← Назад

Главная Безопасность ОбращениеПо вопросу обеспечения транспортной безопасности в аэропортах

4 апреля 2016 года / Р.Гусаров,О.Пантелеев,А.Синицкий / Aviation EXplorer

На фоне складывающейся в последнее время драматической ситуации, когда риски террористических ударов повышены до предела, необходимо выработать взвешенный подход к парированию этих рисков и обеспечению безопасности граждан.

История Российской Федерации отсчитывается с 12 июня 1990 года. За минувшие более чем четверть века гражданская авиация нашей страны неоднократно становилась мишенью для террористических атак, унёсших жизни сотен людей. Перед лицом угрозы, не ослабевающей год от года, необходима консолидация усилий всех заинтересованных и вовлечённых сторон: законодательной, исполнительной и судебной власти, бизнеса, общества.
 
Анализ действий законодательной и исполнительной власти России за рассматриваемый период показывает, что государством принимались успешные, проактивные меры, позволившие выставлять надёжный заслон на пути злоумышленников. Однако не редкими были и прецеденты, когда непоследовательность и медлительность в принятии решений позволяли террористам действовать на упреждение, наносить чувствительные удары.
 
Террористические акты, совершённые на территории Российской Федерации в 2004 (подрыв самолётов авиакомпаний "Волга-авиаэкспресс" и "Сибирь") и 2011 годах (взрыв в аэропорту "Домодедово"), равно как и события, произошедшие за предыдущее полугодие (подрыв воздушного судна авиакомпании "Когалымавиа" над Синайским полуостровом и взрывы в аэропорту Брюсселя), признаются международным сообществом преступлениями, в отношении которых договаривающиеся государства обязуются применять суровые меры наказания. Позиция по криминализации этих действий закреплена в принятых под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Конвенциях 1963, 1970, 1971 годов и протокола 1988 года.
 
Мы отмечаем высокий авторитет Российской Федерации в вопросах, связанных с обеспечением авиационной безопасности, и во многом успешный опыт, накопленный в предыдущие два десятилетия. В условиях постоянных угроз, на фоне активных действий террористических группировок на Северном Кавказе, при обширной географии деятельности злоумышленников, и в то же время при ограниченности человеческих, материальных и финансовых ресурсов, удалось предотвратить множество актов незаконного вмешательства. Российская Федерация своевременно реагировала на появление некоторых новых угроз и смогла избежать событий, связанных с применением жидких взрывчатых веществ, взрывных устройств, укрытых в обуви, и так далее. Благодаря квалифицированным, слаженным действиям заинтересованных сторон безопасно и с умеренным дискомфортом для пассажиров осуществлено транспортное обслуживание Олимпийских и Параолимпийских игр, Всемирных университетских игр, других международных спортивных соревнований. Высокую оценку получило и проведение встреч высокого уровня: саммитов БРИКС и ШОС.
 
В то же время приходится констатировать, что правовые основы обеспечения безопасности в области гражданской авиации в Российской Федерации неоднократно пересматривались, причём наблюдаются противонаправленные подходы к обеспечению авиационной, а также транспортной безопасности. Непоследовательность и противоречивость действий государства, усиленная запоздалыми действиями в части подготовки и принятия подзаконных актов, сформировали среду правовой неопределённости и косвенно способствовали повышению уязвимости авиатранспорта.
 
Постановлением правительства РФ "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" в 1994 году была заложена правовая основа в обеспечении безопасности в гражданской авиации, отвечающая положениям международных соглашений, к которым присоединилась наша страна. Документом определено, что государство (в лице уполномоченных органов) осуществляет проведение мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а отрасль (авиапредприятия, аэропорты, авиакомпании, службы авиационной безопасности) обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
 
Следует напомнить, что сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, а в необходимых случаях и личный досмотр, как на внутренних, так и на международных авиалиниях, был введён в нашей стране в 1978 году. Осуществление досмотра было возложено на подразделения службы досмотра органов внутренних дел на воздушном транспорте. Однако в 1997 году Министерством внутренних дел Российской Федерации принято решение об упразднении службы досмотра и передаче имеющейся штатной численности в другие службы транспортной милиции. Функции по досмотру перешли службам авиационной безопасности аэропортов.
 
После трагических событий 2004 года подход к обеспечению авиационной безопасности трансформировался с переносом ответственности на обеспечение безопасности на транспортную милицию. Выполнение процедур, связанных с проведением предполётного и послеполётного досмотров, а также контроля на входах в аэровокзалы, стало невозможным без участия сотрудников органа внутренних дел на транспорте. В то же время, подразделения транспортной милиции не были усилены должным образом; кроме того, в 2008 году были ликвидированы отделения по борьбе с терроризмом Линейных управлений внутренних дел на транспорте.
 
Федеральный закон "О транспортной безопасности" стал новеллой, сместившей обязанность по обеспечению безопасности на объектах транспорта в сторону субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчика. В редакции 2007 года на последних возлагались обязанности информировать об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства, выполнять предписания и постановления об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности, а также оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства.
 
Радикально изменились подходы государства к защите гражданской авиации после совершения в 2011 году террористического акта в аэропорту "Домодедово". Минтранс России, по согласованию с компетентными органами, обязал субъектов транспортной безопасности проводить досмотр физических лиц, в том числе в зоне свободного доступа, несмотря на отсутствие у служб авиационной безопасности законных оснований. Также на операторов аэропортов и перевозчиков возложены обязательства по недопущению совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, несмотря на отсутствие таких обязанностей в законе "О транспортной безопасности".
 
Деятельность подразделений транспортной безопасности была легализована только в 2014 году, задержка с принятием соответствующего закона привела к массовым нарушениям прав граждан при проведении досмотра на входах в аэропорты, который зачастую совершался представителями служб авиационной безопасности. Однако одновременно с внесением этих изменений в закон "О транспортной безопасности", пересмотрено и положение закона "О полиции", которым исключены нормы об участии полиции в обеспечении авиационной безопасности.
 
Несмотря на то, что "Руководством по организации контроля за обеспечением авиационной безопасности", подготовленным и утверждённым ИКАО, допускается исключение правоохранительных органов из обеспечения авиационной безопасности, нам видится, что ограничение роли государства установлением ответственности субъектов транспортной инфраструктуры за обеспечение транспортной безопасности, в том числе и противодействие осуществлению террористических актов, является ничем иным, как попыткой переложить на авиатранспортную отрасль и осуществление конкретных мер по предотвращению актов незаконного вмешательства, и возможную ответственность за преступные действия третьих лиц, то есть террористов.
 
В контексте осуществляемого сегодня пересмотра правовых основ с целью возложения ответственности на операторов транспортной инфраструктуры мы рассматриваем и действия Следственного комитета, прекратившего расследование в отношении представителей силовых ведомств, ответственных за обеспечение безопасности в "Домодедово", однако возбудивших уголовное дело в отношении менеджмента аэропорта.
 
Опасность пересмотра сложившейся в 1994-2014 годах правовой основы и возможной реализации инициатив по изъятию из Воздушного кодекса статей, устанавливающих участие полиции в обеспечении авиационной безопасности, усиливается тем, что сегодня не в полной мере сформулированы нормы и правила, недостаточно регламентированы процедуры по авиационной и транспортной безопасности. В очередной раз повышенной ответственностью наделяются те, кто не имеет ни достаточного опыта, ни достаточных полномочий, ибо противодействие осуществлению террористических актов, которые могут трактоваться как акты незаконного вмешательства, выходит далеко за рамки естественных компетенций операторов транспортной инфраструктуры и перевозчиков.
 
Попытки правоохранительных органов самоустраниться от выполнения обязанностей по обеспечению безопасности граждан, вне зависимости от того, где возникает угроза: на транспорте, в общественном месте или в частном жилище, на наш взгляд недопустимы.


 
Роман Гусаров, Главный редактор AVIA.RU
Олег Пантелеев, Главный редактор "АвиаПорт.Ru"
Алексей Синицкий, Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение"



 

Р.Гусаров,О.Пантелеев,А.Синицкий


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2016/4/4/2406/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.