Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Безопасность Статья

Долгие проводы НПП ГА-85

Когда вступят в действие ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"


17 августа 2009 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer
 

Анатолий Липин
Доцент кафедры Аэронавигации Санкт-Петербургского государственного университета ГА

Эксперт "Aviation EXplorer"

Для своего времени НПП ГА-85 был прогрессивным нормативным до­кументом, регулирующим деятельность могучего Аэрофлота. После распада Совет­ского Союза 1991 г. в бывших союзных республиках и регионах России были соз­даны собственные авиакомпании, т.е. Аэрофлот развалился на множество авиакомпа­ний, но НПП ГА-85 продолжало свое существование. После ликвидации Министерства ГА в него было внесено 8 изменений. Последнее изменение было утверждено приказом Минтранс России от 20.01.2006 г. № 10 “О выполнении взлетов и посадок гражданских воздушных судов в условиях сильного ливневого снега”.

Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) было вве­дено в действие с 01.10.1985 г. приказом Министра гражданской авиации СССР от 08.04.1985 г. № 77. У истоков разработки  НПП ГА-85 стояли корифеи гражданской авиации: Ва­син И.Ф., Березин А.М., Гриневич А.С., Киселев И.Ф., Шелковников В.Г., а также работники ГосНИИ ГА, ГосНИИ Аэронавигация, ГПИ и НИИ Аэропроект, учебных заведений: Академия ГА и Ульяновская ШВЛП. На последнем этапе разработки НПП ГА-85 рабочая группа была командирована в Ульяновск и там две недели согласовывалась окончательная редакция.
 
После провозглашения Россией суверенитета ее первый Президент 20 августа 1991 г. издал Указ об обеспечении экономического суверенитета РСФСР. Совету Министров РСФСР было предложено до 1 января 1992 г. обеспечить передачу и принятие в ведение органов государственного управления РСФСР предприятий и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Российской Федера­ции. Это привело к упразднению ряда министерств, в том числе и Министерства ГА СССР. Его правопреемником стал Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта РФ.
 
В 1996 г. Департамент воздушного транспорта был преобразован в Федераль­ную авиационную службу (ФАС).
В 1999 г. произошла очередная реорганизация в гражданской авиации. Вза­мен ФАС была создана Федеральная служба воздуш­ного транспорта (ФСВТ).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2000 г. № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2000 г. № 708-р 01.06.2000 г. ФСВТ была преобразована в Государственную службу гражданской авиации (ГС ГА) Министерства транспорта РФ.
В 2004 г. произошло последующее преобразование ГС ГА. В рамках административ­ной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” были образованы: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиа­ция) и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), а Указом Президента Российской Федерации от 05 сентября 2005 г. № 1049 была образована Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация).
 
В такой череде структурных преобразований трудно было издать документ рег­ламентирующий деятельность эксплуатантов воздушного транспорта. Да и авиация стала другой. Российские эксплуатанты начали выполнять полеты на боингах и аэробусах. А это требовало значительных изменений в правилах полета и в обслуживании воздушного движения, но тогдашнее руководство всех перечисленных структур не было готово к радикальным изменениям.
 
Справедливо­сти ради стоить отметить, что 2000 г. со стороны ФСВТ была принята попытка издать ФАП “Производство полетов гражданской авиации в Российской Федера­ции”. НИР на разработку данного ФАП был поручен Академии ГА. В разработке ФАП участвовал начальник Управления летной службы ФСВТ России Таршин Ю.П., представители летной службы ОАО "Аэрофлот - российские международные авиалинии", ФГУАП “Пулково”, работники Академии ГА и представителе ряда авиакомпаний. При создании ФАП разработчики ориентиро­вались главным образом на Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО. Летом 2004 г. результаты НИР были представлены в Департамент государственной по­литики в области гражданской авиации Минтранс России. Заместитель руководителя этого департа­мента Павленко  А.И.  (отставной  генерал  ВВС)  приводил его в соответствие с поло­жениями НПП ГА-85. После представления эксплуатантам продукта деятельности Павленко А.И. они не согласились с его содержанием. В 2005 г. с учетом предложения Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта была создана рабочая группа по переработке трудов Павленко А.И. (проекта Минтранса). В приложении дан протокол одного из заседаний рабочей группы. После 2005 г. следы этого ФАП потерялись в недрах Минтранса.
 
В 2007 г. появилась информация, что находится в стадии разработки ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”. Приказом Минтранса России от 17.07.2008 г. № 108 он был утвержден и должен был вступить в действие через 90 дней после его опубликования. После вступления в силу этого ФАП прекращает действие на территории Российской Федерации НПП ГА-85 и НШС ГА-86. К сожалению, проводы в историю этих документов не состоялись в назна­ченное время.
 
Изучив содержания ФАП (приложения к приказу №108), эксплуатанты поняли, что разработчикам не уда­лось качественно скомпилировать Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО для нужд гражданской авиации России. В тоже время они обнаружили в Приложениях № 10 и 11 к Правилам (п. 10.8.11) переписанные из НПП ГА-85 положения по безопасным высотам. Таким образом, разработчики ФАП проявили полное пренебрежение к вышестоящим Федеральным авиационным правилам полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, в котором имеется Единая методика расчета высот (эшелонов) полета воздушного судна (Приложение № 1 к Правилам (п. 13, 22, 69, 75)) и которая существенно отличается от положений, имеющихся в НПП ГА-85.
 
Многочисленные письма эксплуатантов в уполномоченный орган гражданской авиации о низком качестве ФАП привели к тому, что Минтрансу пришлось издать приказ от 27 ноября 2008 г. № 197 о переносе срока введения в действие этого ФАП на 1 июля 2009 г. Таким образом, разработчикам был дан таймаут на переработку ФАП. С этой целью он для всеобщего обозрения был помещен на сайте Минтранса с просьбой направлять замечания Шныреву А.Г.
 
Со своей стороны Директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации в своем обращении от 16.06.2009 г. № 01-03-04/2045 к Росавиа­ции, Росаэронавигации и Ространснадзору сообщил следующее:
 
“В настоящее время Департаментом государственной политики в области граж­данской авиации разработана новая редакция Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”, вступление в силу которых запланировано на 01 октября 2009 г.
Прошу проинформировать об этом авиакомпании и заинтересованные органи­зации”.
 
В начале июля с.г. поя­вился приказ Минтранса от 17 июля 2008 г. № 108 “Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (в редакции Приказов Минтранса РФ от 27.11.2008 №197 и от 23.06.2009 №100) в котором говорилось о вступлении в силу указанного ФАП с 15 сентября 2009 г. В приложении к приказу представлен ФАП “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" без каких-либо изменений. Исходя из этого, не понятно, когда же вступит в действие указанный ФАП - 15 сентября или 01 октября с.г. и в какой редакции?
 
Таким образом, развитие ситуации с изданием ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации” показала отсутствие системности в Департаменте государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России в издании столь важного нормативного документа для авиационного сообщества гражданской авиации России.
 
Во время таймаута Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России активно работал над устранением замечаний, поступающих от эксплуатантов по электронной почте на адрес Шнырева А.Г.  
 
В отношении самого ФАП необходимо сказать, что на сайте Минтранса России в разделе Документы представлена версия, которая существенно переработана в лучшую сторону.
 
Следует отметить, что применяемый метод получения замечаний от эксплуатантов по электронной почте в адрес Шнырева А.Г. способствовал ускорению получения замечаний, но в тоже время из-за разброса предложений получателю замечаний, очевидно, трудно было отфильтровать нужные и правильные посылы.
 
Опыт создания документов ИКАО показывает, что документы разрабатываются не работниками полномочных авиационных органов, а специализированными группами экспертов.
 
Вывод из истории издания ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" можно сделать следующий. Для издания хорошего документа необходима команда из заинтересованных профессионалов, а не узкий круг работников уполномоченного органа в области авиации.
 

Анатолий Липин



комментарии (0):











Материалы рубрики

Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО



Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН
Валерий Козлов
«Человеческий фактор»: ни человек и ни фактор
Анатолий Липин
Что нужно сделать с существующими схемами SID, STAR, Approach?
Росавиация
Информация по безопасности полетов № 19
Александр Алдюхов
Крутой взлет транспортных гибридов
Фанис Мирзаянов
Об издании Руководства по управлению безопасностью полетов ИКАО
IHST
Результаты глобального опроса IHST по безопасности
Aviation EXplorer
Госавианадзор – итоги 2017 года
МАА
О требованиях по обеспечению транспортной безопасности ВТ
Росавиация
Встреча Росавиации и FAA по регулированию использования БАС
Сергей Пятко
Повышение эффективности управления воздушным движением в Московской зоне ЕС ОрВД
Денис Людчик
О проблемах обязательной сертификации техсредств обеспечения транспортной безопасности
Анатолий Липин
О минимумах на некатегорируемых аэродромах
Георгий Матвеев, Фанис Мирзаянов
"Проект Руководства по управлению безопасностью полетов", 4-е издание
Андрей Ситнянский
Давайте пугать пилотов, а не пассажиров
Александр Книвель
О сертификации типа, разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники
Дмитрий Карибов
Анализ статистики авиапроисшествий с вертолетами ГА РФ 2012-2016 годы
Росавиация
Одной из главных причин авиасобытий с судами АОН остается бравада в полете
Леонид Щербаков
Сегодняшние проблемы пользователей воздушного пространства и задачи перед стратегией развития Аэронавигационной системы
Леонид Щербаков
Состояние ОрВД в Московском аэроузле. Меры по ее развитию
Роман Гусаров
О цене "метеозависимости" отрасли
Евгений Матвеев
Мы все пассажиры
Пилоты АОН
Пилоты АОН обратились к Президенту
Александр Яковлев
Нормативно правовой вакуум требует заполнения
Валерий Кулавский
Качество подготовки авиационного персонала как основа безопасности полетов
Александр Виндермут
Подготовка специалистов авиаперсонала ГА
Анатолий Липин
Еще раз. Кому нужны минимумы?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Грузовая перевозка: грузоперевозки по Москве манипулятор цена, выбирай YouDo!
Дорожная помощь в районе ст. Семеновская, выбирай на YouDo!
Смотрите тут - буксировка строительных вагончиков, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer