Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Лёгкий, тактический, однодвигательный, клиентоориентированый, «Сухой»

2 августа 2021 года / Р.Гусаров, В.Карнозов / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Владимир Карнозов
эксперт Aviation EXplorer


Посетив 20 июля аэрокосмический салона «МАКС-2021», Президент России Владимир Путин познакомился с новинками отечественного авиапрома, среди которых оказался и Лёгкий тактический однодвигательный самолёт «Сухого». Именно так на президентском сайте www.kremlin.ru обозначен макет истребителя с цифрами «75» на борту и регистрационным номером RF-00075 на хвостовом оперении. Глава государства выслушал пояснения членов правительства и сотрудников авиастроительных компаний по данной разработке, но никаких замечаний и комментариев по ней не дал.

Как можно судить по официальной хронике событий от правительственных структур и средств массовой информации, никто из высокопоставленных военных RF-00075 смотреть не стал. Правда, во время осмотра Верховным Главнокомандующим отдельного павильона, где расположился экспонат, его, вместе с другими чиновниками, сопровождал Юрий Борисов - Заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса.

Беседуя с журналистами вечером 20 июля, Юрий Иванович ответил на вопрос по новой разработке опытного конструкторского бюро имени П.О. Сухого. По его мнению, «Легкий истребитель будет в первую очередь, действительно, ориентирован на страны Африки, на Индию и Вьетнам. Спрос на подобные самолеты достаточно высокий, оценивается минимум в триста самолетов, причем это консервативная оценка на ближайшее время. Многое зависит от того как быстро мы его выведем на международный рынок. Надеемся, что крайний срок – рубеж 2025-2026 годов».

Данной темы коснулся и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Основной новинкой, представленной на МАКС-2021, которая должна выйти [на рынок] в ближайшие четыре года, выступает новый легкий истребитель с одним двигателем. Подобной машины у нас давно не выпускалось. Мы должны вернуться в когорту стран, которые сегодня продают на международных рынках аналогичную технику. Американцы – F-35, европейцы – «Грипен», а Китай вместе с Пакистаном разработали JF-17 (FC-1), на котором, кстати, используется наш двигатель РД-93. Нам нужно, с учетом максимальной унификации по авиационным средствам поражения, компонентной базе, агрегатам и конструктиву самолета, максимально унифицировать с Су-57 и, по каким-то компонентам, с Су-35. Это нужно, чтобы новая машина получилась как можно дешевле. Основной рынок дня нее будет – международные поставки».

На уточняющий вопрос, предлагается ли самолет отечественному министерству обороны, Денис Валентинович ответил: «Конечно, мы также рассчитываем и на то, что наши Вооруженные силы приобретут определенный объем этой техники».

Более развернуто по состоянию и перспективам программы выступил президент ОАК Юрий Слюсарь на мероприятии для прессы, проведенном поздно вечером 20 июля. Оно прошло в павильоне Checkmate/Turn the Chessboard («Шах и мат/Переверни шахматную доску»), где выставлялся экспонат RF-00075. Юрий Слюсарь, в частности, сказал, что соответствующему «проекту всего чуть более года». Проектирование и «виртуальные испытания» прошли быстрыми темпами за счет широкого использования цифровых методов и суперкомпьютеров.

«Идея проекта родилась «от экономики», - подчеркнул Юрий Борисович. - На наш взгляд, сейчас на рынке присутствует много однодвигательных самолетов, представленных иностранными разработчиками и производителями. Среди них, однако, нет самолета пятого поколения с одним двигателем, экономически обоснованного по цене, которая была бы под силу большинству заказчиков многофункциональных военных самолетов. А именно этим заказчикам – в первую очередь странам Юго-восточной Азии, Латинской Америки, Африки, и даже европейским странам, нужен недорогой самолет, который бы имел возможность отвечать их задачам, который они могли бы сконфигурировать под себя».

Разработку нового самолета было решено провести на базе обширного задела, полученного при создании Су-57. Руководитель ОАК охарактеризовал его как «большой, мощный, самый современный многофункциональный истребитель с выдающимися характеристиками». Отработанные технологии позволяли в короткие сроки спроектировать меньший по размерности боевой самолет, оснащенный не двумя, а одним двигателем той же тяги. Решение на проектирование было принято «когда мы увидели рынок сбыта для легкого самолета и поняли, что обладаем необходимым заделом», сказал Юрий Слюсарь.

Новый самолет предназначен для борьбы с авиацией противника в воздухе, а также с наземными и надводными целями и для ведения разведки. Расчетная дальность полета – порядка 3000 километров, радиус действия с учетом возвращения на аэродром базирования – около полутора тысяч. Максимальная скорость – до двух Махов, перегрузка – до 8 единиц. От существующих однодвигательных самолетов он отличается повышенной тяговооруженностью и самыми большими в классе внутрифюзеляжными отсеками вооружений. Их вместимость позволяет разместить всю номенклатуру средств поражения, которая используется на Су-57. Полезная нагрузка – свыше 7 тонн, что тоже делает новый самолет «чемпионом и лидером в своем классе».

После демонстрации RF-00075 на МАКС-2021, получившей широкий резонанс в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, ОАК в состоянии предложить заказчикам некую «базовую платформу». Что касается переговоров с потенциальными покупателями, то их еще предстоит провести, ведь до недавнего времени разработка держалась в секрете, уточняет руководитель ОАК. Бизнес-план составлен с учетом 300 продаж в ближайшие 15 лет. Рынки сбыта - прежде всего те, на которых уже представлены советские и российские самолеты. «Мы исследовали рынок вместе с коллегами из «Рособоронэкспорта». Цифра «300» является не просто нашей мечтой, а просчитана по регионам и странам, по функционалам, по располагаемым бюджетам, по темпам отхода парка. Словом, непосредственно с заказчиками работу мы пока не вели, а тщательно исследовали рынок».

«Лёгкий тактический однодвигательный самолёт «Сухой» - это, прежде всего, клиентоориентированный самолет, - подчеркнул Слюсарь.- Теперь мы можем проводить открытый разговор с заказчиком, предлагая весь тот обширный набор функций, которыми этот самолет обладает».

Главное в новинке – низкая стоимость покупки, которая, по словам руководителя «Ростеха» Сергея Чемезова, составит от 25 по 30 млн. рублей, что в три и более раз меньше, чем у западных конкурентов. Юрий Слюсарь отказался подтвердить цифры, данные его «шефом» (ОАК входит в состав госкорпорации «Ростех»), но подчеркнул следующее обстоятельство: «Хорошая экономика – это не только привлекательная цена приобретения, а еще стоимость в эксплуатации. Мало купить самолет, важно еще его эксплуатировать по экономически обоснованным ценам. Порядка 70% расходов в эксплуатации – затраты на двигатель, топливо, капитальный ремонт и техническое обслуживание. Однодвигательный самолет дает принципиально другую экономику. А мы еще предлагаем и интегрированную систему логистической поддержки «Матрешка» на новой информационной базе. Она будет поддерживать эксплуатанта и минимизировать его расходы, начиная от наземного обслуживания (путем минимизации персонала) и заканчивая управлением складами запасных частей при поддержании летной годности и технической исправности на высоком уровне. Наша задача – получить минимальную стоимость летного часа».

Помочь заказчику настроить самолет «под себя» призван принцип «открытой архитектуры» БРЭО и «модульная схема» планера. Если кому-то не нравится предложенный комплект бортовой аппаратуры – разработчики готовы разместить БРЛС, средства связи, ответчик государственного опознавания, выбранные клиентом. Помимо базового одноместного варианта существует возможность разработки беспилотного аппарата и учебно-боевого, с экипажем из двух человек. Адаптация будет с минимальными изменениями, как и в случае с корабельным (палубным) вариантом.

Экспонат RF-00075 - «не просто макет и не просто демонстратор», - говорит Слюсарь. По его словам, менее чем через год будут закончены статические испытания. «Необходимо доукомплектование, проведение всего комплекса наземных испытаний, подготовка к полету. Самолет полетит в 2023 году». Фактор времени – очень важный. «Ищем варианты сдвинуть с 2027 на 2026 год. Наша цель - чтобы серийные самолеты начинали предлагаться заказчику с 2026 года».

Сроки – весьма жесткие, особенно с учетом, как долго разрабатывались и доводились до ума Су-57 и F-35. Ситуация усугубляется еще и тем обстоятельством, что «Шах и мат» - инициативная разработка промышленности, на которую пока нет технического задания от министерства обороны. «Финансировали ее мы сами. Конечно, рассчитываем на помощь государства. Она обещана, она будет. Но это помощь скорее на создание продукта, продвижение его на рынки, в первую очередь – внешние. Финансирование будет ориентировано на такой формат».

ОАК также хочет привлечь внимание Воздушно-космических сил. «Очень надеемся, что интерес со стороны ВКС к этой платформе будет проявлен». Ради этого предполагается создание нескольких вариантов, включая беспилотный.

Тип двигателя, выбранного для самолета, не называется, но можно догадаться, что это будет доработанный АЛ-41Ф-1С, который несколько лет применяется на Су-35, а его более продвинутый вариант и на Су-57 «первого этапа». Правда, у него несколько иное сопло, с изменениями в части снижения заметности в инфракрасном спектре. «Наши коллеги из ОДК не стоят на месте, работа над новой моделью для тактической авиации идет», - поясняет Юрий Слюсарь. И добавляет, что самолет как платформа может быть использован для установки двигателя нового поколения, для чего может потребоваться доработка, не критичная для планера.

Заместитель главного конструктора самолёта Алексей Булатов сказал, что на представленном экспонате стоит существующий двигатель в классе тяги 14,5 - 16 тонн. «Он отработан годами и будет еще более совершенным на этом самолете на основе задела, который имеет ОДК. Этот двигатель хорошо вписывается в однодвигательную компоновку». По мнению Булатова, легкий истребитель будет дополнять Су-57. «Мы видим перераспределение задач между ударными и воздушными целями, отсюда – изменение комбинации цифр «наоборот». Пока это только номер».

Геометрические параметры разработчик не приводит, но оценочно длина составляет 17, а размах крыла – 12 метров. Ближайшим по размерности является F-35. Однако это не аналог, поскольку разработка «Сухого» представляет «принципиально другой самолет». Его отличает большая скорость, дальность и грузоподъемность, а также малозаметность. «Это наше, российское, суховское, видение самолета в легком классе.

Это истребитель, который может летать далеко и с большим количеством оружия, в том числе внутри фюзеляжа. У него уникальная аэродинамическая схема. Каждое из решений, представленное на этом самолете, привело к определенному росту характеристик», - утверждает Алексей Буланов.

При разработке нового самолета, учтен опыт Су-57 в части выполнения короткого взлета и посадки, в пределах 400-500 метров. Такие цифры получаются за счет высокой тяговооруженности и высоких несущих свойств крыла, параметры которого подобраны так, что оно обеспечивает высокую подъемную силу на характерных скоростях. А отклоняемый вектор тяги служит, в том числе, для быстрого выхода на большие углы тангажа.

В заключение заметим, что Лёгкий тактический однодвигательный самолёт «Сухого» представляет собой не просто очередную разработку, а демонстрацию возможностей отечественных авиастроителей в новой для ОАК области высокоэффективных крылатых машин для широкой области применения. Ей еще предстоит пройти большой путь от макетов и экспериментальных образцов к большой серии. И мы будем следить за развитием проекта. Так что ждите следующих репортажей на эту тему.

Фото: Роман Гусаров


Р.Гусаров, В.Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer