Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Исторический обзор

Самолет без возраста

О.К. Антонов: "Ан-2 – это моя самая большая удача"


31 августа 2022 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

В ОКБ О.К. Антонова создано свыше 100 типов и модификаций самолетов «Ан». Но даже если бы был спроектирован только один Ан-2, то имя его создателя, выдающегося авиаконструктора Олега Константиновича Антонова, без сомнения, вошло бы в историю мировой авиации.

Свой первый полет сельскохозяйственный самолет СХ-1, который в серии стал Ан-2, совершил 31 августа 1947 г. (летчик-испытатель – Павел Володин, НИИ ГВФ). Самолет стал дебютом нового конструкторского бюро под руководством Олега Константиновича Антонова, образованного 31 мая 1946 г. в Новосибирске Постановлением Правительства СССР. Именно с Ан-2 началось триумфальное шествие самолетов «Ан» в СССР и мире.

Вот как объяснял О.К. Антонов в конце 1970-х гг. успех и широкое распространение в СССР и за рубежом Ан-2: «Думаю, он обязан этим, прежде всего, своим летным качествам: короткими взлетными и посадочными дистанциями, простотой пилотирования и эксплуатации, неприхотливостью к аэродромам».

После удачных испытаний Ан-2 возникли трудности с его серийным производством. Видимо, лоббистский потенциал молодого главного конструктора был еще недостаточен для решения этого вопроса в Минавиапроме СССР. А руководство ГУ ГВФ и НИИ ГВФ (ныне ГосНИИ ГА) оценило новый самолет и нашло поддержку у руководителя партийной организации Украины Никиты Сергеевича Хрущева, которому Ан-2 был представлен «живьем» в киевском аэропорту Жуляны в июне 1948 г.

Будущему Первому секретарю ЦК КПСС самолет понравился, особенно с учетом перспектив применения его в сельском хозяйстве. Было принято решение о запуске Ан-2 в серию на авиазаводе в Киеве (ныне Серийный завод ГП «АНТОНОВ»). О.К. Антонов считал Н.С. Хрущева своего рода крестным отцом Ан-2 и КБ, которое в 1952 г. перебазировалось в Киев. Об этом подробно рассказывается в изданной в Киеве в 2005 г. документальной повести «Его имя носят самолеты» (автор В.А. Моисеев).

Эксплуатация Ан-2 началась стремительно сразу в нескольких областях народного хозяйства. Наиболее массовое применение самолет нашел при выполнении авиахимработ в сельском и лесном хозяйстве: подкормка растений минеральными удобрениями, борьба с вредителями и сорняками распылением и разбрызгиванием ядохимикатов, подкормка пастбищ, истребление хищных животных. С Ан-2 выполнялся также аэросев сельхозкультур, дефолиация (предуборочное удаление листьев хлопчатника) и десикация (подсушивание на корню подсолнечника и риса). Ан-2 обслуживал и геологические экспедиции. Диапазон применения нового самолета ежегодно расширялся: аэрофотосъемка для определения скоростей и направления течения рек, перевозка людей, животных, почты, различных грузов. Ан-2 привлекались к проведению авиационного мониторинга, включая облеты газо- и нефтепроводов, электросетей, а также участвовали в ликвидации техногенных катастроф. Ан-2 активно применялись на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Антоновский биплан внес большой вклад в сохранение здоровья людей: перевозка больных, доставка врачей и медикаментов, борьба с переносчиками инфекционных заболеваний.

Концепция многоцелевого самолета была реализована в Ан-2 настолько успешно, что точное количество решавшихся им задач трудно оценить. Велика роль «Аннушки» в развитии авиационных видов спорта и подготовки летных кадров. Ан-2 применялись для обучения летного состава и выброски парашютистов, а также буксировки планеров – до пяти штук одновременно! Многие рекордные полеты советских планеристов состоялись с помощью Ан-2. Тысячи спортсменов и будущих летчиков совершили первые парашютные прыжки именно с этой машины.

Выдающуюся роль Ан-2 сыграл в обеспечении работы советских экспедиций в Арктике и Антарктике. Здесь следует отметить известного полярного летчика Михаила Николаевича Каминского, который был большим патриотом Ан-2 и одним из активных участников полетов на этом самолете в экстремальных условиях.

Самолеты Ан-2 выпускались на авиазаводах СССР, Польши и Китая, имеют опознавательные знаки или код регистрации почти 100 стран мира. Всего построено свыше 17 тыс. Ан-2. И сейчас в мире эксплуатируется более 1,5 тыс. самолетов Ан-2, в т. ч. по состоянию на 28 июня 2022 г., по данным ГосНИИ ГА, в Государственном Реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации состоит 1002 самолета, заявлено к эксплуатации – 230.

Зарубежные эксплуатанты существенно расширили диапазон использования самолетов Ан-2. В вышедшей в 2007 г. в Киеве книге «Крылатая легенда» (автор В.Г. Анисенко) приводятся интересные факты применения Ан-2 в ряде стран. Так, например, на нем летали лидеры некоторых государств: президент Вьетнама Хо Ши Мин, премьер-министр Гренады Морис Бишоп и король Непала Махендра. Франция, закупив в 1973 г. партию машин, стала первой страной, где Ан-2 получил национальный сертификат летной годности. Одним из аргументов при этом была невозможность вогнать самолет в штопор: ни одному из французских испытателей так и не удалось довести Ан-2 до срыва в штопор.

Еще несколько интересных примеров использования Ан-2 из этой книги. В 1995 г. один из самолетов Ан-2, приобретенный англичанами, стал воздушной сценой «Московского летающего балета», обосновавшегося в Лондоне. Артисты, в основном из Большого и Мариинского театров, исполняли свои пируэты и фуэте на верхней поверхности фюзеляжа летящего самолета, а зрители взирали на сие действо с пролетающего рядом самолета.

В конце 1990-х гг. в США образовалась коалиция владельцев и эксплуатантов «Аннушки» (тогда в стране их насчитывалось не менее 10), которая пыталась сертифицировать самолет по нормам FAA. Сенатор Г.Хемфри признался, что если бы он мог полетать только на одном советском самолете, то выбрал бы Ан-2. «Это самолет для настоящего мужчины», – заявил он.

В 2017 г. в Мелеце (Польша) прошел XIX Европейский слет самолетов Ан-2. В нем участвовал Ан-2-100 – модификация знаменитой «Аннушки» с турбовинтовым двигателем МС-14 разработки и производства АО «Мотор Сич».

Несмотря на неоднократные попытки, в т. ч. в последние годы, создать новый современный легкий самолет на замену Ан-2 с его выдающимися летно-техническими и эксплуатационными характеристиками пока не удалось.

Жизнь уникального самолета XX-XXI веков продолжается!

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики


Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов



Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1
А.Козлов, А.Сальников
Инновационные технологии в обеспечение создания авиационных двигателей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer