← Назад

Главная Техника/технологии БрифингО перспективных разработках и мерах господдержки

30.07.21 14:32 / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

На авиасалоне МАКС-2021 корпорация «Иркут» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) подписала несколько контрактов и соглашений о поставках 58 самолетов «Суперджет 100». Контракты были подписаны 20 июля 2021 г. в присутствии министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря. По окончании официальной церемонии состоялся брифинг, в ходе которого Денис Мантуров рассказал о программе поддержки поставок отечественной авиатехники авиакомпаниям, а также о перспективных направлениях и технологиях.

Мантуров Денис Валентинович
Министр промышленности и торговли Российской Федерации

"Сегодня мы готовимся к выпуску МС-21. И мы должны учесть тот опыт, который получили по Суперджету, и те решения, которые были приняты. Например, в прошлом году было принято решение по поддержке продвижения 59 самолетов нашим российским эксплуатантам. И сегодня мы были свидетелями того, как подписывались соглашения с нашими перевозчиками: Россия, Ред Вингс, Азимут. Это те, кто эксплуатирует Суперджет и они готовятся к тому, чтобы начать эксплуатацию МС-21.

Меры поддержки, которые были предусмотрены по этим 59 самолетам, президент поддержал как основу для обеспечения поставок наших гражданских самолетов, и вертолетной техники, в том числе и на будущий период, имеется ввиду 22 - 30 годы. То есть это тот промежуток времени, когда мы обеспечим целевую программу гражданского заказа на авиационную технику и по Суперджетам, и по МС-21, и по Ил-114, и по всем типам гражданских вертолетов, включая, кстати, и региональную авиацию.

Сегодня президенту был впервые представлен уже опытный образец самолета «Байкал». Этот самолёт - рабочая лошадка, которая должна обеспечивать раскатку региональных маршрутов. Сегодня мы готовим его к сертификации в 9-местной версии. При этом, самолет полностью обеспечен для того, чтобы перевозить и 14 пассажиров. Но, чтобы войти в сертификационный базис, для самолета с одним двигателем, к сожалению, есть ограничения. Поэтому, мы должны включить, в том числе решение, об установке парашюта по безопасности, что будет полностью обеспечивать упрощение регистрации и сертификации, а также электрический двигатель для подлета.  Эти меры обеспечат выход  14-местной машины.

Хорошо себя зарекомендовал себя самолет L-410 в новой версии, которая производится на Уральском Заводе Гражданской Авиации. И через год мы должны завершить сертификацию двигателя ВК-800, который будет на него устанавливаться. Таким образом, с 2023 года локализация по L-410 будет 60-70%. То же самое происходит и по Суперджету. Мы до конца 2023 года должны реализовать работу по импортозамещению, когда мы получим так называемую российскую версию Суперджет New, с максимальным составом  российских компонентов. Сегодня эта пропорция 30/70: 30% - российских, 70% - импортных. Мы должны кардинально изменить эту пропорцию с российским двигателем ПД-8 и с российскими агрегатами. И у нас будет 2 версии самолета, чтобы у заказчиков был выбор.

Параллельно идет аналогичная работа и по МС-21. У нас есть двигатель Pratt&Wittney, с которым самолет представлен в летной программе авиасалона, и есть с двигателем ПД-14, который так же участвует в показательных полетах. То есть будет тоже две версии - есть полностью русифицированная, и есть с импортными компонентами. Мы делаем это осознанно, чтобы у заказчиков, особенно у зарубежных, был выбор. Мы не хотим в ходе импортозамещения нарушать и разрушать ту международную кооперацию, которая складывалась годами, если не сказать десятилетиями.

Мы видим, с каким интересом иностранные делегации приехали на МАКС. Это делегации и в рамках производственной кооперации (наши партнёры, поставщики агрегатов и компонентов), и потенциальные покупатели нашей авиационной техники. Поэтому хотел отдельно еще раз поблагодарить президента, председателя правительства, наших коллег из правительства и других ведомств, Минфин, Минтранс, которые нас поддержали в реализации мер поддержки нашей авиационной техники, гражданской техники, в продвижении ее на российский рынок. Уверен, что с теми объемами задач, которые стоят перед нами, перед авиационной промышленностью, наши коллеги полностью справятся.

Одна из составляющих пакета мер государственной поддержки это: Министерство финансов предложило предоставить средства в пропорции 60/40, 60 – средства из ФНБ под 1,5% годовых и 40% из внебюджетных источников, лизинговым компаниям на обеспечение поставки гражданской техники, в первую очередь самолетной и вертолетной, для наших российских заказчиков. Это объем более 200 млрд рублей на ближайшую трехлетку, который был предоставлен из ФНБ для авансирования и начала строительства самолетов. До 2030 года, если брать планы, которые сегодня нами сверстаны по программе и задачам, которые поставил перед нами президент, это общий объем закупаемой гражданской авиационной техники на сумму около 2,5 трлн рублей.

ВЦИОМ провел опрос граждан, которые за последние 2-3 года летали на российских самолётах, в первую очередь - Суперджетах, поддерживают ли они содание дополнительных 200 маршрутов, для обеспечения полетов минуя Москву. То есть для того, чтобы наше население было более мобильным. И 65% опрошенных это поддержало. Поэтому хочется сказать отдельные слова благодарности нашим гражданам за поддержку и мотивацию наших авиационных строителей. Это должно нас мотивировать производить качественную и хорошую технику, которая будет летать на этих маршрутах.

Также хочу сказать, что наши 3 авиационные компании - Азимут, Red Wings и Россия вошли в Топ-25 мировых лидеров по пунктуальности выполнения полетов. Это говорит о том, что уже многое сделано по пост-продажному обслуживанию, и это сегодня обеспечивает средний налет на Суперджетах до 9 часов в сутки.

Также у нас есть Суперджеты и в бизнес-версии, они летают как в России, так и за рубежом, в частности, в Казахстане, в Таиланде.  Эта версия самолета отличается тем, что там есть дополнительные топливные баки, т.е. увеличена дальность полета до 7200 км, и там есть автономный трап, что принципиально важно для автономной эксплуатации, особенно в тех аэропортах, где нужно оперативно обеспечить доступ к самолету. Это комфортная компоновка, включая все интерактивные решения. Я считаю, что на этот тип воздушного судна будут заказчики, в том числе из наших коммерческих компаний, тех, кто эксплуатирует бизнес-версии самолетов. Ну и рассчитываем на то, что он активно будет востребован на зарубежных рынках.

Сегодня ИКАО наставляет правила на период до 2050 года по снижению шумности и углеродного следа. Так же, как и во всех секторах экономики, в первую очередь промышленности, так и гражданская авиация здесь не проходит стороной. И мы должны обязательно идти в ногу со временем. Сегодня президенту была представлена летающая лаборатория на базе Як-40 с гибридным электрическим двигателем, на которой будут отрабатываться решения не только по возможности применения такой гибридной установки. Наши цели и задачи - использовать и водородные технологии.

И здесь мы, я бы даже сказал, где-то даже опережаем наших зарубежных коллег. Мы этими технологиями занимаемся давно. Ещё в советское время - в 1988 году был поднят в небо самолет Ту-155 на водородном топливе. Конечно же, все эти технологии и эти достижения нашей авиационной науки сохранились. А в 1989 году также полетел первый опытный образец на сжиженном природном газе. Но нужен был толчок и, в первую очередь, международных регуляторов. Мы ориентируемся, в первую очередь, на те требования, которые предъявляются ИКАО - этой уважаемой международной организацией, и сегодня закладываются перспективные образцы авиационной техники на период до 2050 года.

Это, как я сказал, и гибридные летательные аппараты. Если мы говорим про вертолеты, то сегодняшняя тенденция - максимально их электрифицировать, и в этом направлении мы также движемся. Один из первых вертолетов, который будет использовать гибридную установку - VRT-500. Это совместный российско-эмиратский проект - компании Tawazun из Эмиратов принадлежит 50% и буквально на днях они перечислили первые средства в капитал компании. По мере освоения, эти технологии будут использоваться, в том числе, и на более тяжелых машинах. То же самое и в самолетах. Поэтому будем активно двигаться в этом направлении". 


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/3/2021/7/30/3292/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.