минтрансу России (Росавиации), Минпромторгу России, Государственной корпорации «Ростех», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуков-ского» считать работу по преодолению отставания в развитии нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской АТ приоритетной задачей развития авиационной промышленности и воздушного транспорта.

Минтрансу России предложено ускорить выполнение рекомендаций Авиационной коллегии при Правительстве РФ в части внесения в Правительство РФ проектов актов о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ по установлению порядка утверждения норм летной годности без присвоения им статуса федеральных авиационных правил в целях делегирования Росавиации полномочий по их утверждению. 

Минтрансу России, Минпромторгу России, Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники (Межведомственная комиссия) предложено активизировать работу созданных рабочих групп по актуализации Норм летной годности на регулярной основе с рассмотрением предложений Союза авиапроизводителей России, ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», АО «КРЭТ» и других организаций по конкретным вопросам разработки, совершенствования, оптимизации, гармонизации и других аспектах нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской авиационной техники РФ. 

Минпромторгу России совместно с Минтрансом России предложено рассмотреть вопросы о включении в паспорт государственной программы  «Развитие авиационной промышленности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303, и в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596, соответственно задач содействия развитию нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской авиационной техники и преодоления отставания в развитии нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской авиационной техники, а также о финансировании этих работ.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"

Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer