Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Экспертное мнение

Новые времена – новые угрозы безопасности полетов вертолетов

2 сентября 2010 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Новые времена не только открывают вертолетам новые возможности, но и несут новые угрозы безопасности полетов.

ПРОВОДА во все времена представляли серьезную опасность для полетов вертолетов, но в последнее время число столкновений увеличивается. Год «Тигра» не стал исключением, провода продолжали «косить» вертолеты в самых разных уголках мира, невзирая ни на типы, ни на ведомства.

Китай. Потерпел крушение вертолет в провинции Гуйджоу. По словам очевидцев, машина упала из-за того, что зацепилась за ЛЭП. После падения вертолет загорелся. Перед крушением из вертолета выпрыгнул человек с парашютом. Сколько человек было на борту – неизвестно.

Украина. Авария Ка-26 компании «Херсонавиа». Когда вертолет обрабатывал ядохимикатами поля в селе Богдановка Каховского района, зацепился за провода ЛЭП и упал. Пилот вертолета получил травмы, по словам медиков,состояние – тяжелое.

Япония. Вертолет береговой охраны зацепился за провода ЛЭП, ударился о поверхность воды и затонул. Спасатели нашли лишь обломки вертолета фирмы Bell. Находившиеся на борту (5 человек), скорее всего, погибли.

Грузия. Вертолет министра обороны попал в аварию недалеко от Тбилиси. По данным местных журналистов, вертолет  задел ЛЭП и получил серьезные повреждения. Жертв чудом удалось избежать…

«Послужной список» убийц вертолетов не закрыт. Лучшие умы человечества бьются над проблемой заметности проводов. Объявлен приз в 1 млн. долларов за разработку маркировки проводов. Но провода остаются основным поставщиком авиационных происшествий вертолетов и самолетов авиации общего назначения. И хотя не все из них заканчиваются гибелью людей, лишь каждое третье (около 30%) приводит к катастрофе, провода представляют серьезную опасность для жизни вертолетчиков.  Тяжесть последствий от встреч с проводами не ограничивается только гибелью людей, это и порой неподъемный экономический ущерб для владельцев воздушных судов. Сегодня провода превратились в безжалостных киллеров вертолетов. Единственное спасение – исключить встречи с проводами. «Не ищите встреч с проводами»!

ВЫШКИ. Из недавних сообщений наших СМИ: «В связи с многочисленными нарушениями при установке и эксплуатации вышек сотовой связи ставится вопрос о сносе самовольно построенных вышек…».

Гладя из окна автомобиля по дороге на дачу, невольно удивляешься, как быстро многочисленные вышки и мачты изменили привычную картину. Небо наших городов и деревень с завидным упорством превращается в свалку металлических нагромождений.

Никому в голову не приходит, как летать на вертолетах среди этого воздушного хаоса. Изменения «третьего измерения» столь радикальны и скоротечны, что мы даже не заметили, как безобидные сооружения вдруг превратились в настоящий бич аварийности. Именно такое анти-чудесное превращение произошло с вышками. Земля словно ощетинилась. Вышки и мачты: технические,  телевизионные, сотовой связи, ветряных электростанций, радиомачты, видео наблюдения, осветительные, метеорологические, навигационные, систем удаленного радио доступа… с проводами и без, растут, «как грибы после дождя». Вчера еще не было, а сегодня – не успел отвернуть, трагедия.

Прошедшее десятилетие отмечается особенно бурным ростом численности вышек связи. Результатом резкого увеличения мобильной связи и сетей цифрового телевидения стали столкновения вертолетов с вышками. Статистика показывает, что в США, где сейчас более 85000 вышек связи, ежегодно их численность увеличивается на 7000 шт.

ВЫШКИ ВЕТРЯНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ – их число растет еще быстрей. В США, где в 2007 году было 3188 ветровых станций, суммарная мощность только за год выросла на 45%. Если в 2008 году американские ветряные электростанции произвели чуть более 1% (48 млрд. кВт.ч), то в 2010 году, по прогнозам, в 34 штатах уже до 10% электроэнергии будет выработано ветровыми электростанциями. Фантастический рост тут же сказался за безопасности полетов (за последние 10 лет из-за столкновений с вышками произошло 8 катастроф и еще 18 – из-за столкновений с проводами ЛЭП).

Европа не отстает. Вдоль морского побережья появились целые фермы ветряных электростанций протяженностью несколько десятков километров. В Дании поле из 100 электростанций тянется вдоль побережья на 40 км, новая «ферма» из 200 станций уходит в море на удаление до 100-180 км. Лондонская «ферма» ветряков,  включающая 271 станцию, накрыла площадь в 230 кв.км.  Размеры новых ветряных электростанций впечатляют: диаметр ротора массой  95 т (с тремя лопастями) до 120 м., больше чем размах крыла у Boeing 747,  скорость вращения 5-13 об/мин, ометаемая площадь – 9000 м2, высота мачты – до 140 м. Единственное преимущество новых  станций в том, что они – без проводов.

В связи с бумом ветряных электростанций нас ожидает рост аварийности, особенно сельскохозяйственной авиации. С ростом мощности и удаленности ветряных электростанций (из-за труднодоступности для наземного транспорта) будет расти применение вертолетов и соответственно – аварийность.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫШКИ могут быть еще более опасными, потому что у них нет винтов, что делает их менее заметными. Кроме того, на них используются провода, которые увидеть гораздо труднее. Спектр наших метеорологических вышек достаточно широк от огромной обнинской ВММ-310 (стальная мачта высотой 310 метров и диаметром 2,3 м., удерживается с помощью четырёх ярусов оттяжек, для размещения метеорологической и радиологической аппаратуры используются 13 площадок с выдвижными мачтами длиной 6 метров) до небольшой 20-ти метровой вышки в бассейне реки Нижняя Тунгуска. Плохо, что небольшие метеовышки возводятся слишком быстро, зато хорошо, что они не стационарны (отработали несколько сезонов, собрали информацию и на новое место).

Кроме безопасности, вышки наносят вред природе. Они убивают птиц (только в США во время ночных миграций из-за столкновения с вышками и проводами в плохих погодных условиях и низкой облачности погибает около 1 млн. птиц).

Вопросами повышения заметности вышек и разработкой стратегии и методов для предотвращения столкновений сегодня занимаются особенно активно. Как не бывает ничьих вертолетов, так не бывает ничьих проводов и вышек. Мы в ответе за свои провода. Поднимая очередную вышку, задумайтесь о том, что она может стать убийцей вертолета, на котором можете оказаться вы, ваши дети или родители…  

 

Каждая четвертая катастрофа вертолёта – столкновение с вышками или проводами!   

 

  


Евгений Матвеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer