За выдающиеся достижения в обеспечении безопасности полетов
Открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево»
Деятельность аэропорта наряду с удовлетворением потребности в обслуживании пассажиров и других потребителей авиационных услуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, направлена на обеспечение требуемой безопасности полетов воздушных судов.
Инспекцией по безопасности полетов, которая подчинена Генеральному директору, организован круглосуточный контроль за деятельностью служб, осуществляющих аэропортовую деятельность на перроне, определяется готовность летного поля к приему и выпуску воздушных судов, налажено взаимодействие со службами аэропорта в части профилактики нарушений.
В аэропорту разработана и внедряется в действие Система управления безопасностью полетов в соответствии с рекомендациями ИКАО.
Руководящий состав аэропорта проходит плановое обучение по вопросам наземного обеспечения безопасности полетов при Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации.
Ведется планомерная работа по предупреждению повреждений воздушных судов при наземном обслуживании, а также по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами в районе аэродрома.
Предпринимаемые меры в области безопасности полетов позволили с 2000 по 2009 годы при удвоении объема перевозок и обработки грузов сократить количество авиационных инцидентов в 2 раза, нарушений требований нормативных документов - в 2 раза, из них допущенных службами аэропорта - более, чем в б раз.
За выдающийся личный вклад в обеспечение безопасности полетов имени Генерального конструктора М.П.Симонова
ТУЛЬСКИЙ Станислав Георгиевич, ведущий пилот-инспектор ОАО «Аэрофлот-РАЛ»
Награда передана представителю авиакомпании - Валерию Козлову, советнику первого заместителя генерального директора авиакомпании «Аэрофлот».
«Заслуженный пилот РФ». Освоил полеты на девяти типах воздушных судов отечественного и иностранного производства: Як-18, Ан-2, Як-40, Ил-62, Ил-86, Аэробус-310, Боинг-767, Боинг-777, Аэробусы семейства 320.
Безаварийно налетал более 17000 часов, в том числе за 2007 год - 194 часа. Первый класс пилота гражданской авиации присвоен в 1978 году.
Одним из первых в ОАО «Аэрофлот» и гражданской авиации страны освоил летную эксплуатацию самолетов иностранного производства Аэробус-310, Боинг-767, Боинг-777.
Проявил себя опытным, высококвалифицированным пилотом, обладает отличными навыками техники пилотирования и самолетовождения, выполняет полеты по метеоминимуму III категории ИКАО.
Работая с 1994 года в должности командира летного отряда, большое внимание уделяет вопросам безопасности полетов, подготовке летного состава, внедрению прогрессивных методов обучения и технологии работы летных экипажей. Отличный организатор производства. В период руководства летным отрядом инцидентов и происшествии по вине летного состава не было.
В 2004 году Тульский С.Г. возглавил летный комплекс авиакомпании - крупнейшее летное подразделение в гражданской авиации России, эксплуатирующее более шести типов воздушных судов. Организационную работу, как руководитель ведущего производственного подразделения, умело совмещает с летной работой.
Летный комплекс является инициатором приведения нормативной базы гражданской авиации России в соответствие с международными стандартами ИКАО: внедрена система непрерывного обучения летного состава, осуществляется автоматическое планирование летных экипажей, проводятся исследования по обоснованию максимально допустимой продолжительности полетного времени, проводятся испытания систем аэронавигационной информации на электронных носителях, полеты в сокращенном составе экипажа на ВС Ил-96-300, предложена новая концепция подготовки пилотов гражданской авиации Российской Федерации и другое.
Указом Президента РФ от 23.01.2009 г. № 83 Тульский С.Г. награжден медалью Нестерова.
За выдающиеся достижения в обеспечении безопасности полетов при организации воздушного движения
БОЛТАЧЕВ Владимир Юнусович, ведущий инспектор отдела инспектирования безопасности полетов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
В ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с 2005 года проводится активная работа по совершенствованию системы управления безопасностью полетов (СУБП) в целях доведения ее до современных требований ИКАО. Активное участие в разработке структуры и документации, регламентирующей деятельность СУБП, процедур управления безопасностью полетов, информационного программного обеспечения принимает ведущий инспектор отдела инспектирования безопасности полетов, кандидат технических наук Болтачев Владимир Юнусович.
«Система добровольных сообщений по безопасности полетов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
«Руководство по управлению рисками при ОрВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
сбор, хранение, документирование и обработка информации об авиационных событиях, связанных с недостатками в ОрВД;
оперативное информирование руководства и специалистов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» об указанных авиационных событиях в целях своевременного принятия необходимых профилактических мер;
управление и контроль за выполнением рекомендаций комиссий и устранением недостатков, выявленных при расследованиях авиационных событий;
оперативное информирование персонала предприятий, ответственного за обеспечение безопасности, о причинах состоявшихся событий при ОрВД, выявленных
при расследовании этих событий, и опасных факторах, являющихся потенциальными причинами таких событий, выявленных при мониторинге процессов ОрВД;
контроль выполнения, учета и оценки эффективности мер по профилактике выявленных фактических и потенциальных причин событий при ОрВД;
оценки рисков, связанных с выявленными при расследованиях причинами событий при ОрВД; и др.
Разработанные и внедренные в повседневную практику предприятия элементы СУБП были изучены комиссией ИКАО в ходе проверки контроля за обеспечением безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации и получили высокую оценку.
Результаты внедрения и совершенствования элементов СУБП позволили в 2009 году в 2,5 раза повысить уровень безопасности полетов по отношению к 2008 году.
За героизм, мужество и находчивость
ХАКБЕРДЫЕВ Алексей Владимирович, командир авиационного звена 4 Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС, старший лейтенант
Командир авиационного звена авиационной эскадрильи, старший лейтенант Хак-бердыев Алексей Владимирович в усложненной обстановке всегда принимает грамотные и правильные решения. Документы, регламентирующие безаварийную летную работу, знает и неукоснительно руководствуется ими в своей служебной деятельности. Авиационных инцидентов по личной вине не имеет. В настоящее время выполняет полеты на самолетах Су-25. Имеет общий налет более 500 часов и квалификационную категорию «Летчик второго класса».
15 декабря 2009 года на самолете Су-25БМ при заходе на посадку после выполнения полетного задания на авиационном полигоне в сложных метеорологических условиях, ночью, старший лейтенант Хак-бердыев А.В. определил невыход правой основной стойки шасси. После доклада руководителю полетами (далее РП), по его команде выполнил проход над взлетно-посадочной полосой (далее ВПП), для контроля выпуска шасси. РП подтвердил невыход правой стойки шасси. На обратном посадочному курсе летчик предпринял повторную попытку выпуска шасси от основной гидравлической системы с созданием знакопеременных перегрузок, однако, шасси не вышло. После этого произвел попытку выпуска шасси от аварийной системы с очередным проходом над ВПП для визуального контроля положения стоек шасси. И в этом случае правая стойка шасси не вышла. После оценки сложившейся аварийной ситуации, с целью предотвращения авиационного происшествия, сохранения авиационной техники и исключения жертв и разрушений на земле, летчиком было принято смелое и грамотное решение о посадке самолета на грунтовую ВПП с убранными шасси. В данной обстановке летчик продемонстрировал отличную подготовку к действиям в экстремальной аварийной ситуации, проявил мужество и выдержку. Выработав топливо до минимального остатка, летчик убрал две выпущенные стойки шасси, на минимально допустимом расстоянии от ВПП сбросил фонарь и выполнил посадку на грунтовую ВПП. После остановки самолета летчик обесточил и покинул его.
В ходе полета старший лейтенант Хакбердыев А.В. совершил самоотверженный поступок. В условиях, сопряженных с риском для жизни, проявил мужество и героизм. Смелые и уверенные действия летчика позволили сохранить дорогостоящую авиационную технику и исключить возможные жертвы.
Безопасность полетов глазами журналиста
ГУСАРОВ Роман Владимирович, главный редактор информационного портала AVIA.RU
Гусаров Роман Владимирович руководит информационным порталом AVIA.RU с 1998 года. Трудно найти ещё какое-либо русскоязычное издание, которое посвятило бы вопросам обеспечения безопасности полётов столько материалов.
В 2006 году Роман Владимирович выступил в качестве одного из разработчиков концепции и редактора нового проекта "Индикатор безопасности полётов", который с января 2007 года стал ежемесячно выходить в рамках портала AVIA.RU
С июля 2009 года Роман Владимирович является экспертом «Содружества авиационных экспертов «Aviation EXplorer» и редактором рубрики «Безопасность полётов», в которой публикуются аналитические материалы специалистов в данной области.
Не раз Гусаров Роман Владимирович сам поднимал острые вопросы обеспечения безопасности полётов в своих статьях и информационных сообщениях. Роман Владимирович всегда занимает принципиальную и непримиримую позицию к нарушителям правил обеспечения безопасности полётов, жёстко критикует такие факты. Например, как в своём расследовании по факту катастрофы вертолета Ми-8 RA № 22795, описанном в статье «Как убивают пилотов».
Руководимый Гусаровым Романом Владимировичем портал AVIA.RU выступал партнёром и осуществлял информационную поддержку крупнейших конференций по безопасности полётов, проводимых в России, таких как: 58-й Международный семинар Всемирного фонда безопасности полётов (Москва, 2005 г.); Международный семинар «Языковые требования ИКАО: Вы готовы к этому?» (Москва, 2005 г.); Ежегодная профессиональная конференция «Безопасность авиатранспортного комплекса» (Москва, 2007-2010 гг.); Научно - практическая конференция «Разработка и внедрение корпоративной системы управления безопасностью полётов» (Москва, 2008 г.), ставшая знаковой для всей авиационной отрасли России.
Под руководством Гусарова Романа Владимировича портал AVIA.RU стал наиболее популярным авиационным изданием в России и СНГ среди профессионалов отрасли. AVIA.RU сегодня - это настольная книга руководителей авиапредприятий всех уровней и путеводитель для специалистов в области обеспечения безопасности полётов.
Почетный диплом Некоммерческого партнерства «Безопасность полетов»
ИГНАТОВ Сергей Викторович, командир вертолета Ми-8 авиакомпании «ЮТэйр»
За время работы в отрасли Игнатов СВ. зарекомендовал себя профессиональным пилотом, отлично владеющим техникой пилотирования. Имеет допуски практически ко всем видам работ семейства Ми-8.
В марте 2008 года Сергей Викторович был приглашен на работу в международный летный отряд авиакомпании «ЮТэйр» на должность командира вертолета Ми-8.
Экипаж Игнатова Сергея Викторовича регулярно с 2008 года участвует в авиационном обеспечении миссий Организации Объединенных Наций на африканском континенте, Ближнем Востоке и в других, не менее сложных регионах.
26 ноября 2009 года экипаж вертолета Ми-8МТВ под руководством командира Сергея Викторовича Игнатова осуществлял рейс по доставке пассажира и 110 килограммов груза. Экипаж благополучно произвел посадку в Dongo (ДР Конго) с выключением двигателей для проведения работ по разгрузке вертолета и подготовке к выполнению обратного рейса. В это время к КВС подбежал представитель ООН с требованием срочного взлета для эвакуации миротворцев ООН, попавших под шквальный огонь вооруженной группировки. При этом звук стрельбы становился все ближе и ближе, и вскоре к вертолету стали стягиваться миротворцы ООН, отстреливающиеся от вооруженных людей. Ситуация была настолько критичной, что даже минута промедления могла стоить жизни людей. И тогда командир Игнатов B.C. принимает решение о немедленном взлете вертолета и срочной эвакуации людей. Он отдает приказ членам экипажа о запуске двигателей. Первый двигатель был запущен, во время запуска второго двигателя по вертолету со всех сторон был открыт массированный огонь на поражение с использованием стрелкового и автоматического оружия. Игнатов B.C. был вынужден экстренно увеличить режим двигателей, лежа практически на пульте автопилота. В это время одна из пуль попадает в лобовое обогреваемое стекло КВС, вторая пуля пробивает центральное лобовое стекло.
Когда вертолет оторвался от земли и был взят курс на базовый аэродром, бортмеханик доложил командиру о чрезмерном расходе топлива. При осмотре грузовой кабины был обнаружен выброс топлива в атмосферу из пробоины правового подвесного бака. Командир воздушного судна принимает решение о следовании ВС до ближайшего аэродрома.
Посадка воздушного судна произведена благополучно, руководством миссии организован вывоз раненых миротворцев в госпиталь.
Руководство Миссии ООН дало высокую оценку действиям экипажа, глава Миссии в ДРК выразил благодарность и вручил памятные медали ООН за мужество всем членам экипажа.
Почетный член Некоммерческого партнерства «Безопасность полетов»
Федеральное государственное унитарное предприятие «Авиапромсервис»
Предприятие образовано в 1991 г. на базе 11-го ГУ МАП СССР эксплуатации авиационной техники.
В течение всех лет своего существования предприятие осуществляет сбор, учет, анализ материалов расследования авиационных происшествий и инцидентов гражданской и государственной авиации, выпускает ежегодные анализы состояния безопасности полетов и предоставляет их заинтересованным организациям, предприятиям и руководству авиационной промышленности.
С августа 2008 г. предприятие готовит, размещает на своем сайте и рассылает более чем в 40 адресов, в том числе НП «Безопасность полетов», ежемесячный информационный выпуск «Безопасность полетов в России и за рубежом». Информационный выпуск сформирован из следующих тематических разделов: оперативная информация по авиационным происшествиям, законченные расследования АП, рекомендации по результатам расследования, Директивы летной годности и др. сопутствующие материалы.
С 2009 г. предприятие ведет Проблемный совет ПС№2А «Повышение безопасности полетов, надежности и ресурсов авиационной техники» секции «Авиационная промышленность» НТС. Всего проведено 5 заседаний Проблемного совета.
ФГУП «Авиапромсервис» активно участвует в семинарах, совещаниях, симпозиумах по вопросам безопасности полетов. Инициативно обсуждаются и актуализируются вопросы безопасности полетов, сопровождения эксплуатации, информационного обеспечения безопасности полетов и поддержания летной годности, в том числе на конференциях общества независимых расследователей авиационных происшествий ОРАП, в профессиональных изданиях, в частности на страницах ведущего авиационно-космического журнала «Авиасоюз».
Важным направлением деятельности предприятия является проведение работ по повышению надежности комплектующих изделий, в первую очередь тех, отказы которых проявляются на самолетах СЛО «Россия».
ФГУП «Авиапромсервис» имеет богатую событиями историю, накоплен уникальный опыт работы по улучшению качества эксплуатации отечественной авиационной техники на всех этапах развития предприятия.