Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Доклад

Итоги работы Ространснадзора в 2008 году

27 февраля 2009 года / Николай Лямов / Aviation EXplorer
 

Доклад исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Николая Лямова на расширенном заседании коллегии Ространснадзора

(приводится сокращенно)

В 2008 году основная деятельность Ространснадзора была подчинена выполнению главной задачи – обеспечение безопасного функционирования транспортной системы России, сохранение жизни и здоровья людей, максимальное ограничение деятельности недобросовестных перевозчиков.

Работа строилась в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, приказами Минтранса России, планом мероприятий Ространснадзора. В целом, решения, принятые на итоговом заседании коллегии Службы 26 февраля 2008 года, мероприятия плана на 2008 год выполнены.

В 2008 году Федеральной службой было проведено 4 заседания коллегии, на которых рассмотрено 6 вопросов, непосредственно касающихся контрольно-надзорной деятельности.

Проведено 2 заседания Общественного Совета при Ространснадзоре. Решения, принятые на Общественном Совете, активно использовались при организации инспекционной работы.

2008 год был не простым, можно даже сказать сложным, для поддержания на оптимальном уровне контрольных мероприятий на отдельных видах транспорта.

В течение всего года отрабатывались вопросы транспортного контроля международных автомобильных перевозок, в связи с предстоящей передачей части функций Ространснадзора на границе Российской Федерации в ведение Федеральной таможенной службы и сокращения отдельных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу.

Осуществлялись организационные мероприятия по размещению стационарных пунктов весового контроля и проведению совместно с Росавтодором весогабаритного контроля транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки в международном сообщении. Эта работа будет продолжена и в текущем году.

Подвергся серьезному реформированию авиационный блок Ространснадзора. Три управления вместе с численностью и функциями переданы в Росавиацию.

В связи с этим, серьезные кадровые изменения произошли как в центральном аппарате Ространснадзора, так и в территориальных управлениях госавианадзора. В последних, эти изменения напрямую отразились и на подразделениях авиационной безопасности, на которые в связи с вступлением в силу Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» были возложены дополнительные задачи и функции.

Необходимость внесения дополнительных корректив в проведение контрольно-надзорных функций была продиктована положениями Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 05 ноября 2008 года.

Неоднозначно можно оценить состояние аварийности и транспортной безопасности в Российской Федерации в 2008 году, как основного критерия эффективности деятельности Ространснадзора.

В целом на всех видах транспорта уровень безопасности вырос. Более чем на 18% снизилось количество транспортных происшествий и травмированных пассажиров.

Однако, это произошло за счет снижения аварийности на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте.

Настораживает показатель числа погибших в транспортных происшествиях, который в 2008 году вырос на 5% в целом на всех видах транспорта, а в гражданской авиации этот показатель достиг в 2008 году почти 250% роста.

Если сравнивать абсолютные цифры, характеризующие уровень безопасности транспортных перевозок, то в 2008 году наиболее тревожное положение сложилось на авиационном транспорте, где практически все показатели аварийности и тяжести последствий выросли, тогда как на других видах транспорта они снизились.

Полагаю, что на состояние безопасности транспортных перевозок в значительной мере повлияла контрольно-надзорная деятельность территориальных управлений в отношении транспортных предприятий, фирм, авиакомпаний, индивидуальных предпринимателей, других субъектов транспортной инфраструктуры.

Общая сумма штрафов и доходов от разрешительной деятельности, поступивших в бюджеты всех уровней в 2008 году, составила 280 млн.рублей.

Если провести небольшой анализ действенности контрольно-надзорной деятельности и административной практики Ространснадзора, то получается следующая картина.

Инспекторский состав управлений по транспортным блокам использует имеющиеся полномочия (в соответствии с КоАП) не равнозначно.

Наиболее широкий спектр статей Кодекса применяется автомобильным блоком. Об этом говорят цифры выданных предписаний, контроль за их выполнением, возбужденных и реализованных административных дел, сумм штрафов, поступающих в местные и федеральный бюджеты.

На несколько порядков ниже эти показатели у подразделений Госморречнадзора и Госжелдорнадзора.

Отсутствует или почти отсутствует работа по делам об административных правонарушениях в управлениях Госавианадзора.

Принимая во внимание разницу в количестве подконтрольных хозяйствующих субъектов по видам транспорта, законодательные ограничения в полномочиях (госжелдорнадзора), все же хочу отметить недооценку и нежелание отдельных управлений в полном объеме заниматься административной практикой. Такое положение дел значительно снижает профилактическую, предупредительную составляющую контрольных инспекционных мероприятий.

На слайдах видно, что в показателях контрольно-надзорной деятельности ряда управлений в графах приостановления и аннулирования лицензий стоят нули.

По тысячам выявленных нарушений и недостатков в деятельности хозяйствующих субъектов, чуть более 3-х сотен возбужденных дел об административных правонарушениях, большая часть которых за не исполнение предписаний, которых выдано более 40 тысяч.

Уместен вопрос, на каких основаниях, почему выдача предписания, исполнение которого не всегда, а зачастую совсем не контролируется, служит наиболее применяемой мерой административного воздействия на нарушителей законодательства.

Ответ напрашивается один – низкий уровень организации работы и контроля со стороны начальников управлений, непрофессионализм и упрощенчество инспекторского состава, включая руководителей и их заместителей структурных подразделений управлений.

Это подтверждается и различными подходами к ведению административной практики в управлениях по видам транспорта с одинаковыми условиями работы, спецификой деятельности подконтрольных субъектов перевозочных или обеспечивающих процессов жизнедеятельности.

Считаю целесообразным довести до Вашего внимания оценочную выводную информацию, вскрыть причины наших недоработок в 2008 году, а главное, определить задачи Федеральной службы на 2009 год.

 

 

Очередной «всплеск аварийности» с воздушными судами гражданской авиации России в 2008 году свидетельствует о тревожном положении с обеспечением безопасности полетов.

Основной задачей государственного надзора в области воздушного транспорта является обеспечение авиационной безопасности полетов организациями, выполняющими воздушные перевозки и авиационные работы, соблюдение ими норм и правил по обеспечению авиационной безопасности и предупреждению авиационных происшествий. Однако, многочисленные нарушения законодательства, не позволяют искоренить происшествия, в результате которых гибнут люди.

В то же время, неблагополучное положение с обеспечением безопасности функционирования гражданской авиации во многом является следствием отсутствия должного контроля за деятельностью авиапредприятий со стороны Ространснадзора и его территориальных органов.

В ряде авиакомпаний и аэропортов длительное время авиационная безопасность обеспечивалась службами, не имеющими лицензий.

Инспекторами Ространснадзора и его территориальных органов проверки авиапредприятий и воздушных судов проводятся на низком уровне, их результаты зачастую не отражают реального состояния дел, многие важные вопросы не рассматриваются. Замечания, указываемые ими в отчетах, малозначительны и однообразны (о сорванных пломбах с огнетушителей, об оформлении полетного задания с помарками, о наличии грязи в грузовой кабине, о необходимости проверки санитарного состояния салонов и др).

Между тем, во многих авиакомпаниях в 2008 году выявлены грубые нарушения воздушного законодательства, касающиеся пилотирования самолетами, ведения технической документации, режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов. В ОАО «Внуковский авиаремонтный завод-400» допускаются нарушения законодательства о лицензировании при организации работы по техническому обслуживанию воздушных судов. Во многих аэропортах ненадлежащим образом организована их охрана, предполетный досмотр и др.

Нарушения допускаются и самими контролирующими органами. Так, в ОАО «Красноярские авиалинии» без продления межремонтного ресурса в сентябре 2008 года использовался двигатель самолета «Ил-86». Тем временем руководителем Красноярского УГАН Бондаренко В.Т. акт оценки технического состояния указанного двигателя подписан задним числом, когда его наработка с начала эксплуатации значительно превысила установленный ресурс.

Несмотря на распространенность нарушений законодательства в сфере гражданской авиации, своевременную и надлежащую оценку со стороны Службы и ее территориальных органов они получают не всегда.

Ространснадзором не используются все предоставленные полномочия по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Северо-Западным УГАН при выявлении в первом полугодии 2008 года 334 правонарушений возбуждено всего 7 административных производств. Архангельским и Центральным УГАН при установлении фактов неисполнения внесенных ими предписаний, дела об административном правонарушении не возбуждались, выданы повторные предписания. Дальневосточным, Камчатским, Западно-Сибирским и Южным УГАН также при наличии оснований дела об административных правонарушениях зачастую не возбуждаются. На наличие вышеперечисленных нарушений и недоработок неоднократно указывалось Ространснадзору Генеральной Прокуратурой России.

Практика функционирования транспортной системы России, краткий анализ контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта позволяет обозначить главные причины низкого уровня безопасности перевозок, большого числа транспортных происшествий и, самое главное, тяжести их последствий в 2008 году.

К сожалению, и 2009 год начался с 2-х авиакатастроф вертолетов, 6 дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями с автобусами, нескольких серьезных происшествий на железнодорожном, морском и речном транспорте. Итог – десятки погибших и сотни раненых.

Более чем в 70% случаев причиной транспортных аварий, катастроф, кораблекрушений признается так называемый человеческий фактор.

В 2008 году в ходе инспекторского контроля (надзора) за сертификацией авиационного персонала (включая проверки высших учебных заведений гражданской авиации, авиационных учебных центров и квалификационных комиссий) были выявлены системные нарушения законодательства о гражданской авиации, что позволяет сделать выводы:

1. Ни один из проверенных Госавианадзором в 2008 году авиационных учебных центров (в том числе АУЦ на базе Санкт-Петербургского университета гражданской авиации), в полном объеме не соответствует сертификационным требованиям Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденных приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года № 23.

2. Экспертная оценка на соответствие эксплуатантов коммерческой гражданской авиации сертификационным требованиям проводится формально и не в полном объеме, отсутствует анализ численности и профессиональной подготовки авиационного персонала, необходимого для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов.

3. Деятельность ВКК, как органа по классификации специалистов в гражданской авиации, не соответствует требованиям главы 2 «Положения о классификации специалистов гражданской авиации СССР» от 19 декабря 1988 года.

Учет и регистрация выданных свидетельств и талонов нарушений в специальных реестрах выдачи свидетельств специалистам ГА не ведется (нарушение п.22.1 «Положения о классификации специалистов гражданской авиации СССР» от 19 декабря 1988 года № 44/и).

Проверка уровня теоретических знаний по специальным дисциплинам проводится членами ВКК, не имеющими допуска и опыта полетов на данном типе воздушного судна, без использования билетов или специальных утвержденных компьютерных программ.

При проверке утвержденных представлений в ВКК выявлены грубейшие нарушения требований и норм документов, регламентирующих правила выдачи свидетельств и присвоения классов специалистов ГА.

Второй причиной, прямо влияющей на безопасность транспортной деятельности, является состояние самих транспортных средств.

В 2008 году в сравнении с 2007 годом произошло значительное увеличение числа авиационных событий с воздушными судами зарубежного производства. Это связано с увеличением в самолетном парке воздушных судов зарубежного производства, ростом интенсивности их эксплуатации и низкой эффективностью мероприятий по профилактике отказов и неисправностей авиационной техники зарубежного производства в российских авиационных предприятиях.

Международная практика показывает, что одним из наиболее эффективных методов повышения уровня безопасности транспортной деятельности является осуществление постоянного и всеобъемлющего надзора и принятие оперативных мер по предупреждению и пресечению нарушений.

Игнорирование данного правила приводит к существенному влиянию на безопасность, так называемых дополнительных сопутствующих «факторов риска», а это:

  • нарушения норм медицинского контроля;

  • нарушения норм технического контроля;

  • нарушения норм рабочего времени и отдыха.

К сожалению, последние нарушения носят практически во всех транспортных организациях, системный характер.

В условиях финансового кризиса, сокращения персонала в коммерческих предприятиях транспорта, превышение санитарных норм рабочего времени летного состава, водителей, машинистов стало нормой.

Позвольте несколько минут уделить вопросу транспортной безопасности, состоянию антитеррористической защищенности подконтрольных нам объектов транспортной инфраструктуры.

Отдавая должное значительному объему контрольных мероприятий, проведенному Управлением транспортной безопасности, остановлюсь на проблемных вопросах на этом направлении надзорной деятельности.

Около 100 аэропортов не имеют рентгено-телевизионных интроскопов или других необходимых технических средств досмотра пассажиров.

Во многих аэропортах эксплуатируется технически устаревшая досмотровая аппаратура, зачастую с выработанным ресурсом.

Оставляет желать лучшего профессиональная подготовка специалистов служб досмотра пассажиров. В 2008 году инспекторским составом подразделений авиационной безопасности активно практиковались внезапные проверки этих служб. По результатам выдавались предписания, деятельность нескольких аэропортов временно приостанавливалась и закрывалась. Однако, эти меры не возымели своего действия.

Контрольные проверки, проведенные правоохранительными органами в ряде аэропортов России, во многих случаях заканчивались проносом через досмотр оружия, других запрещенных предметов, использованием поддельных документов.

При таком положении дел о требуемой надежности в обеспечении безопасности полетов, а главное антитеррористической защищенности авиационных перевозок, говорить преждевременно.

Много проблем накопилось в поисковом, аварийно-спасательном и противопожарном обеспечении полетов.

Действующее законодательство и нормативная база не полностью удовлетворяет деятельность Ространснадзора в современных условиях.

В 2008 году был принят целый ряд нормативно-правовых актов, способствующих более полной реализации функций и полномочий по надзору на всех видах транспорта. Перечислять их нет необходимости.

Основная задача на предстоящий период – обеспечить сопровождение и принятие основополагающих нормативных актов, а это: новая редакция Положения о Ространснадзоре и Положение о транспортном инспекторе. Кроме того, на проработке в Минтрансе России находится еще ряд проектов правовых актов, касающихся деятельности по надзору практически на всех видах транспорта. Прохождение этих документов требует также постоянного внимания со стороны правового управления и других управлений Службы.

 

Авианадзор

Николай Лямов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC91Ca
Здесь http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/loaders/, подробности...
Тут http://perevozki.youdo.com/cars/company/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer