Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)

26 сентября 2020 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Прошедший 23-29 августа Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2020» запомнился насыщенной программой динамического показа, причем, авиационная группа высшего пилотажа ВКС России «Русские Витязи» впервые в рамках выставочных показов задействовала тяжелые истребители Су-35С.

За полтора месяца до открытия МВТФ «АРМИЯ-2020» кубинские летчики получили вторую партию «тридцать пятых» (бортовые номера с 54 по 57), доведя свой парк этих машин до восьми единиц. Напомним, первая четверка одноместных многоцелевых истребителей (бортовые номера с 50 по 53) поступила в ноябре прошлого года, а еще ранее, в октябре-ноябре 2016 года, группа получила восемь двухместных Су-30СМ (бортовые номера с 30 по 37).

Таким образом, «Русские Витязи» полностью «перевооружились» на новейшие самолеты. При этом она осталась единственной в мире пилотажной группой, выступающей на тяжелых истребителях. Прежде, с момента своего формирования весной 1991 года, группа летала на Су-27. Заметим: эта модель выпускалась как в одноместном (основном) варианте, так и учебно-боевом (Су-27УБ). Оба присутствовали в составе группы и вместе использовались при полетах строем (до девяти машин одновременно).
 
Перевооружение «Русских Витязей» на Су-35С и Су-30СМ означает, что, вместо двух вариантов одного и того же базового самолета, у них теперь два разных типа. И если Су-35С выполнен по классической схеме, то Су-30СМ – «интегральный триплан», с дополнительным передним горизонтальным оперением. На первом типе установлены двигатели АЛ-41Ф1С (тяга на форсаже 14,5 тонн), втором - АЛ-31ФП (12,5 тонн).
 
Соответственно, у каждого типа самолета свои летно-технические характеристики и свои особенности пилотирования. Это требует от летчиков приложения больших усилий при выполнении полетов строем, поскольку им надо учитывать различия между двумя типами по аэродинамике планера, управляемости, тяговооруженности, приемистости силовой установки и так далее.
 
Правда, у кубинских летчиков ранее был успешный опыт полетов группой смешенного состава – Су-27 и МиГ-29 – когда «Русские Витязи» выступали вместе с сослуживцами из другой пилотажной группы – «Стрижи». Уникальность совместной работы двух авиационных групп состояла в том, что Су-27 относится к классу тяжелых, а МиГ-29 – легких истребителей.
 
Программа динамического показа МВТФ «АРМИЯ-2020» включала полеты «витязей» группой из шести самолетов: два Су-35С и четыре Су-30СМ. Надеемся, что на последующих выставках мы сможем увидеть совместный пилотаж в составе смешанной группы из большего числа крылатых машин.
 
Член семейства
 
Су-35С представляет вершину эволюции семейства истребителей Су-27 разработки ОКБ им. П.О. Сухого. Классические варианты самолетов данного семейства выпускались с 1982 по 2018 год. Справочники блока НАТО ссылаются на них с использованием единого кодового обозначения, в виде собственного имени «Flanker».
 
Первоначальный Су-27 представлял собой одноместный истребитель фронтовой авиации, предназначенный для завоевания господства в воздухе, путем уничтожения вражеской авиации в воздушных боях. Он выпускался заводом в Комсомольске-на-Амуре.
 
Другое предприятие, в Иркутске, специализировалось на сборке учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Этот вариант отличался двухместной кабиной типа «тандем» и использовался для подготовки летного состава к полетам на основном одноместном варианте. Инструктор располагался в задней кабине, обучаемый – в передней.
 
На базе Су-27 для авиации войск ПВО разработали двухместный перехватчик Су-30. Второй член экипажа выступал в роли координатора действий других самолетов группы. Позднее на его базе было создано семейство многоцелевых истребителей Су-30МК, где вторым членом экипажа стал офицер-оператор систем оружия. Различные представители этого семейства экспортировались в Индию, Китай и другие страны мира, а доработанный вариант Су-30СМ поступил на вооружение ВКС России и авиации ВМФ.
 
Возврат к одноместному
 
Согласно задумке авиаконструкторов из ОКБ им. П.О. Сухого, Су-35 был призван соединить в себе воедино все хорошие свойства Су-27 и Су-30, и добавить еще несколько, путем широкого использования самых передовых технологий, ставших доступными в новом веке.

Прежде всего, было решено вернуться к концепции одноместного многоцелевого истребителя. Достижения научно-технического прогресса в области автоматизации и обработки информации позволяли освободиться от необходимости держать на борту офицер-оператора. На него возлагалась задача по управлению расширенным арсеналом средств поражения Су-30МК/СМ, прежде всего ракетного, с тем, чтобы снять часть функций с летчика, поскольку тот, в целом ряде ситуаций и реальных боевых действий, не работал с большой нагрузкой.
 
Научно-технический прогресс во многих областях позволил специалистам ОКБ им. П.О. Сухого значительно снизить нагрузку на экипаж, и снова вернуться к концепции одноместного многоцелевого самолета. Достигнутый технологический уровень таков, что летчик, действующий в сложных условиях современной войны, справляется без поддержки оператора управления оружием со всеми бортовыми системами, и может применить в бою средства поражения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Таким образом, Су-35С стал вершиной развития семейства «флэнкер» не только по дате поступления в эксплуатацию, а еще и по линии высоких технологий и инноваций.
 
Преимущества
 
Ниже дается список основных отличий Су-35С, выделяющие его среди других членов семейства самолетов типа Су-27.
 
1. Значительно более продвинутый радиолокатор, отличающийся излучателем повышенной мощности и усовершенствованными технологиями электронного сканирования, что выражается в существенно больших дальностях обнаружения целей.
 
2. Расширенный арсенал средств поражения, который теперь включает и дальнобойные ракеты с радиолокационным наведением.

3. Способность выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости (порядка M=1.1) благодаря установке более мощных двигателей типа АЛ-41Ф-М1 («Изделие 117С»).
 
4. Современное информационно-управляющее поле кабины летчика благодаря наличию широкоугольного ИЛС, пары МФИ с широкой диагональю и нашлемного прицела.
 
5. Современная система электронной борьбы, использующая как встроенную и подвесную аппаратуру, так и новые режимы бортовой РЛС.
 
6. Продвинутые электрооптические системы.
 
7. Различные улучшения в аэродинамике и системе управления полетом, позволившие повысить маневренные качества самолета.
 
8. Увеличенный объем топливных баков для большей дальности и продолжительности полета.
 
9. Увеличенный срок службы и расширенные интервалы периодического технического обслуживания, затраты на поддержание летной годности, сравнимые с лучшими зарубежными образцами.
 
Данный список приводит лишь некоторые дополнительные качества к маркетинговым преимуществам семейства Су-27/30, хорошо известным на глобальном рынке. И таковые включают: режимы «супер маневренности», полученные благодаря изменяемому вектору тяги (применительно к Су-30МКИ/МКМ/СМ); прекрасные характеристики «нагрузка – дальность», превышающие таковые у иностранных аналогов; высокая живучесть и ремонтопригодность; богатый опыт эксплуатации. Следует также отметить и тот факт, что многие инструкции, средства обучения и обслуживания составлены, проверены и доработаны в ходе эксплуатации, включая процедурные и летные тренажеры, программное обеспечения по техобслуживанию, планированию боевых операций и т.п.
 
Особенности
 
Согласно задумке авиаконструкторов, Су-35С проектировался как одноместный истребитель поколения «4+», призванный заполнить нишу многоцелевого боевого самолета, до массового поступления в войска крылатой машины, создаваемой по программе «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАКФА). Как известно, реализация вышеупомянутого проекта подходит к важному этапу – передаче Главному Заказчику первого товарного Су-57. Это событие ожидается до конца текущего года.

Су-57 представляет следующее, пятое по счету, поколение отечественных сверхзвуковых истребителей. В то же время, Су-35С воплотил в себе ряд технологий, которые изначально разрабатывались для пятого поколения. Некоторые из них были задуманы еще в советскую эпоху, но были реализованы в виде товарной продукции уже в современной России.
 
Порой к Су-35С относятся как своего рода «летающей лаборатории» для проверки отдельных решений для последующего внедрения на Су-57, например, управляющая информационная система (ИУС), использующая пару центральных бортовых вычислителей на базе ЦП «Багет-53-31M».
 
Многоцелевой самолет
 
Согласно описанию разработчика, Су-35С представляет «действительно многоцелевой самолет», способный решать задачи по завоеванию господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Максимальный взлетный вес составляет 38,8 тонн. Самолет имеет двенадцать точек подвески для размещения до восьми тонн боевой нагрузки. Встроенное вооружение представлено авиационной пушкой ГШ-301 калибра 30мм с боекомплектом 150 выстрелов – как на Су-27.
 
Крыло имеет «квази адаптивные» переднюю и заднюю кромки, отклоняемые так, чтобы обеспечить оптимальную аэродинамическую форму, в зависимости от скорости и высоты полета. Это важно как на сверхзвуковых режимах, так и, особенно, при ведении маневренного воздушного боя с выходом на режимы аэродинамического сваливания. Вместе с тем, самолет может поддерживать так называемый «супер крейсерский» режим полета – длительное время лететь прямолинейно на небольшой сверхзвуковой скорости, сохраняя высоту без применения форсажа (число Маха полета M=1,1).
 
Обновленная конструкция фюзеляжа позволила на одну пятую увеличить объем внутренних топливных баков. Теперь топлива помещается 11,5 тонн против 9,4 на Су-27. А при навеске пары 1800-литровых подвесных баков на крыльевые пилоны, располагаемый запас керосина достигает 14,5 тонн. Без внешних подвесок, Су-35С может покрыть расстояние 3600 км, с ПТБ – 4500 км. Самолет оборудован выдвижной телескопической штангой системы дозаправки топливом в полете типа «корзина-штанга». Это позволяет принимать горючее с воздушного танкера типа Ил-78 с темпом передачи до 1100 литров в минуту.
 

Во второй части обзора мы более подробно расскажем о технических характеристиках систем Су-35С и его рыночных перспективах: Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)


Владимир Карнозов



комментарии (0):









Материалы рубрики

Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)
Дмитрий Борисенко
Самолетный сервис
Роман Гусаров
Сертификация по удалёнке
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)
Владимир Карнозов
Америка закрывает «Открытое Небо»
Михаил Вахнеев
Хелисмотр 2020
Андрей Ельчанинов
Диверсификация продукции ОПК в авиастроении
Владимир Карнозов
Минобороны отдает приоритет Су-35С и Су-30СМ2



Президент РФ
Встреча Владимира Путина с Юрием Слюсарем
Роман Гусаров
Пять аргументов против возрождения Ту-334
Андрей Ельчанинов
Российский авиапром: работа без перебоев
Ростех
Готовимся к взлету: новинки российского гражданского авиапрома
Денис Мантуров
Это был вызов, но мы с ним справились
Aviation EXplorer
Беседа с пилотом первого вертолета Ми-38
Владимир Карнозов
Airbus: следовать более стабильной траектории роста
Илья Вайсберг
Современная нормативная база – основа системы сертификации гражданской авиационной техники в России
Владимир Карнозов
Airbus: подкупы и коррупция уходят в прошлое
Владимир Карнозов
К десятилетию первого полета ПАКФА (Су-57)
Г.Кулешов, В.Мамай
Строительство в приаэродромных территориях в призме судебных споров
Владимир Карнозов
Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 2 (Россия)
Николай Таликов
Как сделать противопожарный Ил-76 еще более эффективным
Владимир Карнозов
Переделка НАР в корректируемые боеприпасы. Часть 1 (НАТО)
Aviation EXplorer
Политический триумф России на Dubai Airshow
Aviation EXplorer
Як-130 хочет «прописаться» на Ближнем Востоке
Владимир Карнозов
С-5У и другие новые дополнения к отечественным неуправляемым ракетам
Татьяна Воловик
Электронный паспорт авиатоплива
Владимир Карнозов
Safran: «Мы открыты к увеличению российской доли в производстве комплектующих»
Владимир Карнозов
«Авиадвигатель» как основа энергетической безопасности России
Корпорация Иркут
Премьера МС-21: цифры, факты, комментарии
Юлия Кузьмина
МАКС, до новых встреч!
Михаил Вахнеев
«Золотые крылья МАКС-2019»
Юлия Кузьмина
МАКС-2019 открывает двери
Владимир Карнозов
«Авиадвигатель» - смесь воздуха с электричеством и углеводородами
Сергей Коротков
О цифровой трансформации процесса создания авиационной техники
Владимир Карнозов
Авианосец «Ламантин» и другие
Владимир Карнозов
Авиация «АРМИИ-2019»
Владимир Карнозов
ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!» – Часть 2
Владимир Карнозов
ММЗ Авангард: «Мы делаем ракеты для С-400!»
Дмитрий Зайцев
Lufthansa Technik: мы всегда отвечаем по своим обязательствам
Владимир Карнозов
Неуправляемые авиационные ракеты – 80 лет на службе

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer