Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Отчет

О состоянии нормативно-правовой базы в ГА РФ

10 ноября 2009 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

За период с 2004 года Минтрансом России был подготовлен ряд законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 641-р утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Государственная программа определяет стратегические цели, направленные на существенное повышение безопасности полетов и осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов для вновь создаваемой авиатехники и имеющихся в эксплуатации воздушных судов и оборудования, реализация которой позволит гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также создать существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при решении вопросов о направлениях развития международной гражданской авиации, что является одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.

Во исполнение указанного распоряжения Минтрансом России разработан и выполняется План мероприятий по реализации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
 
Одним из основных документов, определяющих дальнейшее развитие гражданской авиации, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, утвердившее Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающую обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта - наземной авиатранспортной инфраструктуры, системы топливообеспечения полетов гражданской авиации, инфраструктуры технического обслуживания и ремонта воздушных судов, аэронавигационного обслуживания и метеорологического обеспечения полетов воздушных судов, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов и неавиационного бизнеса в аэропортах, дальнейшее развитие инфраструктуры аэронавигационной системы России путем строительства новых и реконструкции действующих объектов.
 
Для повышения качества транспортного обслуживания Транспортной стратегией предполагается реализация следующих мероприятий: повышение комфорта, частоты и регулярности полетов, расширение списка дополнительных услуг (питание, развлечения, услуги связи) и обеспечение привлекательной стоимости авиабилета за счет обновления парка воздушных судов и развития конкуренции между авиакомпаниями, создания авиационных альянсов (в том числе участия в международных) и низкобюджетных авиакомпаний, оснащения воздушных судов и аэродромов оборудованием, обеспечивающим возможность эксплуатации в сложных метеоусловиях, внедрения эффективной системы технического обслуживания и ремонта самолетов нового поколения, для которых характерны сокращенное время простоя при поиске и устранении неисправностей, внедрения современных технологий обслуживания пассажиров, в том числе электронных, сокращения продолжительности наземного трансфера пассажира в аэропорт за счет организации эффективной транспортной связи между аэропортами и населенными пунктами.
 
Развитие конкурентного рынка транспортных услуг будет осуществляться по следующим направлениям:
-  устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции операторов воздушного транспорта;
-  коммерциализация услуг авиатранспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
- либерализация рынка и совершенствование механизмов сертификации, лицензирования и подтверждения соответствия авиапредприятий установленным требованиям допуска к деятельности в сфере воздушного транспорта, в том числе сокращение использования количественных квот и замена их качественными, дифференциация сертификационных требований к авиапредприятиям, эксплуатантам и организациям авиатопливообеспечения разного уровня, постепенный переход к более мягким и более общим формам регулирования, создание общегосударственной системы регулирования временных интервалов выполнения рейса в аэропорту (слотов);
-  введение процедур аккредитации производителей и поставщиков авиационных горюче­смазочных материалов и спецжидкостей, обеспечивающих безопасность и регулярность полетов, включая сертификацию авиационных горюче-смазочных материалов в целях эксплуатации авиатехники при низких и сверхнизких температурах окружающего воздуха.
 
Повышение доступности и качества услуг воздушного транспорта для потребителей должно быть достигнуто за счет:
- удовлетворения спроса путем расширения спектра и географии авиатранспортных услуг,
- развития парка современных воздушных судов, приведения структуры предложения авиаперевозок и авиационных работ к структуре спроса на них;
- повышения безопасности функционирования воздушного транспорта, в том числе экологической, до мирового уровня;
- обеспечения доступности услуг воздушного транспорта для основной части населения;
расширения сфер рационального использования гражданской авиации, развития авиации общего назначения и деловой авиации.
 
Повышение ценовой доступности авиаперевозок будет осуществляться за счет:
- снижения себестоимости перевозок путем развития конкуренции между авиакомпаниями,  повышения интенсивности эксплуатации и оптимизации парка воздушных судов;
- сдерживания роста аэропортовых сборов и ставок на наземное обслуживание авиакомпаний путем увеличения дополнительных доходов аэропортов от неавиационной деятельности;
- реализации гибкой тарифной политики в отношении различных категорий потребителей услуг и классов обслуживания, в том числе путем создания "дешевых" авиакомпаний.
 
Приоритетом является развитие коммерческих авиационных перевозок и работ, которые должны обеспечить удовлетворение основного спроса на услуги воздушного транспорта.
 
В рамках данного сегмента рынка приоритеты государственной политики определяются исходя из обеспечения условий для развития, в первую очередь, внутрироссийских авиационных перевозок и работ, в том числе социально значимых местных авиалиний, не имеющих круглогодичной транспортной альтернативы, а также таких магистральных авиалиний, обеспечивающих транспортную целостность государства, как авиалинии, связывающие с центром страны Калининградскую область, районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Темпы роста этого сегмента рынка должны к 2020 году превзойти развитие сегмента международных перевозок российских авиакомпаний, выполняемых в сообщении с аэропортами страны.
 
В сфере регулирования авиационных тарифов решаются следующие задачи:
- ограничение предельных уровней тарифов в целях обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей, недопущения кратковременной реализации авиатранспортных и аэронавигационных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга) и долгосрочного применения заниженных цен, заведомо исключающих возможность качественного обслуживания и обеспечения требований безопасности воздушной перевозки или предоставления авиационных услуг;
- обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет расширения практики применения принципа объявленного тарифа);
- обеспечение разумной стабильности тарифов в интересах пользователей авиатранспортных услуг;
- поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение механизмов рыночного ценообразования;
- переход к осуществлению уведомительного (регистрационного) принципа установления тарифов на услуги операторов на конкурентных сегментах рынка.
 
Дальнейшая либерализация тарифного регулирования будет осуществляться по мере расширения конкурентной среды и сокращения видов деятельности, относимых к естественным монополиям в сфере аэропортового бизнеса и аэронавигационного обслуживания, за счет:
- формирования ставок сборов и тарифов, реально отражающих затраты на содержание и интенсивность использования объектов аэропортов и системы организации воздушного движения;
- совершенствования системы контроля и финансового аудита авиапредприятий, осуществляющих аэропортовую деятельность, и организаций системы аэронавигационного обслуживания;
- обеспечения адекватного финансирования мероприятий по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности;
- повышения инвестиционной привлекательности аэропортов.
 
Тарифное регулирование в области социально значимых авиационных перевозок предусматривает государственную поддержку субъектов транспортного рынка (допускается лишь в тех случаях, когда за счет рыночных механизмов не может быть обеспечен достаточный уровень предложения авиационных услуг или социально приемлемый уровень тарифов на них), льготных категорий пассажиров, социально значимых авиационных перевозок (путем выделения субсидий, предоставляемых авиапредприятиям, обеспечивающим выполнение социально значимых авиационных перевозок).
 
Государственная поддержка социально значимых авиационных перевозок и работ должна оказываться скоординировано за счет средств бюджетов всех уровней.
 
Реализация указанных выше мероприятий Транспортной стратегии потребует корректировки соответствующих направлений нормативной правовой базы отрасли.
 
Минтрансом России завершается подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «О подготовке пшютов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в случае реорганизации авиакомпаний» (проект распоряжения проходит согласование).
 
Предполагается переподготовка 556 авиационных специалистов из числа штурманов и бортинженеров, предложенных авиакомпаниями в качестве кандидатов на пилотов. На первом этапе в 2010 году предлагается осуществить переподготовку 100 человек.
 
Происходящая интеграция гражданской авиации России в мировую систему гражданской авиации, настоятельно требует приведения в соответствие национального законодательства России с международными стандартами, прежде всего со стандартами ИКАО.
 
В этих целях в настоящее время и осуществляется научно-исследовательская работа по теме: «Разработка концепции внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», предполагающая научное обоснование концепции изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования воздушного законодательства Российской Федерации и его гармонизации со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, что создаст существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при выборе приоритетов в развитии международной гражданской авиации и явится одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.
 
Нормативно-правовое регулирование антикризисных мер в отрасли
 
План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденный Правительством Российской Федерации от 06 ноября 2008 г. № 4863-П13, определяет авиаперевозки как приоритетную отрасль экономики для кредитования коммерческими банками, использующими различные формы государственной поддержки.
 
В целях расширения возможностей для кредитования принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2008 г. № 964 «О порядке предоставления из федерального бюджета в 2008-2009 годах субсидий коммерческим банкам на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам кредитования авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита».
 
Согласно Правилам предоставления из федерального бюджета в 2008-2009 годах коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам кредитования авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита, утвержденным указанным постановлением, право на получение субсидий имеют коммерческие банки по сделкам кредитования авиакомпаний, у которых количество перевезенных с 1 января 2008 г. по 1 декабря 2008 г. пассажиров составило не менее 1 млн. человек, а также у которых не менее 50 процентов перевозок пассажиров в указанный период выполнено рейсами, осуществляемыми по расписанию движения воздушных судов (регулярные рейсы).
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 489 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2008 г. № 964» предусмотрено продление срока действия указанного постановления до 01.12.2010 года.
 
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 103 утверждены Правила предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.
 
Согласно указанным Правилам, гарантия предоставления в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга), в части, составляющей до 50 процентов фактически предоставленной принципалу суммы кредита (основного долга), привлекаемого принципалом в российских банках на срок от 6 месяцев до 5 лет в валюте Российской Федерации (в том числе в рамках возобновляемых кредитных линий) на финансирование своей основной производственной деятельности и связанных с ней капитальных вложений.
 
Таким образом, реализация программы дополнительного кредитования российских авиакомпаний может быть осуществлена без прямого участия государства через созданные им . . институты развития, а также через кредитные организации, осуществляющие, в том числе посредством выделенных им средств, кредитование реального сектора экономики.
 
В целях усиления контроля за финансовым состоянием авиаперевозчиков Минтрансом России издан приказ от 12.02.2009 № 24 «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 4 февраля 2003 года № 11 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» в части установления процедуры осуществления Росавиацией инспекционного контроля за соблюдением авиакомпаниями сертификационного требования по наличию финансовых ресурсов для обеспечения безопасного и качественного выполнения перевозок.
 
Инспекционный контроль финансово-экономического состояния каждой авиакомпании должен осуществляться два раза в год во время проведения инспекционного контроля ее базовых объектов.
 
Кроме того, утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2009 № 321 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта».
 
В соответствии с указанным постановлением в 2009 году предусмотрены средства федерального бюджета в размере 5000000 тыс. рублей на предоставление субсидий российским организациям - авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта.
 
В целях обеспечения условий по обновлению парка воздушных судов российских авиаперевозчиков также принят ряд мер.
 
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 690 «О внесении изменений в Правила возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002-2005 годах в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов».
 
Данным постановлением увеличен размер возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.
 
Также, Правительством Российской Федерации утвержден ряд постановлений, предусматривающих применение нулевой ставки на ввозимые воздушные суда определенных типов и запасные части к ним.
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. №1093 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении отдельных видов воздушных судов» предусмотрено установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на гражданские самолеты с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек.
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 840 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов гражданских самолетов» предусмотрено установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на гражданские самолеты с количеством посадочных мест более чем на 300 человек.
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 679 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов запасных частей, агрегатов и оборудования для воздушных судов, а также в отношении авиационных тренажеров» предусмотрено утверждение нулевых ставок ввозной таможенной пошлины на отдельные виды запасных частей, агрегаты и оборудование для воздушных судов, а также в отношении авиационных тренажеров.
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 379 «Об утверждении ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов гражданских самолетов» предусмотрено установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на гражданские самолеты с массой пустого снаряженного аппарата не более 20000 кг и с количеством посадочных мест не более чем на 19 человек.
 
Перечисленные меры направлены на поддержку российских авиакомпаний в условиях финансового кризиса.

Источник: Министерство транспорта РФ


Aviation EXplorer



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3q4Z
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/evacuation/trucks/, отзывы.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/cottage/tag/nedorogo/, лучшие цены.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/cars/manipulator/, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer