Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)

26 сентября 2020 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Прошедший 23-29 августа Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2020» запомнился насыщенной программой динамического показа, причем, авиационная группа высшего пилотажа ВКС России «Русские Витязи» впервые в рамках выставочных показов задействовала тяжелые истребители Су-35С.

За полтора месяца до открытия МВТФ «АРМИЯ-2020» кубинские летчики получили вторую партию «тридцать пятых» (бортовые номера с 54 по 57), доведя свой парк этих машин до восьми единиц. Напомним, первая четверка одноместных многоцелевых истребителей (бортовые номера с 50 по 53) поступила в ноябре прошлого года, а еще ранее, в октябре-ноябре 2016 года, группа получила восемь двухместных Су-30СМ (бортовые номера с 30 по 37).

Таким образом, «Русские Витязи» полностью «перевооружились» на новейшие самолеты. При этом она осталась единственной в мире пилотажной группой, выступающей на тяжелых истребителях. Прежде, с момента своего формирования весной 1991 года, группа летала на Су-27. Заметим: эта модель выпускалась как в одноместном (основном) варианте, так и учебно-боевом (Су-27УБ). Оба присутствовали в составе группы и вместе использовались при полетах строем (до девяти машин одновременно).
 
Перевооружение «Русских Витязей» на Су-35С и Су-30СМ означает, что, вместо двух вариантов одного и того же базового самолета, у них теперь два разных типа. И если Су-35С выполнен по классической схеме, то Су-30СМ – «интегральный триплан», с дополнительным передним горизонтальным оперением. На первом типе установлены двигатели АЛ-41Ф1С (тяга на форсаже 14,5 тонн), втором - АЛ-31ФП (12,5 тонн).
 
Соответственно, у каждого типа самолета свои летно-технические характеристики и свои особенности пилотирования. Это требует от летчиков приложения больших усилий при выполнении полетов строем, поскольку им надо учитывать различия между двумя типами по аэродинамике планера, управляемости, тяговооруженности, приемистости силовой установки и так далее.
 
Правда, у кубинских летчиков ранее был успешный опыт полетов группой смешенного состава – Су-27 и МиГ-29 – когда «Русские Витязи» выступали вместе с сослуживцами из другой пилотажной группы – «Стрижи». Уникальность совместной работы двух авиационных групп состояла в том, что Су-27 относится к классу тяжелых, а МиГ-29 – легких истребителей.
 
Программа динамического показа МВТФ «АРМИЯ-2020» включала полеты «витязей» группой из шести самолетов: два Су-35С и четыре Су-30СМ. Надеемся, что на последующих выставках мы сможем увидеть совместный пилотаж в составе смешанной группы из большего числа крылатых машин.
 
Член семейства
 
Су-35С представляет вершину эволюции семейства истребителей Су-27 разработки ОКБ им. П.О. Сухого. Классические варианты самолетов данного семейства выпускались с 1982 по 2018 год. Справочники блока НАТО ссылаются на них с использованием единого кодового обозначения, в виде собственного имени «Flanker».
 
Первоначальный Су-27 представлял собой одноместный истребитель фронтовой авиации, предназначенный для завоевания господства в воздухе, путем уничтожения вражеской авиации в воздушных боях. Он выпускался заводом в Комсомольске-на-Амуре.
 
Другое предприятие, в Иркутске, специализировалось на сборке учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Этот вариант отличался двухместной кабиной типа «тандем» и использовался для подготовки летного состава к полетам на основном одноместном варианте. Инструктор располагался в задней кабине, обучаемый – в передней.
 
На базе Су-27 для авиации войск ПВО разработали двухместный перехватчик Су-30. Второй член экипажа выступал в роли координатора действий других самолетов группы. Позднее на его базе было создано семейство многоцелевых истребителей Су-30МК, где вторым членом экипажа стал офицер-оператор систем оружия. Различные представители этого семейства экспортировались в Индию, Китай и другие страны мира, а доработанный вариант Су-30СМ поступил на вооружение ВКС России и авиации ВМФ.
 
Возврат к одноместному
 
Согласно задумке авиаконструкторов из ОКБ им. П.О. Сухого, Су-35 был призван соединить в себе воедино все хорошие свойства Су-27 и Су-30, и добавить еще несколько, путем широкого использования самых передовых технологий, ставших доступными в новом веке.

Прежде всего, было решено вернуться к концепции одноместного многоцелевого истребителя. Достижения научно-технического прогресса в области автоматизации и обработки информации позволяли освободиться от необходимости держать на борту офицер-оператора. На него возлагалась задача по управлению расширенным арсеналом средств поражения Су-30МК/СМ, прежде всего ракетного, с тем, чтобы снять часть функций с летчика, поскольку тот, в целом ряде ситуаций и реальных боевых действий, не работал с большой нагрузкой.
 
Научно-технический прогресс во многих областях позволил специалистам ОКБ им. П.О. Сухого значительно снизить нагрузку на экипаж, и снова вернуться к концепции одноместного многоцелевого самолета. Достигнутый технологический уровень таков, что летчик, действующий в сложных условиях современной войны, справляется без поддержки оператора управления оружием со всеми бортовыми системами, и может применить в бою средства поражения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Таким образом, Су-35С стал вершиной развития семейства «флэнкер» не только по дате поступления в эксплуатацию, а еще и по линии высоких технологий и инноваций.
 
Преимущества
 
Ниже дается список основных отличий Су-35С, выделяющие его среди других членов семейства самолетов типа Су-27.
 
1. Значительно более продвинутый радиолокатор, отличающийся излучателем повышенной мощности и усовершенствованными технологиями электронного сканирования, что выражается в существенно больших дальностях обнаружения целей.
 
2. Расширенный арсенал средств поражения, который теперь включает и дальнобойные ракеты с радиолокационным наведением.

3. Способность выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости (порядка M=1.1) благодаря установке более мощных двигателей типа АЛ-41Ф-М1 («Изделие 117С»).
 
4. Современное информационно-управляющее поле кабины летчика благодаря наличию широкоугольного ИЛС, пары МФИ с широкой диагональю и нашлемного прицела.
 
5. Современная система электронной борьбы, использующая как встроенную и подвесную аппаратуру, так и новые режимы бортовой РЛС.
 
6. Продвинутые электрооптические системы.
 
7. Различные улучшения в аэродинамике и системе управления полетом, позволившие повысить маневренные качества самолета.
 
8. Увеличенный объем топливных баков для большей дальности и продолжительности полета.
 
9. Увеличенный срок службы и расширенные интервалы периодического технического обслуживания, затраты на поддержание летной годности, сравнимые с лучшими зарубежными образцами.
 
Данный список приводит лишь некоторые дополнительные качества к маркетинговым преимуществам семейства Су-27/30, хорошо известным на глобальном рынке. И таковые включают: режимы «супер маневренности», полученные благодаря изменяемому вектору тяги (применительно к Су-30МКИ/МКМ/СМ); прекрасные характеристики «нагрузка – дальность», превышающие таковые у иностранных аналогов; высокая живучесть и ремонтопригодность; богатый опыт эксплуатации. Следует также отметить и тот факт, что многие инструкции, средства обучения и обслуживания составлены, проверены и доработаны в ходе эксплуатации, включая процедурные и летные тренажеры, программное обеспечения по техобслуживанию, планированию боевых операций и т.п.
 
Особенности
 
Согласно задумке авиаконструкторов, Су-35С проектировался как одноместный истребитель поколения «4+», призванный заполнить нишу многоцелевого боевого самолета, до массового поступления в войска крылатой машины, создаваемой по программе «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАКФА). Как известно, реализация вышеупомянутого проекта подходит к важному этапу – передаче Главному Заказчику первого товарного Су-57. Это событие ожидается до конца текущего года.

Су-57 представляет следующее, пятое по счету, поколение отечественных сверхзвуковых истребителей. В то же время, Су-35С воплотил в себе ряд технологий, которые изначально разрабатывались для пятого поколения. Некоторые из них были задуманы еще в советскую эпоху, но были реализованы в виде товарной продукции уже в современной России.
 
Порой к Су-35С относятся как своего рода «летающей лаборатории» для проверки отдельных решений для последующего внедрения на Су-57, например, управляющая информационная система (ИУС), использующая пару центральных бортовых вычислителей на базе ЦП «Багет-53-31M».
 
Многоцелевой самолет
 
Согласно описанию разработчика, Су-35С представляет «действительно многоцелевой самолет», способный решать задачи по завоеванию господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Максимальный взлетный вес составляет 38,8 тонн. Самолет имеет двенадцать точек подвески для размещения до восьми тонн боевой нагрузки. Встроенное вооружение представлено авиационной пушкой ГШ-301 калибра 30мм с боекомплектом 150 выстрелов – как на Су-27.
 
Крыло имеет «квази адаптивные» переднюю и заднюю кромки, отклоняемые так, чтобы обеспечить оптимальную аэродинамическую форму, в зависимости от скорости и высоты полета. Это важно как на сверхзвуковых режимах, так и, особенно, при ведении маневренного воздушного боя с выходом на режимы аэродинамического сваливания. Вместе с тем, самолет может поддерживать так называемый «супер крейсерский» режим полета – длительное время лететь прямолинейно на небольшой сверхзвуковой скорости, сохраняя высоту без применения форсажа (число Маха полета M=1,1).
 
Обновленная конструкция фюзеляжа позволила на одну пятую увеличить объем внутренних топливных баков. Теперь топлива помещается 11,5 тонн против 9,4 на Су-27. А при навеске пары 1800-литровых подвесных баков на крыльевые пилоны, располагаемый запас керосина достигает 14,5 тонн. Без внешних подвесок, Су-35С может покрыть расстояние 3600 км, с ПТБ – 4500 км. Самолет оборудован выдвижной телескопической штангой системы дозаправки топливом в полете типа «корзина-штанга». Это позволяет принимать горючее с воздушного танкера типа Ил-78 с темпом передачи до 1100 литров в минуту.
 

Во второй части обзора мы более подробно расскажем о технических характеристиках систем Су-35С и его рыночных перспективах: Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer