← Назад

Главная Безопасность КомментарийОсобенности работы эксперта-криминалиста на объектах воздушного транспорта

8 декабря 2010 года / Евгений Надежденский / Aviation EXplorer

Московский воздушный узел ежедневно обрабатывает несколько десятков тысяч пассажиров. Огромное количество граждан приезжает в столицу, большой процент из них составляют иностранцы. В связи с обострившейся международной обстановкой и постоянной угрозой проведения террористических актов, как никогда важна работа экспертов ЭКЦ УТ МВД России по ЦФО . Как известно, технический прогресс не стоит на месте и ежедневно появляются новые образцы – потенциальные объекты для нашей работы.

Надежденский Евгений Александрович
Эксперт-криминалист ЭКЦ, подполковник милиции

Безопасность пассажиров – самая главная забота работников МВД на воздушном транспорте, в том числе и экспертов. В связи с широчайшей географией маршрутов, по которым следуют воздушные суда, нельзя предугадать, что и откуда попадет на исследование. В нашей работе встречаются образцы практически всех времён из различных стран (патроны калибра 4 мм для револьверов «Сафари» производства Украины, так называемых «опасных игрушек», охотничьи патроны для нарезного штуцера 460 калибра, револьверы «Лефоше» и другие экзотические образцы). Любая горячая точка на земном шаре может отозваться в аэропорту Шереметьево . Рассмотрим основные проблемы возникающие во время работы.

Терроризм – бич нашего века. На какие только уловки не идут экстремисты. Каких только способов сокрытия не придумывают. Банальная разборка оружия до винтиков и распределения деталей между несколькими пассажирами, подкидывание оружия в багаж третьих лиц, маскировка оружия и боеприпасов под предметы хозяйственного назначения (стреляющие авторучки, зажигалки, антикварные пряжки СС, трости и т.д.). Неоднократно отмечались попытки привлечь к проносу оружия и боеприпасов на борт судна обслуживающий персонал и экипажи. Поскольку авиалайнер довольно-таки внушительный объект со множеством укромных уголков, представьте, каков объём работы, да и нужен огромный опыт, чтобы отличить деталь огнестрельного оружия от других деталей конструкций судов, тем более, что злоумышленники усиленно вводят в заблуждение.

Одна из самых главных проблем – юридическая неграмотность граждан. Многие иностранцы бездумно переносят юридические нормы своей страны на нашу территорию. Граждане нашей страны вообще привыкли полагаться на «Авось» и «Кому это надо». Пассажиры везут опасные сувениры, дедушкины раритеты, находки и коллекции, не оформив разрешительных документов, а получая документы в лицензионно-разрешительных структурах, не утруждают себя проверкой данных документов, в итоге номер на оружии один, в документах другой. Не задумываясь, ошибки исправляются самими владельцами, подчищаются записи, исправляется сроки и т.д. Совершенно спокойно, оружие передаётся третьим лицам (родственникам, знакомым, да и вообще, посторонним людям). Юридические лица и организации совершенно легкомысленно относятся к оформлению разрешительных документов (командировочных, разрешений, маршрутных листов), не производят окраску служебного оружия в соответствии с требованиями, не знают содержание соответствующих законодательных актов. В итоге, оружие изымается, а у экспертов прибавляется работа. Многие из граждан не слышали о существовании закона «Об оружии», не говоря о том, что и не подозревают о ст. 6 данного закона.

Экспертам приходится постоянно держать руку на пульсе прогресса, не секрет, появились образцы оружия и боеприпасов не определяемы штатными техническими средствами, установленными в аэропортах (керамические пистолеты производства США, пластиковое оружие и патроны и т.д.), новые виды взрывчатых веществ. Опять же существует масса способов маскировки. Практически все указанные в учебниках криминалистики, виды оружия прошли через руки криминалистов нашего ЭКЦ, однако очень часто в работе встречаются очередные новинки (стреляющие и взрывающиеся сотовые телефоны, бытовая техника со смертельной начинкой). Под оружие приспосабливаются самые неожиданные предметы и тут как никогда важно быстро и качественно определить, что это такое перед тобой, ведь на кону жизни сотен пассажиров.

Другое не менее важное направление деятельности – работа с антиквариатом. Несовершенство законодательной базы создаёт огромные проблемы. В страну ввозят партии оружия в рабочем состоянии, пригодные для производства выстрела, а в Законе «Об оружии» не предлагается четкого алгоритма действий во многих ситуациях, возникающих в ходе работы. Приходиться руководствоваться многочисленными инструкциями и подзаконными актами различных министерств. Сказывается нехватка официальной справочной литературы. Зачастую в поисках ответов на вопросы на помощь приходит популярная техническая литература, причем разные источники не редко противоречат друг другу. Например, министерство культуры настаивает на признание антиквариатом предметов старше 50 лет, а международные документы указывают на срок в 100 лет. В процессе исследований приходиться решать некоторые проблемы с боеприпасами к исследуемому оружию старых образцов (кремнёвое, капсюльное, шпилечное оружие) и сохранностью самих образцов в процессе исследования.

На исследование поступает большое количество самодельного оружия. Стреляющие устройства всех сортов и конструкций, воссоздание конструкций прошлых веков, переделка существующих образцов. Самодельные стреляющие авторучки, пипербоксы, вкладные стволики в гладкоствольное оружие (ракетницы, охотничьи ружья), пистолеты всех сортов, начиная с использованием шпингалета и до высокоточных деталей изготовленных заводским способом.

Большое количество существующих конструкций переделываются для увеличения поражающих свойств, от банального высверливания рассечек в газовом оружии, до замены ствола в травматике или растачивании ствола в пневматической винтовке под малокалиберный патрон. Создаётся впечатление, что каждый владелец считает своим долгом внести изменения в конструкцию согласно своему разумению. В итоге мы имеем объект 12-го калибра стреляющий очередями. Переделываются и другие модели гладкоствольного и нарезного оружия (Тоз-106), в итоге получаем компактный обрез помещающийся в кармане пиджака и много чего ещё интересного. В патроны для травматического оружия (9х22) вставляются металлические стержни, резиновые пули заменяются картечью (при условии удаления выступов в стволе) или дробью. Переделываются старые образцы оружия под современные боеприпасы (пипербоксы, револьверы и т.д.).

В ЭКЦ производятся большое количество исследований и экспертиз, опыт обобщается, на его основе разрабатываются рекомендации и методические пособия для других служб и подразделений. Эксперты проводят регулярные занятия, во время которых знакомят личный состав с новинками. Разбираются на конкретных примерах порядок действия личного состава при обнаружении того или иного объекта, при этом широко используется изъятые предметы. Обращается внимание на те, или иные особенности каждого объекта. Эксперты регулярно выезжают на объекты обслуживания для оказания практической и методической помощи, тем более что территория обслуживании очень обширна. На объектах оперативного обслуживания, в том числе и в аэропорту Шереметьево, существует своя специфика работы.

Необходимо отметить, что в процессе работы нам приходится тесно контактировать с другими смежными службами – ФСО, САБ ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», Шереметьевской таможней, Военизированной охраной и т.д. С данными структурами налажен обмен информацией, происходит оказание взаимной помощи (выполняется большое количество межведомственных экспертиз, происходят взаимные проверки).

Но, пожалуй, главная особенность работы эксперта на объектах воздушного транспорта – это огромная ответственность за жизни тысяч пассажиров и их безопасность. Любая оплошность, любой недосмотр, может обернуться трагедиями и привести к катастрофе.


Евгений Надежденский


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2010/12/8/1233/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.