Министру транспорта
Российской Федерации
М.Ю. СОКОЛОВУ
Уважаемый Максим Юрьевич!
Российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта выражает обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившейся в сфере осуществления подразделениями Ространснадзора контроля за выполнением авиакомпаниями требований по обеспечению авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте.
02 февраля 2016 г. Вы провели совещание по доработке проектируемых Минтрансом России требований в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в части исключения неопределенных формулировок, допускающих широкое толкование обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры.
Представители авиапредприятий отдельно обратили внимание на существующую проблему различий в толковании надзорными органами отдельных положений действующих нормативных правовых актов в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте. Вследствие этого отсутствует единообразное понимание у Ространснадзора и Росавиации о месте и роли в системе обеспечения транспортной безопасности утвержденных Росавиацией соответствующих планов авиаперевозчиков, что, в свою очередь, приводит к необоснованным предписаниям в адрес авиакомпаний.
Самыми распространенными предписаниями Ространснадзора (необоснованными по мнению авиакомпаний) являются:
1) Требование по оснащению салонов воздушных судов (ВС) системами видеонаблюдения.
Надзорный орган требует выполнения непосредственно пунктов приказа Минтранса России от 08.02,2011 г. №40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», в части обеспечения передачи, накопления, обработки и хранения данных, установки систем видеонаблюдения, видеообнаружения, видеомониторинга, оснащения ВС другими техническими средствами в отрыве от результатов проведенной оценки уязвимости воздушного судна и утвержденных Росавиацией планов обеспечения транспортной безопасности и указывает авиакомпании на нарушения в данной части.
АЭВТ обращает внимание, что пунктом 8 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № ФЗ-16 «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ) введена норма о том, что технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам таких средств и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации. Однако подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил их сертификации», в соответствии с которыми сертификация технических средств возлагается на ФСБ России, МВД России, МЧС России, Федеральное агентство связи и Минтранс России, не вступил в силу.
2) Нарушения со стороны авиакомпаний, в части отсутствия контрольно-пропускных пунктов (КПП) при входе на борт ВС и в кабину пилотов, необходимость их непрерывного и круглосуточного функционирования.
В утвержденных Росавиацией планах ОТБ ВС кабина пилотов определена в качестве пункта (поста) управления обеспечением транспортной безопасности на ТС. Следуя логике Ространснадзора, авиакомпании обязаны установить два КПП на входе в ВС и в кабину пилотов. Это требование невозможно выполнить, не изменяя конструкции транспортного средства и его критического элемента, без риска нанести ущерб функционированию ВС в целом. Авиакомпании не могут обеспечить непрерывное и круглосуточное функционирование кабины пилотов с учетом того, что ВС с определённой периодичностью проходит техническое обслуживание, находится под охраной на стоянках ВС в аэропортах оперирования и вынуждено прекращать функционирование на определенный период времени.
3) Инспекторы Ространснадзора указывают на то, что авиакомпании неверно определяют перевозочные и технологические сектора зоны транспортной безопасности ВС.
Авиакомпании не могут допустить нарушение в части определения границ секторов зон транспортной безопасности ВС так как границы зон определены по результатам оценок уязвимости ВС, проведенных аккредитованными для этих целей Росавиацией организациями, а не авиакомпанией.
Обращаем Ваше внимание на то, что отсутствие единообразного со стороны Росавиации и Ространснадзора толкования механизма реализации требований по транспортной безопасности и единой правоприменительной практике приводят к дополнительным прокурорским проверкам, что создает дополнительные административные барьеры и наложение на авиаперевозчиков необоснованных штрафных санкций.
Просим Вашего поручения о подготовке разъяснения в адрес Ространснадзора, Росавиации и авиапредприятий по единому толкованию и правоприменительной практике по затронутым в данном обращении вопросам.
Президент АЭВТ
В.Н. Тасун