← Назад

Главная Безопасность Экспертное мнениеНовые времена – новые угрозы безопасности полетов вертолетов

2 сентября 2010 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Новые времена не только открывают вертолетам новые возможности, но и несут новые угрозы безопасности полетов.

ПРОВОДА во все времена представляли серьезную опасность для полетов вертолетов, но в последнее время число столкновений увеличивается. Год «Тигра» не стал исключением, провода продолжали «косить» вертолеты в самых разных уголках мира, невзирая ни на типы, ни на ведомства.

Китай. Потерпел крушение вертолет в провинции Гуйджоу. По словам очевидцев, машина упала из-за того, что зацепилась за ЛЭП. После падения вертолет загорелся. Перед крушением из вертолета выпрыгнул человек с парашютом. Сколько человек было на борту – неизвестно.

Украина. Авария Ка-26 компании «Херсонавиа». Когда вертолет обрабатывал ядохимикатами поля в селе Богдановка Каховского района, зацепился за провода ЛЭП и упал. Пилот вертолета получил травмы, по словам медиков,состояние – тяжелое.

Япония. Вертолет береговой охраны зацепился за провода ЛЭП, ударился о поверхность воды и затонул. Спасатели нашли лишь обломки вертолета фирмы Bell. Находившиеся на борту (5 человек), скорее всего, погибли.

Грузия. Вертолет министра обороны попал в аварию недалеко от Тбилиси. По данным местных журналистов, вертолет  задел ЛЭП и получил серьезные повреждения. Жертв чудом удалось избежать…

«Послужной список» убийц вертолетов не закрыт. Лучшие умы человечества бьются над проблемой заметности проводов. Объявлен приз в 1 млн. долларов за разработку маркировки проводов. Но провода остаются основным поставщиком авиационных происшествий вертолетов и самолетов авиации общего назначения. И хотя не все из них заканчиваются гибелью людей, лишь каждое третье (около 30%) приводит к катастрофе, провода представляют серьезную опасность для жизни вертолетчиков.  Тяжесть последствий от встреч с проводами не ограничивается только гибелью людей, это и порой неподъемный экономический ущерб для владельцев воздушных судов. Сегодня провода превратились в безжалостных киллеров вертолетов. Единственное спасение – исключить встречи с проводами. «Не ищите встреч с проводами»!

ВЫШКИ. Из недавних сообщений наших СМИ: «В связи с многочисленными нарушениями при установке и эксплуатации вышек сотовой связи ставится вопрос о сносе самовольно построенных вышек…».

Гладя из окна автомобиля по дороге на дачу, невольно удивляешься, как быстро многочисленные вышки и мачты изменили привычную картину. Небо наших городов и деревень с завидным упорством превращается в свалку металлических нагромождений.

Никому в голову не приходит, как летать на вертолетах среди этого воздушного хаоса. Изменения «третьего измерения» столь радикальны и скоротечны, что мы даже не заметили, как безобидные сооружения вдруг превратились в настоящий бич аварийности. Именно такое анти-чудесное превращение произошло с вышками. Земля словно ощетинилась. Вышки и мачты: технические,  телевизионные, сотовой связи, ветряных электростанций, радиомачты, видео наблюдения, осветительные, метеорологические, навигационные, систем удаленного радио доступа… с проводами и без, растут, «как грибы после дождя». Вчера еще не было, а сегодня – не успел отвернуть, трагедия.

Прошедшее десятилетие отмечается особенно бурным ростом численности вышек связи. Результатом резкого увеличения мобильной связи и сетей цифрового телевидения стали столкновения вертолетов с вышками. Статистика показывает, что в США, где сейчас более 85000 вышек связи, ежегодно их численность увеличивается на 7000 шт.

ВЫШКИ ВЕТРЯНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ – их число растет еще быстрей. В США, где в 2007 году было 3188 ветровых станций, суммарная мощность только за год выросла на 45%. Если в 2008 году американские ветряные электростанции произвели чуть более 1% (48 млрд. кВт.ч), то в 2010 году, по прогнозам, в 34 штатах уже до 10% электроэнергии будет выработано ветровыми электростанциями. Фантастический рост тут же сказался за безопасности полетов (за последние 10 лет из-за столкновений с вышками произошло 8 катастроф и еще 18 – из-за столкновений с проводами ЛЭП).

Европа не отстает. Вдоль морского побережья появились целые фермы ветряных электростанций протяженностью несколько десятков километров. В Дании поле из 100 электростанций тянется вдоль побережья на 40 км, новая «ферма» из 200 станций уходит в море на удаление до 100-180 км. Лондонская «ферма» ветряков,  включающая 271 станцию, накрыла площадь в 230 кв.км.  Размеры новых ветряных электростанций впечатляют: диаметр ротора массой  95 т (с тремя лопастями) до 120 м., больше чем размах крыла у Boeing 747,  скорость вращения 5-13 об/мин, ометаемая площадь – 9000 м2, высота мачты – до 140 м. Единственное преимущество новых  станций в том, что они – без проводов.

В связи с бумом ветряных электростанций нас ожидает рост аварийности, особенно сельскохозяйственной авиации. С ростом мощности и удаленности ветряных электростанций (из-за труднодоступности для наземного транспорта) будет расти применение вертолетов и соответственно – аварийность.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫШКИ могут быть еще более опасными, потому что у них нет винтов, что делает их менее заметными. Кроме того, на них используются провода, которые увидеть гораздо труднее. Спектр наших метеорологических вышек достаточно широк от огромной обнинской ВММ-310 (стальная мачта высотой 310 метров и диаметром 2,3 м., удерживается с помощью четырёх ярусов оттяжек, для размещения метеорологической и радиологической аппаратуры используются 13 площадок с выдвижными мачтами длиной 6 метров) до небольшой 20-ти метровой вышки в бассейне реки Нижняя Тунгуска. Плохо, что небольшие метеовышки возводятся слишком быстро, зато хорошо, что они не стационарны (отработали несколько сезонов, собрали информацию и на новое место).

Кроме безопасности, вышки наносят вред природе. Они убивают птиц (только в США во время ночных миграций из-за столкновения с вышками и проводами в плохих погодных условиях и низкой облачности погибает около 1 млн. птиц).

Вопросами повышения заметности вышек и разработкой стратегии и методов для предотвращения столкновений сегодня занимаются особенно активно. Как не бывает ничьих вертолетов, так не бывает ничьих проводов и вышек. Мы в ответе за свои провода. Поднимая очередную вышку, задумайтесь о том, что она может стать убийцей вертолета, на котором можете оказаться вы, ваши дети или родители…  

 

Каждая четвертая катастрофа вертолёта – столкновение с вышками или проводами!   

 

  


Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2010/9/2/1143/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.