Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Безопасность Экспертное мнение

Страдания по RVSM

13 июля 2011 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer
 

Анатолий Липин
Доцент кафедры Аэронавигации Санкт-Петербургского государственного университета ГА

Эксперт "Aviation EXplorer"

С 17.11.2011 г. в России вводится RVSM (Reduced Vertical Separation Minimum - Сокращенный минимум вертикального эшелонирования).

 
Одновременно RVSM вводится в воздушном пространстве Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Таким образом, начатая 1995 г. ИКАО концепция внедрения RVSM завершается. RVSM будет во всем воздушном пространстве Земного шара. Хронология внедрения RVSM дана в табл. 1.
 
Таблица 1
Регион внедрения, государство
Дата
Диапазон
эшелонов
Северная Атлантика, трековая система
27 марта 1997 г.
290-410
Тихий океан, включая РПИ Brisbane
24 февраля 2000 г.
Австралия
Ноябрь 2000 г.
Западная Европа, включая РПИ Калининграда
24 января 2002
Южная Атлантика
Западная часть Тихого океана, включая Китайское море
21 февраля 2002 г.
Ближний Восток (Бахрейн, Египет, Иран, Иордания, Кувейт Ливан, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен)
27 ноября 2003 г.
Азия южнее Гималаи (Пакистан, Индия и Юго-Восточная Азия)
Канада, США, Центральная и Южная Америка
20 января 2005 г.
Обеспечения международных полетов в части РПИ
Ростов-на-Дону над открытыми водами Черного моря
17 марта 2005 г.
Китай
21 ноября 2007 г.
8900 - 12500 м
Африка
25 сентября 2008 г.
290-410
Россия, Монголия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан
17 ноября 2011 г.
 
С целью внедрения RVSM в воздушном пространстве России выпущен Циркуляр AIC 03/10 29.07.10, который опубликован в АИП Российской Федерации.  Вот его содержание.
 
О ПЕРЕХОДЕ НА СИСТЕМУ ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ
ИКАО И СОКРАЩЁННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
ВЕРТИКАЛЬНОГО ЭШЕЛОНИРОВАНИЯ (RVSM)
С ЭШЕЛОНА 290 ДО ЭШЕЛОНА 410
ВКЛЮЧИТЕЛЬНО В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 17 НОЯБРЯ 2011 ГОДА
 
Настоящий циркуляр публикуется с целью уведомления о переходе на систему вертикального эшелонирования ИКАО и сокращённые интервалы вертикального эшелонирования (RVSM) с эшелона 290 до эшелона 410 включительно в воздушном пространстве Российской Федерации с 17 ноября 2011 года.
 
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
 
Крейсерские эшелоны ИКАО применяются во всём воздушном пространстве Российской Федерации, а с эшелона 290 до эшелона 410 включительно применяются сокращенные интервалы вертикального эшелонирования (RVSM)*.

 
2. ТАБЛИЦА КРЕЙСЕРСКИХ ЭШЕЛОНОВ.

ЛИНИЙ ПУТИ**
Истинный путевой угол 000° до 179°
Истинный путевой угол от 180° до 359°
Полеты по ППП
Полеты по ПВП
Полеты по ППП
Полеты по ПВП
Эшелон
полета
Абсолютная
высота
Эшелон
полета
Абсолютная
высота
Эшелон
полета
Абсолютная
высота
Эшелон
полета
Абсолютная
высота
метры
футы
метры
футы
метры
футы
метры
футы
010
030
050
070
090
300
900
1500
2150
2750
1000
3000
5000
7000
9000
035
055
075
095
1050
1700
2300
2900
3500
5500
7500
9500
020
040
060
080
100
600
1200
1850
2450
3050
2000
4000
6000
8000
10000
045
065
085
105
1350
2000
2600
3200
4500
6500
8500
10500
110
130
150
170
190
3350
3950
4550
5200
5800
11000
13000
15000
17000
19000
115
135
155
175
195
3500
4100
4700
5350
5950
11500
13500
15500
17500
19500
120
140
160
180
200
3650
4250
4900
5500
6100
12000
14000
16000
18000
20000
125
145
165
185
205
3800
4400
5050
5650
6250
12500
14500
16500
18500
20500
210
230
250
270
290
6400
7000
7600
8250
8850
21000
23000
25000
27000
29000
215
235
255
275
-
6550
7150
7750
8400
-
21500
23500
25500
27500
-
220
240
260
280
300
6700
7300
7900
8550
9150
22000
24000
26000
28000
30000
225
245
265
285
-
6850
7450
8100
8700
-
22500
24500
26500
28500
-
310
330
350
370
390
9450
10050
10650
11300
11900
31000
33000
35000
37000
39000
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
320
340
360
380
400
9750
10350
10950
11600
12200
32000
34000
36000
38000
40000
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
410
450
490
и т. д.
12500
13700
14950
и т. д.
41000
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
430
470
510
и т. д.
13100
14350
15550
и т. д.
43000
47000
51000
и т. д.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

* В связи с тем, что в Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц (СИ), принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии, абсолютные высоты, превышения и относительные высоты измеряются в метрах. Для обеспечения полетов воздушных судов, оборудованных средствами вертикального эшелонирования, осуществляющими измерение высоты во внесистемных единицах, в Российской Федерации допускается измерение абсолютной и относительной высот в футах (ft). Назначение эшелона полета органом ОВД осуществляется в номерах эшелона полета.
 
** Направление линии пути определяется по истинному северу.
 
- Конец –
 
Название таблицы: ТАБЛИЦА КРЕЙСЕРСКИХ ЭШЕЛОНОВ. А что обозначает крейсерский эшелон? Слово “крейсерский” используется в обиходе очень часто, однако в Федеральных авиационных правилах полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, Федеральных авиационных правилах подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации (ФАП-128) и Федеральных правилах использования воздушного пространства (ФП ИВП) нет определения этому термину. В тоже время в ФАП-128 встречаются следующие словосочетания: “крейсерской скорости”, “Крейсерский полет (полет по маршруту)”, “крейсерском эшелоне”, “крейсерском режиме”, “крейсерском этапе полета”.
 
Вот что дано в Приложении 2 к Конвенции о международной гражданской авиации. Правила полетов.
 
Крейсерский эшелон. Эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета.
 
3.1.3 Крейсерские эшелоны
Крейсерские эшелоны, на которых выполняется полет или часть полета, выражаются:
а) эшелонами при полетах на самом нижнем из используемых эшелонов, или выше этого эшелона, или, где это применимо, выше абсолютной высоты перехода;
b) абсолютными высотами при полетах ниже самого нижнего из используемых эшелонов, или, где этот применимо, на абсолютной высоте перехода, или ниже ее.
 
Из представленного текста вытекает, что возможно эшелонирование ВС на крейсерских эшелонах при выдерживании абсолютной высоты (установка на высотомере значения QNH).
 
В соответствии с практикой большинство государств осуществляют эшелонирование ВС ниже эшелона перехода, когда эшелон перехода имеет большую высоту. В ряде государств определены общие эшелоны перехода для всего воздушного пространства. С позиции ОВД это очень удобно при этом установка высотомера осуществляется на давление QNH, значение которого принимается постоянным в радиусе 100 м. миль. Некоторые данные по государствам о стандартных значениях эшелона перехода даны в табл. 2.
Таблица 2
Государство
Эшелон перехода
Канада
180
Колумбия
190
Кувейт
150
Мексика
180
Соединенные Штаты Америки
180
Таиланд
130
Эквадор
150
Япония
140
 
Согласно ФП ИВП и ФАП-128 эшелонирование ВС ниже эшелона перехода или ниже высоты нижнего эшелона полета в России не предусмотрено. В этой связи возникает вопрос. Какую функцию несет в четырех колонках Абсолютная высота в рассматриваемом Циркуляре и правомерно ли говорить о крейсерских эшелонах в этих колонках?
 
Из примечания * Циркуляра вытекает, что в Российской Федерации допускается измерение абсолютной и относительной высот в футах (ft).
Абсолютная высота (Altitude) отсчитывается от уровня QNH, а эшелонирование осуществляется от уровня QNE. Следовательно, указанные высоты в колонках Абсолютная высота никакого отношения к системе эшелонирования RVSM в рассматриваемом Циркуляре, а тем более к крейсерским эшелонам не имеют, т.к. воздушное пространство RVSM находится в диапазоне FL290-410. Кроме того в таблице Циркуляра представлены только два уровня высот. Относительной высоте (Height) места в таблице нет.
 
Рассмотрим, что дано в Приложении 2. 19 ноября 2009 г. в него была внесена 42 поправка. При этом в английском тексте в таблицах эшелонирования произошла замена слова Altitude в четырех колонках на Level, а в русском тексте замена не произошла – дано Эшелон. Далее представлены фрагменты таблиц Приложения 2 с учетом 42 поправки.
 
 
 
 
 
Переводчики ИКАО не внесли изменение в русский текст, и это не делает им чести.
 
Замена слова Altitude на Level, произведенная 42 поправкой - правильный подход. Вот что ИКАО подразумевает под термином Level:

Level. A generic term relating to the vertical position of an aircraft in flight and meaning variously, height, altitude or flight level.
Уровень. Общий термин, относящийся к положению в вертикальной плоскости находящегося в полете воздушного судна и означающий в соответствующих случаях относительную высоту, абсолютную высоту или эшелон полета.

Таким образом, термин “уровень” соответствует трем понятиям, каждое из которых отсчитывается от разного уровня отсчета: QFE, QNH, QNE. И вполне очевидно, что выше высоты перехода и выше эшелона перехода необходимо употреблять Flight level (Эшелон).

Касаясь Циркуляра AIC 03/10, следует издать обновленный Циркуляр с заменой слова Altitude на Level с учетом 42 поправки Приложения 2 на английском языке. Кроме того необходимо рассмотреть вопрос о максимальных значениях Level, с учетом отсутствия эшелонирования в России ниже эшелона перехода и ниже безопасного эшелона полета.
 
Исходя из изложенного, можно констатировать, что публикация Циркуляра AIC 03/10 без учета Стандарта и рекомендуемой практики ИКАО Приложения 2 делает этот Циркуляр не легитимным по причине того, что в России не выполняются полеты на крейсерских эшелонах при выдерживании абсолютной высоты.
 
Касаясь полетов в условиях RVSM необходимо остановиться и на фразеологии радиообмена между пилотом и диспетчером.
 
Приказом ФАС от 14 ноября 2007 г. №109 утверждены Федеральных авиационных правил "Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" (ФАП-109). Вполне понятно, что ФАП-109 не содержит положений по фразеологии радиообмена при полетах в условиях RVSM. Чтобы заполнить данный вакуум ФАВТ за подписью Горбенко М.В., Токарева Ю.П. и Ведерникова А.В. изданы "Методические рекомендации по вопросам технологии работы диспетчеров ОВД в условиях применения в воздушном пространстве Российской Федерации новой системы вертикального эшелонирования с 17.11.2011”.
 
Из содержания Методических рекомендациях не понятно, в какой системе единиц измерения уровня полета необходимо докладывать/задавать диспетчером ОВД высоты после пересечения эшелона перехода: в метрах или футах?
 
В методических рекомендациях много того, что относится непосредственно и к членам летных экипажей. Прежде всего, сама фразеология и действия пилотов при информировании органа ОВД об обстоятельствах не позволяющих выдерживать разрешенный эшелон полета в пределах допустимых отклонений в воздушном пространстве с RVSM. Вполне очевидно, что подобные методические рекомендации должны быть более общего типа, например: "Методические рекомендации по вопросам применения в воздушном пространстве Российской Федерации новой системы вертикального эшелонирования с 17.11.2011”, а кроме того должны быть внести изменения в ФАП-109.
 
Механическое копирование информации из Приложения 2Добавление 3. Таблицы крейсерских эшелонов (не касаясь вопроса в примечании ** в Циркуляре) без учета 42 поправки и отсутствие рекомендаций пилотам при выполнении полетов в условиях RVSM говорит о не недостаточной правовой проработке вопросов внедрения RVSM в России.

Анатолий Липин


комментарии (10):

КВС автожира      14/07/2011 [09:11:28]#1
Ой как мы исстрадались без РВСМ!

Петька      14/07/2011 [14:27:45]#2
Еще бы на QNH перейти

КВС автожира      14/07/2011 [14:47:14]#3
Петька
Кто Вам мешает испльзовать QNH? Всё уже давно прописано в ФАП №128

бывалый дисп      15/07/2011 [17:31:42]#4
Анатолий Владимирович!
Цитата
"...Согласно ФП ИВП и ФАП-128 эшелонирование ВС ниже эшелона перехода или ниже высоты нижнего эшелона полета в России не предусмотрено...."

Где такое написано?

КВС автожира      15/07/2011 [23:33:23]#5
ст. 72 ФП ИВП

oldpilot      16/07/2011 [11:07:44]#6
Все нормально, если бы не меняли существующую у нас систему УВД.Но они же хотят и дисп.упрощать.?

Po FAP      16/07/2011 [15:13:24]#7
Я вобще сомневаюсь в легитимности Методических указаний мистера Ведерникова. Какое такое событие может произойти на борту ВС, чтобы экипаж запросил дать ему высоту в метрах, таблица переводная что ли упала с панели. Да и постановление на сегодняшний день ВВП не подписано.

AVIATOR2      20/07/2011 [08:36:58]#8
RVSM или не RVSM, а Китай как летал в метрах, так и летает. Вот народ! Нация!
А мы риски просчитали? И нагородим же.

kiwi      20/07/2011 [18:45:43]#9
Когда весь мир летал с интервалом 2000 ф, в т.ч. СССР в 600 м, то в году 1981 СССР уменьшил до 500 м.
Поэтому мы были впереди планеты всей!!!

медведь      21/09/2015 [10:18:47]#10
КВС автожира абсолютно не прав!! В ФП ИВП такой пункт (72) утратил силу полностью и окончательно!











Материалы рубрики

Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО



Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН
Валерий Козлов
«Человеческий фактор»: ни человек и ни фактор
Анатолий Липин
Что нужно сделать с существующими схемами SID, STAR, Approach?
Росавиация
Информация по безопасности полетов № 19
Александр Алдюхов
Крутой взлет транспортных гибридов
Фанис Мирзаянов
Об издании Руководства по управлению безопасностью полетов ИКАО
IHST
Результаты глобального опроса IHST по безопасности
Aviation EXplorer
Госавианадзор – итоги 2017 года
МАА
О требованиях по обеспечению транспортной безопасности ВТ
Росавиация
Встреча Росавиации и FAA по регулированию использования БАС
Сергей Пятко
Повышение эффективности управления воздушным движением в Московской зоне ЕС ОрВД
Денис Людчик
О проблемах обязательной сертификации техсредств обеспечения транспортной безопасности
Анатолий Липин
О минимумах на некатегорируемых аэродромах
Георгий Матвеев, Фанис Мирзаянов
"Проект Руководства по управлению безопасностью полетов", 4-е издание
Андрей Ситнянский
Давайте пугать пилотов, а не пассажиров
Александр Книвель
О сертификации типа, разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники
Дмитрий Карибов
Анализ статистики авиапроисшествий с вертолетами ГА РФ 2012-2016 годы
Росавиация
Одной из главных причин авиасобытий с судами АОН остается бравада в полете
Леонид Щербаков
Сегодняшние проблемы пользователей воздушного пространства и задачи перед стратегией развития Аэронавигационной системы
Леонид Щербаков
Состояние ОрВД в Московском аэроузле. Меры по ее развитию
Роман Гусаров
О цене "метеозависимости" отрасли
Евгений Матвеев
Мы все пассажиры
Пилоты АОН
Пилоты АОН обратились к Президенту
Александр Яковлев
Нормативно правовой вакуум требует заполнения
Валерий Кулавский
Качество подготовки авиационного персонала как основа безопасности полетов
Александр Виндермут
Подготовка специалистов авиаперсонала ГА
Анатолий Липин
Еще раз. Кому нужны минимумы?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Смотрите тут - организации вывозу бытового мусора из частного, ссылка на описание.
Услуги курьера: срочная доставка, выбирай YouDo!
Помощь на дороге для Камаза - смотреть по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer