Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Юридический ликбез

Международные полеты гражданских воздушных судов. Безопасность. Право

15 августа 2013 года / Сергей Казачковский / Aviation EXplorer
 

Отзыв о монографии «Международные полеты гражданских воздушных судов.Безопасность. Право».Автор - Лю Синь, преподаватель Института международного права Университета социальных и правовых наук, провинция Чуньцин, КНР. Издана в 2013 году при поддержке Независимого института международного права (существует с 1992 г.) Москва, 2013 г.

Казачковский Сергей Васильевич
Руководитель Департамента внутреннего контроля ОАО «РТИ». Родился 01.08.1974 В 1997 г. окончил Московский Физико-Технический Институт (Государственный университет) Факультет Аэромеханики и Летательной Техники по специальности Прикладная математика и физика.2007-2008 Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации - профессиональная переподготовка по программе «Управление и коммерческая эксплуатация на воздушном транспорте» на ведение профессиональной деятельности в сфере управления и коммерческой эксплуатации на воздушном транспорте. С 1997 по 2012 занимал различные руководящие должности, как в коммерческих (в том числе и в авиакомпаниях), так и в государственных учреждениях, в частности – Росавиация, ГосНИИ ГА, Счетная Палата РФ и др. Доктор экономических наук.

Эта книга привлекла мое внимание по ряду причин. В свое время, после окончания МФТИ (готовит научные кадры для авиационной промышленности), мне довелось длительное время работать в гражданской авиации и на практике постичь, насколько велика  роль права и закона в обеспечении безопасности полетов. Книга молодого китайского юриста - международника Лю Синь дает четкое и ясное представление о том, как обстоит дело с вопросами обеспечения безопасности полетов в Китайской Народной Республике, какую законодательную политику проводит правительство Китая в этой области и благодаря которой, как мне кажется, гражданская авиация КНР в последние десятилетия достигла значительного прогресса.

При этом для сравнения, с современной российской практикой нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности полетов и ее последствиями можно ознакомится в опубликованном отчете Счетной палаты Российской Федерации (бюллетень Счетной палаты № 7 за 2012 год, http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/2012-07-06-buleten_doc_files-fl-2247.pdf, стр. 141-144) и в рейтингах ИАТА по вопросам обеспечения безопасности полетов за 2010 – 2012 годы.

Одним словом, пытливый читатель узнает много интересного и полезного для себя. В книге Лю Синь показано, что законодательная политика и практика ведущих государств – членов ИКАО в области гражданской авиации настроена на волну права и закона, исключающая вольное и произвольное применение требований законов и правил. Отсутствие же со стороны государства правового регулирования отношений в гражданской авиаций расценивается мировым сообществом как нонсенс.

На основе системного метода автор показывает и раскрывает содержание современной системы регулирования обеспечение безопасности полетов. По его мнению, она состоит из двух частей - одна основывается на международном воздушном праве, другая на национальном воздушном праве. Обе эти части между собой тесно взаимодействуют. Такой научный расклад практики обеспечения безопасности полетов, изложенный молодым китайским ученым, весьма ценен не только для юристов, но и для технических специалистов, последние тридцать лет обделенных российскими научными исследованиями такого рода.

Книга китайского ученого будет полезна для всех, кто интересуется правовыми основами организации полетов гражданских воздушных судов и,несомненно, будет представлять интерес для широкого круга российских специалистов авиатранспортной отрасли.В сжатой, лаконичной форме изложены основы правового регулирования международных полетов гражданских воздушных судов, описаны проблемы правового регулирования наиболее важных (т.е. наиболее практически значимых) вопросов для современной гражданской авиации, а также предложены пути их решения.

Стиль и методология изложения в книге обнаруживают влияние на автора российской научной школы воздушного права. Вместе с тем, законодательная политика Китайской Народной Республики, а также ссылки на многочисленные работы китайских ученых в области воздушного права свидетельствуют о значительном развитии науки воздушного права в Китае в последние десятилетия. Поражает количество китайских ученых, занимающихся проблемами воздушного права. Данные о них приведены в книге, и они свидетельствуют о том, что государство опекает и помогает  развитию научных исследование в области воздушного права. Тем самым, в КНР на научной основе заложены правовые основы государственного регулирования эффективной системы обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов, что не замедлило сказаться на результатах деятельности китайской гражданской авиации, в том числе экономических.

В России же давно ощущается острый дефицит, а скорее практически полное отсутствие, современных научных работ, посвященных проблемам правового обеспечения деятельности гражданской авиации. В силу этого, правовое просвещение авиаторов в России поставлено крайне плохо. В учебных заведениях гражданской авиации, за редким исключением, не принято обучать азам воздушного права. Работающие в авиатранспортной отрасли специалисты вынуждены самостоятельно его изучать.

Через призму труда китайского ученого такжеприходится констатировать, чтороссийская наука воздушного права переживает не лучшие времена. Отраслевой правовой регулятор всячески демонстрирует ее неприятие и «ненужность» научных знаний и методов при разработке нормативных правовых актов в Российской Федерации. В странеотсутствует академическая и отраслевая наука. Остались считанные специалисты в области воздушного права, которые без какой-либо поддержки государства самостоятельно по личной инициативе иногда издают научные работы. Пренебрежение научными знаниями при регулировании отношений в такой сложной технической системе, как гражданская авиация, неминуемо сказывается на состоянии развития гражданской авиации в стране. Такая политика гарантирует деградацию, но не прогресс. Как заметил недавно один известный читателям www.avia.ru авиационныйэкономист, российская гражданская авиация развивается по африканскому пути, а это прямая дорога к подрыву титула «государства, играющего ведущую роль в воздушном транспорте», благодаря которому Россия избирается в Совет ИКАО в приоритетном порядке.

В связи с этим необходимо отметить, что рассматривая книга может быть также полезна российским государственным служащим (ответственным за выработку государственной политики в сфере гражданской авиации), так как в книге анализируется современная деятельность ИКАО и принципы создания эффективной государственной системы регулирования обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.

Книга продается в издательстве Омега-Л и Аргумент (в МГУ, МГИМО, РУДН и т.д.)


Сергей Казачковский


комментарии (4):

Green Laser      15/08/2013 [15:39:02]#1
... Отраслевой правовой регулятор всячески демонстрирует ее неприятие и «ненужность» научных знаний и методов при разработке нормативных правовых актов в Российской Федерации. ...

Точнее и лучше сказать трудно. Увы.

UNIVERsam      19/08/2013 [22:37:22]#2
Очень раз слышать о выходе в свет монографии китайского коллеги Лю Синь.
В то же время, хочу обратить внимание читателя на некоторые, на мой взгляд наиболее очевидные, не соответствующие фактическим обстоятельствам моменты из аннотации господина Казачковского.

1). "... Такой научный расклад практики обеспечения безопасности полетов, изложенный молодым китайским ученым, весьма ценен не только для юристов, но и для технических специалистов, последние тридцать лет обделенных российскими научными исследованиями такого рода."
Приведу только одно научное исследование "такого рода" молодого российского ученого Александра Баталова - Баталов А.А. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений: теория и практика. -М.: Зерцало, 2008. - 224с.
За последние же ТРИДЦАТЬ ЛЕТ готов привести не менее сорока ссылок на различные монографии и научные статьи как советских, так и российских ученых.

2). ".... В России же давно ощущается острый дефицит, а скорее практически полное отсутствие, современных научных работ, посвященных проблемам правового обеспечения деятельности гражданской авиации."
На мой взгляд - огульное утверждение. Для примера, могу привести сборники докладов трех конференций по воздушному праву (2010, 2011 и 2013 годы), а также сборник докладов Первого национального конгресса юристов российской авиации (2011 год).
Помимо этого, также существует достаточно обширный пласт юридической литературы, так или иначе касающийся институтов правового регулирования отрасли гражданской авиации. Конечно дефицит есть, но не полное же отсутствие.

3). "... В учебных заведениях гражданской авиации, за редким исключением, не принято обучать азам воздушного права. Работающие в авиатранспортной отрасли специалисты вынуждены самостоятельно его изучать."
Так же, не соответствующее действительности утверждение. Так, в настоящее время воздушное право в течение одного семестра читается практически всем студентам обучающимся по специальностям авиационного персонала. По крайней мере, так дело обстоит в авиационных вузах России (и Украины, кстати).
Более того, начиная с первого сентября этого года, во все авиационные вузы страны, включая их филиалы, поступит практикум по воздушному праву, подготовленный коллективом авторов, среди которых 6 докторов юридических наук и 7 кандидатов наук.

Подытоживая - В Российской Федерации с воздушным правом конечно не все так хорошо, как в Китае)).., но и далеко не все так плачевно, как описывает автор аннотации.

DROLL      20/08/2013 [11:37:13]#3
"Отраслевой Правовой Регулятор" при всём уважении к НАУКЕ, что-то не очень стремится в своей деятельности опираться на результаты НАУЧНОГО ТРУДА... а предпочитает видимо следовать НАШЕЙ традиции: "писать документы КРОВЬЮ"...

С уважением.

air-squirrel      21/08/2013 [15:42:19]#4
))это реклама книги?!) зачем ОНО здесь на AEX?









Материалы рубрики

Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"



Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН
Валерий Козлов
«Человеческий фактор»: ни человек и ни фактор
Анатолий Липин
Что нужно сделать с существующими схемами SID, STAR, Approach?
Росавиация
Информация по безопасности полетов № 19
Александр Алдюхов
Крутой взлет транспортных гибридов
Фанис Мирзаянов
Об издании Руководства по управлению безопасностью полетов ИКАО
IHST
Результаты глобального опроса IHST по безопасности
Aviation EXplorer
Госавианадзор – итоги 2017 года
МАА
О требованиях по обеспечению транспортной безопасности ВТ
Росавиация
Встреча Росавиации и FAA по регулированию использования БАС
Сергей Пятко
Повышение эффективности управления воздушным движением в Московской зоне ЕС ОрВД
Денис Людчик
О проблемах обязательной сертификации техсредств обеспечения транспортной безопасности
Анатолий Липин
О минимумах на некатегорируемых аэродромах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/cars/samosval/, подробное описание.
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/international/sng/armenia/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer