Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность На заметку специалисту

Некоторые вопросы внедрения СУБП "Разработчиков и изготовителей"

15 апреля 2015 года / Фанис Мирзаянов / Aviation EXplorer
 

Фанис Мирзаянов
Исполнительный директор НП "Союз авиапроизводителей"

Эксперт Aviation EXplorer

После введения ИКАО в ноябре 2013 года в действие Приложения 19 прошло достаточно времени, чтобы российские авиапроизводители осмыслили и предприняли шаги по внедрению СУБП в предприятиях отрасли. Понимание необходимости выполнения авиапроизводителями своевременных шагов продиктовано текущим положением дел с безопасностью и все более настоятельными просьбами покупателей российской авиационной продукции о предоставлении информации о том, каким образом ими соблюдены требования Приложения 19 ИКАО и государственных нормативных требований системы управления безопасностью.

НП «Союз авиапроизводителей», являясь объединением разработчиков и производителей авиационной техники на заседании Комитета по безопасности, состоявшемся 24.12. 2014 года внимательно рассмотрел текущую ситуацию с безопасностью, опыт и возможные пути внедрения системы управления безопасностью в авиационной промышленности России.

Приложение  19 предлагает к внедрению единую методику системы управления безопасностью применимую для всех видов поставщиков обслуживания, различных сфер авиационной деятельности и стран; стран, которые не занимаются производством авиационной техники, а также стран, которые занимаются такой деятельностью. Отличием требований Приложения 19 от требований к безопасности предыдущего периода, явилось то, что после принятия 101 Поправки, в него внесли дополнительное требование о внедрении системы управления безопасностью поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей авиационной техники».  В этой связи, наша страна, являясь производителем авиационной техники, входит в число тех стран, которые должны создавать систему управления безопасностью поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей» соответствующую Приложению 19.

Естественно, что поставщики обслуживания «разработчики и изготовители» до принятия Приложения 19 имели в своей структуре системы управления безопасностью и руководствовались, прежде всего, положениями Приложения 8. Однако, Приложение 19 предложило возможность создания единого подхода к безопасности, обеспечивающего комплексность управления безопасностью на протяжении всего «жизненного цикла» воздушного судна.

Предполагается, что единство подхода к управлению безопасностью обеспечивается через:

- сбор и систематизацию угроз, опасностей и рисков воздушного судна этапа «разработки и изготовления» и,

- построение «разработчиком» на основе «остаточных рисков» воздушного судна каркаса основных принципов и критериев управления системой управления безопасностью изготовителей,  организациями по эксплуатации и утилизации воздушного судна. Т.е. именно «разработчик» для соблюдения преемственности единой системы, задает изготовителю, эксплуатанту и организациям занимающимся утилизацией основные принципы и критерии (каркас их систем с учетом остаточных рисков своей деятельности), которые те должны положить в основу своих систем управления безопасностью и дополнить их управлением рисками и опасностями своих этапов «жизненного цикла».

В соответствии с Главой 3 Приложения 19 ИКАО государства обязаны управлять безопасностью своей авиационной системы. В этих целях в каждом государстве (в соответствии с Дополнением А) создается Государственная программа по безопасности полетов (ГосПБП), которая включает 4 компонента и государственная система контроля полетов. Инструментом управления является, государственная административная система управления безопасностью. Также, в соответствии с п. 2.1 в государстве должны быть разработаны «Требования к СУБП поставщика обслуживания в отношении обеспечения безопасности полетов». В соответствии с п. 2.2 государство создает механизм «Согласования показателей эффективности обеспечения безопасности полетов поставщика обслуживания».

Понимая, что с выходом Приложения 19 встает задача по созданию системы управления безопасностью деятельности авиастроительной отрасли соответствующую требованиям этого документа, посмотрим, какие составляющие системы управления безопасностью гражданских воздушных судов уже существуют, а какие предстоит еще создавать, и если создавать то в каком виде.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ (ГосПБП)

Действующая ГосПБП  изданная постановлением Правительства Российской Федерации № 641-р от 06.05.08 в силу сроков издания и существовавших на момент издания требований не содержит положений напрямую касающих в вопросов управления безопасностью полетов авиапрома.

В данной связи, очевидно, что в следующей редакции ГосПБП мы ожидаем концептуальное включение поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей»  в государственную систему управления безопасностью полетов и появления в «Плане мероприятий ГосПБП воздушных судов ГА» прямых мер по обеспечению безопасности авиационной деятельности поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей» (в т.ч. российской) авиационной техники.

Издание новой редакции ГосПБП давно назрело. Она должна положить правовые основы начала всей работы по внедрению системы управления безопасностью в государстве и позволит точно определить место и роль в ней всех участников авиационной деятельности, включая «разработчиков и изготовителей».

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Как следствие отсутствия на сегодняшний момент времени ГосПБП включающей требования Приложения 19, созданы предпосылки недостаточной действенности существующей «Государственной административной системы управления безопасностью», поскольку именно в ГосПБП в зависимости от поставленных в ней целей, должно быть определено новое место и роль каждого органа государственного управления в общей системе управления безопасностью.

При существующей модели управления авиационной промышленностью существует дробление функций между Минпромторгом, который осуществляет управление производственной деятельностью «разработчиков и исполнителей», МАК осуществляет сертификацию и расследования, Минтранс устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью, осуществляет контроль и надзор за их деятельностью. При этом, Минпромторг  Постановлением Правительства №1215 фактически исключен из контура управления безопасностью деятельности «разработчиков и изготовителей». В этой ситуации существует настоятельная необходимость создания цельной модели управления безопасностью, грамотное распределения прав, ответственности между управляющими государственными органами по управлению деятельностью поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей».

Эта напростая задача, требует разработки единой концепции управления авиастроительной отрасли с учетом вопросов управление безопасностью, тщательной проработки всех деталей взаимодействия, передачи обязанностей и ответственности между участниками звеньев государственной административной системы управления и уточнения на какой орган возлагается основная часть работы по управлению безопасностью; мониторинг, анализ, управление рисками и определения, какой орган отвечает за безопасность деятельности поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей» авиационной техники.

ТРЕБОВАНИЯ К СУБП ПОСТАВЩИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

В соответствии с Приложением 19 должны быть разработаны «требования к системе управления безопасностью поставщиков обслуживания», в том числе, к системам поставщиков обслуживания «разработчики и изготовители» авиационной техники. Существует необходимость определиться, в каком виде должны быть изданы эти требования; в виде отдельного документа или дополнением существующих стандартов или правил.

Изданное Постановление Правительства Российской Федерации N 1215 от 18 ноября 2014 года "О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими" не дает ответа на вопрос, какой государственный орган в каком виде разработает, утвердит и издаст «требования» и какой государственный орган будет осуществлять управления безопасностью деятельности «разработчиков и изготовителей».

Очевидно, что издавая новый документ, в силу необходимости внесения новых положений сложно в полной мере органично интегрировать его положения в существующий комплект документов регулирующих деятельность «разработчиков и изготовителей». Поэтому представляется целесообразным пойти по пути доработки существующих документов регулирующих деятельность поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей». Такими основными документами являются «Авиационные правила», сертификационные требования к организациям получающим сертификаты разработчика или изготовителя, в которых целесообразно прописать требования к порядоку и процедурам управления безопасностью в организациях «разработчиков и изготовителей». Также необходимо определиться какой орган будет дорабатывать и утверждать эти документы.

Очень важно для сегодняшнего этапа внедрения СУБП обосновать и прописать концепцию и детальный план изменений таких основополагающих документов как «Авиационные правила». Продумать процессы, порядок выполнения и последствия изменения процедур деятельности поставщиков обслуживания использующих воздушные суда российского производства вследствие внесения в них изменений и заложить в них положения предусматривающие повышение безопасности их деятельности.

Особого внимания требуют сертификационные требования к организациям получающим сертификаты разработчика или изготовителя. Необходимо заложить в них детальные комплексные требования безопасности к их деятельности соответствующие единому подходу к управлению безопасностью изложенному в Приложении 19 в течение жизненного цикла разрабатываемых и производимых ими воздушных судов.

В соответствии со статьей 24.1. ВК РФ «Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов», реализация государственной СУБП гражданских воздушных судов обеспечивается в РФ в соответствии с международными стандартами ИКАО.

Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов устанавливает «порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, …»       

18 ноября 2014 года по представлению Минтранса принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1215 в котором указано, что данные Правила устанавливают порядок разработки и применения СУБП юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов. Однако в них не определено, какой орган, в какие сроки, в виде какого документа разработает требования к СУБП поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей» воздушных судов и какая организация, «разработчики, изготовители, интегрированные структуры или в целом Минпромторг будет ответственными за исполнение этих требований.

В то же время, мы понимаем, что Министерство транспорта РФ, являясь уполномоченным органом в области безопасности должно разработать порядок разработки и применения СУБП. В связи с этим, перед ним стоит задача издания «Правил» и определения «порядка разработки и применения систем управления безопасностью», в том числе требований к «разработчикам и изготовителям» авиационной техники.

СОГЛАСОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

В соотетствии с Дополнением А, пунктом 2, п.п. 2.2 «Согласование показателей эффективности обеспечения безопасности полетов поставщика обслуживания», государство согласовывает с отдельными поставщиками обслуживания предусмотренные

в их СУБП показатели эффективности обеспечения безопасности полетов. Согласованные

показатели эффективности обеспечения безопасности полетов СУБП конкретного поставщика обслуживания периодически пересматриваются с тем, чтобы они сохраняли свою актуальность и соответствовали характеру деятельности поставщиков обслуживания.

Применительно к сутуации в нашей стране, стоит задача определения государственного органа, который будет согласовывать показатели эффективности обеспечения безопасности «разработчиков и исполнителей». Назначение органа будет зависеть от того, какой государственный орган будет осуществлять реальное управление рисками авиационной деятельности поставщиков обслуживания «разработчиков и изготовителей авиационной техники. Если это будет Минпромторг (или интегрированные структуры), то уполномоченный государственный орган в лице Минтранса будет устанавливать показатели, а Минпромторг (интегрированные структуры) как орган объединяющий «разработчиков и изготовителей» государственный хозяйствующий субъект будет их соблюдать. В то же время, рассматривая показатели для «разработчиков и изготовителей» как единые показатели, необходимо внимательно отнестись к необходимости определения единого показателя. Вполне может оказаться, что целесообразнее будет устанавливать показатели для разработчиков свои, а для изготовителей свои.


Фанис Мирзаянов


комментарии (7):

air-squirrel      22/04/2015 [09:44:50]#1
"....МАК осуществляет сертификацию и расследования, Минтранс устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью, осуществляет контроль и надзор за их деятельностью. .....В этой ситуации существует настоятельная необходимость создания цельной модели управления безопасностью, ГРАМОТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВ, ......"

Заберите у АР МАК дейтельность по расследованию АП, если вы постоянно себя сравниваете с авиадержавами (e.g. USA, EU) в которых функции сертификации и расследования разделены!

ivan.m      27/04/2015 [14:09:41]#2
to air-squirrel:

АР МАК не занимается расследованием АП:) Учите матчасть.

По теме:

Вопрос в статье поднят о "цельной модели управления безопасностью" в стране. Может начать с того, чтобы описать существующую модель "как есть" и оценить ее "целостность" aka Gap analysis? Такой материал был бы очень интересен.

air-squirrel      27/04/2015 [18:23:58]#3
ivan.m

а кто тогда занимается?

air-squirrel      29/04/2015 [18:58:34]#4
to ivan.m

Будет ответ? Хочется повысить свои знания :)
тут вот http://www.aex.ru/news/2015/4/ ... написано что МАК закончил расследование


ivan.m      05/05/2015 [17:53:43]#5
to air-squirrel:

Развиваем внимательность:

Цитата:
"Заберите у АР МАК дейтельность по расследованию АП, если вы постоянно себя..."

Предложение:

"АР МАК не занимается расследованием АП:) Учите матчасть".

Предложение остается в силе:)

ivan.m      05/05/2015 [17:55:33]#6
Кстати, неплохо бы этот материал совместить с предыдущей публикацией:
http://www.aex.ru/docs/4/2014/ ...

air-squirrel      05/05/2015 [18:15:38]#7
ivan.m

а кто тогда занимается?

Вопрос остается в силе!





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC19SN
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/moscow/, описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer