← Назад

Главная Безопасность СтатьяДирижаблестроители предложили способ борьбы с "Нефтяным Чернобылем" в Мексиканском заливе

21 июня 2010 года / Андрей Барановский / Aviation EXplorer

Сырая нефть, выливающаяся из аварийной скважины в Мексиканский залив ужепривела огромные территории его в зону экологического бедствия. Особенность выливающейся нефтегазовой смеси в том, что она содержит примерно 40% метана по сравнению с 5% метана в нефти из обычных залежей. Сейчас почти всё внимание уделяется борьбе с нефтяным загрязнением, что наиболее зримо. Вредное влияние метана, огромное количество которого попало в воду залива скажется позже, когда образуются так называемые "мертвые зоны", в которых кислорода слишком мало для жизни живых организмов.

Для борьбы с данной аварией, а также подобными на морских буровых платформах учёные и инженеры Русского Воздухоплавательного Общества и Воздухоплавательного центра «Авгуръ» разработали устройство «Кордон». Оно способно собирать и удерживать нефть, вытекающую из подводных источников, находящихся на глубине до 2000 метров. Это своеобразный подводный дирижабль, нос которого примыкает ко дну, а хвост выходит на поверхность воды. Он изготовляется из специальных тканей, используемых при строительстве опять же дирижаблей.

Само устройство состоит из трёх основных частей: несущего тора, цилиндрического отсека, оснащенного подкрепляющими тросами и нижнего грузового пояса. С его помощью устройство удерживается в заданном месте на дне и он позволяет обеспечить плотное прилегание всего устройства к поверхности его рельефа.

Несущий тор является пневматической конструкцией, наполненной воздухом и он препятствует распространению нефтяного пятна по поверхности воды. Одновременно несущий тор служит временным резервуаром для сбора поступающей нефти. Поэтому конструкцией тора предусмотрена возможность прохода в его «акваторию» вспомогательных судов.

Цилиндрический отсек имеет  высоту до 2 км. Он оснащен системой подкрепляющих тросов и  служит препятствием для распространения нефти за пределы устройства внутри толщи воды.

Нижний грузовой пояс, благодаря удачному сочетанию простых технических решений и комплексному подходу при проектировании, обеспечивает реализацию сразу нескольких задач: удержания всего устройства в целом в заданном месте, равномерного распределение нагрузки на тросы цилиндрического отсека, а также не позволяет нефти вытекать за пределы устройства в придонной области.

Таким образом вся система как бы представляет собой огромный «подводный аэростат» с объёмом более двухсот миллионов кубических метров, что придаёт устройству  «Кордон» дополнительную устойчивость.

Несмотря на внешнюю простоту, создать такое устройство на практике становится возможным только при наличии тканепленочных материалов, способных выдерживать колоссальные растягивающие усилия, длительно сохранять свои характеристики под воздействием углеводородов и морской воды, а также работать в достаточно широком диапазоне температур.  Именно такие тканепленочные материалы активно используются при создании воздухоплавательной техники нового поколения.

Благодаря огромному опыту, который накоплен Воздухоплавательным центром «Авгуръ» и специалистами Русского Воздухоплавательного Общества в области создания мягких пневматических конструкций огромных объемов, способных подниматься на значительную высоту, создание уже подводного устройства «Кордон» на сегодняшний день представляется вполне возможным.
 


Андрей Барановский


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2010/6/21/1059/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.