← Назад

Главная Безопасность Экспертное мнениеБерегите тех, кто летает на вертолетах

24 апреля 2015 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Подводим вертолетные итоги 2014 года. Очередь дошла до аварий и катастроф.

Итоговые данные, собранные из разных источников, сведены в таблицу 1. 

Таблица 1

Дата
Вертолет
Принадлежность
Всего на борту = погибшие (п)+ травмирован
ные (т)  
Примечание   
03.02.14
Ми-8 RA-25655
Комиавиатранс
23=1т
ЯНАО Бованенково
05.02.14
Кречет (Ми-2)
RA-1434G
Частный
0п
Омская  область
23.02.14
Ми-2 RF-00503
Частный
1п (на земле)
Приморский край
05.03.14
Ка-26М
RA-1927G
Частный
1=0п
Ростовская
область
22.04.14
Ми-8АМТ
RA-22426
АК «ЮТэйр»
13=0п+1т
Либерия
30.04.14
катастрофа
R44 II
RA-06217
АОН «Транслизинг»
1п
Республика Коми
13.05.14
катастрофа
ЕС120
RA-07232
АОН частный
2п
Ленинградская область (алкоголь)
31.05.14
кастрофа
Ми-8АМТ
RA-22423
ОАО «Апатит» («Спарк»)
18=16п+2т
Мурманская область
21.06.14
Ми-2
 
2=2т
Краснодарский край (ЛЭП)
28.06.14
катастрофа
R66 RA1588G
АОН
«Технодром»
4=4п
Краснодарский Край
30.06.14
Ми-8Т
RA-24541
«ДВК «Аэровир»
15=0
Хабаровский край
05.07.14
R-44 RA-04288
«Ак Барс Аэро»
Республика Татарстан
10.07.14
катастрофа
Ми-2 RA-23721
АК «КонверсАвиа»
1п
ХМАО
23.07.14
катастрофа
КАВ-44
RA-1975G
АОН частный
2=2п
Камчатка
13.08.14
R-44
RA-04368
АК «Баркол»
3=3т
Пензенская область (алкоголь)
25.08.14
R-44 RA-04286
АОН частный
1=0
Нарьян Мар
26.08.14
Ми-8АМТ 22430
АК «ЮТэйр»
4=3п+1т
Южный Судан
04.09.14
катастрофа
Ми-8
RA-24255
ОАО НПК «Панх»
3=3п
Геленджик
19.09.14
катастрофа
SA-341G Gazelle
RA-1233G
АОН частный
2=1п+1т
Финский залив (алкоголь)
10.10.14
катастрофа
Ми-8T
RA-24614
АК «ТуваАвиа»
16=16п
Республика Тыва
14.10.14
Ми-8Т
RA-24506
АК «Алроса»
13=1т
Якутия
2.11.14
катастрофа
Ми-2
Частный
2=2п
ЯНАО
11.11.14
катастрофа
Ка-32А
RF-32839
МЧС РФ
5=5т
Ставропольский край
13.11.14
Ми-2 RA-14279
АОН частный
3=3т
Тверская обл.
20.11.14
катастрофа
AS350 В3
RA-04032
АОН НаноСтройИнвест
5=5п
Нижегородская
область
07.12.14
катастрофа
Ми-8
RA-06138
«2-й Архангельский ОАО»
7=2п+5т
Архангельская обл.
26.12.14
Ми-2 RA-15643
«Казанское АП»
 
Республика Татарстан
Итого
27АП=14К+13А
 
64п+20т
 

Итак, в 2014 году произошло 27 авиационных происшествий (АП), из них 13(!) катастроф, в которых погибло 64 человека. Недопустимо высокая аварийность. Традиционный вопрос: Кто виноват? К сожалению, у нас из года в год во всем продолжают винить АОН. Однако если Вы обратите внимание, две трети погибших приходится на коммерческие вертолеты (в развитых вертолетных странах все наоборот). Несмотря на существенный вклад АОН в аварийность, число погибших частников значительно ниже (из-за небольшой вместимости легких машин). Сравните, только две катастрофы  31 мая ОАО «Апатит» и 10 октября АК «ТуваАвиа» унесли половину жизней всех погибших за 2014 год. На мой взгляд, прежде чем «спускать всех собак на малышей», нам нужно обратить особое внимание на организацию пассажирских перевозок. Недопустимо перевозить граждан РФ, в том числе детей, как «скот». Кроме того, все тяжелые катастрофы, так или иначе, связаны с полетами «выходного дня» (охота/рыбалка). В прошедшем году во всей красе раскрылась неприятная тенденция – «пьяные»  полеты (13 мая, 13 августа, 19 сентября), которая затронула и АОН, и коммерческие вертолеты. Пьяным за руль  автомобиля – нельзя, а за «штурвал» вертолета – можно. Вспомните оглушительную катастрофу в январе 2009 года на Алтае, где на фотографиях, рядом с «трофеями» из «Красной» книги красовались бутылки из-под  алкоголя… 

Что касается аварийности зарубежных вертолетов, вклад иномарок: 8 АП (29,6% от общего количества), 5 катастроф (35,7%), 13 погибших (20,3%). Здесь впереди Robinson: 5 АП (18,5%), 2 катастрофы (14,3%), 5 погибших (7,8%).  Не отстает Airbus Helicopters: 3 АП (11,1%), 3 катастрофы (21,4%), 8 погибших (12,5%). Три авиационных происшествия – три катастрофы (100% результат?!)…   

Не хотелось заканчивать на такой неприятной ноте. Неожиданно родилась идея вместо заключения продолжить сравнение аварийности вертолетов РФ и США за последние 5 лет (2010-2014 г.г.) с предыдущим пятилетием (2005-2009 г.г.), начатое в  материале: «Нам есть, что терять» (см. АЕХ от 23 августа 2012 года). Для сравнения используем те же подходы: берем статистические данные МАК (Межгосударственный авиационный комитет) и HAI (Международная вертолетная ассоциация), уточняем  «область определения». Во-1х, в докладе МАК приводится оценка аварийности в ГА (гражданской авиации) государств-участников Соглашения, включая РФ. Если учесть, что основную лепту аварийности вносит РФ, большой ошибки не будет при использовании этих цифр. Во-2х, в докладе МАК приводятся данные аварийности вертолетов (без АОН). Поэтому для корректности сравнения из материалов HAI возьмем данные только по многодвигательным вертолетам, так как наши (без АОН) – это и есть исключительно средние/тяжелые двух двигательные машины (других нет).

Сравнительные данные по безопасности полетов вертолетов ГА США и государств-участников Соглашения (Кап - количество авиационных происшествий на 100 тыс. часов; Кк - количество катастроф на 100 тыс. часов; П - число погибших в вертолетах на 100 тыс. часов налета) за период 2010 – 2014 г.г см. в таблице 2.

Таблица 2

                          Вертолеты ГА США/государств-участников Соглашения 
Годы
2010
2011
2012
2013
2014
среднее
Кап
1,79/1,60
0,65/1,67
2,11/1,77
0,55/1,53
0,71*/1,99
1,16/1,71
Кк
0,45/0,89
0/0,67
0,63/0,80
0,18/0,34
0,00*/0,91
0,25/0,72
П
1,56/3,75
0,00/1,02
1,06/3,71
0,55/4,79
0,00*/67
0,74/3,99

* - данные за первое полугодие 2014 года

Для наглядности представим данные по погибшим в виде диаграммы.

Получились огромные «ножницы», явно не в нашу пользу. Средние значения основных показателей аварийности двух последних пятилеток можно посмотреть в таблице 3.

Таблица 3

Годы
2005-2009
2010-2014
США
МАК
США
МАК
Кап
2,19
2,28
1,16
1,17
Кк
0,56
1,24
0,25
0,72
П
1,76
н/д
0,74
3,99

н/д – нет данных

На общем фоне улучшения показателей аварийности (появилась надежда на реальное повышение безопасности полетов), мы продолжаем серьезно уступать США по тяжести авиационных происшествий (выживаемости): доля катастроф (Кк/Кап) почти втрое, а число погибших в вертолетах более чем в 5 раз хуже! С упорством, достойным иного применения, мы продолжаем терять вертолеты и людей, находящихся на борту. Берегите тех, кто летает на вертолетах!    


Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2015/4/24/2223/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.