Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность

О ходе выполнения Государственной программы обеспечения безопасности полетов ВС гражданской авиации

7 декабря 2009 года / Aviation EXplorer
 

Лобачев Е.Н.
Директор Государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте»

Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации России

  • 6 мая 2008 года. Правительство Российской Федерации утвердило 'Государственную программу обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации'.
  • Минтрансу России поручено при реализации в установленной сфере деятельности обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной гражданской авиации, обеспечивать введение и единообразное применение на территории Российской Федерации требований в сфере безопасности полетов, предусмотренных стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.
     

Основные направления реализации Программы

Программа включает в себя шесть направлений, объединяющих комплекс правил и мер разной масштабности в зависимости от степени развития того или иного элемента государственной системы обеспечения безопасности полетов.
Ежегодно по всем направлениям участники системы на федеральном уровне формируют мероприятия, включая разработку ведомственных и федеральных целевых программ, предусматривающих выполнение конкретных наиболее эффективных работ по повышению безопасности полетов в реальных условиях финансирования.
В совокупности реализация этих мероприятий позволит достичь поставленной цели.
 

Государственная программа по безопасности полетов - единый комплекс правил и видов деятельности, нацеленных на повышение безопасности полетов.

В соответствии с международными стандартами, изложенными в Приложениях 1, 6,8,11, 13 и 14, ГПБП представляет собой административную систему управления безопасностью полетов в государстве.
Обязательства и ответственность государств за безопасность полетов, в соответствии выше перечисленными стандартами предусматривают, что Государство определяет, устанавливает и документально оформляет требования, обязательства и ответственность за принятие и выполнение ГПБП. Это предусматривает разработку директив по планированию, организацию, разработку, контроль и постоянное совершенствование ГПБП в соответствии с целями государства в области безопасности полетов. Кроме того, это также предусматривает четкое определение порядка выделения ресурсов, необходимых для реализации ГПБП.
 

Элементы концептуальных рамок ГПБП 

Государственная политика и цели обеспечения безопасности полетов:
  • Законодательные рамки государств в области безопасности полетов.
  • Обязательства и ответственность государств за безопасность полетов.
  • Расследование авиационных происшествий и инцидентов.
  • Правоприменительная политика.
 Управление факторами риска для безопасности полетов на государственном уровне:
  • Требования безопасности полетов к СУБП поставщиков обслуживания.
  • Согласование показателей безопасности полетов для поставщиков обслуживания.
Обеспечение безопасности полетов на государственном уровне:
  • Контроль за состоянием безопасности полетов.
  • Сбор, анализ и обмен данными по безопасности полетов.
  • Ориентирование контроля на области повышенной обеспокоенности или потребности на основе данных о безопасности полетов.
Популяризация вопросов безопасности полетов на государственном уровне:
  • Подготовка кадров специалистов Полномочных органов, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение .
  • Обучение кадров авиационных предприятий, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение. 

Ход выполнения Программы (элементы 1.1 -1.2)

1.1 Законодательные рамки государства в области безопасности полетов. 

  • Разработана концепция и техническое задание на разработку проекта федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части реализации стандартов Международной организации гражданской авиации в области контроля за обеспечением безопасности полетов ( пункт 9 Плана);
  • Разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации устанавливающий порядок выдачи свидетельств авиационному персоналу гражданской авиации (пункт 84 Плана).
  • Разработаны предложения по организации системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации (пункт 2 Плана)

Ход выполнения Программы (элемент 1.1) 

1.1 Законодательные рамки государства в области безопасности полетов.

  • Издан приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128  «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (пункты 2, 20,26,27,56 Плана).
  • Издан приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил « Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (пункт 23 Плана).
  • Издан приказ Росаэронавигации от 29.09.2008 № 164 «Об утверждении взаимосвязанных показателей безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании» (пункт 2 Плана);
  • Разработаны предложенияовнесениеизменений (пункты 2, 5 Плана);
    •  в ПостановлениеПравительстваРоссийскойфедерацииот 30.07.2004г. №395;
    •  в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 396;

 

Ход выполнения Программы (элемент 1.2) 

Государственная политика и цели обеспечения безопасности полетов:

1.2 Обязательства и ответственность государств за безопасность полетов.

  • Утвержден административный регламент Росавиации по проведению обязательной сертификации аэропортов;
  • Разрабатываются следующие проекты административных регламентов Росавиации со сроком утверждения в 2009 году:
    • исполнения государственной функции по выдаче свидетельств и квалификационных отметок членам экипажа воздушного судна и сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам;
    • исполнения государственной функции по обязательной сертификации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку авиационного персонала;
    • исполнения государственной функции по организации и проведению сертификации юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала и медицинское обеспечение полетов;
    • исполнения государственной функции по организации и проведению сертификации эксплуатантов коммерческой гражданской авиации;
    • исполнения государственной функции по допуску к эксплуатации комплексных пилотажных тренажеров для подготовки авиационного персонала.

Ход выполнения Программы (элемент 1.2, 1.4)

Государственная политика и цели обеспечения безопасности полетов:
1.2 Обязательства и ответственность государств за безопасность полетов.
1.4 Правоприменительная политика

  • Разработан перечень государственных услуг по организации функционирования государственной системы управления безопасностью полетов ( пункт 2 Плана);
  • Разработаны предложенияовнесениеизменений :
  • в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №398;
  •  в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.091998г. № 1131;
  • Разрабатывается административный регламент по выполнению функций Ространснадзором по организации государственного надзора за выполнением воздушного законодательства.

 

Ход выполнения Программы

2. Управление факторами риска для безопасности полетов на государственном уровне:
2.1 Требования безопасности полетов к СУБП поставщиков обслуживания.

  • Разработаны изменения в Федеральные авиационные правила (пункт 6 Плана):

    • «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утверждены приказом Минтранса России от 31.07.2009 №128);
    • «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» (утверждены приказом Минтранса России от 04.02.2003 № 11);
    • «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утверждены приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 г. № 98);
    • «Сертификация авиационных учебных центров» (утверждены приказом Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 29.01.1999 г. № 23).
  • Разработаны также Методические рекомендации по разработке и оформлению документации при внедрении системы управления безопасностью полетов в авиационных предприятиях и организациях гражданской авиации.
     

 

Последствия с точки зрения затрат

В связи с введением поправок Приложениям 1, 6, 8, 11, 13 и 14 ИКАО предполагает, что переход к условиям управления безопасностью полетов будет представлять собой адаптацию существующих процессов, а не полное изменение.
Предложения, касающиеся эксплуатации воздушных судов, как ожидается, повлекут за собой лишь минимальные затраты государств, связанные с обновлением существующих правил.
Предполагается, что затраты эксплуатантов также будут минимальными и будут зависеть от того, в какой степени руководства компаний по производству полетов и другие материалы необходимо будет обновить с учетом данных изменений.
Таким образом, государствам не нужно будет создавать системы или мощности, не существующие в настоящее время. Единственным исключением, вероятно, является расширение функциональных возможностей во многих государствах по сбору, анализу и обмену данными о безопасности полетов.
В этой связи общая оценка сводится к тому, что переход к системе управления безопасностью полетов даст выгоды и эти выгоды значительно перевешивают любые затраты, связанные с внедрением.
 

Ход выполнения Программы (элементы 3.1-3.3)

Обеспечение безопасности полетов на государственном уровне:
3.1 Контроль за состоянием безопасности полетов.
3.2 Сбор, анализ и обмен данными по безопасности полетов.
3.3 Ориентирование контроля на области повышенной обеспокоенности или потребности на основе данных о безопасности полетов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации» осуществляются процедуры упразднения Федеральной аэронавигационной службы и передачи ее полномочий Федеральному агентству воздушного транспорта и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта функции.
Разработаны предложения в введению системы управления безопасностью полетов на государственном уровне.
Введено в действие распоряжение Росаэронавигации от 27.08.2007 № 143-р «Об организации сбора информации по безопасности полетов и разработки профилактических мероприятий по результатам расследований событий, угрожающих безопасности воздушного движения в Российской Федерации» (определен механизм взаимодействия с другими органами исполнительной власти при разработке мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий).
 

Контроль за состоянием безопасности полетов

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации целью государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг.
Не прекращающиеся авиационные происшествия с гибелью людей в коммерческой авиации в 2008 и 2009 годах подтверждают, что эта цель пока не достигнута.

Глобальный план обеспечения безопасности полетов

  • Цели ИКАО в области обеспечения безопасности полетов на 2008–2011 гг.
  • Сокращение числа авиационных происшествий и человеческих жертв во всем мире независимо от объема воздушного движения.
  • Значительное снижение частоты авиационных происшествий, особенно в тех регионах, где эти показатели остаются высокими.
  • К концу 2011 года ни один регион ИКАО не должен иметь уровень частоты авиационных происшествий*, более чем вдвое превышающий общемировой показатель.
  • *На основе скользящего среднего показателя за пять лет.

Ход выполнения Программы (элементы 4.1-4.2)

Популяризация вопросов безопасности полетов на государственном уровне:
4.1 Подготовка кадров специалистов Полномочных органов, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение.
4.2 Обучение кадров авиационных предприятий, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение.

В 2009 году будут разработаны федеральные авиационные правила, регламентирующие подготовку авиационного персонала, которые будут учитывать современные подходы к профессиональной подготовке. Это исключит отставание профессиональной подготовки авиационного персонала от уровня развития авиационной техники и технологий ( пункт 74 Плана).

  • Одним из основных условий реализации Программы является подготовка по специальным программам необходимого количества государственных инспекторов для организации контроля за производством полетов и поддержанием летной годности воздушных судов ( пункты 2, 74 Плана).
  • В настоящее время достигнута договоренность с производителями воздушных судов компаниями Боинг и Эйрбас по подготовке необходимого числа государственных инспекторов по производству полетов и летной годности воздушных судов

4.1 Подготовка кадров специалистов Полномочных органов, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение . 4.2 Обучение кадров авиационных предприятий, обмен информацией о безопасности полетов и ее распространение.

  • Осуществляется в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы" обновления парка воздушных судов первоначального обучения и тренажеров, а также модернизация действующих воздушных судов и тренажеров в государственных учебных заведениях гражданской авиации ( пункт 75 Плана)
  • В 2009 году будут разработаны и введены в действие:
    • требований к программам подготовки летного и технического состава
    • требований к воздушным судам первоначального обучения и тренажерным устройствам имитации полета
    • требований к специализированным тренажерным центрам для подготовки авиационного персонала с учетом типов воздушных судов, эксплуатируемых в гражданской авиации
    • требований к преподавательскому и инструкторскому составу
    • требований для авиационных учебных заведений по оценке качества методов подготовки и преподавания, а также методическому и техническому обеспечению учебного процесса
    • требований по организации переподготовки лиц с высшим и средним специальным образованием в качестве пилотов
    • Требования к программам повышения квалификации для инженерно-технического персонала
       

Выводы

  • В 2008 году из-за ряда причин, в том числе и организационных одна треть запланированных мероприятий, головным исполнителем которых был запланирован Минтранс России была не выполнена.
  • Анализ хода выполнения Программы в 2009 году показывает, что до конца года упущенные позиции будут исправлены.
  • До 18 ноября 2010 года необходимо реализовать комплекс мер по созданию административной системы управления безопасностью полетов в Российской Федерации в соответствие с международными стандартами, изложенными в Приложениях 1, 6, 8, 11, 13, 14.
  • Для актуализации Программы и приведения ее положений в соответствие с международными стандартами, изложенными в Приложениях 1, 6, 8, 11, 13, 14 и утвержденных Советом ИКАО в марте 2009 года, необходимо подготовить предложения по внесению изменений в Распоряжение Правительства от 6 мая 2008 года № 641-р.

Заключение

Управление безопасностью полетов это совместная задача Правительства Российской Федерации и авиационной отрасли.
Решение выше перечисленной задачи обеспечит оперативное принятие квалифицированным персоналом корректирующих мер по предупреждению авиационных происшествий и позволит реализовать основной принцип системы управления безопасностью полетов, который дает возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию.

 





комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5DCH
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/kamaz/ по этой ссылке.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/metal/trash/ot100kg/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer