Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Эксклюзивное интервью

Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России

5 марта 2021 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

Одно из приоритетных и перспективных направлений в области науки и техники в мире и России – беспилотная авиация. О состоянии этой отрасли в нашей стране, проблемах и решениях рассказывает первый заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Андрей Ельчанинов.

Ельчанинов Андрей Федорович
Первый заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации

- Андрей Федорович, распоряжением Председателя Правительства РФ Вы назначены первым заместителем Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, с чем я Вас искренне поздравляю. Не могли бы Вы кратко рассказать об основных задачах на этом высоком посту?

- Благодарю за поздравление. В соответствии с Положением о коллегии ВПК РФ первый заместитель Председателя организует текущую деятельность коллегии по всем вопросам, относящимся к ее компетенции, а также выполняет отдельные поручения Председателя коллегии. За решение этих задач я отвечаю лично.

Конечно же, с учетом моей предыдущей деятельности в качестве члена коллегии ВПК, председателя Совета по авиастроению особое внимание я уделяю вопросам формирования и выполнения Государственной программы вооружения, Государственного оборонного заказа в сфере авиации, повышения эффективности и качества разработки, изготовления, поставок, ремонта и эксплуатации авиационной техники.

- В течение нескольких лет Вы также возглавляете Рабочую группу по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения. В этой связи хотел бы поговорить с Вами о состоянии дел в сфере разработки и производства беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в Российской Федерации.

- В нашей стране в области создания беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) работает несколько сотен предприятий, составляющих основу инфраструктуры этого важного сектора экономики. Условно их можно разделить на несколько групп, специализирующихся, в первую очередь, на разработке и производстве:

         - БАС и БВС военного и специального назначения. Достаточно эффективно в этом направлении работают компании «Сухой», «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), «Кронштадт» и др.;

        - БАС и БВС многоцелевого, в том числе, гражданского, назначения. Среди лидеров: компании «Кронштадт», «Вега», НПП «Радар ммс», «Аэрокон», «РТИ системы», Группа компаний «Беспилотные системы»;

           - авиационных двигателей для БВС (предприятия «Агат» и УЗГА, компания «Наука Софт» совместно с ЦИАМ);

           - бортового оборудования, различной полезной нагрузки и программного обеспечения (концерн «МАНС», КБ «Луч», НПП «Радар ммс»);

           - наземного оборудования, систем управления (компании «Промтекс», «Альбатрос» и др.);

           - комплектующих изделий (КИ) – несколько десятков организаций, занимающихся разработкой, производством и поставкой КИ.

Не следует забывать и о компаниях, оказывающих услуги в области применения БАС и БВС, обеспечения безопасности воздушного движения, подготовки авиационного персонала, включая внешних пилотов.

Научное и методическое сопровождение работ в области беспилотной авиации осуществляют ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС, входящие в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ЛИИ им. М.М. Громова, ВИАМ, а также ГосНИИ ГА.

Важную роль в развитии беспилотной отрасли играют Рабочая группа (РГ) «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Ассоциация «Аэронет» в части разработки и реализации программ поддержки перспективных проектов.

Следует понимать, что деление на группы чисто условное, так как возможности и интересы многих организаций не ограничиваются лишь одной специализацией. Большинство предприятий-головников, разрабатывающих и производящих БВС, как правило, участвуют в создании бортового и наземного оборудования, систем управления для БАС, разработке программного обеспечения к ним, а также предоставлении различных услуг.

Примером комплексного подхода к созданию БВС различного назначения является деятельность АО «Кронштадт». Направления работ этого предприятия охватывают широкий спектр от разработки и изготовления БВС, бортового оборудования и целевой нагрузки, комплексов навигации и управления, программного обеспечения до создания наземных пунктов управления, тренажеров, систем и программ обучения соответствующих специалистов.

Отмечу, что беспилотная отрасль в мире развивается во многом за счет новых, преимущественно малых предприятий (стартапов), предлагающих участникам рынка более инновационную продукцию по меньшей цене. В этом контексте среди лидеров на отечественном рынке беспилотной авиации эффективно работают недавно созданные и активно развивающиеся компании «Беспилотные системы» (Ижевск), «Геоскан» (С-Петербург), «Аэрокон» (Казань), «Птеро» (Москва) и др.

Наращивают свое участие в этом процессе и государственные заказчики – все силовые министерства и ведомства, Минпромторг России, а также Государственная корпорация Ростех и другие структуры.

В настоящее время при создании БАС и БВС используются, в основном, нормативные документы, регламентирующие деятельность в области пилотируемой авиации. Своей «нормативки» для беспилотников практически пока нет. Поэтому и система управления в этой сфере, в том числе организация испытаний и сертификации, пока (до формирования собственной нормативной правовой базы) опирается на традиционную, применяемую при создании пилотируемых воздушных судов (ВС). Об этой проблеме более подробно остановлюсь ниже.

- Какое место в мире в области беспилотной авиации занимает наша страна? Каковы реалии и перспективы развития БАС гражданского (двойного) назначения?

- Востребованность БВС в мире значительно выросла за последние годы, став модным трендом. Наша страна, как я уже говорил, также активно участвует в этом процессе и постепенно выходит на конкурентные позиции. Это связано как с востребованностью отечественных беспилотников военного назначения, так и с широчайшими перспективами развития гражданского рынка БВС.

Сегодня доля России на мировом рынке беспилотных авиационных систем относительно небольшая, по некоторым исследованиям – 2-3%. Однако, по прогнозам специалистов, к 2035 г. в небе России ожидается одновременное нахождение не десятков, а сотен тысяч БВС. Они будут обслуживать создаваемый в нашей стране единый рынок работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих, потребностей экономики. Уже сейчас прорабатываются технологии применения БАС и БВС в различных отраслях для решения широкого спектра задач: мониторинга, в том числе экологического, разведки, фото- и видеосъемки, обнаружения и тушения пожаров, контроля уровня радиации, транспортных (аэротакси и грузовые БВС), медицинских, логистических услуг, выполнения сельскохозяйственных работ и др.

Руководство нашей страны уделяет самое пристальное внимание развитию этого сектора экономики. Наиболее проблемные и актуальные вопросы рассматриваются Комиссией при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий, Военно-промышленной комиссией РФ, Правительственной комиссией по транспорту и другими структурами.

Рынок беспилотной транспортной авиации сегодня только формируется. Предстоит решить огромный объем задач по выработке концептуальных решений по развитию этого нового вида транспорта, разработке и внедрению прорывных технологий в этой сфере. На мой взгляд, придание БВС «интеллекта» может обеспечить их более широкое применение.

Для масштабного использования беспилотников в качестве одной из важных задач необходимо разработать и создать полноценную инфраструктуру, имеющую как минимум: несегрегированное воздушное пространство, систему управления безопасностью полетов, наземный производственный комплекс (аэродромы, площадки, пункты дозаправки, центры технического обслуживания, передачи груза).

И конечно же, учитывая уже набившие оскомину проблемы организации и проведения обслуживания отечественной авиационной техники (АТ), в том числе поставляемой на экспорт, необходимо заблаговременно разработать полноценную и эффективную систему послепродажного обслуживания БВС.

В решении этих задач ведущую роль должны играть научно-исследовательские институты во главе с НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ГосНИИ ГА и головные разработчики БАС и БВС.

- Андрей Федорович, давайте поговорим о состоянии и перспективах формирования полноценной отечественной нормативной базы в области беспилотной авиации, в том числе ее интеграции в сферу гражданской авиации?

- В рамках работы Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ и Рабочей группы по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения проделана большая работа по формированию новой ре-дакции одного из основополагающих документов – Положения о порядке создания авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения. Особое внимание при этом уделено разработке нормативной базы в области конструирования, производства и испытания БВС. В настоящее время этот документ находится на заключительной стадии согласования и будет представлен для рассмотрения и заключения на НТС коллегии ВПК Российской Федерации.

Как я уже отметил, действующие документы, определяющие порядок создания авиационной техники военного (специального) и двойного (гражданского) назначения, практически не учитывают специфику той области, которую мы обсуждаем. Многие вопросы не урегулированы и не имеют правого статуса, в том числе и внедрение БВС в единое воздушное пространство России. Отсутствуют и отдельные нормы по разработке, производству и испытаниям БВС, малоразмерных двигателей, бортового и наземного оборудования. Важной составляющей является и разработка современной нормативной базы по сертификации БВС. Можно констатировать, что отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России.

Во многих странах уже разработаны требования к созданию и правила использования беспилотных воздушных судов в сфере гражданской авиации. Правда, это касается только беспилотников с небольшой массой. Нормативную базу для крупноразмерных БВС еще предстоит создать.

Она должна регламентировать все аспекты: от утверждения норм летной годности БВС, лицензирования внешних пилотов до установления требований по экологической безопасности. Основной пакет международных стандартов и рекомендаций для крупноразмерных БВС гражданского назначения, а на их базе и национальных документов, планируется создать к 2024 г.

При этом, работа по созданию нормативной базы для беспилотников в нашей стране уже ведется. НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» выполнена НИР, в рамках которой разработан проект «Программы совершенствования нормативного обеспечения создания и испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами на 2019-2030 гг.». В стадии разработки и реализации и ряд других документов в этой сфере.

Правительством РФ утверждена разработанная Рабочей группой «Аэронет» НТИ «дорожная карта» с перечнем основных нормативных правовых актов, подлежащих уточнению и разработке в области беспилотной авиации. Ее реализация во многом сдерживается отсутствием готовых технологических и технических решений, обеспечивающих безопасную интеграцию БАС в единое воздушное пространство.

В соответствии с Doc 10019 AN/507 «Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС)», их безопасная интеграция в несегрегированное воздушное пространство является длительным процессом, требующим согласованных действий многих заинтересованных сторон, каждая из которых привносит в этот процесс свой опыт в других областях деятельности. Всем участникам этого процесса предстоит большая и напряженная работа в достижении поставленной цели.

- Какие еще «узкие места» и проблемные вопросы в сфере беспилотной авиации требуют решения?

- Еще одно «узкое место» – необходимость опережающей разработки и производства отечественных поршневых и электродвигателей для БВС различного класса, новых технологических и конструктивных решений, в том числе создания и применения композитных материалов, элементной базы, программного обеспечения и т. д.

В современных политических и экономических реалиях при разработке отечественных БПЛА уже на стадии разработки технических требований следует максимально закладывать комплектующие изделия отечественного производства.

В этом контексте можно выделить ударные беспилотники «Альтиус» и «Охотник», поскольку их создание велась с максимальным упором на отечественную элементную базу.

С этой целью только для «Альтиуса» пришлось организовать кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Практически все в этих ударных беспилотниках создавалось с нуля: от элементов управления и бортового оборудования до разведывательных систем с блоками наблюдения.

Мне известно, уважаемый Илья Григорьевич, что в очередном номере журнала «АвиаСоюз» будет опубликован большой блок материалов по различным аспектам беспилотной авиации. Уверен, что их авторы глубоко и предметно обозначат проблемы в области создания и применения БАС и БВС. Безусловно, тематика беспилотной авиации найдет отражение в планах работы коллегии ВПК РФ и ее органов – Совета по авиастроению и соответствующей Рабочей группы. Наиболее актуальные предложения по решению проблемных вопросов в этой сфере, высказанные авторами публикаций в журнале «АвиаСоюз», обязательно будут нами рассмотрены.

Фото: АО «НПП «Радар ммс», АО «Кронштадт»

Опубликовано журналом "Авиасоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer