← Назад

Главная Безопасность Аналитический обзорБезопасные высоты. Что выбрать? (часть 2)

5 декабря 2016 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer

Анатолий Липин
Доцент кафедры Аэронавигации Санкт-Петербургского государственного университета ГА

Эксперт "Aviation EXplorer"

Вторая часть обзора "Безопасные высоты. Что выбрать?"

Приложение № 2
к Федеральным правилам
 использования воздушного
пространства Российской Федерации

РАСЧЕТ И ПУБЛИКАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ВЫСОТ

Предлагается рассмотреть два варианта.

  1. Вариант с учетом температурой поправки барометрического высотомера
  2. Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом.

1.1. Расчет относительной безопасной высоты круга полетов над аэродромом на аэродромах государственной авиации:

 

где:   ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу);

МЗВ – минимальный запас высоты над препятствием в зоне учета препятствий:

при полете по ПВП – 100 м (330 фут);

при полетах по ППП – 200 м (660 фут);

ΔНt  – температурная поправка высотомера определяемая по формуле:

 

где: Н = ΔНпреп + МЗВ;

t0 = tаэр + L0·Наэр  – температура на аэродроме, приведенная к среднему уровню моря;

tаэр – среднемесячная по многолетним наблюдениям температура воздуха у земли  на аэродроме в самом холодном месяце года за период не менее пяти лет; публикуется на картах захода на посадку;

L0 – температурный градиент 0,0065 °С/м;

Hаэр – абсолютная высота низшего порога взлетно-посадочной полосы.

Полученное значение относительной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).

1.2. Расчет абсолютной безопасной высоты круга полетов на учебных аэродромах гражданской авиации:

где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу), округляемая до 10 м (30 фут) в сторону увеличения;

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в зоне учета препятствий:

при полете по ПВП – 100 м (330 фут);

при полетах по ППП – 200 м (660 фут);

ΔНt  – температурная поправка высотомера рассчитывается по формуле п. 1.1.

Значение tаэр публикуется на картах захода на посадку.

Полученное значение относительной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).

2. Расчет минимальных абсолютных высот полета схемы захода на посадку на аэродромах гражданской авиации, не являющихся учебными.

Минимальная абсолютная высота промежуточного участка захода на посадку:

 

где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия расположенного в зоне учета препятствий промежуточного участка захода на посадку;

МВЗ – минимальный запас высоты над  наивысшем препятствием, расположенным в зоне учета препятствий 150 м (500 фут). При расположении препятствия в дополнительной зоне (при наличии такой) значение МВЗ уменьшается пропорционально расстоянию относительно установленного значения до 0 на краю дополнительной зоны.

ΔНt  – температурная поправка высотомера, определяемая по формуле п. 1.1, где

ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в зоне учета препятствий промежуточного участка захода на посадку;

Значение tаэр публикуется на картах захода на посадку.

Полученное значение относительной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).

3. Расчет минимальной безопасной высоты полета в районе аэродрома

3.1. Расчет минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома (аэроузла)  в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома, выбранного в качестве основного:

где: ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия относительно низшего порога ВПП в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны:

в равнинной и холмистой местности  300 м (1000 фут);

в горной местности 600 м (2000 фут);

ΔНt  – температурная поправка высотомера рассчитывается по формуле п. 1.1;

Значение tаэр публикуется на схемах СИД, СТАР.

В зависимости от расположения препятствий минимальная относительная безопасная высота полета определяется по секторам.

При незначительной (т. е. порядка 100 м (300 фут) соответственно) разнице между абсолютными высотами может устанавливаться минимальная абсолютная высота, применимая ко всем секторам.

Полученное значение минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 30 м (100 фут).

Минимальная относительная безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению минимальной относительной безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.

3.2. Расчет минимальной абсолютной безопасной высоты полета  в районе аэродрома (районе аэроузла) в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома, выбранного в качестве основного:

 

где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны:

в равнинной и холмистой местности  300 м (1000 фут);

в горной местности 600 м (2000 фут);

ΔНt  – температурная поправка высотомера рассчитывается по формуле п. 1.1, где

ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км.

Значение tаэр публикуется на схемах СИД, СТАР.

В зависимости от расположения препятствий минимальная абсолютная безопасная высота полета определяется по секторам.

При незначительной (т.е. порядка 100 м (300 фут) соответственно) разницы между абсолютными высотами может устанавливаться минимальная абсолютная высота, применимая ко всем секторам.

Полученное значение минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 30 м (100 фут).

Минимальная абсолютная безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению абсолютной безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.

  1. Вариант расчета безопасных высот (п. 1 – 2) без учета температурой поправки барометрического высотомера
  2. Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом.

1.1. Расчет относительной безопасной высоты круга полетов над аэродромом на аэродромах государственной авиации:

где:  ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу);

МЗВ - минимальный запас высоты над препятствием в зоне учета препятствий:

при полете по ПВП –  100 м (330 фут);

при полетах по ППП – 200 м (660 фут).

При температуре воздуха на аэродроме ниже 0ºС относительная высота круга полетов определяется и представляется органом ОВД (ATIS). Пересчет высоты осуществляется при понижении температуры воздуха на аэродроме на каждые -10ºС.

Полученное значение относительной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).

1.2. Расчет абсолютной безопасной высоты круга полетов на учебных аэродромах гражданской авиации:

где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу);

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшем препятствием в зоне учета препятствий:

при полете по ПВП – 100 м (330 фут);

при полетах по ППП – 200 м (660 фут).

При температуре воздуха на аэродроме ниже 0ºС абсолютная высота круга полетов определяется и представляется органом ОВД (ATIS). Пересчет высоты осуществляется при понижении температуры воздуха на аэродроме на каждые -10ºС.

Полученное значение абсолютной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).

2. Расчет минимальных абсолютных высот полета схемы захода на посадку на аэродромах гражданской авиации, не являющихся учебными.

Расчет минимальной абсолютной высоты полета промежуточного участка захода на посадку:

где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия, расположенного в зоне учета препятствий промежуточного участка захода на посадку;

МВЗ – минимальный запас высоты над  наивысшем препятствием, расположенным в зоне учета препятствий 150 м (500 фут). При расположении препятствия в дополнительной зоне (при наличии таковой) значение МВЗ уменьшается пропорционально расстоянию относительно установленного значения до 0 на краю дополнительной зоны.

При температуре воздуха на аэродроме ниже 0ºС абсолютная высота промежуточного участка определяется и представляется органом ОВД (ATIS). Пересчет высоты осуществляется при понижении температуры воздуха на аэродроме на каждые -10ºС.

Полученное значение минимальной абсолютной высоты полета промежуточного участка захода на посадку округляется в большую сторону с кратностью 50 м (100 фут).

3. Расчет минимальной безопасной высоты полета в районе аэродрома

3.1. Расчет минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома (аэроузла)  в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома:

где: ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия относительно низшего порога ВПП в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны:

в равнинной и холмистой местности  300 м (1000 фут);

в горной местности 600 м (2000 фут);

ΔНt –температурная поправка высотомера определяется по формуле:

где:  Н = ΔНпреп + МЗВ;

t0 = tаэр + L0·Наэр – температура на аэродроме, приведенная к среднему уровню моря;

tаэр – среднемесячная по многолетним наблюдениям температура воздуха у земли  на аэродроме в самом холодном месяце года за период не менее пяти лет; публикуется на картах захода на посадку;

L0 – температурный градиент – 0,0065 °С/м;

Hаэр – абсолютная высота низшего порога взлетно-посадочной полосы.

Значение tаэр публикуется на схемах СИД, СТАР.

В зависимости от расположения препятствий относительная безопасная высота полета определяется по секторам.

При незначительной (т. е. порядка 100 м (300 фут) соответственно) разницы между абсолютными высотами может устанавливаться минимальная абсолютная высота, применимая ко всем секторам.

Полученное значение относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 30 м (100 фут).

Минимальная безопасная высота (относительная) полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению безопасной высоты (относительной) полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.

3.2. Расчет минимальной абсолютной безопасной высоты полета  в районе аэродрома (районе аэроузла) в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома:

   

где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны:

в равнинной и холмистой местности  300 м (1000 фут);

в горной местности 600 м (2000 фут);

ΔНt  – температурная поправка высотомера, определяемая по формуле п. 3.1, где

ΔНпреп – относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога ВПП в радиусе не более 46 км от КТА с учетом буферной зоны шириной 9 км.

Значение tаэр публикуется на схемах СИД, СТАР.

В зависимости от расположения препятствий минимальная абсолютная безопасная высота полета определяется по секторам.

При незначительной (т.е. порядка 100 м (300 фут) соответственно) разницы между абсолютными высотами может устанавливаться минимальная абсолютная высота, применимая ко всем секторам.

Полученное значение минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 30 м (100 фут).

Минимальная абсолютная безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению абсолютной безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.

4. Определение высоты перехода

Относительная/абсолютная высота перехода (НПQFE/НПQNH) устанавливается не ниже наивысшей МБВQFE / МБВQNH, определяемой в п. 3.

5. Расчет абсолютной безопасной высоты полета ниже нижнего (безопасного) эшелона при полете по ППП при установке на высотомере QNH района:

 

где:  Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия на участке маршрута в пределах ширины не менее 16 км  (по 8 км в обе стороны от оси маршрута);

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием:

в равнинной и холмистой местности 300 м (1000 фут);

в горной местности 600 м (2000 фут);

tз – наименьшая температура воздуха у земли  по маршруту полета (МВЛ) в районе наивысшего препятствия.

Абсолютная безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона при установке на высотомере QNH района может быть рассчитана с применение навигационной линейки.

Примечание. При полете по ПВП обход препятствий осуществляется визуально.

Пояснения. Предлагаемая формула получена из формулы (2) в предположении, что для отрицательной температуры воздуха L0 приближается к 0º, а t0 = tз по причине того, что при выполнении полета пределами района аэродрома пилоту неизвестно t0.

6. Расчет нижнего (безопасного) эшелона полета:

 

где:   Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах ширины:

маршрута (участка маршрута), ВТ при полете по ПВП;

не менее 16 км  (по 8 км в обе стороны от оси маршрута или МВЛ) при полете по ППП;

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием 600 м  (1000 фут);

 

где QNHрайона – минимальное давление приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере по району полета или по маршруту, ВТ;

Δh – барометрическая ступень. При установке на шкале высотомера давления:

1013 гПа (мбар)  Δh = 8.3 м/гПа;

760 мм рт. ст.  Δh = 11 м/мм рт. ст.;

tз – наименьшая температура воздуха у земли  по маршруту полета,  ВТ в районе наивысшего препятствия.

Полученное значение увеличивается до ближайшего  эшелона.

7. Расчет нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) района аэродрома в радиусе не более 46 км от КТА аэродрома:

1) по давлению QFE:

 

где: НПQFE – значение относительной высоты перехода в районе аэродрома согласно п. 4;

ЗПС – установленное значение переходного слоя 300 м (1000 фут);

  1. по давлению QNH:

 

где: НПQNH – значение абсолютной высоты перехода в районе аэродрома согласно п. 4;

ЗПС – установленное значение переходного слоя 300 м (1000 фут).

Расчет для условия, что атмосферное давление аэродрома, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере, равняется стандартному.

При значении QNH на аэродроме меньше стандартного на величину не более 36 гПа (мбар)  (27 мм рт. ст.) в качестве нижнего (безопасного) эшелона устанавливается следующий верхний эшелон, а более 36 гПа (мбар)  (27 мм рт. ст.) – очередной верхний эшелон и т.д.

Нижний (безопасный) эшелон (эшелон перехода) района аэроузла устанавливается не ниже наибольшего значения нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) районов аэродромов, входящих в аэроузел.

8. Расчет абсолютной высоты перехода района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД):

 

где: Нпреп – абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД);

МЗВ – минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД) 600 м (2000 фут);

tз – минимальная температура воздуха у земли в районе наивысшего препятствия в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД).

Абсолютная высота перехода района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД) с учетом температурной поправки высотомера может быть определена  с помощью навигационной линейки.

9. Расчет нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) в районе ЕС ОрВД:

где: Нперех.р-на ЕСОрВД(уч-каЕСОрВД)QNH – значение абсолютной высоты перехода в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), определяемой согласно п. 8;

600 м (2000 фут) – значение, состоящее из установленной величины переходного слоя 300 м (1000 фут) и минимального интервала вертикального эшелонирования 300 м (1000 фут).

Расчет для условия, что атмосферное давление в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), приведенное к уровню моря, соответствует стандартному.

При значении давления в районе ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), приведенного к уровню по стандартной атмосфере, моря меньше стандартного давления на величину более 13 гПа (мбар)  (10 мм рт. ст.), но  не более 36 гПа (мбар)  (27 мм рт. ст.) в качестве нижнего (безопасного) эшелона устанавливается следующий верхний эшелон, а более 36 гПа (мбар)  (27 мм рт. ст.) – очередной верхний эшелон и т.д.

10. Расчет нижнего эшелона перехода в горных районах Северного Кавказа и Камчатки.

В горных районах Северного Кавказа и Камчатки наименьший эшелон перехода устанавливается согласно таблице:

Текущее давление
на аэродроме,
Наименьший эшелон
перехода
гПа
мм рт. ст.
1012,9 – 996,3
759,7 – 747,2
185
996,2 – 979,3
747,1 – 734,5
190
979,2 – 962,8
734,4 – 722,1
195
962,7 – 945,9
722,0 – 709,4
200
945,8 – 928,9
709,3 – 696,7
205
928,8 – 911,7
696,6 – 683,8
210
11. Расчет минимальной абсолютной высоты полета в зоне

где: Нрел - абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах зоны, образованной линиями параллелей и меридианов картографической сетки. До широты 70°N шаг сетки 1°, свыше 75°N – 5° по долготе, 1° по широте.

МЗВ - установленное значение запаса высоты над препятствием при полетах по ППП вне воздушных трасс в пределах зоны, образованной линиями параллелей и меридианов картографической сетки, в равнинной и холмистой местности - 1000 фут (300 м), в горной – 2000 фут (600 м).


Анатолий Липин


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2016/12/5/2534/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.