Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Обзор

Из отчётов МАК о результатах расследований авиационных происшествий с вертолетами

31 октября 2010 года / AEX.RU / Aviation EXplorer
 

Отчеты Межгосударственного авиационного комитета по результатам расследований авиационных происшествий с вертолетами Ми-2 RA-23710 ОАО «Казанское авиапредприятие», Bell-407 RA-01895 частного владельца, Ми-171 RA-22468 ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа», Ми-8Т RA-24209 ФГУП «Корякское авиапредприятие», R-44 Raven 1 RA-04163 частного владельца.

Причиной аварии вертолета Ми-2 ОАО «Казанское авиапредприятие», произошедшей 02.05.2009 в Казани, явилось сочетание следующих факторов:

- отказ правого двигателя ГТД-350 из-за разрушения лопаток 2-й ступени ротора свободной турбины (конструктивно-производственный недостаток);

- невозможность горизонтального полета с одним работающим двигателем;

- дефицит времени для выбора места вынужденной посадки;

- вынужденная посадка на грунт, неоднородный по плотности, приведшая к заваливанию вертолета на правый борт, разрушению его конструкции и пожару.

 

Причинами катастрофы вертолета Bell-407 частного владельца, произошедшей 10.05.2009 в Иркутской области, явились:

- профессиональная неподготовленность КВС к выполнению полетов на данном типе вертолета;

- его неправильное решение на выполнение несанкционированного органами ОрВД полета, ночью в горной безориентирной лесистой местности на высоте, значительно ниже безопасной для фактических условий полета.

Возможными способствующими факторами явились:

- неиспользование задатчика опасной высоты на радиовысотомере;

- потеря пилотом пространственной ориентировки по крену из-за недостаточного опыта полетов на вертолете с прямой индикацией угла крена на авиагоризонте.

 

Непосредственной причиной катастрофы вертолета Ми-171 ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа», произошедшей 19.12.2009 в районе аэродрома Воркута, явилась

потеря экипажем пространственной ориентировки после снижения ниже ВПР вследствие отвлечения внимания от контроля за режимом полета на визуальный поиск огней подхода и ВПП в условиях отсутствия видимости наземных и световых ориентиров, что привело к непреднамеренному выводу вертолета на большие углы тангажа, потере скорости и попаданию в режим вихревого кольца.

Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:

- недостатками в подготовке экипажа к полетам по ППП (понижение минимумов КВС выполнялось под шторкой и на КТВ, без выполнения установленных ППЛС на вертолете Ми-8 обязательных самостоятельных полетов в естественных условиях);

- невыдерживанием КВС установленных РЛЭ вертолета режима полета и схемы захода на посадку;

- невыполнением экипажем действий, определенных РЛЭ вертолета Ми-171, Инструкцией по взаимодействию и технологии работы членов экипажа при заходе на посадку по ППП, включая выполнение прерванного захода на посадку при достижении ВПР и отсутствии видимости световых и наземных ориентиров;

- сильным психофизиологическим напряжением членов экипажа из-за отсутствия натренированности в полетах в естественных метеорологических условиях;

- недостатками в организации воздушного движения, выразившимися в нарушении технологии работы руководителя полетов в части ограничения (прекращения) приема ВС при отсутствии на аэродроме необходимых средств обеспечения полетов, а также в нарушении технологии работы диспетчера КДП при осуществлении управления экипажем в процессе захода на посадку;

- недостатками в метеорологическом обеспечении полетов ВС, выразившимися в неоправдавшемся прогнозе погоды по пункту посадки, на которую экипажи принимали решение на вылет по ПВП в ночных условиях, а также в определении видимости на ВПП, которая в момент посадки вертолета была менее установленной для метеоминимума аэродрома.

Недостатки, связанные с организацией полетов, метеообеспечением и организацией воздушного движения, носят системный характер, поскольку еще экипажам 5 вертолетов, безопасность полетов в аэропорту Воркута в сложившихся условиях не обеспечивалась.

 

Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т ФГУП «Корякское авиапредприятие» произошло 28.12.2009 в Камчатском крае в результате вынужденной посадки в горной местности, сопровождавшейся разрушением его конструкции, и явилось следствием сочетания следующих факторов:

- выполнение полета в зоне непрогнозируемого обледенения с выключенной противообледенительной системой двигателей;

- самовыключение в полете левого двигателя вертолета;

- значительное превышение величины полетной массы вертолета, при которой возможно выполнение горизонтального полета при одном исправно работающем двигателе;

- высота полета на момент отказа двигателя, недостаточная для обеспечения резерва времени, необходимого для выхода левого двигателя на рабочий режим после его запуска в воздухе при фактических действиях экипажа;

- ошибочные действия экипажа органами управления по восстановлению балансировки вертолета и по оптимизации параметров полета, приведшие к недопустимому снижению скорости полета и частоты вращения несущего винта, попаданию вертолета в режим «вихревого кольца» и, как следствие, к приземлению с большой вертикальной скоростью.

Самовыключение в полете левого двигателя вертолета произошло, наиболее вероятно, из-за погасания его камеры сгорания в результате поступления в нее льда с обледеневшего входного устройства двигателя.

 

Причиной авиационного происшествия с вертолетом R-44 Raven 1 частного владельца, произошедшего 10.03.2010 в районе Онежского озера, явилась

потеря пилотом пространственной ориентировки при выполнении полета в сложных метеорологических условиях при отсутствии видимости наземных ориентиров, что привело к столкновению вертолета с покрытой льдом заснеженной поверхностью озера вследствие сочетания следующих факторов:

- неудовлетворительная профессиональная подготовка пилота;

- непринятие решения о выполнении посадки на площадку, подобранную с воздуха, при встрече с фактическими метеорологическими условиями ниже минимума пилота (нарушение Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» п.3.109).

Комиссия установила, что пилот выполнял полет без получения соответствующего разрешения (нарушение Воздушного кодекса РФ ст. 16 и Федеральных правил использования воздушного пространства РФ п.п. 5, 12) с фальсифицированным свидетельством пилота-любителя).

 


AEX.RU


комментарии (1):

аварком      01/11/2010 [17:10:58]#1
Комментарии кажутся излишними... так как из цитированных отчетов, по-моему, очевидно, что, на самом деле, как бы МАК ни старался этот фактор отмечать не в первую очередь, основной причиной всех аварий вертолетов теперь становится недостаточный уровень летной подготовки, а именно навыков пилотирования по приборам, в аварийной ситуации, в особых условиях полета и недостаточная подготовленность экипажей вертолетов к выполнению конкретного полета в конкретных условиях.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer