Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Безопасность Обзор


О поддержании безопасности кабины воздушного судна

НОУ «Школа бортпроводников» выступила организатором международного практического семинара под эгидой ICAO


9 июля 2015 года / Галина Пономарева / Aviation EXplorer
 

Практический семинар, прошедший на прошлой неделе в Москве, был посвящен подготовке бортпроводников воздушных судов с учетом руководства ICAO по обучению членов кабинного экипажа. Его участниками стали более 120 специалистов из 50 авиационных предприятий. В том числе представители Минтранса России, Росавиации, Ространснадзора, руководители служб бортпроводников и летно-методических отделов авиакомпаний, директоры авиационных учебных центров, ин­структоры-методисты, бортпроводники-инспекторы. Задача мероприятия - предоставить участникам обзор наиболее важных вопросов в области подготовки персонала и дать возможность обмена мнениями о взаимоотношениях авиакомпаний, авиационных учебных центров и регулирующих органов.

Doc 10002, как кратко назы­вают его специалисты, создавал­ся в течение примерно двух лет в сотрудничестве с экспертами гражданской авиации всего мира, учреждениями авиационной ме­дицины, специалистами в области «человеческого фактора». Уча­стие в разработке принимали крупнейшие авиакомпании, та­кие как Air Canada, Air France, Bri­tish Airways, Lufthansa, Cathay Pa­cific Airways, Европейское агент­ство по безопасности полетов, компании Boeing и Airbus, IATA, Росавиация и многие другие ор­ганизации, в числе которых НОУ «Школа бортпроводников», удо­стоенная благодарности ICAO за вклад, внесенный в создание это­го документа.

Фундаментальный труд на 276 страницах (один только глоссарий занимает шесть страниц убористо­го текста) посвящен поддержанию безопасности кабины воздушного судна путем эффективного управ­ления. Важнейшая задача членов кабинного экипажа традиционно заключалась в эвакуации пассажи­ров с борта воздушного судна в случае авиационного происше­ствия. Теперь бортпроводники при­званы играть активную роль в под­держании безопасности полетов, способствовать предотвращению авиационных происшествий и инцидентов. В их функции в обычных ежедневных полетах входит рас­познавать любую нештатную или аварийную ситуацию и предпри­нимать необходимые действия по ее предотвращению и минимизации последствий. Что, конечно, требу­ет надлежащих навыков. Doc 10002 устанавливает международные ба­зовые критерии квалификации чле­нов кабинного экипажа. ICAO раз­работала инструктивный материал, позволяющий обучать бортпро­водников профессионально вы­полнять свои функции и обязанно­сти с учетом аспектов обеспечения безопасности. Он предусматрива­ет возможность адаптации: авиа­компаниям остается конкретизи­ровать его с учетом своих особен­ностей. Он также служит основой для утверждения государственных программ подготовки. Документ подробно описывает необходимые умения и навыки членов кабинного экипажа, их компетенции и пове­денческие индикаторы, а также приемы обучения, одним из которых является построение сценария воз­можной нештатной ситуации (на­пример, задымление в кабине) и от­работка четкого алгоритма дей­ствий. Все описано пошагово, де­тально освещены критерии оценки возможных ошибок и их послед­ствий.

Мартин Маурино подчеркнул, что задачи нового Руководства — привлечь внимание специалистов к такому важному аспекту подготов­ки бортпроводников, как безопас­ность полетов, и обеспечить их не­обходимыми материалами. Что должны сделать авиакомпании? Ор­ганизовать учебные классы и тре­нажеры, определить методы об­учения и подготовить квалифици­рованный персонал (инструкторов).

Задачи по внедрению СубП об­ширны, и на бортпроводников воз­лагаются особые надежды, отметил в своем приветственном слове участникам семинара глава Росавиации Александр Нерадько. Его обращение зачитал руководитель отдела этого ведомства С. Слепухин. Он же представил аудитории «глав­ного стюарда России» (такая долж­ность недавно появилась в Росавиации), им стал выходец из «Трансаэро» Алексей Варфоломеев.

Деловую часть семинара не­надолго прервало эффектное де­филе: форменную одежду Simon Jersey продемонстрировали сту­денты НОУ «Школа бортпровод­ников». Начинающие «звезды по­диума» репетировали выход в пе­рерыве, изрядно смущались, но в целом с задачей справились. Даже на самый беглый взгляд костюмы и аксессуары имели безупречный крой и выглядели отлично. В цве­товой гамме преобладали темные тона, строгие и даже аскетичные костюмы оживляли лишь радост­ные улыбки манекенщиц. Дефиле организовала компания Radius, которая специализируется на уни­форме для персонала ресторанов и отелей, но и «авиационная со­ставляющая» в ассортименте их продукции довольно велика. По словам директора отдела продаж Яны Крамаренко, все заказы от­шиваются в Англии и Германии, а ткани для форменной одежды стюардесс отвечают самым стро­гим стандартам: легкие, прочные, несминаемые и при этом ис­ключительно натуральные.

Особое место в программе семинара занял доклад Елены Колесниковой, ведущего консультанта Росавиации по авиа­ционной медицине. Тема насущ­ная: «Медицинское освидетель­ствование и состояние здоровья бортпроводников». Речь шла об изменениях в Федеральные авиационные правила (ФАП-50), вне­сенных Приказом Минтранса Рос­сии в ноябре прошлого года. Те­перь бортпроводники в возрасте до 40 лет получают медицинское заключение сроком на 60 месяцев, старше 40 лет— на 24 месяца, а при очередном прохождении мед­комиссии они должны пройти ряд дополнительных исследований, в частности анализ крови на онко­маркеры.

Экспресс-тестирование на на­личие наркотических и психот­ропных веществ проводится те­перь при поступлении на учебу, прохождении ВЛЭК ГА и выбороч­но во время предполетного меди­цинского осмотра. Участие врача- психиатра и врача-нарколога яв­ляется обязательным для всех ка­тегорий обследуемых. Статистика говорит следующее: всего в Рос­сии 16659 стюардесс, большин­ство (11613) — в возрасте до 29 лет, 3549 человек — 30-39 лет, 1258 — 40-49 лет, 231 бортпро­водник — в возрасте 50-59 лет, и всего 8 — старше 60. За весь про­шлый год стартовый медосмотр прошли более 1,7 миллиона со­трудников гражданской авиации, включая диспетчерский состав. Бортпроводников в их числе более 850 тысяч, из них отстранено из-за различных заболеваний — 838 че­ловек, то есть менее одной деся­той доли процента, из-за упо­требления алкоголя — 24.

Цифры о смертности пасса­жиров на борту взбудоражили зал, особенно на фоне недавнего памятного всем случая гибели от сердечной недостаточности 24­летнего молодого человека, при­летевшего международным рей­сом в Шереметьево. По данным ICAO на 40 тысяч рейсов прихо­дится одна внезапная смерть пас­сажира, из каждых десяти умерших на борту во время полета — шесть гибнут от сердечно-сосудистых заболеваний. Есть ли возможность предотвратить хотя бы одну такую смерть? Теоретически — да. Ме­дики считают, что если помощь приходит в течение трех минут, человек спасен. Для этого, по мне­нию Е. Колесниковой, все воз­душные суда следует оборудо­вать дефибрилляторами, которые и так уже есть на самолетах боль­шой пассажировместимости на дальних рейсах. Этот прибор, спо­собный «запустить» остановив­шееся сердце, действует в авто­матическом режиме, сам опреде­ляет необходимость разряда и сам же его генерирует. Всю про­цедуру сопровождает автосуф­лер. Бортпроводникам нужно дей­ствовать по его подсказке, а преж­де пройти дополнительное обуче­ние, рассчитанное всего на шесть учебных часов в год. Ввести эти приборы на всех бортах мешает потрясающая по своему цинизму фраза из одного ведомственного документа: «наличие такого при­бора может принести пользу толь­ко небольшому (!) числу пассажи­ров...». Тем не менее надежда есть, что решение будет пере­смотрено и самолеты будут осна­щены дефибрилляторами и борт­проводники смогут оказывать бо­лее современную медицинскую помощь.

За обсуждением профессио­нальных вопросов юбилей компа­нии-организатора как-то отошел на второй план. А дата, меж тем, знаменательная. 20 лет работает на рынке образовательных услуг НОУ «Школа бортпроводников», одно из первых негосударственных учебных заведений в отрасли. Бес­сменным руководителем проекта, его идеологом и душой все эти годы остается Вера Новохатская, человек известный, уважаемый и почти легендарный. Сама школа «в народе» так и зовется «Школа Новохатской». Ее выпускники лю­бовно-фамильярно пишут на стра­ничке «ВКонтакте»: «учеба в шко­ле Новохатской — лучшее время моей жизни!» Обучение здесь оч­ное, период первоначальной подготовки составляет 65 дней. С 1995 года обучение здесь прошли более 50 тысяч человек, которые приобрели новую профессию и работают в ведущих авиакомпа­ниях России и за ее пределами. Каждый третий бортпроводник России — выпускник НОУ «Школа бортпроводников». Летом про­шлого года проводился набор аби­туриентов на должность бортпро­водников для работы по контрак­ту с авиакомпанией Emirates с по­стоянным проживанием в Дубае, ОАЭ. В активе Школы — работа преподавателей в Пакистане, Ин­донезии, на Кубе, в Иране по об­учению кабинных экипажей рабо­те на воздушных судах россий­ского производства.

Филиалы Школы открыты в Ка­зани, Самаре, Волгограде, Крас­нодаре, Санкт-Петербурге, Крас­ноярске. На юбилей «альма-ма­тер» собрались многие из ее вы­пускников, занимающие ныне ру­ководящие должности в авиаком­паниях и авиационных организа­циях в российских регионах. Кол­лективное фото завершило деловую программу. Надо было видеть, с какой теплотой Вера Александров­на вручала памятные почетные гра­моты своим коллегам. Надо было слышать искренние и прочувство­ванные слова в ее адрес. Девиз «Школы Новохатской» — «Наш флаг — улыбка!». Под ним и прошла не­формальная часть мероприятия.


Галина Пономарева


комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.









Материалы рубрики

Леонид Щербаков
Состояние ОрВД в Московском аэроузле. Меры по ее развитию
Роман Гусаров
О цене "метеозависимости" отрасли
Евгений Матвеев
Мы все пассажиры
Пилоты АОН
Пилоты АОН обратились к Президенту
Александр Яковлев
Нормативно правовой вакуум требует заполнения
Валерий Кулавский
Качество подготовки авиационного персонала как основа безопасности полетов
Александр Виндермут
Подготовка специалистов авиаперсонала ГА
Анатолий Липин
Еще раз. Кому нужны минимумы?



Росавиация
Резолюция круглого стола по проблемам недисциплинированных пассажиров
Анатолий Липин
Безопасные высоты. Что выбрать? (часть 2)
Анатолий Липин
Безопасные высоты. Что выбрать? (часть 1)
Aviation EXplorer
Предложения Аэрофлота по мерам борьбы с авиадебоширами
Петр Дейнекин
Перед нами стоит задача огромной государственной важности
Вячеслав Глазунов
Экспертиза катастрофы FlyDubai в Ростове-на-Дону
АЭВТ
Предложения АЭВТ по доработке проекта "Требований по обеспечению транспортной безопасности"
Сергей Байнетов
Современный взгляд на формирование концепции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ
Андрей Ситнянский
Воздушное движение – взгляд из кабины  самолета
Александр Книвель
Философия управления безопасностью
АЭВТ
Обеспечение транспортной безопасности на ВС
Игорь Моисеенко
Стать равным среди лучших
Роман Гусаров
ACI: Отказ России выполнять свои государственные обязанности - аномалия
Росавиация
Безопасность полетов АОН в 2006 – 2015 годах
АЭВТ
Письмо АЭВТ Министру транспорта по вопросам транспортной безопасности
МАК
Промежуточный отчет о катастрофе Boeing 737 flydubai
Георгий Матвеев, Фанис Мирзаянов
Поправка 1 к положению 19 ICAO
МАК
Расследование катастрофы Boeing 737 авиакомпании flyDubai
Р.Гусаров,О.Пантелеев,А.Синицкий
По вопросу обеспечения транспортной безопасности в аэропортах
МАК
Состояние безопасности полетов ГА в 2015 году
Анатолий Липин
Нерешительные шаги Регулятора по внедрению PBN в России
Администрация гражданской авиации Израиля
Установка систем защиты от ПЗРК на израильские гражданские самолеты
Александр Нерадько
Заявление для прессы по расследованию катастрофы А321
Матвеев Г.Н., Мирзаянов Ф.М.
Информация о работе над текстом изменений Приложений ИКАО по безопасности
Владимир Тасун
Об исполнении требований ФЗ "О транспортной безопасности"
Вячеслав Глазунов
Возмущения воздушной среды от пролёта воздушного судна - чрезвычайная опасность для всех типов ВС
Галина Пономарева
О поддержании безопасности кабины воздушного судна
Валерий Шелковников
Об организации маркировки проводов ЛЭП
Зезюля В.В., Щербаков Л.К.
Еще раз о полетно-информационном обслуживании
АЭВТ
Доработка проекта изменений в ФЦП "Модернизация Единой системы ОрВД"
АЭВТ
Объединение по организации противообледенительной защиты воздушных судов
Борис Машин
Руководитель полетов. Новый взгляд на профессию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Доверенность у нотариуса - смотреть варианты по ссылке.
YouDo: услуги нотариуса в Москве цена, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer