Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Авиация «Армии» и «АрМИ»

6 октября 2021 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Особенностью Международного военно-технического форума «АРМИЯ» 2021 года стало одновременное его открытие с Армейскими международными играми. Оба мероприятия проходят с привлечением авиации, ежегодные, проводятся в седьмой раз (c 2015-го), но никогда ранее не проходили в одно время.

Торжественная церемония открытия прошла 23 августа с личным участием Президента России. Он прилетел на Ми-8АМТ правительственного авиаотряда, который приземлился на вертолетную площадку военно-патриотического парка «Патриот» подмосковной Кубинки. На площади перед Конгресс Центром появление Владимира Путина ждали тысячи военных и гражданских специалистов из ста стран мира. Обращаясь к собравшимся, глава российского государства отметил, что «эти масштабные и значимые встречи <…> объединяют представителей российских и иностранных вооружённых сил, руководителей оборонных предприятий, научных и конструкторских школ <…> проходит смотр лучших достижений отечественного оборонно-промышленного комплекса».

В рамках форума было представлено более 28 тысяч единиц современного оружия и техники, включая таковые для военной авиации, «большинство из них в реальных боевых условиях доказали свою надёжность и эффективность». Среди проектов по созданию и повышению боевых возможностей перспективных образцов вооружения и техники Владимир Владимирович особо выделил гиперзвуковой авиационно-ракетный комплекс «Кинжал» и беспилотный летательный аппарат большой дальности «Охотник», добавив, что, «по своим тактико-техническим характеристикам, они не имеют аналогов в мире <…> и ещё долго не будут иметь».

Президент России также подчеркнул, что в стратегических ядерных силах доля современного вооружения превышает 80 процентов, превосходя аналогичные показатели других сверхдержав. «Ясно, что это не для всех [участников «Армия-2021 и «АрМИ-2021»] актуально, но для нас это важно и показывает уровень развития наших Вооружённых Сил, возможности нашей науки и техники», - пояснил Путин. Наглядная иллюстрация к этим словам располагалась на экспозиции «Росатом» в виде полноразмерных макетов первой отечественной атомной авиабомбы РДС-1 и с термоядерным усилением РДС-6С. Носитель - турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95. Его модернизированный вариант с крыльевыми пилонами для дальнобойных крылатых ракет можно было увидеть на линейке самолетов аэродрома «Кубинка», где также выставлялись сверхзвуковые реактивные Ту-22М3 и Ту-160.

«Авиадартс»

Доля авиации в экспонатах МВТФ «Армия-2021» превосходила таковую в общем количестве вооружений военной и специальной техники, задействованной в ходе «АрМИ-2021». Дело в том, что из 34 конкурсов армейских игр для авиаторов проводится только один - «Авиадартс». В этом году известный и популярный турнир проходил с 22 по 28 августа, с участием экипажей из России, Белоруссии и Китая. Производство полетов – с аэродрома Дягилево, поражение целей – на полигоне «Дубровичи». Оба объекта расположены в Рязанской области.

Всего в соревнованиях было задействовано полсотни самолетов и вертолетов. По числу летных образов авиатехники это меньше, чем выставленные на форуме «Армия». При этом, однако, надо иметь в виду, что все пятьдесят единиц выполняли полеты, тогда как большинство летательных аппаратов на аэродроме «Кубинка» демонстрировались статически (как и все ЛА размещенные  на главной площадке перед павильонами Патриот Экспо).

Отличие «Авиадартс» от большинства других соревнований армейских игр в том, что национальные команды используют собственную технику. Китайские летчики выполняли полеты на легких истребителях J-10В, тяжелых J-16 (впервые за рубежом) и бомбардировщиках H-6 собственной разработки и производства. Кроме того, в рамках логистического обеспечения национальной команды ВВС НОАК, были задействованы четырехмоторные военно-транспортные самолеты: турбовинтовые Y-9 (развитие Ан-12) и новейшие турбореактивные Y-20 (внешне представляет собой сочетание крыла Ил-76 с фюзеляжем С-17).

Наиболее зрелищный этап – «Аэромикс» состоялся 28 августа. Участники соревнований продемонстрировали летно-технические и боевые возможности современной авиатехники с поражением целей на полигоне. А в рамках демонстрационного показа - выполнили каскад фигур высшего одиночного и группового пилотажа. Россия снова заняла первое место (в номинациях «Штурмовики», «Бомбардировщики» и «Вертолёты»), но победа далась нелегко (китайские экипажи на истребителях и транспортных самолетах показали лучший результат). «Китай и Беларусь оказали очень серьезную конкуренцию, отправив на соревнования свои лучшие экипажи», - сказал представитель Главной Судейской Комиссии «АрМИ-2021» полковник Анатолий Ульянов.

Белорусский представитель в ГСК полковник Андрей Острейко также отметил неуклонную тенденцию на «повышение градуса атмосферы соревнований», включая столь престижные, как «Авиадартс», победа в которых считается почетным делом для военнослужащих любой страны – участницы Игр. "С каждым годом здоровая конкуренция нарастает, и нашим военнослужащим становится все сложнее завоевывать высокие места", - сказал Острейко.

Помимо «Авиадартс», полигон «Дубровичи» также задействовался для проведения конкурса «Десантный взвод», прошедший 22 августа – 2 сентября с участием 18 государств. Каждая выставила по 40-44 воинов-парашютистов. Среди задач, решаемых военнослужащими, была таковая на точность приземления при десантировании с самолета и вертолета. Китайские военнослужащие выступали с использованием собственных парашютных систем.

«Чистое Небо»

Солдаты и офицеры особенно стараются завоевать призовое место, когда соревнование проходит на территории их родной страны, ведь за их выступлениями наблюдают многие тысячи сослуживцев. Из 34 конкурсов Россия проводит 16, остальные 18 - десять стран со-организаторов. Среди трех конкурсов в Китае присутствует «Чистое Небо», на котором отделения стрелков-зенитчиков соревнуются в скорости выполнения нормативов перемещения на огневую позицию и точности стрельбы при выполнении огневых задач.

Согласно Положению о проведении Игр, принимающая сторона обеспечивает приглашенные команды иностранных государств всем необходимым (размещение, питание, медицинское сопровождение и т.п.), предоставляет технику и все виды обеспечения (ремонт, обслуживание, заправка топливом), а также достаточное количество боеприпасов для тренировок и выступлений. Участники конкурса «Чистое Небо» из Беларуси, Венесуэлы, Египта и Узбекистана согласились использовать зенитные системы из арсенала Народно-Освободительной Армии Китая, а наши бойцы привезли свои ПЗРК «Игла» и новейший комплекс «Тайфун-ПВО».

Попутно заметим, что на конкурсе «Суворовский натиск», проводимый на полигоне «Корла» на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, все участники выступали на боевых машинах пехоты «Тип 86А» из арсеналов НОАК, и только наши мотострелки - на своих БМП-3. Сообразно, в «Танковом биатлоне» на подмосковном полигоне «Алабино» 18 национальных команд использовали российские Т-72, а китайцы – собственный «Тип 96».

Среди иностранных судей «АрМИ-2021» на пресс-конференции, организованных департаментом информации и массовых коммуникаций МО РФ, выступил старший полковник НОАК Гу Цинжень: «Эти соревнования стали хорошей платформой для демонстрации мастерства, средством обучения и обмена опытом. Они дают отличный шанс для китайской команды показать себя в ходе соревнований, а также для рекламы вооружения, военной и специальной техники. В этом году наша команда участвует в 21 конкурсе. Некоторые проходят на территории КНР, основная площадка расположена в городе Корла. Там проводятся соревнования "Суворовский Натиск", "Чистое Небо" и  "Безопасная Среда". Посланцы Китая принимают участие в 12 конкурсах на территории РФ, включая «Авиадартс» в Рязани. Всего в этих соревнованиях принимают участие в общей сложности более 800 солдат и офицеров Народно-освободительной армии Китая. Сам факт столь массового участия показывает заинтересованность нашей страны в дальнейшем участии наших военнослужащих в армейских играх. В ходе выступлений военнослужащие совершенствуются, приобретают новые навыки, укрепляют боевой дух. Мы участвуем в соревнованиях почти на всех площадках, рассчитываем на обмен опытом и развитие сотрудничества с представителями других армий. Выражаем благодарность руководству игр с российской стороны и надежду, что под руководством России добьемся дальнейшего расширения географии проведения мероприятия, организацию еще большего числа конкурсов. В этих соревнованиях все участники совершенствуются и повышают свои результаты. Китайские команды настроены достойно выступить, и действовать так, чтобы сотрудничество с армиями других стран крепло и расширялось».

Динамический показ на полигоне «Алабино»

Традиционно, в ходе проведения форума «Армия», на полигоне «Алабино» проходили ежедневные динамические показы вооружений, военной и специальной техники. Всего в них было задействовано более 230 образцов, в основном из наличия МО РФ, а отдельные – предприятий отечественного ОПК.

Динамический показ объединен общим замыслом применительно к маневренным действиям межвидовой группировки войск. Вниманию зрителей на смотровых площадках «Алабино» было предложено 16 тактических эпизодов с использованием возможностей полигона и мишенной обстановки, охватывающие три природных среды: земля, вода и воздух.

Боевую авиацию представляла пара ударных вертолетов Ка-52 и Ми-28. В двух тактических эпизодах (вместо одного на предыдущих форумах) она выполняла стрельбу неуправляемыми ракетами С-8, а также из встроенных 30-мм пушек. Десантирование отряда «коммандос» по тросам производилось парой вертолетов типа Ми-8МТВ. Кроме того, для сброса воды (увлажнение травяного покрытия полигона и тушение очагов огня возникших в результате огневого поражения мишеней) задействовались военно-транспортный самолет Ил-76МД и тяжелый вертолет Ми-26.

Зенитно-ракетные комплексы из состава ПВО Сухопутных войск представляли С-300В и «Тор-М2». Практические стрельбы из 30-мм пушек по мишеням на полигоне выполняли боевые машины зенитных ракетно-пушечных комплексов «Тунгуска-М1» и «Панцирь-С1». В один из дней (для специалистов) экипажи ЗРПК и действующих вместе с ними самоходных противотанковых комплексов выполняли «особое задание» по огневому поражению «неожиданно появляющихся целей» ракетами и пушками. Еще одним отличием от прошлых форумов была одновременная стрельба несколькими экипажами ЗРПК и бронемашин по «вражескому вертолету» (его имитировали сигнальные ракеты).

Динамический показ в Алабино проводился ежедневно, причем, 23 августа его дополнила эксклюзивная демонстрация возможностей отдельных типов ВВСТ, а 24 и 25 августа упор делался на экспортно-ориентированную продукцию для целевой аудитории – представителей иностранных делегаций. Начиная с 26 августа, когда форум открылся для посещения всеми желающими, программу скорректировали в сторону большей зрелищности, добавив «игровых моментов».

Полеты с аэродрома «Кубинка»

Демонстрационные полеты над аэродромом «Кубинка» выполнялись все дни проведения МВТФ, за исключением 26 августа. Наиболее зрелищным днем было 23 августа, когда единственный раз летал истребитель пятого поколения Су-57 (взлет с аэродрома «Раменское»). Заявлялся, но в дни для специалистов не летал, учебно-тренировочный Як-152 (который можно было всегда увидеть в небе на мероприятиях прошлых лет). Его «слот», как правило, занимал учебно-боевой Як-130.

Приятным подарком для любителей авиации стали полеты легкого истребителя МиГ-35, а ведь его, равно как и Як-130, в предварительно составленном расписании полетов не было. Наверное, он «замещал» отсутствие пилотажной группы «Стрижи» на МиГ-29, поскольку полеты на данном типе были временно приостановлены в связи с недавней катастрофой самолета. Одну такую машину модификации «СМТ» можно было посмотреть на статике – она стояла в легко возводимом металлическом ангаре вместе с рядом экспонатов аэродромного оборудования (имитация обстановки работы технико-эксплуатационной части).

Самым зрелищным элементом программы полетов в дни для специалистов и всех желающих стало выступление шестерки Су-35С авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи». Летчики выполняли взлет «тройками», а затем показывали слетанность в строю, перестраиваясь из одного порядка в другой. Особенно поражали интервалы между крылатыми машинами – порой при взгляде с земли между ними вообще никакого просвета не было. Далее шел пилотаж в паре: «зеркало», стремительное сближение на встречных курсах, синхронное исполнение «колокола» и плоского штопора с выводом вектором тяги.

Су-35С стоит на вооружении ВКС России уже лет десять, но кубинские летчики пересели на данный тип с Су-27 лишь недавно. Сегодня самолетный состав группы смешанный – помимо одноместных Су-35С там есть еще и «спарки» Су-30СМ. Однако истребители с тандемной кабиной в демонстрационных полетах по программе этого года не участвовали. Правда, уже после ее завершения в отдельные дни с аэродрома взлетала пара “Су-35С + Су-30СМ” предоставляя фотографам возможность запечатлеть обе машины в одном кадре.   

Полеты строем (4 машины) и соло на Ми-28Н также выполняли экипажи авиационной группы высшего пилотажа «Беркуты». Одиночный пилотаж «крутил» Ка-52.  Заключительные же дни работы МВТФ «Армия-2021» были отмечены расширенной программой полетов за счет добавления к выступлениям летчиков ВКС России и промышленности еще и пилотов авиации общего назначения на поршневых спортивных самолетах Як-52, Extra и др. «Аэроклуб ВВС» продемонстрировал в воздухе восстановленный истребитель МиГ-15 УТИ и провел «воздушный бой» между Як-52 и «Пайпер-КЭБ».

Статическая экспозиция

Пресс-релиз департамента информации и массовых коммуникаций МО РФ утверждает, что выставочная часть авиационного кластера форума на  аэродроме «Кубинка» была значительно обновлена. Начиная с 2021 года здесь демонстрируется «широкая линейка продукции авиационной промышленности: «от ретро до самых современных и перспективных образцов авиационного вооружения и техники».

Так, впервые были представлены полноразмерные макеты двигателей ПД-14, ТВ7-117СТ и ТВ-7-117В, воздушный пункт управления для БПЛА, беспилотные летательные аппараты «Альтиус-РУ», «Иноходец-РУ», «Форпост-Р». Развернуты экспозиции «Мобильный войсковой ремонт», «Авиационная техника и средства обслуживания для арктического региона», а также экспозиции, посвященные дальней и военно-транспортной авиации. Среди интересных машин на статической линейке «Кубинки» также отметим Ми-38Т, «Ансат Аурус», гражданский Л-410 на поплавковом шасси, беспилотный вертолет БАС-200, а также экспериментальные космические аппараты БОР-4С и БОР-6 из музейной коллекции.

УТС-800

Сенсацией года стала демонстрация новых ракет («изделие 305», С-13Б и др.) для ударных вертолетов ВКС России. Решение на расширение арсеналов Ми-28Н и Ка-52 было принято по результатам боевого применения в Сирии. Для этого обе машины проходят модернизацию с изменением блоков БРЭО и добавлением новых. Улучшенные образцы демонстрировались статически вместе с новыми средствами поражения. Так, Ка-52М оснащается АФАР типа «Резец» (вместо БРЛС «Копье» с механическим сканированием), прицельной системой ГОЭС-451М и блоком управления «АС-БЛА» (взаимодействие с новыми ракетами и беспилотниками). От серийных Ми-28Н группы «Беркут», вертолет Ми-28МН с бортовым номером 721 отличается «коротким носом», наличием надвтулочной антенны БРЛС и составом вооружения.

Еще одна новинка – учебно-тренировочный самолет с тандемной кабиной и турбовинтовым двигателем ВК-800С от УЗГА. Опытный прототип полностью собран и готовится к летным испытаниям, которые начнутся до конца текущего года. На аэродроме «Кубинка» машину осмотрел министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, ВКС России нужен легкий учебный самолет с низкой стоимостью эксплуатации, который бы снял часть нагрузки с более тяжелого и дорогого учебно-боевого Як-130.

Что касается последнего, то в одном из павильонов Патриот Экспо демонстрировалась масштабная модель самолета в варианте с 23-мм двуствольной пушкой в подфюзеляжном контейнере, на крыльевых пилонах - два блока НУРС калибра 80мм, 4 ракеты «воздух-воздух» ближнего боя Р-74 («РВВ-МД») и пара – Р-77 («РВВ-АЕ»). Поскольку последние имеют радиолокационное наведение, самолет-носитель должен нести бортовую РЛС, а ее на серийных Як-130 нет. Словом, речь идет о некоем новом варианте самолета с наращиванием боевого потенциала за счет дополнительных сенсоров и средств поражения. 

Открытая площадка перед выставочными павильонами на территории Патриот Экспо была просто забита всевозможной техникой. Отдельные выставленные здесь вертолеты были действующими, как, например, Ка-52М и Ми-28НМ (они «дублировали» аналогичные на аэродроме). Здесь также можно было увидеть отлетавшие свое Ка-27, Ка-29 и Ка-50, штурмовик Су-39, истребители МиГ-29 и Су-27. Как всегда, много место отведено под системы ПВО (а вот на аэродроме в этом году их вовсе не было), среди них – «Антей 4000» (развитие С-300В), «Сосна» на платформе БТР-82А, арктические варианты «Тор» и «Панцирь». 

Беспилотные летательные аппараты

Среди мероприятий, проведенных в рамках МВТФ «Армия-2021» - чемпионат «Дрон биатлон 2021» по управлению беспилотными летательными аппаратами и робототехническими комплексами. Он проходил два дня, с соревнованиями в следующих областях: гонка с поражением статической наземной мишени, гонка с поражением воздушной мишени, гонка дронов X-класс (1000 мм), серия гонок FPV-WING (схема «летающее крыло»), а также гонка коптеров формата Tiny Whoop (впервые). Помимо нескольких отечественных команд, в «Дрон биатлоне» выступили зарубежные специалисты из Турции, Болгарии и Белоруссии.

Параллельно по линии «АрМИ-2021» проходил конкурс «Соколиная охота» между боевыми расчетами беспилотных летательных аппаратов. Его принимал Казахстан на полигоне «Матыбулак», где помимо хозяев выступали гости из России, Белоруссии и Ирана. Они показали мастерство по управлению БЛА собственного производства в светлое и темное время суток.

Помимо упомянутых выше «Альтиус-РУ», «Иноходец-РУ» и «Форпост-Р», несметное число беспилотных аппаратов разных типов было представлено различными производителями в выставочных павильонах Патриот Экспо и на открытой площадке перед ними. Некоторые уже стоят на вооружении, другие – проходят испытания, третьи – находятся на этапе НИОКР. Интересную экспозицию представила фирма «Кронштадт», куда вошли полноразмерные модели БЛА: «Орион-Э» в вооруженном варианте (взлетная масса 1,15 тонн) и новый двухмоторный «Сириус» (2 т), БЛА с обзорной РЛС «Гелиос-РЛД» (3,5 т) и реактивный ударный «Гром» (7т, 1000 км/ч), а также дистанционно управляемый вертолет ВТ-450.

Событие мирового масштаба

Коль скоро форум «Армия-2021» стартовал одновременно с армейскими играми, а завершился раньше (28 августа), подведение его итогов не вызвало особого интереса - все внимание переключилось на «АрМИ-2021». Когда и те 4 сентября подошли к концу, Президент России выступил с очередным обращением, отметив следующее: «Стартовав в 2015 году, за прошедшее время Армейские игры укрепили свои традиции, стали событием поистине мирового масштаба. С каждым годом они объединяют под своими знамёнами всё больше военнослужащих из России и других государств, предоставляют им уникальную возможность продемонстрировать выучку и мастерство, сплочённость, умение грамотно и оперативно решать ответственные задачи. С удовлетворением отмечу, что Армейские игры – 2021 прошли на высоком организационном уровне, расширилась их «география», увеличилось число команд-участниц, а программа форума обогатилась интересными и содержательными конкурсами, охватывающими практически все военные специальности».

По словам Путина, в Играх приняли участие свыше пяти тысяч военных профессионалов из 44 стран. Опыт одновременного проведения форума «Армия» и Армейских игр еще предстоит оценить с тем, чтобы понять: имеет ли смысл и дальше совмещать два различных по форме и содержанию мероприятия? Главное, чтобы они наилучшим образом способствовали укреплению атмосферы доверия и дружбы в мире, а также продвижению отечественной техники, включая авиационную, на глобальный рынок сбыта.

фото автора


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer