← Назад

Главная Техника/технологии ОбзорМС-21-300/310 - статус программы

23 июля 2021 года / ОАК/Иркут / Aviation EXplorer

МС-21-300/310 ближне- среднемагистральный самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Передовая аэродинамика, двигатели и другие системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические и эксплуатационные характеристики самолета.

Двигатели самолета с высокой степенью двухконтурности ПД-14 и PW1400G-JM отличаются низким расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и эмиссии вредных веществ. Это первый пассажирский самолет, на котором внедрены активные связанные боковые ручки управления.

САМЫЙ КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ В СВОЁМ КЛАССЕ

Увеличенная ширина фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает повышенный комфорт для пассажиров и экипажа и увеличение объема багажных полок на 20—25%. Размер иллюминаторов увеличен на 15—30% по сравнению с самолетами своего класса. Давление в салоне приближено к привычному (соответствует высоте 1800 м над уровнем моря, против 2400 м у одноклассников).

КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Применение жестких и легких композиционных материалов позволило разработать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета, что, наряду с двигателями нового поколения, дало возможность снизить расход топлива.

Отечественные композиционные материалы разработаны при участии МГУ и предприятий Росатома. Материалы прошли тщательные испытания в рамках общей квалификации в сертифицированных Росавиацией лабораториях по методикам, согласованным с уполномоченными сертификационными центрами.

Компания «АэроКомпозит-Ульяновск» развернула серийное производство кессона крыла и центроплана по инфузионной технологии. В июле 2021 г. на Иркутском авиационном заводе завершена установка на серийный самолет МС-21-300 первого крыла из отечественных композитов.

МС-21-300 С ДВИГАТЕЛЕМ PW1400G-JM

Самолет сертифицируется по российским и европейским нормам летной годности. В рамках программы сертификации действуют рабочие группы с участием экспертов Росавиации и EASA. В летных сертификационных испытаниях участвует 4 самолета МС-21-300.

Промежуточные итоги летных сертификационных испытаний:

• Проведена оценка летно-технических характеристик;

• Завершается оценка взлетно-посадочных характеристик;

• Выполнены полеты на определение минимальных скоростей отрыва;

• Оценена работоспособность систем самолета;

• Подтверждены заявленные характеристики по крейсерской скорости полета 870 км/ч и максимальной высоте полета 12 200 м;

• Подтверждена возможность безопасного движения по ВПП, покрытой осадками, в широком диапазоне скоростей при безотказной работе маршевой и вспомогательной силовых установок;

• Завершены испытания на предельные углы атаки и флаттер;

• Выполнены запуски в полёте основных двигателей и вспомогательной силовой установки;

• Оценены характеристики взлета и посадки с имитацией отказа двигателя;

• Подтверждена работоспособность системы инструментальной посадки, а также оборудования навигации, посадки и внешней светотехники при полете в темное время суток;

• Проведены полеты по программе оценки шума на местности;

• В Архангельске проведены испытания самолета в условиях естественного обледенения;

• Проведены специальные сертификационные наземные испытания на косвенное воздействие молний и HIRF.

Летные и наземные испытания подтверждают правильность основных конструкторских решений. Планируются летные испытания в ожидаемых условиях эксплуатации, которые пройдут в различных регионах.

ПРОИЗВОДСТВО

Изготовлено 5 опытных самолетов и 2 самолета для наземных испытаний. На ИАЗ завершается сборка первого самолета, предназначенного для поставки заказчику. В сборочном цехе завода идет работа над фюзеляжем второго самолета. На разных стадиях агрегатной сборки находятся еще три самолета. Ведется изготовление деталей для последующих машин. Первый эксплуатант — группа компаний «Аэрофлот».

МС-21-310 С ДВИГАТЕЛЯМИ ПД-14

Самолет МС-21-310 оснащен новейшими российскими двигателями ПД-14. Первый полет состоялся 15 декабря 2020 г. 22 июня 2021 г. выполнен перелет из Иркутска в Ульяновск для покраски. 7 июля 2021 г. самолет прибыл в Жуковский для продолжения летных испытаний. 20 июля 2021 г. принял участие в показе летной программы авиасалона МАКС-2021.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ

Возможности участников производственной кооперации последовательно наращиваются с целью выхода на заданные темпы серийного производства. Вводятся в строй новые станции автоматизированных сборочных линий. В Иркутске введены в строй логистический центр и корпус для аэродромной отработки и кастомизации. Производительность Иркутского авиазавода будет поэтапно выведена на уровень 72 самолета в год.

ПОСЛЕПРОДАЖНАЯ ПОДДЕРЖКА

Создание системы ППО синхронизировано с развитием программы МС-21-300/310. Планируется использовать единую систему ППО, развиваемую в данный момент в интересах программы «Суперджет 100». Возможности системы будут наращиваться по мере роста числа эксплуатантов и расширения географии поставок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Эксплуатация по техническому состоянию. Увеличенный ресурс агрегатов. Сокращение числа компонентов с ограниченным ресурсом. Эффективная бортовая система встроенного контроля.

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Базовый комплект разработан и уточняется по результатам испытаний. Выпускается в формате интерактивных электронных технических руководств (стандарт ASD S1000D). Отражает особенности конкретного экземпляра самолета и позволяет заказчикам создавать собственную технологическую документацию. Разрабатывается WEB-портал для взаимодействия с эксплуатантами в онлайн-режиме.

КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Созданы и дорабатываются по результатам испытаний:

• комплексный тренажер уровня «D»;

• процедурный тренажёр уровня «2»;

• линейка тренажеров аварийноспасательных процедур;

• комплекс учебных компьютерных классов.

Комплект тренажеров размещен в учебном центре ПАО «Аэрофлот». Утверждены в Росавиации программы переподготовки персонала эксплуатантов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Определена номенклатура запасных частей с учетом рекомендаций поставщиков и опыта эксплуатации аналогичных изделий. Сформирован заказ на производство запасных частей для заблаговременного комплектования складов. Разработаны планы расширения и дооснащения склада в Шереметьево.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Опережающим порядком заказаны средства наземного обслуживания для оснащения центров ТО, как собственных, так и партнерских. Проводится отработка технологии выполнения технического обслуживания силами эксплуатационных инженеров, в том числе, расширение номенклатуры и уточнение инструкций по применению средств наземного обслуживания.


ОАК/Иркут


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2021/7/23/3287/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.