Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Итальянский авианосец вернулся домой без самолетов

7 июня 2021 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Использованные ранее на итальянском авианосце Cavour истребители третьего поколения AV8B Harrier «к настоящему времени достигли конца своей операционной службы», - говорится в пресс-релизе. Словом, в течение 2021-2023 годов авианосец будет без самолетов… Если, конечно, Рим не пойдет на сделку с Вашингтоном, подобной той, на которую ранее согласился Лондон.

Согласно первомайскому пресс-релизу военного ведомства, 30 апреля в США из трехмесячного похода вернулся и встал у причальной стенки морской базы Mar Grande авианесущий крейсер «Кавур» (CVH550 Cavour). Все бы ничего, но пикантность ситуации в том, что в марте-апреле с палубы этого флагмана итальянского флота летали самолеты пятого поколения F-35B корпуса морской пехоты США, а корабль признали годным к приему и запуску этих самолетов. Вот только собственная авиагруппа будет оснащена подобными машинами только через три года.

Американцам своего мало

Напомним, суть договоренности с англичанами в том, что, пока идет оснащение и подготовка национальной авиагруппы новых британских авианосцев, с них летают F-35B КМП США. Подобных самолетов у Америки достаточно, но для них не хватает собственных носителей. Проблема обострилась 15 апреля, когда ВМС США окончательно вывели из списков LHD-6 Bonhomme Richard постройки 1998 года. Этот универсальный десантный корабль прошлым летом сильно пострадал от пожара и, после ряда осмотров, его участь решилась – на слом!

Таким образом, число УДК класса Wasp в составе ВМС США сократилось до семи, а общее количество кораблей данного класса (с учетом пары типа America) – до девяти. Помимо того, не все УДК прошли модернизацию под F-35B: требуется усиление палубы и ее покрытие теплостойкими плитами, ведь обычная тонкая корабельная сталь не выдерживает воздействия струи двигателей PW136. Быстро крупные боевые корабли не строятся, а значит, КМП США на протяжении нескольких лет будет не хватать носителей для F-35В. Поэтому американские флотоводцы и заинтересованы в использовании авианосцев британского и итальянского союзников.

Между тем, ВМС США насчитывает 11 ударных авианосцев. Это больше половины общей численности кораблей данного класса по миру, даже с учетом легких и противолодочных. Каждый атомный гигант водоизмещением под 100 тыс. тонн несет до ста самолетов и вертолетов. Может, кому-то это покажется «много», но американские флотоводцы, напротив, считают что «мало».По их мнению, ударных авианосцев хватает только на «передовое присутствие» военных США и проведение крупных операций типа «с моря по берегу» (концепция “In from the sea”).  А вот для поддержания контроля над Мировым Океаном во всех его ключевых точках, сил не достаточно.

Одно время рассматривался проект по строительству легких авианосцев типа Sea Control Ship с газотурбинной силовой установкой и полным водоизмещением порядка десяти тысяч тонн. Для практического апробирования концепции был переоборудован и, в 1972-1974 годах протестирован в новом обличии, УДК Guam. Однако американцы отказались от строительства подобных кораблей, в том числе потому, что за подобные взялись их европейские союзники по НАТО – Великобритания, Италия и Испания.

Эти государства спроектировали, построили, и долгое время эксплуатировали (а некоторые – и по ныне) легкие авианосцы – носители штурмовиков-истребителей укороченного взлета и посадки типа Harrier. Первый прототип данного летательного аппарата впервые поднялся в небо в 1966 году, и, на протяжении следующих двадцати лет, находился в производстве и неоднократно модернизировался. К настоящему времени он устарел и постепенно заменяется на F-35B. Ввиду отставания от первоначальных планов новому морскому истребителю пятого поколения, ряд стран Запада (США, Италия и Испания) вынужденно продолжают эксплуатацию AV8B.

Итальянские «гладкопалубники»

ВМС Италии пока поддерживают в строю свой первый носитель «харриеров» - авианесущий крейсер «Джузеппе Гарибальди» (С551 Giuseppe Garibaldi) постройки 1985 года. Задуманный как вертолетоносец, в 1989 году он прошел перестройку под палубные истребители AV-8B Harrier II, а затем – две модернизации, в 2003 и 2013 гг. Ему готовится замена: через несколько месяцев завершится постройка более крупного (полное водоизмещение 33 против 14 тысяч тонн) «Триеста» (L9890 Trieste). Помимо перевозки до 600 морских пехотинцев c тяжелой техникой (включая 54-тонные танки C1 Ariete), он также будет выступать в качестве носителя F-35B.

Но первым в ВМС Италии получит данные самолеты авианосец «Кавур» постройки 2006 года. Корабль водоизмещением порядка свыше 30 тысяч тонн используется в качестве носителя авиагруппы (обычно на борту находятся 8-10 AV-8B и 12 вертолетов семейства AW-101), средств транспортировки морской пехоты (до 400 человек, 24 танка или 50 БМП), а также в качестве штабного. Ресурс имеющегося парка из 16 AV-8B будет полностью исчерпан к 2025 году.

Загодя, итальянцы провели модернизацию «Кавура» под новую авиатехнику. Работы длились 16 месяцев и включали усиление летной палубы и нанесение нового покрытия, а также установку нового оборудования на палубе и боевых постах внутри корпуса и надстройки, в ангаре, погребах и хранилищах авиатоплива. Проложена новая внутрикорабельная сеть, организована система обмена данными.

Модернизация «Кавура» завершилась весной 2020 года, но его трансатлантический переход пришлось отложить из-за пандемии COVID19. Вместо мая 2020 года, авианосец покинул Mar Grande в Таранто лишь в конце января 2021-го. На полпути через Атлантику состоялось «рандеву» с эсминцем ВМС США DDG55 Stout класса Arleigh Burke. Затем три дня подряд корабли вели «совместное маневрирование». В следующие полтора месяца «Стаут» постоянно сопровождал итальянского гостя, включая заходы в Главную военно-морскую базу ВМС США на атлантическом побережье.

В период с 13 февраля по 20 апреля флагман итальянского флота базировался на Норфолк, штат Виргиния.  Заметим, что данная база считается крупнейшей ВМБ в мире и оборудована по последнему слову науки и техники, а поблизости расположено 8 кораблестроительных и судоремонтных заводов с 7 сухими и 3 плавучими доками. Целью пребывания «Кавура» здесь было взаимодействие с американскими военными по выполнению комплекса мероприятий по адаптации к новым типам летательных аппаратов, проверке готовности корабля и его экипажа к производству полетов самолетов короткого взлета и вертикальной посадки F-35B.

Выходы в Атлантику

Командующий 2-м Флотом ВМС США адмирал Льюис (Andrew Lewis) внимательно следил за ходом маневров. «Походы в Западную часть Атлантического океана вместе с нашими партнерами по НАТО, дают прекрасную возможность по отработке приемов морского сражения», - сказал он. Впервые в истории на учениях отрабатывали боевое взаимодействие итальянский и американский авианосцы. Для этого ВМС США задействовал авианосцы «Джеральд Форд» (CVN78 Gerald R. Ford) и «Стеннис» (CVN74 John C. Stennis). «Наши действия по поддержке итальянских коллег в деле сертификации их корабля к полетам F-35B помогли обогатить опыт двухстороннего взаимодействия в области безопасности полетов и отработки приемов морского боя», - отметил Льюис. Также привлекались самолеты Седьмого авианосного авиакрыла (CVW7) и 11-го патрульного и разведывательного авиакрыла ВМС США.

Согласно пресс-релизу ВМС США: «Конкретно отрабатывались: совместное маневрирование кораблей, обнаружение и поражение низколетящих низкоскоростных целей, различные сценарии действий по надводным и береговым объектам с участием морских патрульных самолетов P-8A, перехват скоростных целей с участием истребителей F/A-18E/F, организация взаимодействия по управлению силами и средствами C5I (command, control, communications, computers, combat systems, and intelligence)».

Командир «Стенниса» Норман (Cassidy Norman) комментирует: «Экипаж авианосца полностью осознает важность атмосферы доверия и сотрудничества в ходе сертификации «Кавура» к полетам новейшего типа многоцелевого боевого самолета F-35. Мы рады засвидетельствовать рост боевых возможностей наших итальянских коллег, и, вместе с тем, нашего общего потенциала».

Зачем американцы выделили так много разнородных сил и средств? Разгадка кроется в расширенном потенциале F-35, включая его возможность выступать в роли  «дополнительной пары глаз» при выполнении задач целеуказания для боевых кораблей ВМС США, оснащенных межфлотской системой NIFC-CA (Naval Integrated Fire Control - Counter Air – морская, интегрированная система управления огнем по воздушным целям).

Согласно утверждениям директора программы по боевым системам для надводных кораблей компании Lockheed Martin, данные с бортовых сенсоров F-35 поступают в NIFC-CA и используются системой при проведении стрельб по целям за пределами обнаружения собственными средствами крейсеров и эсминцев. Как пояснил Калабрезе (Rich Calabrese), ВМС США отлаживают обмен информацией между палубными истребителями F-35B/C, самолетами дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye и системой NIFC-CA при отражении удара вражеских противокорабельных ракет с применением корабельных огневых средств.

Слаб вооружением

Уступая американским авианосцам по водоизмещению более чем в три раза, «Кавур» во многом корабль «компромиссный». Он не несет ударного ракетного оружия, а зенитное представлено лишь четырьмя комплексами A43 Sylver. Они не интегрированы с NIFC-CA; а основная ракета MBDA Aster 15 с максимальной дальностью пуска 25 км не способна поразить современные российские ПКР «Оникс», «Циркон», «Кинжал» и др.

Есть лишь слабая надежда на, что непосредственно у борта авианосца вражеские ракеты сразит поток снарядов, выпущенных из пяти бортовых артиллерийских систем калибра 76 и 25 мм. Поэтому в случае реальной атаки высокотехнологичного противника остается уповать лишь на американские корабли эскорта, такие как ЭМ «Стаут» с довольно продвинутым противоракетным комплексом Aegis.

Данное пояснение проливает свет на интересное обстоятельство: в ходе маневров с «Кавура» летали не итальянские авиаторы, а американец и англичанин - это майор Лиман (Brad Leeman) – летчик-испытатель 23-й эскадрильи КМП США (VX23), специализированной на тестировании новой авиатехники и лейтенант королевского флота Пилкингтон (Barry Pilkington) тоже в совершенстве освоил F-35B.

Они получили задание командования вылететь с аэродрома Patuxent River, совершить посадку на «Кавур» и далее выполнять распоряжения руководителя технической группы, сформированной для проведения испытаний F-35B. 1 марта, после посадки на авианосец, летчиков встречали знакомые лица: на корабле к тому времени разместились 180 инженеров и техников с базы VX23 в штате Мэриленд, откуда они привезли комплект контрольно-проверочной аппаратуры.

Еще один нюанс: оба задействованных в испытаниях F-35B принадлежат КМП США. Между тем, ещё в прошлом году пару подобных самолетов получил сами ВМС Италии (борта 4-01/ BL-1 и 4-02/BL-2), а ВВС – третий образец, тоже собранный на производственной площадке в Камери (Cameri), провинция Новара. Пройдя заводские испытания, они перелетели на авиабазу Beaufort в Калифорнии, и используются там для обучения итальянского персонала. Представляется, что решение задействовать самолеты КМП США продиктовано, в том числе, и желанием проверить, способны ли их бортовые системы и системы «Кавура» взаимодействовать с аппаратурой NIFC-CA на американских кораблях.

«Мы радовались, принимая на палубу истребители пятого поколения, - вспоминает командир «Кавура». – С одной стороны, это, несомненно, успех, с другой – новые вызовы для итальянского флота». Капитан Чиаппина (Giancarlo Ciappina) верит, что его экипаж сможет в совершенстве овладеть мастерством эксплуатации F-35B, и «союзники по НАТО скоро по достоинству оценят итальянцев как важных партнеров».

«Готов к службе»

«Кавур» провел в море с американской бригадой испытателей и парой F-35B на борту суммарно четыре недели. Помимо штатного экипажа (580 человек), в операции «Готов к Службе» (Ready for Operations) также участвовали сорок итальянцев, прибывших на корабль после курса обучения базе Beaufort КМП США.

Во время выходов на просторы Атлантики было проведено более пятидесяти полетов F-35B днем и ночью, при разном направлении ветра и волнении моря. Выполнено около 120 вертикальных посадок и 115 коротких взлетов при помощи рампы, а также два вертикальных взлета. Этого числа оказалось достаточно для выполнения поставленных задач. Проверено соответствие корабля требованиям к обеспечению взлетно-посадочных операций F-35B, полная совместимость их систем, а также оценены остаточные деформации палубы после выполнения взлетов и посадок новых типов летательных аппаратов. Помимо F-35B, с палубы «Кавура» летали тяжелые конвертопланы MV-22 КМП США.

«Мы провели все запланированные тесты… безопасно, беспроблемно и эффективно», - заявил глава группы испытателей Гесс (Ron Hess). Главным итогом двухмесячного пребывания «Кувура» в Америке стало получение «рекомендации на разрешение производства полетов» от руководства программы (F-35 Joint Program Office). «Нам выпала честь работать вместе с итальянскими коллегами в рамках сертификации их флагмана к выполнению взлетно-посадочных операций новейшего F-35B, - подытожил адмирал Льюис. – Я надеюсь на продолжение нашего взаимодействия по линии наращивания совместных возможностей и усиления партнерства в рамках НАТО».

Наверное, Вашингтон будет склонять Рим к подписанию соглашения по типу такового с Лондоном, о формировании объединенной ударной авианосной группы в составе кораблей и самолетов двух стран. Документ позволяет КМП США держать эскадрилью F-35B на британских базах и выполнять полеты с Queen Elizabeth и Price of Whales, а в число кораблей эскорта этих авианосцев включены американские эсминцы.

Это важно ввиду тенденции к сокращению закупок F-35B со стороны европейских участников программы. Ранее Италия уменьшила цифру на семь единиц, до 30 – поровну для ВМС и ВВС. Финансовые потери в связи с пандемией COVID19 подталкивают Рим и Лондон к умеренности с расходами на оборону. Если придется выбирать, тамошние политики постараются сохранить рабочие места в собственной стране, прежде всего – на предприятиях авиационной и судостроительной промышленности. Ввиду собственного крупного заказа КМП США на F-35B (353 машин), Вашингтон не столь сильно волнует число заказов европейцев на подобную авиатехнику, сколько возможность включать их боевые корабли в состав объединенных сил.

«Кавур» может нести до 10 F-35B в ангаре, и еще 6 - на палубе. Дальнейшее наращивание количества самолетов может идти лишь за счет уменьшения числа вертолетов (в сумме – до 36 ЛА). Однако сильно пострадавшая от пандемии экономика страны может «не потянуть» продолжение закупок дорогих американских самолетов. Поэтому завершение испытаний корабля на обеспечение полетов F-35B – это, прежде всего, заслуга и радость американских флотоводцев, открывающая им перспективу использования «Кавура» с самолетами КМП США на борту.

Вместо заключения

Завершая рассказ об очередном продвижении западных стран по линии палубной авиации, стоит обратить внимание на отсутствие такового у нашего государства. Единственный ТАВКР отечественного флота давно стоит в ожидании ремонта. Подходящих объектов инфраструктуры у нас нет на всем бескрайнем Севере,  а принятое пару лет назад решение на расширение существующего сухого дока на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске до сих пор не выполнено.

Недавно министр обороны лично посетил объект и остался недоволен ходом работ. По состоянию на 13 апреля, здесь было задействовано порядка 400 человек и несколько десятков единиц техники. По мнению Сергея Шойгу, этого «явно недостаточно… особенно ввиду допущенного отставания от графика». Глава военного ведомства высказался о необходимости наращивания сил и средств на объекте, а также организации круглосуточного режима работы. «Нужен док, нужно ремонтировать и модернизировать авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"», - сказал он.

С другой стороны, специалистам понятно, что восстановление ТАВКР проекта 11435 - лишь временное решение. Принятый в состав Северного Флота 30 лет тому назад, крейсер устарел морально и физически. Пока не будет построен новый авианосец (а дальше настольных макетов дело не продвинулось), экипажам самолетов морской авиации не остается ничего иного как выполнять полеты с «Кузнецова». Но вот уже три года они лишены и этой возможности. Затянувшийся ремонт крейсера не позволяет экипажам Су-33 и МиГ-29К/КУБ летать с палубы, что ведет к деградации важной составляющей отечественной морской авиации. Хочется верить, что «Кузнецов» в скором времени снова войдет в строй действующих сил флота, и еще много лет послужит «учебной палубой» для наших корабельных летчиков.


Владимир Карнозов



комментарии (0):










Материалы рубрики

Владимир Карнозов
Итальянский авианосец вернулся домой без самолетов
Роман Гусаров
Суперджет: репутационный аудит
Ростех
Ка-32: винтокрылая пожарная машина
Владимир Карнозов
Британский авианосец полмира обойдет, а до Крыма – не дойдет
Роман Гусаров
Новый ангар ТОиР «А-Техникс» в Шереметьево
МАИ
В МАИ завершается разработка уникальной системы ориентации космических аппаратов
ОАК
МС-21-300 проходит испытания на соответствие требованиям по уровню шума на местности
Владимир Карнозов
Су-30 и F-15: российский сюжет, американский ремейк



Московский авиационный институт (МАИ)
Маёвец работает над первым в мире сверхпроводниковым выпрямителем
Роман Гусаров
ОДК-Салют - новая философия производства
Владимир Карнозов
Старый-новый «Орел» авиацию не испортит
Владимир Карнозов
Новейшие истребители прошлого поколения
Андрей Ельчанинов
Отсутствие полноценной нормативной базы – главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России
МАИ
Учёные МАИ создают цифровые модели тепловой защиты при гиперзвуке
МАИ
Как маёвец внедрил новую методику в приборостроение
Ростех
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
Роман Гусаров
О 3D-печати компонентов авиадвигателей в России
Московский авиационный институт (МАИ)
Диффузия, нагрев, деформация: для чего в МАИ изучают связь нестационарных полей
Московский авиационный институт (МАИ)
Прочность титана, лёгкость алюминия: авиационный материал будущего исследуют в МАИ
Владимир Карнозов
О модернизации МиГ-31 и создании МиГ-41
ОДК
ОДК осваивает трёхмерное ткачество
ГК "Ростех"
"Суперджет" обновляется
Роман Гусаров
Leo.CRM - знать больше о клиенте, чем он знает о себе
Владимир Карнозов
О развитии производства авиационных и космических двигателей на ОДК-Кузнецов
AVIA.RU
Концепция «Фабрики будущего»
Propeller.News
Ситуация с компонентами и техподдержкой Ан-148 усугубилась до предела
Михаил Гордин
Наука российского авиадвигателестроения
Дмитрий Карелин
Время «двойников»
AVIA.RU
О ситуации в отрасли техобслуживания воздушных судов
Владимир Карнозов
Ту-214ОН - лучшее достижение программы Открытое Небо
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 2)
Дмитрий Борисенко
Самолетный сервис
Роман Гусаров
Сертификация по удалёнке
Владимир Карнозов
Су-35С - вершина эволюции "Флэнкера" (Часть 1)
Владимир Карнозов
Америка закрывает «Открытое Небо»
Михаил Вахнеев
Хелисмотр 2020
Андрей Ельчанинов
Диверсификация продукции ОПК в авиастроении
Владимир Карнозов
Минобороны отдает приоритет Су-35С и Су-30СМ2
Президент РФ
Встреча Владимира Путина с Юрием Слюсарем
Роман Гусаров
Пять аргументов против возрождения Ту-334

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer