← Назад

Главная Безопасность Советы специалистаПолёты на истинных высотах

Слагаемые безопасности полётов


12 апреля 2010 года / Виктор Агафонов / Aviation EXplorer

Виктор Агафонов
Независимый эксперт

Эксперт "Aviation EXplorer"

Предлагаю рассмотреть конкретный пример из реальной практики выполнения полёта по ПВП.

На вертолёте Ми-8 выполнялся полёт по санзаданию в горной местности. Экипаж вертолёта доложил диспетчеру МДП: «Следую над водохранилищем на триста метров истинной». Диспетчер сообщил экипажу значение минимального давления, приведенного к уровню моря,  и запросил экипаж, на какой безопасной высоте по этому давлению будет выполняться полёт. На вполне резонный вопрос диспетчера, командир ВС крайне раздраженно ответил: «Да Вы что там с ума посходили что ли. Всегда летали на истинных высотах и будем летать». Диспетчер не смог настоять на выполнении экипажем вполне законного требования и по результатам расшифровки понёс наказание (выговор). К командиру вертолёта претензий не было предъявлено. 

К сожалению, это не единичный пример. Экипажи ВС, выполняющие  полёты по ПВП в докладах органам ОВД зачастую используют фразеологию: «Следую на сто метров истинной», или при полётах в горной местности: «Следую на триста метров истинной».

Это странно, так как выполняются обычные полёты по ПВП, а не полёты по выполнению определённого вида авиационных работ.
 
Кроме того, такие доклады экипажей являются нарушением ФАПП в ВП РФ, где в разделе V п.19 указано, что высота (эшелон) полета определяется и выдерживается экипажем по барометрическому высотомеру с учетом поправок в соответствии с установленной методикой расчета.
 
В этом же разделе  в п. 21 указано, что в заявках на полет, в указаниях органов ОВД (управления полетами) экипажам и докладах экипажей органам ОВД (управления полетами) указывается (сообщается) высота (эшелон) полета, определяемая (выдерживаемая) в соответствии с требованиями настоящего пункта.
 
Подобные доклады экипажей противоречат и ФАП Осуществление радиосвязи в ВП РФ (раздел 5.6.3.), где приведены примеры радиообмена о выполнении полётов на истинной высоте, только при производстве авиационных работ. При выполнении полётов по ПВП в докладах экипажей должны быть определены барометрические высоты, по барометрическим высотомерам, на которых должно быть установлено минимальное давление, приведенное к уровню моря (QNH).
 
Экипажи ВС ссылаются на  ФАПП в ВП РФ (раздел IV п.16), где указано, что полёты на высотах ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, а также по ППП с использованием средств огибания рельефа местности могут выполняться на минимальной допустимой высоте полета, устанавливаемой соответствующими актами видов авиации.
 
Примечание: В ГА РФ нормативно-правовыми документами не определены полёты с огибанием рельефа местности (т.к. воздушные суда ГА не оснащены средствами огибания рельефа местности).
 
Вольное толкование данного пункта ФАПП неверно по двум причинам:
 
- радиовысотомер, как устройство для определения истинной высоты над пролетаемой местностью (на которое ссылаются пилоты), не является средством, которое можно использовать для полётов с огибанием рельефа местности (так как это специальное оборудование, устанавливаемое на военных самолётах и вертолётах, состоит из комплекса, включающее радиолокатор, допплеровский измеритель, счётно-решающее устройство и специальный автопилот);
 
- в одном районе все воздушные суда должны выполнять полёты, выдерживая высоты от одного уровня отсчёта и недопустимо, чтобы в одном районе выполнялись полёты, как на истинных высотах, так и на рассчитанных высотах по минимальному давлению, приведенному к уровню моря. Именно поэтому в ФАПП в разделе XIX (Полёты в районах авиационных работ)  п. 116 абсолютно конкретно указано: Высоты (эшелоны) полета, занятые воздушными судами, выполняющими авиационные работы в установленном районе, должны быть свободны от других воздушных судов.
 
Рекомендация диспетчерскому персоналу:
 При обслуживании воздушного движения и взаимодействии с экипажами воздушных судов, выполняющих полёты по ПВП ниже нижнего (безопасного) эшелона, в случае доклада пилотов о выдерживании истинной высоты (100 или 300 м), диспетчер, сообщив экипажу значение QNH, вправе потребовать от экипажа доклада о высоте полёта по барометрическим высотомерам, где установлено минимальное давление, приведенное к уровню моря.
 
И здесь ничего не надо выдумывать, а надо выполнять требование п. 3.23. ФАП ПиВП!
 
Оно гласит:
3.23. Для полета по маршруту вне аэродрома (аэроузла) на высотах ниже нижнего эшелона летный экипаж воздушного судна значение QNH получает от органа ОВД.
 
Теперь есть смысл вернуться, к примеру, и подвести краткий итог.
 
Проблема существует и наказанием диспетчерского персонала не решается. Необходимо поставить вопрос перед инспектирующими органами Росавиации о недопустимости нарушения экипажами ВС нормативно-правовых документов, регламентирующих выполнение полётов по ПВП.
 

Виктор Агафонов


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2010/4/12/1007/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.