2 марта 2010 года состоялось расширенное заседание коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), на которой рассматривались итоги работы ФСНСТ и его территориальных управлений в 2009 году и задачи на 2010 год.
С докладом выступил руководитель Ространснадзора Г.К. Курзенков. В частности, говоря о гражданской авиации, он отметил, что в 2009 году показатели аварийности, особенно в коммерческой авиации, выглядят несколько лучше, чем за 2008 год. Однако, еще рано говорить о приемлемом уровне безопасности полетов в гражданской авиации, поскольку он имеет нестабильный характер и пока еще не соответствует мировому и европейскому уровню.
С гражданскими воздушными судами Российской Федерации в 2009 году произошло 23 авиационных происшествия, из них – 14 катастроф, в которых погиб 61 человек, 9 аварий и 841 авиационный инцидент.
В сравнении с 2008 годом, количество авиационных происшествий сократилось на 8%, общее число инцидентов – на 6%, общее количество серьезных инцидентов сократилось на 28%, а количество погибших уменьшилось на 57%.
В коммерческой авиации погибло 39 человек, из них в России – 18 человек (5 членов экипажей, 13 пассажиров), за рубежом – 21 человек (3 члена экипажей, 18 пассажиров).
В сравнении с 2008 годом, общее число авиационных происшествий сократилось на 8%, общее число инцидентов – на 7%, количество погибших – на 70%.
В авиации общего назначения (далее – АОН) произошло снижение общего количества авиационных происшествий по сравнению с 2008 годом, однако количество катастроф возросло с 6 до 8, а количество погибших увеличилось с 11 до 22.
Общие данные о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации РФ на 01.01.2010 приведены в таблице:
Основными причинами авиационных событий на коллегии названы недостаточный профессиональный уровень авиационного персонала, недостатки его подготовки и переподготовки.
Госавианадзором в 2009 году проверено 29 авиационных учебных центров. По результатам проверок выписано 25 инспекторских предписаний, введены ограничения и приостановлена деятельность 7 авиационных учебных центров, приведены в соответствие программы подготовки.
Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации показал, что 83% авиационных происшествий в коммерческой авиации в 2009 году произошло на вертолетах, при этом в катастрофах вертолетов коммерческой авиации погибло 87% от общего числа погибших.
Критическое положение в обеспечении безопасности полетов сложилось в ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа». В 2009 году с вертолетами этой авиакомпании произошло 3 катастрофы, в которых погибло 14 человек.
Серьезную озабоченность вызывает недопустимо низкий уровень организации профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в некоторых авиакомпаниях. Продолжают иметь место случаи повторяемости авиационных событий на одних и тех же воздушных судах, например:
В аэропорту Внуково 29 октября на самолете В-737 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» произошел отказ гидросистемы. Аналогичный отказ на данном самолете, но уже при выполнении полета, произошел через 5 дней – 3 ноября.
В аэропорту Хабаровск 04 декабря после выполнения взлета произошел отказ системы уборки шасси на самолете А-330 ОАО «Владивосток Авиа». Аналогичный отказ на данном самолете произошел через 4 дня – 08 декабря в аэропорту Владивосток.
В течение 26 дней с вертолетом МИ-2 в ЗАО «Сокол» произошло два авиационных события, связанных с отказом правого двигателя.
Инспекторскими предписаниями Госавианадзора за нарушение обязательных требований в 2009 году была приостановлена эксплуатация 12 воздушных судов в России и за рубежом.
Для Госавианадзора 2009 год стал первым годом деятельности в новой организационно-штатной структуре и с новыми функциями.
В 2009 году проведена реорганизация территориальных органов Госавианадзора. Из 16 территориальных Управлений Госавианадзора создано 7 Управлений государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам и 8 территориальных отделов. Добавлены функции по надзору за обеспечением транспортной безопасности с увеличением штатной численности.
В 2009 году Госавианадзором и соответствующими территориальными органами проведено 914 проверок субъектов гражданской авиации.
По результатам инспекторского надзора было выписано 944 инспекторских предписания, составлено 310 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 569 постановлений и определений о привлечении к административной ответственности, 12 материалов направлено в прокуратуру и 71 – в суд.
На заседании коллегии отмечено, что улучшение показателей состояния безопасности полетов в гражданской авиации является отражением результатов реализации первого этапа Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 641-р.
Центральным звеном этой программы является создание государственной системы управления безопасностью полетов. Определен срок ее реализации – 18 ноября 2010 г.
Помимо этого усилия в 2010 году будут направлены на решение следующих задач:
1. Выявление и устранение характерных причин авиационных событий, связанных с подготовкой авиационного персонала, поддержанием летной годности воздушных судов отечественного и зарубежного производства, деятельностью эксплуатантов АОН и частных владельцев ВС, с аэропортовой деятельностью, организацией воздушных перевозок и наземным обеспечением в аэропортах, с использованием воздушного пространства и аэронавигационным обслуживанием.
2. Разработка методических и нормативных правовых документов (в рамках своей компетенции) в соответствии с новыми функциями по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе разработка Справочника инспектора и методических рекомендаций по проведению инспекторских проверок по всем направлениям деятельности Госавианадзора.
3. Организация обучения государственных инспекторов по всем направлениям деятельности Госавианадзора.
Министр транспорта Российской Федерации И.Е. Левитин в своем выступлении подчеркнул, что обеспечение безопасности на транспорте – главный приоритет в деятельности ФСНСТ. Вместе с тем, отмечены негативные тенденции по безопасности на транспорте, особенно связанные с актами незаконного вмешательства в деятельность транспортных организаций. В области гражданской авиации Министр обратил внимание на недостатки весового контроля, в результате чего нередки случаи выпуска в полет перегруженных воздушных судов. Отметив рост авиаперевозок в первые месяцы 2010 года, Министр подчеркнул необходимость проведения финансового мониторинга авиакомпаний с целью понимания, за счет чего достигается этот рост и как влияет на безопасность полетов. Отмечена недопустимость сокращения средств, направляемых на обеспечение безопасности на транспорте. Особо отмечена необходимость усиления надзора за использованием воздушного пространства, особенно авиацией общего назначения.