← Назад

Главная Безопасность Экспертное мнениеГлавные противоречия в системе государственного обеспечения полетов в ГА РФ

5 февраля 2014 года / Николай Никулин / Aviation EXplorer

Стратегическое развитие транспортного комплекса (ТК), равно как и экономика Российской Федерации, оказались перед системным вызовом, характер и угрозы которого определяются сочетанием различных фундаментальных факторов, обуславливающих современный неустойчивый ход развития мирового правопорядка.

Никулин Николай Филиппович
Декан факультета авиационного менеджмента, зав.кафедрой №18 «Безопасность полётов» к. т. н, профессор Санкт-Петербургского Университета ГА

Рис. 1

Первый фактор, дестабилизирующий общественное развитие – усиление глобальной  конкуренции  во  всех  сферах  транспортных  услуг  на  внутренних и международных авиалиниях, потребует глубоких структурных преобразований в системах государственного обеспечения и эксплуатационного управления интегрирующих, в конечном итоге, устойчивость, безопасность и эффективность функционирования транспортного комплекса - Воздушного транспорта.

Второй фактор – террористическая деятельность на транспортном комплексе. Он характеризуется фантастической изощрённостью и чудовищной жестокостью деяний террористов. Последствия от совершения системных кризисов, глобальных вызовов терроризма несут угрозу национальной и экономической безопасности нашему обществу и государству. В дополнение к этому исчерпание национальных, технических, технологических и управленческих ресурсов отрицательно влияют на устойчивость, безопасность и эффективность функционирования транспортного комплекса и предоставление населению качественных и безопасных транспортных услуг.

Особенностью перехода на управление безопасностью функционирования воздушного транспорта (ВТ) является обязательным для всех участников системы безопасности на ВТ (поставщиков услуг) осуществлять управление факторами опасности и рисков, не снижая их установленный-приемлемый уровень. Следует заметить, что наличие систем управления факторами опасностей и рисков  в сочетании с качественными образовательными ресурсами позволяет в 1,5-2 раза снижать их количество в авиакомпаниях и аэропортах, что и могло предупредить большинство авиационных происшествий и актов незаконного вмешательства в деятельности гражданской авиации.

Учитывая, что государство Российское признало всеобщее (тотальное) управление устойчивостью, безопасностью и эффективностью функционирования воздушного транспорта составной частью национальной и экономической безопасности, то эта политика нашей страны обязывает привлекать все имеющиеся в распоряжении эффективные механизмы и ресурсы такие как:

  • Нормативно-правовые, научно-технические, организационно-методические, технико-технологические, финансово-экономические, управленческие, образовательные, человеческие, культурологические и иные ресурсы. 

Рис. 2

Интегрированная система (Рис.2) управления безопасностью функционирования воздушного транспорта на основе управления рисками научно обоснована и подтверждена практическим применением международных стандартов ИКАО, как наиболее эффективный ресурс и механизм обеспечения устойчивости деятельности воздушного транспорта. Внедрение систем управления безопасностью на ВТ требует создания корпуса, надлежащим образом, профессионально подготовленных авиационных менеджеров по безопасности авиатранспортных систем. Этого требует и Указ Президента РФ №403 от 31 марта 2010 г. и Распоряжение Правительства РФ №1285 от 30.07.10 и Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 г. №2620-Р, Распоряжение Правительства РФ №2143 от 20.12.10 «Об утверждении «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», Приказ МТ РФ №42 от 8 февраля 2011 г., и Приказ ФАВТ №324 от 13.06.2013 г., которые содержат единый комплекс мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте (ОБНТ).

Международная Гражданская авиация ИКАО 14.11.2013 года утвердила для всех участников СУБП 19-е ПРИЛОЖЕНИЕ «Система управления безопасностью полётов в ГА», которая базируется на фундаментальных принципах управления рисками (Рис.3)

Рис. 3

Статья 24.1 Воздушного Кодекса РФ «Обеспечение безопасности полётов Гражданских воздушных судов изложена в следующей  редакции:  «Реализация государственной системы управления безопасностью полётов (СУБП) гражданских воздушных судов» обеспечиваются в Российской Федерации в соответствии с Международными стандартами Международной организации Гражданской авиации ИКАО (19 Приложение СУБП, Doc 9859 «Руководство по СУБП»)

В современной системе управления безопасностью функционирования воздушного транспорта произошли серьёзные эволюционные изменения в установлении главных угроз безопасности на ВТ. Этой угрозой – фактором опасности, стал организационный (управленческий) фактор. (Рис. 4) Именно фактор «организационный» системно формирует благоприятную (внутреннюю и внешнюю) среду, для обеспечения безопасных авиаперевозок или негативную среду, которая и определила ряд катастроф за последние годы, включая авиационные происшествия с «Боингами» Российских авиакомпаний.

Рис 4.

Разработка, проектирование,  внедрение и функционирование СУБП в авиапредприятиях содержит 10 этапов, элементы которой представлены на Рис.5 и в DOC ИКАО 9859 «Руководство по управлению СУБП».

Успешное решение этих проблем, в условиях системных вызовов экономики РФ и дестабилизирующих факторов в деятельности ВТ, способны осуществить высший авиационный управленческий персонал, надлежащим образом подготовленный, по указанным показателям качества функционирования ВТ, имеющих квалификацию (часть полной квалификации) «Менеджера по управлению безопасностью на воздушном транспорте».         

Применение интегрированных систем (безопасности полётов, авиационной безопасности) всеобщего управления устойчивостью, безопасностью и эффективностью функционирования ГА РФ имеют чрезмерную зависимость от уровня компетенции участников системы, что требует в системе непрерывного образования провести и всеобщую переподготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации всех участников системы управления безопасностью в сфере функционирования Транспортного комплекса и, в первую очередь, авиационных руководителей высшего и среднего звена управления по программе КПК «Менеджеров по управлению безопасностью на ВТ».  

Рис. 5    

Подготовленный высший управленческий персонал в рамках перечисленных квалификаций по направлению «Менеджмента» на ВТ и «Управления персоналом» обеспечат лидирующую их роль в стратегическом развитии Воздушного транспорта, обозначенных в «Стратегии развития транспортного комплекса до 2030 года».

Авиапредприятия ГА нуждаются в сильных инженерах, обеспечивающих безопасность функционирования ВТ и менеджерах, которые умеют адекватно реагировать на постоянные изменения в экономической ситуации в мире. Нужны стратегически мыслящие руководители, способные увидеть и использовать уникальные возможности, которые открывают эти изменения, преобразовывают стратегии в гибкие планы, оперативно реагируют на происходящие вокруг изменения, не дожидаясь распоряжений сверху. (Рис. 6)

Рис. 6

Таким образом, высокий уровень управления человеческими ресурсами и уровень обученности авиационного персонала, в сочетании с культурологическим фактором, являются Главными, критически важными элементами и ресурсами в достижении приемлемого уровня безопасности функционирования ВТ и конкурентоспособности авиаперевозок. (Рис. 7,8)

Рис. 7

Рис. 8

Выводы:

Данная категория должностей, представленная на Рис. 6, равно как и авиационный персонал из числа лётного, технического и диспетчерского персонала, способна управлять Главными критически важными элементами СУБП и  обеспечивать безопасность функционирования ВТ. Отнесение ИКАО безопасности в ГА к наивысшему приоритету, а в Российской Федерации к вопросам «национальной и экономической безопасности», требует приоритетного бюджетного финансирования критически важных элементов СУБП.

В противном случае – это грозит потерей базовых специальностей и профессий, непосредственно обеспечивающих безопасность авиаперевозок на внутренних и международных линиях.

Предложения:

  1. Разработать   и   утвердить   Отраслевую   комплексную   программу «Система качества подготовки и сертификации авиационного персонала, обеспечивающего безопасность функционирования ВТ». (Рис. 9)

    Рис. 9

  2. Обеспечить бюджетное финансирование не менее 20 мест набора  абитуриентов по направлению:
    • 080200 «Менеджмент» («Управление авиатранспортным производством» и «Управление коммерческой деятельностью в ГА»);
    • 080400 «Управление персоналом» («Управление  авиационным персоналом на ВТ»);
    • 162001 «Аэронавигация» («Организация авиационной безопасности»:

      В рамках квалификации «Бакалавр» по 20 мест академического и прикладного бакалавриата), равно, как и всего авиационного персонала по Утверждённому перечню Полномочным органом на ВТ.

      В настоящее время, в ходе набора абитуриентов на специальности в области менеджмента на ВТ, длительное время не выделяются бюджетные места, что вступает в противоречие с требованиями ИКАО, «Воздушного кодекса РФ» и другими руководящими документами по государственному обеспечению системы управления безопасностью на воздушном транспорте

      Отсутствие этой категории специалистов не позволяет в будущем обеспечить устойчивость, безопасность, эффективность и конкурентоспособность функционирования воздушного транспорта на внутренних и международных авиалиниях.

  3. В условиях демографического провала обеспечить бюджетное финансирование не менее 20 бюджетных мест набора на должности авиационного персонала и, в частности, авиационных менеджеров на ВТ.

В настоящее время выбранный критерий бюджетного финансирования набора абитуриентов по уровню ЕГ, является контрпродуктивным и несёт угрозу «вымирания» должностей авиационного персонала.


Николай Никулин


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2014/2/5/1981/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.