Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Эксклюзивное интервью

Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России

5 марта 2021 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

Одно из приоритетных и перспективных направлений в области науки и техники в мире и России – беспилотная авиация. О состоянии этой отрасли в нашей стране, проблемах и решениях рассказывает первый заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Андрей Ельчанинов.

Ельчанинов Андрей Федорович
Первый заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

- Андрей Федорович, распоряжением Председателя Правительства РФ Вы назначены первым заместителем Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, с чем я Вас искренне поздравляю. Не могли бы Вы кратко рассказать об основных задачах на этом высоком посту?

- Благодарю за поздравление. В соответствии с Положением о коллегии ВПК РФ первый заместитель Председателя организует текущую деятельность коллегии по всем вопросам, относящимся к ее компетенции, а также выполняет отдельные поручения Председателя коллегии. За решение этих задач я отвечаю лично.

Конечно же, с учетом моей предыдущей деятельности в качестве члена коллегии ВПК, председателя Совета по авиастроению особое внимание я уделяю вопросам формирования и выполнения Государственной программы вооружения, Государственного оборонного заказа в сфере авиации, повышения эффективности и качества разработки, изготовления, поставок, ремонта и эксплуатации авиационной техники.

- В течение нескольких лет Вы также возглавляете Рабочую группу по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения. В этой связи хотел бы поговорить с Вами о состоянии дел в сфере разработки и производства беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в Российской Федерации.

- В нашей стране в области создания беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) работает несколько сотен предприятий, составляющих основу инфраструктуры этого важного сектора экономики. Условно их можно разделить на несколько групп, специализирующихся, в первую очередь, на разработке и производстве:

         - БАС и БВС военного и специального назначения. Достаточно эффективно в этом направлении работают компании «Сухой», «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), «Кронштадт» и др.;

        - БАС и БВС многоцелевого, в том числе, гражданского, назначения. Среди лидеров: компании «Кронштадт», «Вега», НПП «Радар ммс», «Аэрокон», «РТИ системы», Группа компаний «Беспилотные системы»;

           - авиационных двигателей для БВС (предприятия «Агат» и УЗГА, компания «Наука Софт» совместно с ЦИАМ);

           - бортового оборудования, различной полезной нагрузки и программного обеспечения (концерн «МАНС», КБ «Луч», НПП «Радар ммс»);

           - наземного оборудования, систем управления (компании «Промтекс», «Альбатрос» и др.);

           - комплектующих изделий (КИ) – несколько десятков организаций, занимающихся разработкой, производством и поставкой КИ.

Не следует забывать и о компаниях, оказывающих услуги в области применения БАС и БВС, обеспечения безопасности воздушного движения, подготовки авиационного персонала, включая внешних пилотов.

Научное и методическое сопровождение работ в области беспилотной авиации осуществляют ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС, входящие в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ЛИИ им. М.М. Громова, ВИАМ, а также ГосНИИ ГА.

Важную роль в развитии беспилотной отрасли играют Рабочая группа (РГ) «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Ассоциация «Аэронет» в части разработки и реализации программ поддержки перспективных проектов.

Следует понимать, что деление на группы чисто условное, так как возможности и интересы многих организаций не ограничиваются лишь одной специализацией. Большинство предприятий-головников, разрабатывающих и производящих БВС, как правило, участвуют в создании бортового и наземного оборудования, систем управления для БАС, разработке программного обеспечения к ним, а также предоставлении различных услуг.

Примером комплексного подхода к созданию БВС различного назначения является деятельность АО «Кронштадт». Направления работ этого предприятия охватывают широкий спектр от разработки и изготовления БВС, бортового оборудования и целевой нагрузки, комплексов навигации и управления, программного обеспечения до создания наземных пунктов управления, тренажеров, систем и программ обучения соответствующих специалистов.

Отмечу, что беспилотная отрасль в мире развивается во многом за счет новых, преимущественно малых предприятий (стартапов), предлагающих участникам рынка более инновационную продукцию по меньшей цене. В этом контексте среди лидеров на отечественном рынке беспилотной авиации эффективно работают недавно созданные и активно развивающиеся компании «Беспилотные системы» (Ижевск), «Геоскан» (С-Петербург), «Аэрокон» (Казань), «Птеро» (Москва) и др.

Наращивают свое участие в этом процессе и государственные заказчики – все силовые министерства и ведомства, Минпромторг России, а также Государственная корпорация Ростех и другие структуры.

В настоящее время при создании БАС и БВС используются, в основном, нормативные документы, регламентирующие деятельность в области пилотируемой авиации. Своей «нормативки» для беспилотников практически пока нет. Поэтому и система управления в этой сфере, в том числе организация испытаний и сертификации, пока (до формирования собственной нормативной правовой базы) опирается на традиционную, применяемую при создании пилотируемых воздушных судов (ВС). Об этой проблеме более подробно остановлюсь ниже.

- Какое место в мире в области беспилотной авиации занимает наша страна? Каковы реалии и перспективы развития БАС гражданского (двойного) назначения?

- Востребованность БВС в мире значительно выросла за последние годы, став модным трендом. Наша страна, как я уже говорил, также активно участвует в этом процессе и постепенно выходит на конкурентные позиции. Это связано как с востребованностью отечественных беспилотников военного назначения, так и с широчайшими перспективами развития гражданского рынка БВС.

Сегодня доля России на мировом рынке беспилотных авиационных систем относительно небольшая, по некоторым исследованиям – 2-3%. Однако, по прогнозам специалистов, к 2035 г. в небе России ожидается одновременное нахождение не десятков, а сотен тысяч БВС. Они будут обслуживать создаваемый в нашей стране единый рынок работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих, потребностей экономики. Уже сейчас прорабатываются технологии применения БАС и БВС в различных отраслях для решения широкого спектра задач: мониторинга, в том числе экологического, разведки, фото- и видеосъемки, обнаружения и тушения пожаров, контроля уровня радиации, транспортных (аэротакси и грузовые БВС), медицинских, логистических услуг, выполнения сельскохозяйственных работ и др.

Руководство нашей страны уделяет самое пристальное внимание развитию этого сектора экономики. Наиболее проблемные и актуальные вопросы рассматриваются Комиссией при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий, Военно-промышленной комиссией РФ, Правительственной комиссией по транспорту и другими структурами.

Рынок беспилотной транспортной авиации сегодня только формируется. Предстоит решить огромный объем задач по выработке концептуальных решений по развитию этого нового вида транспорта, разработке и внедрению прорывных технологий в этой сфере. На мой взгляд, придание БВС «интеллекта» может обеспечить их более широкое применение.

Для масштабного использования беспилотников в качестве одной из важных задач необходимо разработать и создать полноценную инфраструктуру, имеющую как минимум: несегрегированное воздушное пространство, систему управления безопасностью полетов, наземный производственный комплекс (аэродромы, площадки, пункты дозаправки, центры технического обслуживания, передачи груза).

И конечно же, учитывая уже набившие оскомину проблемы организации и проведения обслуживания отечественной авиационной техники (АТ), в том числе поставляемой на экспорт, необходимо заблаговременно разработать полноценную и эффективную систему послепродажного обслуживания БВС.

В решении этих задач ведущую роль должны играть научно-исследовательские институты во главе с НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГосНИИ ГА и головные разработчики БАС и БВС.

- Андрей Федорович, давайте поговорим о состоянии и перспективах формирования полноценной отечественной нормативной базы в области беспилотной авиации, в том числе ее интеграции в сферу гражданской авиации?

- В рамках работы Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ и Рабочей группы по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения проделана большая работа по формированию новой ре-дакции одного из основополагающих документов – Положения о порядке создания авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения. Особое внимание при этом уделено разработке нормативной базы в области конструирования, производства и испытания БВС. В настоящее время этот документ находится на заключительной стадии согласования и будет представлен для рассмотрения и заключения на НТС коллегии ВПК Российской Федерации.

Как я уже отметил, действующие документы, определяющие порядок создания авиационной техники военного (специального) и двойного (гражданского) назначения, практически не учитывают специфику той области, которую мы обсуждаем. Многие вопросы не урегулированы и не имеют правого статуса, в том числе и внедрение БВС в единое воздушное пространство России. Отсутствуют и отдельные нормы по разработке, производству и испытаниям БВС, малоразмерных двигателей, бортового и наземного оборудования. Важной составляющей является и разработка современной нормативной базы по сертификации БВС. Можно констатировать, что отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России.

Во многих странах уже разработаны требования к созданию и правила использования беспилотных воздушных судов в сфере гражданской авиации. Правда, это касается только беспилотников с небольшой массой. Нормативную базу для крупноразмерных БВС еще предстоит создать.

Она должна регламентировать все аспекты: от утверждения норм летной годности БВС, лицензирования внешних пилотов до установления требований по экологической безопасности. Основной пакет международных стандартов и рекомендаций для крупноразмерных БВС гражданского назначения, а на их базе и национальных документов, планируется создать к 2024 г.

При этом, работа по созданию нормативной базы для беспилотников в нашей стране уже ведется. НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» выполнена НИР, в рамках которой разработан проект «Программы совершенствования нормативного обеспечения создания и испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами на 2019-2030 гг.». В стадии разработки и реализации и ряд других документов в этой сфере.

Правительством РФ утверждена разработанная Рабочей группой «Аэронет» НТИ «дорожная карта» с перечнем основных нормативных правовых актов, подлежащих уточнению и разработке в области беспилотной авиации. Ее реализация во многом сдерживается отсутствием готовых технологических и технических решений, обеспечивающих безопасную интеграцию БАС в единое воздушное пространство.

В соответствии с Doc 10019 AN/507 «Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС)», их безопасная интеграция в несегрегированное воздушное пространство является длительным процессом, требующим согласованных действий многих заинтересованных сторон, каждая из которых привносит в этот процесс свой опыт в других областях деятельности. Всем участникам этого процесса предстоит большая и напряженная работа в достижении поставленной цели.

- Какие еще «узкие места» и проблемные вопросы в сфере беспилотной авиации требуют решения?

- Еще одно «узкое место» – необходимость опережающей разработки и производства отечественных поршневых и электродвигателей для БВС различного класса, новых технологических и конструктивных решений, в том числе создания и применения композитных материалов, элементной базы, программного обеспечения и т. д.

В современных политических и экономических реалиях при разработке отечественных БПЛА уже на стадии разработки технических требований следует максимально закладывать комплектующие изделия отечественного производства.

В этом контексте можно выделить ударные беспилотники «Альтиус» и «Охотник», поскольку их создание велась с максимальным упором на отечественную элементную базу.

С этой целью только для «Альтиуса» пришлось организовать кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Практически все в этих ударных беспилотниках создавалось с нуля: от элементов управления и бортового оборудования до разведывательных систем с блоками наблюдения.

Мне известно, уважаемый Илья Григорьевич, что в очередном номере журнала «АвиаСоюз» будет опубликован большой блок материалов по различным аспектам беспилотной авиации. Уверен, что их авторы глубоко и предметно обозначат проблемы в области создания и применения БАС и БВС. Безусловно, тематика беспилотной авиации найдет отражение в планах работы коллегии ВПК РФ и ее органов – Совета по авиастроению и соответствующей Рабочей группы. Наиболее актуальные предложения по решению проблемных вопросов в этой сфере, высказанные авторами публикаций в журнале «АвиаСоюз», обязательно будут нами рассмотрены.

Фото: АО «НПП «Радар ммс», АО «Кронштадт»

Опубликовано журналом "Авиасоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):











Материалы рубрики

Владимир Карнозов
Авиация «Армии» и «АрМИ»
Роман Гусаров
ВК-1600В - экономичнее, легче, дешевле
Роман Гусаров
УЗГА - новый разработчик и производитель самолетов
Роман Гусаров
Самолет получился интересный
Роман Гусаров
Перспективный двигатель ВК-650В
Роман Гусаров
Экскурсия в авиационно-технический центр Корпорации «Иркут»
Роман Гусаров
Лёгкий, тактический, однодвигательный, клиентоориентированый, «Сухой»
Роман Гусаров
"Титановая долина" становится авиастроительным технопарком



Денис Мантуров
О перспективных разработках и мерах господдержки
ОАК/Иркут
МС-21-300/310 - статус программы
Всеволод Елисеев
Двигатели ТВ7-117 – статус программы
Технодинамика
О новейших парашютных системах
Роман Гусаров
Перспективные и гибридные двигатели ОДК-Климов
Владимир Карнозов
Итальянский авианосец вернулся домой без самолетов
Роман Гусаров
Суперджет: репутационный аудит
Ростех
Ка-32: винтокрылая пожарная машина
Владимир Карнозов
Британский авианосец полмира обойдет, а до Крыма – не дойдет
Роман Гусаров
Новый ангар ТОиР «А-Техникс» в Шереметьево
МАИ
В МАИ завершается разработка уникальной системы ориентации космических аппаратов
ОАК
МС-21-300 проходит испытания на соответствие требованиям по уровню шума на местности
Владимир Карнозов
Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк
Московский авиационный институт (МАИ)
Маёвец работает над первым в мире сверхпроводниковым выпрямителем
Роман Гусаров
ОДК-Салют - новая философия производства
Владимир Карнозов
Старый-новый «Орел» авиацию не испортит
Владимир Карнозов
Новейшие истребители прошлого поколения
Андрей Ельчанинов
Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России
МАИ
Учёные МАИ создают цифровые модели тепловой защиты при гиперзвуке
МАИ
Как маёвец внедрил новую методику в приборостроение
Ростех
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
Роман Гусаров
О 3D-печати компонентов авиадвигателей в России
Московский авиационный институт (МАИ)
Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей
Московский авиационный институт (МАИ)
Прочность титана, лёгкость алюминия: авиационный материал будущего исследуют в МАИ
Владимир Карнозов
О модернизации МиГ-31 и создании МиГ-41
ОДК
ОДК осваивает трёхмерное ткачество
ГК "Ростех"
"Суперджет" обновляется
Роман Гусаров
Leo.CRM - знать больше о клиенте, чем он знает о себе
Владимир Карнозов
О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов
AVIA.RU
Концепция «Фабрики будущего»
Propeller.News
Ситуация с компонентами и техподдержкой Ан-148 усугубилась до предела
Михаил Гордин
Наука российского авиадвигателестроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer