Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Эксклюзивное интервью

Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте

06.06.23 12:08 / Роман Гусаров, AVIA.RU / Aviation EXplorer
 

Сегодня мы регулярно много говорим об импортозамещении, подразумевая создание отечественных продуктов – товаров, IT-систем, услуг, способных заместить продукты ушедших с российского рынка зарубежных компаний. При этом не замечаем тех областей, в которых наши аналогичные продукты уже существуют, причем, много лет. Об этом также важно говорить, так как именно они сегодня позволяют сохранить работоспособность целых отраслей, даже без участия западных брендов. И одной из таких систем в гражданской авиации является СВВТ - Система взаиморасчётов на воздушном транспорте. Вот о ней и поговорим с Председателем Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам Кузьмой Глебовичем Михайловым.

Михайлов Кузьма Глебович
Президент ТКП, Председатель Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ).

Кузьма Глебович, в 2022 году Вы были избраны Президентом ТКП, одновременно являетесь Председателем Наблюдательного совета авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). Посты важные, особенно с учетом ситуации, в которой оказалась наша гражданская авиация в прошлом году.

- В сфере гражданской авиации я с 2011 года и хорошо знаком со всеми нюансами деятельности Системы взаиморасчётов на воздушном транспорте (СВВТ) и ТКП, как её исполнительного органа.  Лично для меня это большая честь и ещё большая ответственность, принимая во внимание тот факт, что за последнее время позиции СВВТ и ТКП стали более значимыми для отрасли. Мы проживаем эпоху кардинальных перемен, которые отражаются на бизнесе чуть ли не ежедневно. Важно уметь адаптироваться и поддерживать баланс во взаимодействии между всеми участниками Системы.

- В этом году мы празднуем 100-летие отечественной гражданской авиации - важнейшей отрасли для нашей страны. Также, отечественной Системе взаиморасчётов на воздушном транспорте исполняется уже 30 лет, что тоже не мало. Что из себя представляет СВВТ и с каким багажом мы входим в 4-ое десятилетие?

- Не преувеличу, если скажу, что за последние три десятка лет СВВТ вписала свою страницу в историю гражданской авиации России. Это уникальный механизм, разработанный нашими отечественными учёными и практиками гражданской авиации в начале 90-х всего за три года. Это был непростой период для России и авиации, в частности. К тому моменту Министерство гражданской авиации СССР было упразднено, соответственно была прекращена централизованная система финансирования отрасли. Начался процесс деления «большого» Аэрофлота на «самостоятельные» авиапредприятия, деление авиапредприятий на авиакомпании и аэропорты, создавались новые авиаперевозчики.

В те годы имели место факты, когда аэропорты требовали от авиаперевозчиков оплату «налом». Для обеспечения обслуживания в аэропорту экипаж должен был иметь с собой чемодан с денежными купюрами. Менялась и общая направленность экономики страны того периода на рыночные условия хозяйствования. Появилась острая необходимость в организации системы взаиморасчётов между перевозчиками, агентствами воздушных сообщений и другими участниками перевозочного процесса.

Так 30 декабря 1992 года вышел Приказ Департамента воздушного транспорта Минтранса России №ДВ-163, который обязывал авиапредприятия с 01 января 1993 года перейти на прямые взаиморасчёты в соответствии с нормативными и технологическими документами, доведёнными до них ранее в ряде приказов и указаний Департамента и изложенными в условиях Генерального договора. Этот переход мы и считаем датой основания СВВТ. В Приказах Департамента воздушного транспорта Минтранса устанавливалась будущая структура управления в Системе взаиморасчётов: общественный Наблюдательный Совет авиапредприятий по взаиморасчётам (НСАВ) и исполнительный орган Системы.

При разработке и внедрении СВВТ были взяты за основу международные технологии зарубежных систем взаиморасчётов: ARC USA и BSP IATA и, несомненно, предусмотрены особенности структуры финансовых взаимоотношений перевозчиков, агентств и обслуживающих их банков, что обеспечило в последующем стабильность взаиморасчётов. Было очень важным для обеспечения продажи перевозок как внутренних и, в первую очередь, международных, принятие Резолюции Международной Ассоциации воздушного транспорта по выделению диапазона уникальных номеров для билетов СВВТ, выпускаемых ее исполнительным органом - ТКП. Думаю, все помнят билет «шоколадку» с логотипом ТКП. Ей на смену позднее пришёл электронный билет СВВТ (ТКП), оформляемый в настоящее время для перевозки пассажиров как на внутренних, так и международных линиях, в том числе рейсах зарубежных авиакомпаний.

- Кузьма Глебович, очень много аббревиатур, давайте разберемся, что к чему. Что из себя представляет Наблюдательный Совет авиапредприятий по взаиморасчётам - НСАВ и какова его функция?

- Как и 30 лет назад Наблюдательный совет авиапредприятий по взаиморасчётам состоит из Президиума, представителей Комитета перевозчиков и представителей Комитета агентств. Как и 30 лет назад НСАВ обеспечивает текущую деятельность Системы взаиморасчётов и определяет направления её развития. Такой стабильности можно позавидовать (смеётся).

- Понятно, значит НСАВ осуществляет стратегическое управление Системой взаиморасчетов -  СВВТ, которая обеспечивает взаиморасчеты между предприятиями за те или иные услуги, включая продажу авиабилетов. Насколько широко эта система охватывает авиатрасль?

На сегодняшний день участниками СВВТ являются 85 авиакомпаний, более 700 аккредитованных агентств, 18 партнёров Системы - поставщиков неавиационных услуг, 3 000 аккредитованных пунктов продажи и 318 интернет-пунктов продажи. В сфере функционирования СВВТ задействованы многие десятки тысяч работников – от операторов автоматизированных систем бронирования перевозок и дополнительных услуг до работников финансовых служб участников СВВТ.

- А есть еще ТКП. Какова роль этой структуры?

- Как я упоминал выше, ТКП является Исполнительным органом СВВТ. Его 30-летие, кстати, мы будем праздновать в следующем году. Учреждено оно было 24 ведущими авиакомпаниями России и стран СНГ. Сначала носило наименование Клиринговая палата авиапредприятий (КПА), которая позднее преобразована в Транспортную Клиринговую Палату (ТКП), а в 2022 году переименована в АО «ТКП». Хотел бы воспользоваться этим интервью и лишний раз упомянуть, что «ТКП» больше не аббревиатура, а просто наименование компании.

С 2015 года ТКП – член Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), а с 2018 года является Стратегическим партнёром IATA. Как Вы знаете, слоган ТКП звучит: «В интересах отрасли и пассажиров». Как исполнительный орган СВВТ, ТКП в лице его сотрудников ежедневно выполняет свою миссию, внося значительный вклад в развитие отечественной гражданской авиации в сфере информационных систем и технологий, обеспечивающих оформление и продажу воздушных пассажирских перевозок на нейтральном стоке.

Специалисты ТКП принимают активное участие в создании и адаптации отраслевых стандартов, разрабатывают собственные инструменты, основанные на новых международных нормативах. Плюс ТКП ведёт несколько отраслевых проектов, направленных на развитие пассажирских перевозок и это связано не только с авиацией, но и другими видами транспорта.

- Если я не ошибаюсь, главным обеспечивающим звеном СВВТ на начальном этапе являлась автоматизированная система бронирования АСБ «Сирена-2». Много воды утекло с тех пор, полагаю, сегодня СВВТ работает, с разными системами бронирования, включая западные?

- Вы даже помните АСБ «Сирена-2» (смеётся). Да, она была на начальном этапе, а с 2001 года – это отечественная АРС «Сирена-Трэвел», оператором которой сегодня является АО «Сирена–Трэвел».  Зарубежные системы бронирования также аттестованы в СВВТ. Сотрудничество продолжается, но не в том объёме, что ранее.

Интересно отметить, что и начало нашего взаимодействия было непростым периодом. В силу недобросовестной конкуренции оформление перевозок на бланках СВВТ с использованием этих АСБ было крайне мало. Система пережила сильнейшее давление как западных, так и, к сожалению, отдельных руководителей структур и авиакомпаний, которые «лоббировали» внедрение зарубежной системы взаиморасчётов BSP для оформления внутренних перевозок на территории России.

Но несмотря ни на что, отечественная Система взаиморасчётов смогла выстоять и обеспечила устойчивость перевозок даже в сложнейшие периоды дефолтов 1998, 2008 годов, прекращения деятельности авиакомпаний «Домодедовские авиалинии», «Красноярские авиалинии», «Калинград-АВИА», «Трансаэро», «ВИМ-Авиа», банкротства крупного агентства Sindbad.ru, в период пандемии и санкционных ограничений.  

- СВВТ является связующим звеном между авиакомпаниями, предоставляющими услугу авиапреевозки, и агентствами, реализующими авиабилеты. Каковы преимущества участия в СВВТ, в сравнении с прямыми договорами между контрагентами?

- Как у участника СВВТ, у авиакомпании появляется целый ряд преимуществ. Участие в СВВТ и взаимодействие с ТКП для российских авиакомпании, в первую очередь, это - сокращение административных расходов на содержание собственной системы расчётов с агентствами и на ведение договорной работы по прямым соглашениям, тем самым упрощая процедуру продажи авиаперевозок. Взаиморасчёты проводятся по международным стандартам IATA – раз в 10 дней, при этом в отличие от других нейтральных Систем взаиморасчётов, ТКП гарантирует получение выручки авиакомпаниям даже в случае банкротства агентства. Также ТКП закрывает потребность авиакомпаний в мониторинге финансового обеспечения агентств и контроле бланков.

Также, для всех авиакомпаний – это повышение объёма продаж не только авиабилетов, но и дополнительных услуг. А для иностранных авиакомпаний – это выход на один из самых больших рынков мира дистрибьюции в полном объёме, моментальный доступ ко всем агентствам, независимо от направлений полёта авиакомпании. Также наше партнёрство даёт авиакомпаниям возможность участия в развитии региональных перевозок, благодаря реализуемым ТКП проектам.

Важным и не последним моментом является предоставление возможности пассажиру обмена / возврата Электронного билета СВВТ (ТКП) в любом аккредитованном в СВВТ агентстве, независимо от места его оформления. Т.е. пассажир может купить билет в Магадане, а вернуть его, например, в Москве.

- А что касается агентств?

- Во-первых, хотел бы отметить, что уникальная сеть аккредитованных агентств, которые расположены во всех областях страны – это наша ценность. Будучи участниками СВВТ, агентства, прежде всего, получают доступ к контенту ТКП, к уникальной площадке сервисов и услуг: авиационных, железнодорожных, автобусных перевозок, а в будущем и речных, а также дополнительных услуг, таких как отели, услуги аэропортов, трансфера, страхования и прочего контента, связанного с путешествиями. Т.е. это доступ к большому количеству поставщиков в «одном окне» - платформе электронной коммерции.

В рамках взаиморасчётов агентствам предлагается несколько видов финансового обеспечения на выбор, которое будет распространяться на продажи всех авиакомпаний – участников СВВТ. Например, в отличие от зарубежной системы при использовании формы «Обеспечительный платёж», у агентств есть возможность самостоятельно устанавливает размер суммы, в рамках которой агентство будет осуществлять продажи. Плюс существует так называемое «пополнение 24/7», когда есть возможность пополнить баланс в ускоренном режиме через банки-партнёры ТКП. В прошлом году мы запустили мобильное приложение ТКП, и теперь агентство может мониторить состояние своего обеспечительного платежа со своего смартфона в реальном времени в любой точке мира, а не только находясь в офисе у компьютера.

Также для агентств доступны платёжные решения, разработанные ТКП совместно с ООО «Международные процессинговые системы» (МПС). При их использовании финансовое обеспечение агентству даже не понадобится. ТКП гибко подходит к выбору банков при предоставлении агентствами банковских гарантий. В отличие от BSP мы работаем с большим количеством российских банков, это не только банки центрального региона, но и региональные банки.

Из ещё одного преимущества для агентств хотел бы отметить систему интерактивного взаимодействия в Личном кабинете (ЛК) на сайте ТКП, где формируются единые формы расчётов и отчётов. Работа в этой системе позволяет агентствам сократить временные, административные и трудозатраты, что немаловажно.Также у нас есть технологические решения, помогающие агентствам повысить конверсию продаж.

Одним словом – мы предлагаем разнообразные и очень гибкие условия сотрудничества для агентств.

- Какова процедура аккредитации в СВВТ, например, агентства?

- Пройти процедуру аккредитации ещё несколько лет назад это было не так просто. Долгая процедура с заседаниями комиссии, предоставлением бумажных документов занимала не менее месяца. Мы изменили подход и сейчас действуют очная и заочная процедуры. Облегчённая ускоренная система аккредитации с предоставлением скан-копий документов занимает всего неделю. Также действует упрощённая система подачи заявки на аккредитацию новых пунктов продаж и прописывание пультов продаж. От недели до двух занимает весь процесс: от аккредитации до начала продажи.

- В авиаотрасли и в среде авиационной журналистики все знают ТКП и как эксперта рынка, обладающего массивом статистической информации и аналитики. Спикеры ТКП часто выступают на ключевых отраслевых мероприятиях с интересным контентом.

- Благодарю Вас за тёплые слова, Роман. Учитывая, что в СВВТ сейчас входят почти все авиакомпании РФ, ТКП только укрепило свои позиции единственного уникального центра по сбору и обработке отраслевой информации. Мы обладаем реальными экспертными данными, по которым можно оценить состояние отрасли и всё, что мы обрабатываем, это не предположения, а факты.  В ТКП работают специалисты, как с агентским, так и с авиационным опытом, тем самым мы может оценить рынок с разных сторон. Благодаря такой экспертной оценке, мы видим векторы развития и тренды отрасли. Одним из которых, например,  считаем мультимодальные и автобусные перевозки.

Помимо отраслевых мероприятий, мы много внимания уделяем информационной работе с агентствами, ведь наш продукт ориентирован на сферу В2В, но при этом очень важно, чтобы информация о продуктах, специальных предложения и акциях была доведена и до конечного потребителя, т.е. пассажира.  На постоянной основе совместно с авиакомпаниями, провайдерами и системой бронирования проводим не только вебинары, но и офлайн семинары по продуктам и билетооформлению по всей стране.

- Да, это пример того, что деятельность СВВТ сегодня намного шире, чем обеспечение финансовых взаиморасчётов. На каких ещё задачах и проектах сейчас сфокусирована СВВТ?

- Одной из важных задач СВВТ на сегодня является обеспечение требований, установленных Правительством Российской Федерации постановлением от 08.08.2022 № 1393. Речь идёт о защите и безопасности персональных данных россиян, бронирующих билеты на внутренние рейсы.  

Еще одной важной задачей мы видим поддержание развития рынка внутренних перевозок. В этой связи мы продолжаем развивать проекты М1 и М2. В этих проектах ТКП формирует стыковки, выступает администратором трансферных маршрутов, тарифов и осуществляет взаиморасчёты. Проекты актуальны не только в свете поддержки инициативы Минтранса по разгрузке московского авиаузла, но и значительно повышают уровень транспортной доступности регионов и сокращают время в пути, что сейчас крайне важно, как для авиакомпаний, так и пассажиров.

Если при традиционном партнёрстве авиакомпания вынуждена проходить сложный дорогостоящий процесс на внедрение стыковочных маршрутов в системе бронирования, то при заключении Многостороннего соглашения М2 она освобождена от дорогостоящих затрат на тестирование интерлайн-линков с авиакомпаниями – партнёрами, нет технической необходимости и, соответственно, нет затрат. Общая стоимость перевозки снижается, а качество обслуживания пассажиров повышается. Ещё один плюс для авиакомпании.

Сегодня участниками проекта М2 являются 27 российских и не только российских авиакомпаний. Недавно присоединилась ещё одна авиакомпания из СНГ, а точнее Республики Беларусь - «Белавиа». Тем самым Минск стал третьим транспортным авиаузлом и пересадочным пунктом для авиапассажиров за пределами РФ, помимо Астаны и Алматы.

Продолжаем развивать проект «Мобильные кассы», который вызывает большой интерес у аэропортов и авиакомпаний. Пассажирам больше не нужно бегать по аэропорту в поисках точки оплаты, например, дополнительного багажа или иного сервиса, он может оплатить его непосредственно у стоек регистрации.

Также в работе проект «Мультимодальные перевозки». Интенсивно развивается внутренний туризм и появляется острая необходимость в формировании более сложных маршрутов различными видами транспорта на основных туристических направлениях. Оформление таких перевозок на бланке СВВТ уже реализовано в различных каналах продаж и ведётся работа над расширением географии перевозок с вовлечением региональных аэропортов РФ и транспортных автобусных перевозчиков.

- Вы упомянули об участии иностранных компаний. Если я правильно помню, в 2019 году Система вышла на рынок СНГ, открыв ТКП – Центральная Азия в Республике Казахстан. Как обстоят дела там?

- Казахстан для ТКП - первый зарубежный рынок с локализацией расчётов в национальной валюте. Процесс идёт и крайне успешно, на мой взгляд. Сейчас партнёрами ТКП-ЦА являются 10 авиакомпаний, а список агентств уже перевалил за 40. В свете текущих событий нам это видится перспективным. Помимо этого, сотрудничаем с другими странами СНГ, уже начали работать с агентствами Турции, в планах - двигаться в сторону иных государств.

- Сегодня аэропорты уже не просто выступают субподрядчиком авиакомпании в осуществлении авиаперевозки, но и также оказывают различный набор услуг пассажирам, в том числе и с последующими взаиморасчетами с авиакомпаниями. Не планируете ли расширение СВВТ на аэропортовую сферу?

Очень надеемся. Время пришло. За последнее время аэропорты стали полноценными участниками цепочки взаимодействий «агентство - авиакомпания – пассажир». Мы все больше и больше вовлечены в сотрудничество с аэропортами РФ по разным проектам, наиболее интересным из которых является продажа допуслуг авиакомпаний на стойках регистрации в аэропортах. Продукт уже востребован среди крупных аэропортов, обслуживающих агентов и авиакомпаний, которые видят значительное увеличение конверсии по продаже услуг, таких как: оплата сверхнормативного багажа, выбор места в салоне самолёта, апгрейд до бизнес-класса и т.п. Данная услуга уже предоставляется в 18 аэропортах страны.

Второй проект, который мы начали недавно – это продажа услуг аэропортов на стоке СВВТ через агентскую сеть ТКП без посредников. В общем, назрело время интеграции аэропортов в Систему взаиморасчётов, как полноценного участника.

- Как, по-вашему, будет выглядеть Система взаиморасчётов в будущем?

- Отечественная Система взаиморасчётов на воздушном транспорте продолжает динамично развиваться. За 30 лет СВВТ прошла «огонь, воду и медные трубы», но надёжность, стабильность и стопроцентное выполнение своих обязательств перед партнёрами – были и остаются важнейшими принципами Системы, вокруг которых строится её работа. Определены основные векторы развития Системы, в перспективе много новых проектов, связанных не только с пассажирскими воздушными перевозками, но и с развитием продаж в СВВТ железнодорожных, речных, автобусных перевозок.

- Кузьма Глебович, благодарю Вас за интересную беседу. Хочу пожелать СВВТ и всей нашей авиаотрасли дальнейшего стабильного развития, несмотря ни на какие вызовы времени и трудности.


Роман Гусаров, AVIA.RU



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2



Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»
Роман Гусаров
Суперджетом по санкциям
Евгений Алексеев
Как «цифра» меняет двигателестроение
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 2
Максим Дунов
Современные тенденции изменений рынков гражданской авиации. Часть 1

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer