Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Авиация «Армии» и «АрМИ»

6 октября 2021 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Особенностью Международного военно-технического форума «АРМИЯ» 2021 года стало одновременное его открытие с Армейскими международными играми. Оба мероприятия проходят с привлечением авиации, ежегодные, проводятся в седьмой раз (c 2015-го), но никогда ранее не проходили в одно время.

Торжественная церемония открытия прошла 23 августа с личным участием Президента России. Он прилетел на Ми-8АМТ правительственного авиаотряда, который приземлился на вертолетную площадку военно-патриотического парка «Патриот» подмосковной Кубинки. На площади перед Конгресс Центром появление Владимира Путина ждали тысячи военных и гражданских специалистов из ста стран мира. Обращаясь к собравшимся, глава российского государства отметил, что «эти масштабные и значимые встречи <…> объединяют представителей российских и иностранных вооружённых сил, руководителей оборонных предприятий, научных и конструкторских школ <…> проходит смотр лучших достижений отечественного оборонно-промышленного комплекса».

В рамках форума было представлено более 28 тысяч единиц современного оружия и техники, включая таковые для военной авиации, «большинство из них в реальных боевых условиях доказали свою надёжность и эффективность». Среди проектов по созданию и повышению боевых возможностей перспективных образцов вооружения и техники Владимир Владимирович особо выделил гиперзвуковой авиационно-ракетный комплекс «Кинжал» и беспилотный летательный аппарат большой дальности «Охотник», добавив, что, «по своим тактико-техническим характеристикам, они не имеют аналогов в мире <…> и ещё долго не будут иметь».

Президент России также подчеркнул, что в стратегических ядерных силах доля современного вооружения превышает 80 процентов, превосходя аналогичные показатели других сверхдержав. «Ясно, что это не для всех [участников «Армия-2021 и «АрМИ-2021»] актуально, но для нас это важно и показывает уровень развития наших Вооружённых Сил, возможности нашей науки и техники», - пояснил Путин. Наглядная иллюстрация к этим словам располагалась на экспозиции «Росатом» в виде полноразмерных макетов первой отечественной атомной авиабомбы РДС-1 и с термоядерным усилением РДС-6С. Носитель - турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95. Его модернизированный вариант с крыльевыми пилонами для дальнобойных крылатых ракет можно было увидеть на линейке самолетов аэродрома «Кубинка», где также выставлялись сверхзвуковые реактивные Ту-22М3 и Ту-160.

«Авиадартс»

Доля авиации в экспонатах МВТФ «Армия-2021» превосходила таковую в общем количестве вооружений военной и специальной техники, задействованной в ходе «АрМИ-2021». Дело в том, что из 34 конкурсов армейских игр для авиаторов проводится только один - «Авиадартс». В этом году известный и популярный турнир проходил с 22 по 28 августа, с участием экипажей из России, Белоруссии и Китая. Производство полетов – с аэродрома Дягилево, поражение целей – на полигоне «Дубровичи». Оба объекта расположены в Рязанской области.

Всего в соревнованиях было задействовано полсотни самолетов и вертолетов. По числу летных образов авиатехники это меньше, чем выставленные на форуме «Армия». При этом, однако, надо иметь в виду, что все пятьдесят единиц выполняли полеты, тогда как большинство летательных аппаратов на аэродроме «Кубинка» демонстрировались статически (как и все ЛА размещенные  на главной площадке перед павильонами Патриот Экспо).

Отличие «Авиадартс» от большинства других соревнований армейских игр в том, что национальные команды используют собственную технику. Китайские летчики выполняли полеты на легких истребителях J-10В, тяжелых J-16 (впервые за рубежом) и бомбардировщиках H-6 собственной разработки и производства. Кроме того, в рамках логистического обеспечения национальной команды ВВС НОАК, были задействованы четырехмоторные военно-транспортные самолеты: турбовинтовые Y-9 (развитие Ан-12) и новейшие турбореактивные Y-20 (внешне представляет собой сочетание крыла Ил-76 с фюзеляжем С-17).

Наиболее зрелищный этап – «Аэромикс» состоялся 28 августа. Участники соревнований продемонстрировали летно-технические и боевые возможности современной авиатехники с поражением целей на полигоне. А в рамках демонстрационного показа - выполнили каскад фигур высшего одиночного и группового пилотажа. Россия снова заняла первое место (в номинациях «Штурмовики», «Бомбардировщики» и «Вертолёты»), но победа далась нелегко (китайские экипажи на истребителях и транспортных самолетах показали лучший результат). «Китай и Беларусь оказали очень серьезную конкуренцию, отправив на соревнования свои лучшие экипажи», - сказал представитель Главной Судейской Комиссии «АрМИ-2021» полковник Анатолий Ульянов.

Белорусский представитель в ГСК полковник Андрей Острейко также отметил неуклонную тенденцию на «повышение градуса атмосферы соревнований», включая столь престижные, как «Авиадартс», победа в которых считается почетным делом для военнослужащих любой страны – участницы Игр. "С каждым годом здоровая конкуренция нарастает, и нашим военнослужащим становится все сложнее завоевывать высокие места", - сказал Острейко.

Помимо «Авиадартс», полигон «Дубровичи» также задействовался для проведения конкурса «Десантный взвод», прошедший 22 августа – 2 сентября с участием 18 государств. Каждая выставила по 40-44 воинов-парашютистов. Среди задач, решаемых военнослужащими, была таковая на точность приземления при десантировании с самолета и вертолета. Китайские военнослужащие выступали с использованием собственных парашютных систем.

«Чистое Небо»

Солдаты и офицеры особенно стараются завоевать призовое место, когда соревнование проходит на территории их родной страны, ведь за их выступлениями наблюдают многие тысячи сослуживцев. Из 34 конкурсов Россия проводит 16, остальные 18 - десять стран со-организаторов. Среди трех конкурсов в Китае присутствует «Чистое Небо», на котором отделения стрелков-зенитчиков соревнуются в скорости выполнения нормативов перемещения на огневую позицию и точности стрельбы при выполнении огневых задач.

Согласно Положению о проведении Игр, принимающая сторона обеспечивает приглашенные команды иностранных государств всем необходимым (размещение, питание, медицинское сопровождение и т.п.), предоставляет технику и все виды обеспечения (ремонт, обслуживание, заправка топливом), а также достаточное количество боеприпасов для тренировок и выступлений. Участники конкурса «Чистое Небо» из Беларуси, Венесуэлы, Египта и Узбекистана согласились использовать зенитные системы из арсенала Народно-Освободительной Армии Китая, а наши бойцы привезли свои ПЗРК «Игла» и новейший комплекс «Тайфун-ПВО».

Попутно заметим, что на конкурсе «Суворовский натиск», проводимый на полигоне «Корла» на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, все участники выступали на боевых машинах пехоты «Тип 86А» из арсеналов НОАК, и только наши мотострелки - на своих БМП-3. Сообразно, в «Танковом биатлоне» на подмосковном полигоне «Алабино» 18 национальных команд использовали российские Т-72, а китайцы – собственный «Тип 96».

Среди иностранных судей «АрМИ-2021» на пресс-конференции, организованных департаментом информации и массовых коммуникаций МО РФ, выступил старший полковник НОАК Гу Цинжень: «Эти соревнования стали хорошей платформой для демонстрации мастерства, средством обучения и обмена опытом. Они дают отличный шанс для китайской команды показать себя в ходе соревнований, а также для рекламы вооружения, военной и специальной техники. В этом году наша команда участвует в 21 конкурсе. Некоторые проходят на территории КНР, основная площадка расположена в городе Корла. Там проводятся соревнования "Суворовский Натиск", "Чистое Небо" и  "Безопасная Среда". Посланцы Китая принимают участие в 12 конкурсах на территории РФ, включая «Авиадартс» в Рязани. Всего в этих соревнованиях принимают участие в общей сложности более 800 солдат и офицеров Народно-освободительной армии Китая. Сам факт столь массового участия показывает заинтересованность нашей страны в дальнейшем участии наших военнослужащих в армейских играх. В ходе выступлений военнослужащие совершенствуются, приобретают новые навыки, укрепляют боевой дух. Мы участвуем в соревнованиях почти на всех площадках, рассчитываем на обмен опытом и развитие сотрудничества с представителями других армий. Выражаем благодарность руководству игр с российской стороны и надежду, что под руководством России добьемся дальнейшего расширения географии проведения мероприятия, организацию еще большего числа конкурсов. В этих соревнованиях все участники совершенствуются и повышают свои результаты. Китайские команды настроены достойно выступить, и действовать так, чтобы сотрудничество с армиями других стран крепло и расширялось».

Динамический показ на полигоне «Алабино»

Традиционно, в ходе проведения форума «Армия», на полигоне «Алабино» проходили ежедневные динамические показы вооружений, военной и специальной техники. Всего в них было задействовано более 230 образцов, в основном из наличия МО РФ, а отдельные – предприятий отечественного ОПК.

Динамический показ объединен общим замыслом применительно к маневренным действиям межвидовой группировки войск. Вниманию зрителей на смотровых площадках «Алабино» было предложено 16 тактических эпизодов с использованием возможностей полигона и мишенной обстановки, охватывающие три природных среды: земля, вода и воздух.

Боевую авиацию представляла пара ударных вертолетов Ка-52 и Ми-28. В двух тактических эпизодах (вместо одного на предыдущих форумах) она выполняла стрельбу неуправляемыми ракетами С-8, а также из встроенных 30-мм пушек. Десантирование отряда «коммандос» по тросам производилось парой вертолетов типа Ми-8МТВ. Кроме того, для сброса воды (увлажнение травяного покрытия полигона и тушение очагов огня возникших в результате огневого поражения мишеней) задействовались военно-транспортный самолет Ил-76МД и тяжелый вертолет Ми-26.

Зенитно-ракетные комплексы из состава ПВО Сухопутных войск представляли С-300В и «Тор-М2». Практические стрельбы из 30-мм пушек по мишеням на полигоне выполняли боевые машины зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска-М1» и «Панцирь-С1». В один из дней (для специалистов) экипажи ЗРПК и действующих вместе с ними самоходных противотанковых комплексов выполняли «особое задание» по огневому поражению «неожиданно появляющихся целей» ракетами и пушками. Еще одним отличием от прошлых форумов была одновременная стрельба несколькими экипажами ЗРПК и бронемашин по «вражескому вертолету» (его имитировали сигнальные ракеты).

Динамический показ в Алабино проводился ежедневно, причем, 23 августа его дополнила эксклюзивная демонстрация возможностей отдельных типов ВВСТ, а 24 и 25 августа упор делался на экспортно-ориентированную продукцию для целевой аудитории – представителей иностранных делегаций. Начиная с 26 августа, когда форум открылся для посещения всеми желающими, программу скорректировали в сторону большей зрелищности, добавив «игровых моментов».

Полеты с аэродрома «Кубинка»

Демонстрационные полеты над аэродромом «Кубинка» выполнялись все дни проведения МВТФ, за исключением 26 августа. Наиболее зрелищным днем было 23 августа, когда единственный раз летал истребитель пятого поколения Су-57 (взлет с аэродрома «Раменское»). Заявлялся, но в дни для специалистов не летал, учебно-тренировочный Як-152 (который можно было всегда увидеть в небе на мероприятиях прошлых лет). Его «слот», как правило, занимал учебно-боевой Як-130.

Приятным подарком для любителей авиации стали полеты легкого истребителя МиГ-35, а ведь его, равно как и Як-130, в предварительно составленном расписании полетов не было. Наверное, он «замещал» отсутствие пилотажной группы «Стрижи» на МиГ-29, поскольку полеты на данном типе были временно приостановлены в связи с недавней катастрофой самолета. Одну такую машину модификации «СМТ» можно было посмотреть на статике – она стояла в легко возводимом металлическом ангаре вместе с рядом экспонатов аэродромного оборудования (имитация обстановки работы технико-эксплуатационной части).

Самым зрелищным элементом программы полетов в дни для специалистов и всех желающих стало выступление шестерки Су-35С авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи». Летчики выполняли взлет «тройками», а затем показывали слетанность в строю, перестраиваясь из одного порядка в другой. Особенно поражали интервалы между крылатыми машинами – порой при взгляде с земли между ними вообще никакого просвета не было. Далее шел пилотаж в паре: «зеркало», стремительное сближение на встречных курсах, синхронное исполнение «колокола» и плоского штопора с выводом вектором тяги.

Су-35С стоит на вооружении ВКС России уже лет десять, но кубинские летчики пересели на данный тип с Су-27 лишь недавно. Сегодня самолетный состав группы смешанный – помимо одноместных Су-35С там есть еще и «спарки» Су-30СМ. Однако истребители с тандемной кабиной в демонстрационных полетах по программе этого года не участвовали. Правда, уже после ее завершения в отдельные дни с аэродрома взлетала пара “Су-35С + Су-30СМ” предоставляя фотографам возможность запечатлеть обе машины в одном кадре.   

Полеты строем (4 машины) и соло на Ми-28Н также выполняли экипажи авиационной группы высшего пилотажа «Беркуты». Одиночный пилотаж «крутил» Ка-52.  Заключительные же дни работы МВТФ «Армия-2021» были отмечены расширенной программой полетов за счет добавления к выступлениям летчиков ВКС России и промышленности еще и пилотов авиации общего назначения на поршневых спортивных самолетах Як-52, Extra и др. «Аэроклуб ВВС» продемонстрировал в воздухе восстановленный истребитель МиГ-15 УТИ и провел «воздушный бой» между Як-52 и «Пайпер-КЭБ».

Статическая экспозиция

Пресс-релиз департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ утверждает, что выставочная часть авиационного кластера форума на  аэродроме «Кубинка» была значительно обновлена. Начиная с 2021 года здесь демонстрируется «широкая линейка продукции авиационной промышленности: «от ретро до самых современных и перспективных образцов авиационного вооружения и техники».

Так, впервые были представлены полноразмерные макеты двигателей ПД-14, ТВ7-117СТ и ТВ-7-117В, воздушный пункт управления для БПЛА, беспилотные летательные аппараты «Альтиус-РУ», «Иноходец-РУ», «Форпост-Р». Развернуты экспозиции «Мобильный войсковой ремонт», «Авиационная техника и средства обслуживания для арктического региона», а также экспозиции, посвященные дальней и военно-транспортной авиации. Среди интересных машин на статической линейке «Кубинки» также отметим Ми-38Т, «Ансат Аурус», гражданский Л-410 на поплавковом шасси, беспилотный вертолет БАС-200, а также экспериментальные космические аппараты БОР-4С и БОР-6 из музейной коллекции.

УТС-800

Сенсацией года стала демонстрация новых ракет («изделие 305», С-13Б и др.) для ударных вертолетов ВКС России. Решение на расширение арсеналов Ми-28Н и Ка-52 было принято по результатам боевого применения в Сирии. Для этого обе машины проходят модернизацию с изменением блоков БРЭО и добавлением новых. Улучшенные образцы демонстрировались статически вместе с новыми средствами поражения. Так, Ка-52М оснащается АФАР типа «Резец» (вместо БРЛС «Копье» с механическим сканированием), прицельной системой ГОЭС-451М и блоком управления «АС-БЛА» (взаимодействие с новыми ракетами и беспилотниками). От серийных Ми-28Н группы «Беркут», вертолет Ми-28МН с бортовым номером 721 отличается «коротким носом», наличием надвтулочной антенны БРЛС и составом вооружения.

Еще одна новинка – учебно-тренировочный самолет с тандемной кабиной и турбовинтовым двигателем ВК-800С от УЗГА. Опытный прототип полностью собран и готовится к летным испытаниям, которые начнутся до конца текущего года. На аэродроме «Кубинка» машину осмотрел министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, ВКС России нужен легкий учебный самолет с низкой стоимостью эксплуатации, который бы снял часть нагрузки с более тяжелого и дорогого учебно-боевого Як-130.

Что касается последнего, то в одном из павильонов Патриот Экспо демонстрировалась масштабная модель самолета в варианте с 23-мм двуствольной пушкой в подфюзеляжном контейнере, на крыльевых пилонах - два блока НУРС калибра 80мм, 4 ракеты «воздух-воздух» ближнего боя Р-74 («РВВ-МД») и пара – Р-77 («РВВ-АЕ»). Поскольку последние имеют радиолокационное наведение, самолет-носитель должен нести бортовую РЛС, а ее на серийных Як-130 нет. Словом, речь идет о некоем новом варианте самолета с наращиванием боевого потенциала за счет дополнительных сенсоров и средств поражения. 

Открытая площадка перед выставочными павильонами на территории Патриот Экспо была просто забита всевозможной техникой. Отдельные выставленные здесь вертолеты были действующими, как, например, Ка-52М и Ми-28НМ (они «дублировали» аналогичные на аэродроме). Здесь также можно было увидеть отлетавшие свое Ка-27, Ка-29 и Ка-50, штурмовик Су-39, истребители МиГ-29 и Су-27. Как всегда, много место отведено под системы ПВО (а вот на аэродроме в этом году их вовсе не было), среди них – «Антей 4000» (развитие С-300В), «Сосна» на платформе БТР-82А, арктические варианты «Тор» и «Панцирь». 

Беспилотные летательные аппараты

Среди мероприятий, проведенных в рамках МВТФ «Армия-2021» - чемпионат «Дрон биатлон 2021» по управлению беспилотными летательными аппаратами и робототехническими комплексами. Он проходил два дня, с соревнованиями в следующих областях: гонка с поражением статической наземной мишени, гонка с поражением воздушной мишени, гонка дронов X-класс (1000 мм), серия гонок FPV-WING (схема «летающее крыло»), а также гонка коптеров формата Tiny Whoop (впервые). Помимо нескольких отечественных команд, в «Дрон биатлоне» выступили зарубежные специалисты из Турции, Болгарии и Белоруссии.

Параллельно по линии «АрМИ-2021» проходил конкурс «Соколиная охота» между боевыми расчетами беспилотных летательных аппаратов. Его принимал Казахстан на полигоне «Матыбулак», где помимо хозяев выступали гости из России, Белоруссии и Ирана. Они показали мастерство по управлению БЛА собственного производства в светлое и темное время суток.

Помимо упомянутых выше «Альтиус-РУ», «Иноходец-РУ» и «Форпост-Р», несметное число беспилотных аппаратов разных типов было представлено различными производителями в выставочных павильонах Патриот Экспо и на открытой площадке перед ними. Некоторые уже стоят на вооружении, другие – проходят испытания, третьи – находятся на этапе НИОКР. Интересную экспозицию представила фирма «Кронштадт», куда вошли полноразмерные модели БЛА: «Орион-Э» в вооруженном варианте (взлетная масса 1,15 тонн) и новый двухмоторный «Сириус» (2 т), БЛА с обзорной РЛС «Гелиос-РЛД» (3,5 т) и реактивный ударный «Гром» (7т, 1000 км/ч), а также дистанционно управляемый вертолет ВТ-450.

Событие мирового масштаба

Коль скоро форум «Армия-2021» стартовал одновременно с армейскими играми, а завершился раньше (28 августа), подведение его итогов не вызвало особого интереса - все внимание переключилось на «АрМИ-2021». Когда и те 4 сентября подошли к концу, Президент России выступил с очередным обращением, отметив следующее: «Стартовав в 2015 году, за прошедшее время Армейские игры укрепили свои традиции, стали событием поистине мирового масштаба. С каждым годом они объединяют под своими знамёнами всё больше военнослужащих из России и других государств, предоставляют им уникальную возможность продемонстрировать выучку и мастерство, сплочённость, умение грамотно и оперативно решать ответственные задачи. С удовлетворением отмечу, что Армейские игры – 2021 прошли на высоком организационном уровне, расширилась их «география», увеличилось число команд-участниц, а программа форума обогатилась интересными и содержательными конкурсами, охватывающими практически все военные специальности».

По словам Путина, в Играх приняли участие свыше пяти тысяч военных профессионалов из 44 стран. Опыт одновременного проведения форума «Армия» и Армейских игр еще предстоит оценить с тем, чтобы понять: имеет ли смысл и дальше совмещать два различных по форме и содержанию мероприятия? Главное, чтобы они наилучшим образом способствовали укреплению атмосферы доверия и дружбы в мире, а также продвижению отечественной техники, включая авиационную, на глобальный рынок сбыта.

фото автора


Владимир Карнозов



комментарии (0):











Материалы рубрики

Владимир Карнозов
Авиация «Армии» и «АрМИ»
Роман Гусаров
ВК-1600В - экономичнее, легче, дешевле
Роман Гусаров
УЗГА - новый разработчик и производитель самолетов
Роман Гусаров
Самолет получился интересный
Роман Гусаров
Перспективный двигатель ВК-650В
Роман Гусаров
Экскурсия в авиационно-технический центр Корпорации «Иркут»
Роман Гусаров
Лёгкий, тактический, однодвигательный, клиентоориентированый, «Сухой»
Роман Гусаров
"Титановая долина" становится авиастроительным технопарком



Денис Мантуров
О перспективных разработках и мерах господдержки
ОАК/Иркут
МС-21-300/310 - статус программы
Всеволод Елисеев
Двигатели ТВ7-117 – статус программы
Технодинамика
О новейших парашютных системах
Роман Гусаров
Перспективные и гибридные двигатели ОДК-Климов
Владимир Карнозов
Итальянский авианосец вернулся домой без самолетов
Роман Гусаров
Суперджет: репутационный аудит
Ростех
Ка-32: винтокрылая пожарная машина
Владимир Карнозов
Британский авианосец полмира обойдет, а до Крыма – не дойдет
Роман Гусаров
Новый ангар ТОиР «А-Техникс» в Шереметьево
МАИ
В МАИ завершается разработка уникальной системы ориентации космических аппаратов
ОАК
МС-21-300 проходит испытания на соответствие требованиям по уровню шума на местности
Владимир Карнозов
Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк
Московский авиационный институт (МАИ)
Маёвец работает над первым в мире сверхпроводниковым выпрямителем
Роман Гусаров
ОДК-Салют - новая философия производства
Владимир Карнозов
Старый-новый «Орел» авиацию не испортит
Владимир Карнозов
Новейшие истребители прошлого поколения
Андрей Ельчанинов
Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России
МАИ
Учёные МАИ создают цифровые модели тепловой защиты при гиперзвуке
МАИ
Как маёвец внедрил новую методику в приборостроение
Ростех
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
Роман Гусаров
О 3D-печати компонентов авиадвигателей в России
Московский авиационный институт (МАИ)
Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей
Московский авиационный институт (МАИ)
Прочность титана, лёгкость алюминия: авиационный материал будущего исследуют в МАИ
Владимир Карнозов
О модернизации МиГ-31 и создании МиГ-41
ОДК
ОДК осваивает трёхмерное ткачество
ГК "Ростех"
"Суперджет" обновляется
Роман Гусаров
Leo.CRM - знать больше о клиенте, чем он знает о себе
Владимир Карнозов
О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов
AVIA.RU
Концепция «Фабрики будущего»
Propeller.News
Ситуация с компонентами и техподдержкой Ан-148 усугубилась до предела
Михаил Гордин
Наука российского авиадвигателестроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer