Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Ка-62: из военных в гражданские

24.01.22 16:58 / Ростех / Aviation EXplorer
 

Ростех готовится к запуску серийного производства многоцелевых вертолетов Ка-62. В ноябре прошедшего года машина завершила большой этап своей истории − получила сертификат типа, а в 2022 году уже планируются первые поставки Ка-62 заказчикам.

Фото: «Вертолеты России»

В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Однако когда-то история Ка-62 началась с разработки армейского вертолета. О том, какая машина стала военным прототипом Ка-62, как создавался вертолет и какие его ждут перспективы – в нашем материале.

Влететь в свободную нишу

Предыстория появления Ка-62 началась в 1981 году, когда ОКБ Камова получило задание разработать новый вертолет для армейской авиации. Функции будущей машины постепенно расширялись: от разведки и целеуказания до борьбы с бронированной техникой и перевозки небольших групп бойцов. При этом вертолет, получивший сначала код В-60, а затем К-60, должен был развивать скорость до 320 км/ч. Для достижения указанных характеристик камовцы впервые изменили традиционной для них соосной винтовой схеме в пользу классической одиночной.

Новый вертолет был призван занять нишу между распространенным тогда Ми-8 и более легкими вертолетами. К концу 1980-х годов многоцелевой Ми-4, перевозивший грузы массой около 2 тонн, устарел и повсеместно подвергался списанию, а Ми-8 для этих целей использовать было нецелесообразно.  

Фото: «Вертолеты России»

В течение нескольких лет ТЗ на вертолет менялось, Ка-60 много раз дорабатывался, развивались различные спецификации машины, при этом в работе применялись самые современные на тот момент технологии и материалы. К началу 1990-х годов в связи с ситуацией в стране поток госфинансирования конструкторских работ практически прекратился. Чтобы как-то продержаться на плаву, ОКБ Камова принимает решение в инициативном порядке создать гражданскую версию Ка-60 под кодом Ка-62.

В 1991 году макет нового вертолета демонстрируется на первом международном авиасалоне в Москве. Ка-62 сохранил аэродинамическую модель и конструктивные особенности военного собрата. Впервые в российском вертолетостроении в нем были применены ЖК-дисплеи в кабине, также были увеличены показатели комфорта и безопасности. Макет в пассажирском и грузовом исполнении демонстрировался на всех возможных выставках, налаживались контакты с зарубежными производителями комплектующих и будущими заказчиками. Однако проблемы с финансированием не позволили проекту реализоваться в полной мере, и он фактически был заморожен. Военный Ка-60 продолжал разрабатываться параллельно и даже совершил в 1997 году первый полет, но тоже так и не был доведен до серийного производства.

Возрождение на новом витке

В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Премьера обновленного макета состоялась на HeliRussia-2012. Основные перемены затронули шасси и моторный отсек − вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину были установлены французские Turbomeca Ardiden 3G.

Многоцелевой Ka-62 спроектирован с применением последних мировых достижений авиационной промышленности и отвечает российским и международным нормам летной годности. Он может применяться в пассажирском, грузопассажирском и грузовом вариантах, перевозя до 15 пассажиров или 2 тонны груза в кабине либо 2,5 тонны на внешней подвеске.

Фото: «Вертолеты России»

В Ка-62 сохранилась одна из ярких деталей военной версии – хвостовой винт закрытой схемы типа «финестрон». Винт закрыт в килевой кожух, что делает его более безопасным для людей и лучше защищенным от повреждений. При меньшем диаметре винт-финестрон вращается быстрее и вызывает меньше вибраций.

Вертолет может применяться в максимально широком диапазоне климатических и географических условий, при температурах от –50 до +50 градусов по Цельсию. Ка-62 способен осуществлять полеты в сложных погодных условиях и в условиях обледенения, возможна эксплуатация вертолета с базовых аэродромов, нефтяных платформ, неподготовленных грунтовых площадок. Есть планы по созданию военной версии.

Вертолет отличается высокой крейсерской скоростью (290 км/ч) и высокой долей композитов в конструкции, до 50%. Ка-62 оснащен колесным шасси повышенной энергоемкости, имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и узлов крепления основных агрегатов и амортизационные кресла для экипажа и пассажиров.

Фото: «Вертолеты России»

Кроме того, Ка-62 оснащен современным комплексом авионики – новейшая система управления общевертолетным оборудованием позволила снизить нагрузки на экипаж, уменьшить массу машины и облегчить ее обслуживание.

Первый «безбумажный» двигатель

Как уже говорилось выше, первые серийные модели Ка-62 будут оснащаться иностранными двигателями. Однако работа над российским аналогом уже идет − в рамках импортозамещения Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха создает вертолетный двигатель ВК-1600В, который будет устанавливаться на Ка-62 и другие машины взлетной массой 5-8 тонн. Новый двигатель создается максимально схожим с текущим, чтобы облегчить будущий переход и ускорить сертификацию.   

Это первый в отечественной истории авиадвигатель, спроектированный исключительно с применением 3D-моделирования. При этом вся конструкторская документация для него выпущена в электронном виде. Цифровизация процессов уже ускорила и упростила многие этапы работы над силовой установкой и в будущем позволит более эффективно развивать и поддерживать проект.

Фото ОДК

Еще одной особенностью будущего двигателя станет то, что детали для него будут изготавливаться методом 3D-печати. Соответствующее оборудование уже установлено в Центре аддитивных технологий Ростеха. В демонстраторе ВК-1600В до 70% литых деталей заменено на детали, «выращенные» на 3D-принтере.

Первый двигатель-демонстратор ВК-1600В, созданный санкт-петербургским «ОДК-Климов», был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2021, после чего отправился на первые испытания. Сертификат типа для двигателя планируется получить в 2023 году, а в 2024 году – запустить серийное производство.

Многоцелевые перспективы

На данный момент построено три опытных Ка-62, которые проходят испытания и сертификацию. Они собраны Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в Приморском крае. Там же организуется серийное производство, для которого на заводе уже заложен первый фюзеляж. Выпуск Ка-62 является одним из ключевых проектов в развитии Приморья − власти рассчитывают на помощь нового вертолета в решении транспортных проблем региона.

Производственные мощности «Прогресса» рассчитаны на выпуск до 45 вертолетов в год, как военных, так и гражданских. Одним из первых эксплуатантов Ка-62 может стать авиаперевозчик «КрасАвиа», работающий в Сибири и на Дальнем Востоке – соглашение о соответствующих намерениях было подписано на HeliRussia-2021. 

Фото: «Вертолеты России»

30 ноября прошлого года Росавиация выдала сертификат типа для Ка-62, позволяющий начать поставки вертолета на российский рынок. Полномасштабное серийное производство и первые поставки заказчикам запланированы на 2022 год. Следующий шаг − сертификация по европейским нормам летной годности в EASA. В дальнейшем «Вертолеты России» планируют расширять возможности Ка-62 за счет сертификации дополнительного оборудования, например внешней подвески или медицинского модуля.

Для запуска серийного производства Новикомбанк − опорный банк Ростеха – оказывает арсеньевскому предприятию поддержку на сумму до 10 млрд рублей. По оценкам экспертов, потребность рынка в Ка-62 на ближайшие 9-10 лет – 260 машин. Вертолет будет интересен широкому кругу заказчиков в России и за рубежом и сможет занять нишу между Ми-8 и легкими Ка-226 и «Ансат».  


Ростех



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.








Материалы рубрики

Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2



Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей
Ростех
Ка-62: из военных в гражданские
Михаил Короткевич
Использование цифровых технологий в разработке вертолетной техники
Роман Гусаров
О российских системах самолёта МС-21
Роман Гусаров
Валы российских авиадвигателей будет производить робот без участия человека
Юрий Шмотин
Развитие технологии цифровых двойников в ОДК
AVIA.RU
Особенности возвратных форм ТО в период пандемии
Роман Гусаров
ОДК-СТАР разрабатывает высокоинтеллектуальные САУ для ПД-35 
Владимир Карнозов
Международная премьера «Орион-Э»
Роман Гусаров
Шах и мат - беспроигрышная партия
Роман Гусаров
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Роман Гусаров
Технологии РН «Союз-5»
Владимир Карнозов
Роторные двигатели для авиационных гибpидов
Владимир Карнозов
Роторные двигатели взлетят благодаря нано-технологиям
Владимир Карнозов
Авиация «Армии» и «АрМИ»
Роман Гусаров
ВК-1600В - экономичнее, легче, дешевле
Роман Гусаров
УЗГА - новый разработчик и производитель самолетов
Роман Гусаров
Самолет получился интересный
Роман Гусаров
Перспективный двигатель ВК-650В
Роман Гусаров
Экскурсия в авиационно-технический центр Корпорации «Иркут»
Роман Гусаров
Лёгкий, тактический, однодвигательный, клиентоориентированый, «Сухой»
Роман Гусаров
"Титановая долина" становится авиастроительным технопарком
Денис Мантуров
О перспективных разработках и мерах господдержки
ОАК/Иркут
МС-21-300/310 - статус программы
Всеволод Елисеев
Двигатели ТВ7-117 – статус программы
Технодинамика
О новейших парашютных системах
Роман Гусаров
Перспективные и гибридные двигатели ОДК-Климов
Владимир Карнозов
Итальянский авианосец вернулся домой без самолетов
Роман Гусаров
Суперджет: репутационный аудит
Ростех
Ка-32: винтокрылая пожарная машина
Владимир Карнозов
Британский авианосец полмира обойдет, а до Крыма – не дойдет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer