Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus

14.06.22 20:55 / Владимир Мазенко / Aviation EXplorer
 

Корреспондент Комсомольской Правды побывал на воронежском авиазаводе, где создают российский аналог дальнемагистральных лайнеров Boeing и Airbus

Фото: Алексей ДРУЖИНИН/ РИА Новости
СПЯЩИЙ ДРАКОН
В сборочном цеху Ил-96-400М вы ни с чем не спутаете, он зеленого цвета, - предупреждают меня во время экскурсии по воронежскому авиазаводу. Сейчас тут собирают сразу несколько лайнеров Ил-96. Тот, что с добавкой «400-М» - особая гордость завода. Это новая, увеличенная и модернизированная версия легендарного «девяносто шестого».
Сборочный цех - это огромный ангар длиной около 700 и шириной 100 метров. Когда открываются его ворота высотой 40 метров, кажется, что ты попал на съемочную площадку продолжения «Властелина колец», и из этих ворот вот-вот вылетит гигантский дракон.

Внутри тот самый зеленый исполин Ил-96-400М. В кабине работает сварка, кто-то колдует над обшивкой внутри салона, а швея Людмила Степанова по-домашнему прилегла на крыло «дракона» - обшивает противопожарные перегородки. В ближайшие месяцы завод планирует закончить сборку опытного образца и начать летные испытания.

Ил-96 - единственный отечественный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Завод ВАСО (Воронежское акционерное самолетостроительное общество) выпускает «девяносто шестые» около 30 лет, в среднем по одному лайнеру в год.

В 90-е российские авиакомпании использовали Ил-96 для дальних перелетов - например, из Москвы во Владивосток и Хабаровск. Да что там Хабаровск - этот самолет может долететь хоть до США (если авиасообщение откроют), хоть до островов Таиланда! Максимальная дальность полета лайнера - 9800 км, расстояние от Москвы до Нью-Йорка - 7500 км, до Бангкока или Пхукета - чуть больше 7000 км.

Но с годами конкуренция росла, коммерческие перевозчики постепенно теряли интерес к «девяносто шестому».

- Чтобы оставаться востребованным, нужно обновляться, иначе ты начинаешь терять позиции. Так и произошло с Ил-96. Этот самолет не менялся, а широкофюзеляжные Boeing и Airbus постоянно модернизировались и перешли на два двигателя вместо четырех, что давало существенную экономию. Ил-96 начал заметно уступать своим аналогам в топливной эффективности. Кроме того, западные лайнеры переходили на кабины с экипажем из двух пилотов, у нас по-прежнему летали с тремя, - объясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров причины прохладного отношения наших перевозчиков к этому лайнеру.

ОТСТУПАТЬ НЕКУДА

В итоге у коммерческих авиакомпаний «девяносто шестых» не осталось - западные аналоги оказались попросту дешевле в эксплуатации. Все существующие лайнеры Ил-96 сегодня использует летный отряд «Россия» - он перевозит первых лиц государства, включая президента. А во Владивосток и Бангкок россияне летают на «Боингах» и «Аэробусах». Около 90% российского пассажирооборота сейчас обслуживают именно западные самолеты.

Но все изменилось после 24 февраля - Boeing и Airbus отказались поставлять в Россию и самолеты, и запчасти. И российские власти заявили о намерении увеличить производство самолетов на порядок (см. «Только цифры»). И хотя произойти это должно в основном за счет Sukhoi Superjet и МС-21, Ил-96 тоже претендует на свою долю авиапирога.

- Мощности завода позволяют выпускать самолеты такого класса под задачи, которые нам ставятся. Сейчас задача - два самолета в год, - говорит директор по производству ВАСО Евгений Гришин.

Изнутри строящийся Ил-96-400М пока напоминает скорее шахту, чем салон лайнера, но на заводе обещают уже в ближайшие месяцы закончить сборку и приступить к летным испытаниям.

Лайнеры Ил-96 - практически полностью импортозамещенные. Еще один несомненный плюс этого самолета - надежность: ЧП с «девяносто шестыми» можно по пальцам пересчитать, и все они обошлись без жертв.

Однако главная проблема, по которой Ил-96 проиграл западным конкурентам, пока никуда не делась: самолет «кушает» слишком много топлива. Но эксперты верят, что в ближайшие годы ситуация изменится к лучшему.

- У нас пока нет собственного двигателя (для перехода на два мотора вместо четырех. - Ред.). Надежда на двигатель ПД-35, который, возможно, будет создан к 2025 году. Он позволил бы уйти от четырехмоторной схемы, - обрисовывает перспективы лайнера Роман Гусаров. - Впрочем, летать на чем-то надо, поэтому и четырехдвигательные Ил-96 могут быть востребованы. А для дальних рейсов внутри России нужно не так уж много машин: 15 - 20 самолетов. Так что производство Ил-96 вполне оправданно.

ЦЕНА ВОПРОСА

Дешевле западных аналогов

Стоимость нового лайнера Ил-96-400М в ВАСО не называют, в СМИ писали о 8,5 млрд руб. (около $135 млн).

- Актуальная цена на эту модель давно не озвучивалась, - говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Но в любом случае Ил-96 должен стоить дешевле аналогичных импортных самолетов.

Эксперт считает, что по характеристикам Ил-96 корректно сопоставить с Airbus 330-300 (хотя этот лайнер летает на двух двигателях, а не на четырех, как «Ил»). Его каталожная цена - порядка $245 млн, что намного больше предполагаемой цены Ил-96-400М.

- Если пассажирский Ил-96 будет значительно дешевле аналогов, то даже тот факт, что он менее экономичен из-за высокого расхода топлива, сделает его коммерчески выгодным для авиакомпаний, - говорит Гусаров.

Фото автора

Источник: https://www.kp.ru/


Владимир Мазенко


комментарии (2):

Dynamo-MOW      14/06/2022 [21:49:33]#1
«Как дети….»

МИГ-9      15/06/2022 [10:34:23]#2
Ну, через 400 лет будет своя авиация.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.








Материалы рубрики

В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"



Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей
Ростех
Ка-62: из военных в гражданские
Михаил Короткевич
Использование цифровых технологий в разработке вертолетной техники
Роман Гусаров
О российских системах самолёта МС-21
Роман Гусаров
Валы российских авиадвигателей будет производить робот без участия человека
Юрий Шмотин
Развитие технологии цифровых двойников в ОДК
AVIA.RU
Особенности возвратных форм ТО в период пандемии
Роман Гусаров
ОДК-СТАР разрабатывает высокоинтеллектуальные САУ для ПД-35 
Владимир Карнозов
Международная премьера «Орион-Э»
Роман Гусаров
Шах и мат - беспроигрышная партия
Роман Гусаров
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Роман Гусаров
Технологии РН «Союз-5»
Владимир Карнозов
Роторные двигатели для авиационных гибpидов
Владимир Карнозов
Роторные двигатели взлетят благодаря нано-технологиям
Владимир Карнозов
Авиация «Армии» и «АрМИ»
Роман Гусаров
ВК-1600В - экономичнее, легче, дешевле
Роман Гусаров
УЗГА - новый разработчик и производитель самолетов
Роман Гусаров
Самолет получился интересный
Роман Гусаров
Перспективный двигатель ВК-650В
Роман Гусаров
Экскурсия в авиационно-технический центр Корпорации «Иркут»
Роман Гусаров
Лёгкий, тактический, однодвигательный, клиентоориентированый, «Сухой»
Роман Гусаров
"Титановая долина" становится авиастроительным технопарком
Денис Мантуров
О перспективных разработках и мерах господдержки
ОАК/Иркут
МС-21-300/310 - статус программы
Всеволод Елисеев
Двигатели ТВ7-117 – статус программы

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer