Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Минобороны отдает приоритет Су-35С и Су-30СМ2

26 августа 2020 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Посещая крупнейшие авиазаводы страны ранее в этом месяце, министр обороны Сергей Шойгу сделал ряд важных заявлений по закупочной политике, отдающие приоритет самолетам не пятого, а четвертого поколения - Су-35С, Су-30СМ2 и Як-130.

На данный факт мало кто обратил внимание, хотя СМИ и разместили множество материалов по рабочей поездке главы военного ведомства. При этом отмечалось: основные усилия коллектива авиастроительного завода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) сосредоточены на постановке выпуска самолетов пятого поколения. Между тем, завод не только сохраняет линию сборки Су-35С, но и активно продолжает серийное строительство этих машин, относимых к поколения 4++.

Истребитель пятого поколения

Напомним, что на Международном научно-техническом форуме «АРМИЯ-2019» министерство обороны выдало ОАК контракт на 76 самолетов 5-го поколения Су-57. Данный заказ был подготовлен во исполнение указаний Президента России, сделанных в ходе прошлогоднего посещения ГЛИЦ им. Чкалова. Известно, что в этом году ВВС получат одну машину, в следующем – две, затем – четыре и семь самолетов. Далее производство пойдет по нарастающей, чтобы весь заказ был выполнен к 2028 году.

Забегая вперед, Объединенная авиастроительная корпорация на «АРМИЯ-2019» заключила с Министерством Обороны ряд крупных контрактов на поставку новейшей авиационной техники. Согласно подписанным документам, Минобороны получит многоцелевые сверхманевренные истребители поколения «4++» Су-35С, истребители-бомбардировщики Су-34, многоцелевые сверхманевренные истребители Су-30СМ2, учебно-боевые самолеты Як-130, тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А. Также подписан контракт на сервисное обслуживание военно-транспортных самолетов «Ил».

Осмотр мощностей КнААЗ, отведенных под выпуск истребителей пятого поколения, занимал важное место в плане рабочей поездки Министра обороны 12 августа с.г. Вместе с временно исполняющим обязанности губернатора Хабаровского края Михаилом Дегтяревым, Сергей Шойгу познакомился с производством Су-57, осмотрел сборочные линии и заготовительное производство.

Отмечалось, что в рамках реализации этого проекта КнААЗ прошел модернизацию, сопровождавшуюся вводом в строй множества современных станков и оборудования. В частности, главе военного ведомства продемонстрировали прогрессивные решения по агрегатной сборке и новинки по линии механической обработки деталей.

В то же время, исходя из цифр различимых на выборочных кадрах из видео пресс-службы губернатора и правительства Хабаровского края, доля истребителей следующего поколения в производственной загрузке КнААЗ на ближайшие пять лет окажется сравнительно невысокой - порядка четверти всей товарной продукции. Основной же объем придется на самолеты предыдущего поколения - Су-35С.

Истребитель поколения 4++

На этом фоне интригующе прозвучало заявление главы военного ведомства о планируемом увеличении парка самолетов предыдущего, четвертого поколения. «До конца года мы планируем дополнительно заключить государственный контракт на поставку многофункциональных самолетов Су-35С. Сумма контракта составит 70 млрд рублей», - сказал Сергей Кожугетович на совещании с представителями краевой администрации и оборонно-промышленного комплекса.

Строевые части Воздушно-космических сил России уже эксплуатируют десятки таких машин, и успели опробовать их в условиях контртеррористической операции на Арабском востоке. Предусмотрена поставка ещё пятнадцати Су-35С в этом и следующем году.

На открывшемся 23 августа Международном научно-техническом форуме «АРМИЯ-2020» запланированы выступления летчиков группы высшего пилотажа «Русские Витязи» на самолетах Су-35С. Четверка таких машин уже находится на аэродроме «Кубинка». До конца года группа получит еще шесть самолетов.

Самый совершенный «Флэнкер»

Су-35С представляет собой вершину эволюции семейства самолетов 4-го поколения Су-27, известного на Западе под собственным именем Flanker – кодовым обозначением в справочниках блока НАТО. Выпуск базовой машины Су-27 ведется с конца восьмидесятых годов прошлого века. Однако нынешняя его модификация поколения 4++ Су-35С позволяет на равных противостоять самолетам 5 поколения.

Разработка Су-35 в нынешнем облике началась в 2005 году, когда на вооружение ВВС США официально поступил первый в мире истребитель пятого поколения F-22A Raptor. К тому времени характеристики «рэптора» стали известны российским военным, и те попросили своих самолетостроителей создать улучшенный вариант Су-27, который бы мог сдержать «хищника» (а именно так переводится с английского собственное имя F-22A) в ряде характерных ситуаций современного вооруженного конфликта.

Согласно задумке авиаконструкторов, Су-35С проектировался как одноместный истребитель поколения «4+», призванный заполнить нишу многоцелевого боевого самолета до момента массового поступления в войска крылатой машины пятого поколения, создаваемой по программе «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАКФА) – Су-57.

Производство Су-35С началось в 2008 году, и спустя десять лет число серийных экземпляров перевалило за сотню. К началу текущего года цифра увеличилась до ста двадцати и продолжает расти. Первый заказ МО РФ, был размещен в 2009 году и предусматривал поставку 48 образцов товарной продукции. Повторная закупка пятидесяти самолетов состоялась шесть лет спустя.

Начиная с февраля 2016 года, Су-35С входят в состав российской авиационной группировки на территории Сирии. Базируясь на аэродроме «Хмеймим», самолеты выполняют боевые вылеты на прикрытие штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков, а порой сами наносят высокоточные удары по боевикам, орудующим на территории Арабской Республики.

Военно-техническое сотрудничество

Помимо ВКС России, Су-35С в экспортной комплектации поступили на вооружение и Военно-воздушных сил Народно-освободительной Армии Китая. Они получили 24 машины в течение 2016-2018гг. Ожидается, что в скором времени ВВС НОАК примут решение либо на закупку дополнительной партии Су-35С, либо более совершенного Су-57Э.

Также, незадолго до рабочей поездки Шойгу, любители авиации сфотографировали четыре новеньких Су-35С без знаков опознавания. Они совершали перелет через Новосибирск, где произвели посадку для дозаправки топливом. Окраска этих самолетов и особенности нанесения бортовых номеров, напоминают те, что были приняты ВВС Египта для МиГ-29М, недавно поступивших на вооружение Арабской Республики.

Обсуждение темы иностранных заказов на Су-35С возобновилось с новой силой при обсуждении итогов рабочей поездки главы военного ведомства. Причиной послужили выборочные кадры из видео пресс-службы губернатора и правительства Хабаровского края. Они запечатлели Сергея Шойгу у стенда с производственными планами КнААЗ на 2020-2024 гг.

Наибольший интерес представляет график поставки по линии военно-технического сотрудничества. Предположительно, исполняется пара контрактов: на тридцать Су-35С с поставками в 2020-2021гг. и на 32-34 машины в 2022-24гг. Кто выступает заказчиком – осталось за кадром. Список в порядке убывания вероятности: Египет, Китай, Алжир, Индонезия и Турция.

Иркутские Су-30

Как известно, и Су-57, и Су-35С выпускаются только в одноместном варианте. Между тем, в линейке истребителей разработки конструкторского бюро имени Павла Осиповича Сухого присутствуют таковые с кабиной для двух членов экипажа. Ими, в частности, занимается другое крупное предприятие оборонно-промышленного комплекса – Иркутский авиационный завод (ИАЗ).

ИАЗ специализируется на выпуске экспортного варианта Су-30МКИ, где суффикс расшифровывается как «модифицированный, коммерческий, индийский», и Су-30СМ созданного под требования Воздушно-космических сил России и авиации Военно-морского флота. Правда, самолеты последнего варианта также доступны и в экспортном исполнении, - они поставляются Казахстану, Белоруссии, Армении.

Скоро появится следующая модификация «тридцатки» - Су-30СМ2 с двигателями повышенной тяги, унифицированными с АЛ-41ФМ-1, что установлены на Су-35С. Она также отличается составом бортового оборудования и вооружения. Вариант создан на соответствие требованиям российских военных, в распоряжении которых уже имеется свыше сотни машин ранней модификации.

Заказ на модификацию «СМ2»

12 августа состоялась и инспекционная поездка на Иркутский авиазавод. «Министр проверил ход производства и модернизации многоцелевых истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130 для российской армии», - отметил источник в МО РФ. «Здесь делаются отлично зарекомендовавшие себя машины», - сказал Шойгу, осматривая производственные мощности ИАЗ.  

 

В ходе посещения иркутского авиазавода, Сергей Кожугетович поделился планами по увеличению парка этих самолетов в МО с представителями средств массовой информации. «Мы приняли решение и подпишем в этом году, дополнительно к имеющимся, два государственных контракта на сумму более 100 млрд рублей, по которым будут построены 21 истребитель Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолетов Як-130», - сказал министр.

Кроме того, будет размещен заказ более семи миллиардов рублей на ремонт строевых самолетов типа Су-30СМ. Находясь в Иркутске, Шойгу сказал, что важнейшим направлением работы авиастроителей должно стать сокращение стоимости летного часа. А также переход на систему обеспечения исправности техники на протяжении ее полного жизненного цикла.

Ранее министр обороны высказывал недовольство по поводу низкой исправности парка учебной авиации ВКС России, после чего были приняты решительные меры, и показатели исправности удалось существенно повысить. Это открыло возможность для размещения дополнительного контракта на поставку учебно-боевых самолетов Як-130 российским военным. Сегодня в их распоряжении уже имеется более сотни самолетов этого типа. Кроме того, эти машины поставляются на экспорт – Алжиру, Бангладеш, Лаосу, Мьянме и Беларуси.

Зарубежные поставки

Самолеты семейства Су-30 пользуются повышенным спросом среди стран дальнего зарубежья. Иркутские «сушки» стоят на вооружении ВВС Индии, Малайзии и Алжира, приобрести их готова и Мьянма. При этом части, вооруженные Су-30МКИ являются самыми многочисленными и боеспособными в составе ВВС Индии - самолетах этого типа летает двенадцать эскадрилий из общего числа порядка тридцати полностью укомплектованных и боеготовых.

Модификация «МКИ» появился благодаря крупнейшему партнеру России по линии военно-технического сотрудничества. По настоянию Индии, на рубеже веков специально под ее требования на основе перехватчика Су-30 был спроектирован, испытан и запущен в большую серию вариант многоцелевого истребителя. Получив соответствующий запрос иностранного заказчика, ОКБ им. П.О. Сухого разработало многоцелевой боевой самолет, где второй член экипажа стал офицером - оператором оружия. Он занимался управлением расширенного арсенала средств поражения, прежде всего ракетного, и тем самым принимал на себя часть функций с командира экипажа. Поскольку тот, в широком спектре ситуаций при ведении реальных боевых действий, работал с большой нагрузкой.

Так получил путевку в жизнь многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Он стал первым подтипом в обширном семействе «фланкеров», оснащенных силовой установкой с отклоняемыми соплами двигателей. Внедрение управляемого вектора тяги повысило маневренные возможности истребителей в ближнем бою с высокими перегрузками. Впоследствии, экспортный Су-30МКИ послужил базой для еще более продвинутого Су-30СМ, поступившего на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) и авиации Военно-морского флота России.

Согласно информации СМИ, число таких «сушек» в строевых частях оценивается в 250-260 единиц. Между тем, по линии внешней торговли было поставлено пятьдесят полностью собранных в России Су-30МКИ и ещё 222 - в виде технологических комплектов, для сборки а рубежом. Всего – 272 единицы.

Одно время экспертами высказывалось предположение о доведении, в ближайшие пару-тройку лет, количества частей ВВС Индии на самолетах марки «Су» до 14. Как бы в подтверждение этих прогнозов, в 2019 году индийское военное ведомство направило российской стороне запрос на 18 дополнительных комплектов оценочной стоимостью 1,1 млрд. долларов.

Обращение пришло в начале прошлого года, а к его середине Москва подготовила ответ, предлагавший основные параметры сделки. В результате стороны достигли договоренности по двенадцати самолетам.

Как следует из информации размещенном на индийском портале правительственной информации, 2 июля с.г. совет по оборонным закупкам (Defence Acquisition Council, DAC) военного ведомства Индии выпустил пресс-релиз. Там, в частности, говорится: «Тогда как расширение парка МиГ-29 путем поставок из России вместе с модернизацией оценивается суммой порядка Rs 7,418 crore (980 млн. долларов), вышеупомянутые двенадцать самолетов Су-30МКИ будут закупаться у Hindustan Aeronautics Limited (HAL) на общую сумму Rs 10,730 crore (около 1,35 млрд. долларов)».

Словом, речь идет о поставке из России двенадцати технологических комплектов Су-30МКИ для последующей сборки на территории заказчика -  мощностях корпорации HAL в Бангалоре.

Предприятия Хабаровского края

Авиационные заводы в Комсомольске-на-Амуре расположены на территории обширного Хабаровского края. В прошлом году все краевые предприятия оборонно-промышленного комплекса по линии государственного оборонного заказа освоили порядка 29 млрд. рублей. В текущем году цифра должна быть еще выше - 33 млрд.

Более того, в ходе рабочей поездки Шойгу заявил о выделении, 630 миллиардов рублей «до конца 2028 года на реализацию гособоронзаказа в Хабаровском крае».

По словам министра, Хабаровский край вносит большой вклад в укрепление обороноспособности государства и оснащение Вооруженных сил современной военной техникой. «В интересах министерства обороны здесь реализуются десятки долгосрочных государственных контрактов», - сказал Шойгу. И, конечно же, речь не только о закупках авиационной техники.

Министр выразил надежду, что краевые власти окажут помощь в подготовке и подборе кадров для местных оборонных предприятий. Важное место в работе с руководством Хабаровского края занимает социальная сфера. «Прежде всего, это касается трудоустройства членов семей военнослужащих, выделения мест для их детей в школах и детских садах, решения других проблем, – сказал Сергей Шойгу.

Проблемы и пути их решения

Хотя госзаказ и способствует наполнению краевого бюджета и решению вопросов занятости населения, министр дал понять местным властям и промышленникам: затягивание сроков сдачи продукции по линии ГОЗ недопустимо и чревато расторжением ранее размещенных контрактов. Тогда как оба посещенных министром авиастроительных завода – в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре – в целом выполняют принятые на себя, их коллеги на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) ранее допустили ряд задержек со сдачей как новых, так и отремонтированных кораблей и подводных лодок. 

Отказ МО РФ от ранее размещенных контрактов может поставить заводы-исполнители на грань банкротства со всеми сопутствующими социальными проблемами города, где тот размещается. И если таковое случится, вина полностью ляжет на его руководителей. По словам Шойгу, его министерство будет строго контролировать выполнение контрактов и, в случае их нарушений, будут приниматься жёсткие меры. У военных, конечно, нет желания развалить то или иное российское предприятие. Требование министра, прежде всего, направлено на усиление персональной ответственности.

Подводя итоги

Подводя общий итог по результатам рабочей поездки министра обороны с посещением ключевых предприятий оборонной промышленности важно подчеркнуть следующее: eже размещенные заказы и новые контракты на поставку авиационной техники обеспечат загрузку авиазаводов в Комсомольске-на-Амуре и Иркутске на восемь-десять лет вперед. Это гарантирует им устойчивое финансово-экономическое положение и позволит сохранить десятки тысяч рабочих мест. Такая поддержка со стороны МО РФ особенно ценна во времена глобального экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer