Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Экспертное мнение

Предложения АЭВТ по доработке проекта "Требований по обеспечению транспортной безопасности"

21 сентября 2016 года / АЭВТ / Aviation EXplorer
 

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) рассмотрела проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» и направила в Министерство Транспорта РФ свои замечания и предложения по доработке проекта.

Обсуждаемый проект постановления размещен на информационном ресурсе http://regulation.gov.ru/projects#npa=52824.

Замечания и предложения АЭВТ по результатам рассмотрения проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта».

1) Пунктом 2 проекта постановления Правительства Российской Федерации предполагается установить отлагательный срок вступления в силу абзаца второго, третьего, четвертого подпункта 5 пункта 22 Требований по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - проект Требований), предусматривающими оснащение транспортных средств I, II, категории, находящихся в эксплуатации, а также вводимых в эксплуатацию субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

В свою очередь проект Требований, абзац 7, 8 подпункта 9, подпункт 10, подпункт 27, пункта 6 также предусматривают обязанность субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчиков):

  • утвердить порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также обеспечить передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов ФСБ России, органов внутренних дел (далее по тексту - ОВД) и Ространснадзора в соответствии с порядком передачи данных;
  • утвердить перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности;
  • обеспечить передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов ФСБ России, ОВД и Ространснадзора в соответствии с порядком передачи данных;
  • оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным планом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Одновременно с этим проект постановления Правительства Российской Федерации не предусматривает перенос вступления в силу указанных пунктов проекта Требований.

Таким образом, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) не смогут реализовать положения, предусмотренные абзацем седьмым и восьмым подпункта 9, подпунктом 10, подпункт 27 пункта 6 проекта Требований, поскольку технические средства обеспечения транспортной безопасности, согласно пункту 2 проекта постановления Правительства Российской Федерации должны появиться на воздушных судах I, II, категории только после 1 января 2019 года.

Кроме того абзац седьмой и восьмой подпункта 9, подпункт 10, подпункт 27 пункта 6 проекта Требований распространяет указанные требования на субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков), эксплуатирующих воздушные суда III, IV категории — не подлежащие оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности обеспечивающими: видеообнаружение и видемониторинг объектов видеонаблюдения в кабине и салоне воздушного судна с функцией передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Указанные обстоятельства приведут к невозможности утверждения субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) соответствующих планов обеспечения транспортной безопасности в компетентном органе, а также приведет к возможности толкования данной нормы контролирующими органами по своему усмотрению и как следствие к необоснованному привлечению субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) к ответственности.

Таким образом, проект постановления Правительства Российской Федерации содержит внутренние противоречия и содержит нормы, выполнить на практике которые не представляется возможным.

С целью исключения выше указанных противоречий предлагаем исключить из проекта Требований абзацы седьмой, восьмой подпункта 9, подпункт 10, подпункт 27 пункта 6 проекта Требований.

2) Пунктом 2 проекта Требований предполагается установить, что Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками на территории Российской Федерации.

Одновременно с этим, в проекте Требований ничего не сказано о распространении его положений на иностранных авиаперевозчиков, осуществляющих воздушные перевозки на территорию (с территории) Российской Федерации. Это дает возможность толкования данной нормы контролирующими органами по своему усмотрению, в частности при принятии решения о проведении контрольно-надзорных мероприятий в иностранных авиакомпаниях на предмет соблюдения ими требований в области транспортной безопасности.

Таким образом, российские авиакомпании будут находиться в заведомо неконкурентном положении по сравнению с иностранными авиаперевозчиками, так как последние будут фактически освобождены от выполнения требований, предусмотренных данным проектом и от связанных с ними издержек.

Предлагаем внести в пункт 2 проекта Требований дополнение о распространении его положений на иностранные авиакомпании, осуществляющие воздушные перевозки, как на территорию, так и с территории Российской Федерации.

3) Пунктом 4 проекта Требований предполагается установить, что указанный документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (далее - перевозчик). Таким образом, в указанном пункте понятия «субъект транспортной
инфраструктуры» и «перевозчик» объединяются под единым понятием - «перевозчик».

Используемое в проекте Требований определение «перевозчика», объединяющее в себе понятия «субъект транспортной инфраструктуры» и «перевозчик» не соответствует определению «перевозчика» применяемого в Федеральном законе от 09.02.2007 № 16-ФЗ, где под перевозчиком понимается -юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз багаж, грузобагажу правомоченному на его получение лицу (получателю), в то время как под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Указанное обстоятельство в процессе правоприменения пункта 4 проекта Требований приведет к сложностям при определении субъекта, на которого возлагается исполнение того или иного требования.

Предлагается в пункте 4 проекта Требований исключить слова «далее -перевозчик».

4) В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 проекта Требований на субъект транспортной инфраструктуры (перевозчиков) возлагается обязанность при нахождении воздушного судна в полете назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства из состава членов экипажа воздушного судна. При нахождении транспортного средства в местах стоянки без экипажа назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких транспортных средств.

Следует отметить, что мероприятия по обеспечению защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации в отношении воздушных судов при их нахождении в аэропортах (на земле) регулируются как воздушным законодательством Российской Федерации, нормами международного права по авиационной безопасности, так и законодательством по транспортной безопасности и обеспечиваются подразделениями транспортной безопасности СТИ, а также службами авиационной безопасности аэропорта, осуществляющими деятельность на ОТИ (в аэропорту). Мероприятия по обеспечению авиационной безопасности на всех этапах эксплуатации воздушного судна регулируются воздушным законодательством Российской Федерации и нормами международного права по авиационной безопасности.

Согласно Протокола, изменяющего Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов и статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации, командир воздушного судна наделен специальными, властными полномочиями, в том числе по обеспечению безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества, поддержания должного порядка и дисциплины на борту, принятию мер связанных с обеспечением авиационной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве, отнесены к силам обеспечения транспортной безопасности, которые должны пройти подготовку и обязательную аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности.

В тоже время члены летного экипажа (командир ВС и второй пилот) в соответствии с Федеральным законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» и приказом Минтранса России от 04.08.2015 № 240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации» отнесены к авиационному персоналу гражданской авиации, которые в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации имеют специальную подготовку, в том числе по авиационной безопасности и проходят обязательную аттестацию.

Таким образом, в сфере воздушного транспорта авиационные предприятия вынуждены дважды нести финансовые затраты. С одной стороны эти предприятия должны выделять средства на подготовку и аттестацию лиц авиационного персонала - членов летного экипажа воздушного судна, в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации. С другой стороны проект Требований относит тех же, членов летного экипажа воздушного судна к силам обеспечения транспортной безопасности, которые должны пройти обучение уже по программам в области транспортной безопасности и аттестацию в соответствии с требованиями, установленными в области транспортной безопасности.

В соответствии со вторым предложением подпункта 2 пункта 6 проекта Требований на субъект транспортной инфраструктуры (перевозчиков) возлагается обязанность назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких транспортных средств при нахождении транспортного средства в местах стоянки без экипажа.

Из предлагаемой редакции возникает вопрос, как перевозчик может назначить внутренним приказом компании лицо, работающее в другой юридической организации, если воздушное судно находится на стоянке (на наземном/техническом облуживании) вне базового аэропорта.

При этом ни проект Требований, ни иные акты и проекты актов, разрабатываемые в целях реализации Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ не раскрывают содержание определения «лица ответственного за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве» и его должностные обязанности, связанные с исполнением функций лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве в период его нахождения в полете.

Из проекта Требований не представляется возможным однозначно определить, отличие функционала лица ответственного за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве от функционала лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры. В свою очередь, за неисполнение требований по соблюдению требований транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, предусмотрена уголовная ответственность (статья 263.1.УК РФ).

Указанное обстоятельство позволяет на практике привлекать лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства (на воздушном судне - это командир воздушного судна) к административной и уголовной ответственности за невыполнение несвойственных для командира воздушного судна функций. При этом проект Требований создает условия, при которых контролирующие органы самостоятельно определяют при проведении проверки состав и объем функций, невыполненных командиром воздушного судна, как лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве.

Предлагаем из подпункта 2 пункта 6 проекта Требований исключить слова «из состава членов экипажа воздушного судна», а также определить функции и должностные обязанности:

  • лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства;
  • лица (лиц), ответственного за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких транспортных средств, при нахождении воздушного судна в местах стоянки без экипажа;
  • лица ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.

5) В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 проекта Требований, на субъект транспортной инфраструктуры для защиты транспортного средства от актов незаконного вмешательства возлагается обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства подразделения транспортной
безопасности.

Защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства согласно подпункту 7.1 статьи 1 и статье 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ возложена на подразделения транспортной безопасности, к которым законодательство в области транспортной безопасности относит подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ не предусматривает возможности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, формируемыми из членов экипажа транспортного средства.

Предлагаем подпункт 3 пункта 6 проекта Требований исключить.

6) Предлагаем в третьем абзаце подпункта 7 пункта 6 в отношении транспортных средств III и IV категории указать срок - не позднее девяти месяцев с даты присвоения категории транспортному средству.

7) В соответствии с абзацем 8 подпункта 9 пункта 6 проекта Требований на субъект транспортной инфраструктуры (перевозчиков) возлагается обязанность в течение одного месяца с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства утвердить перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе заграждений, решеток, усиленных дверей, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства.

Понятие и перечень технических средств обеспечения транспортной безопасности определен частью 8 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ под которыми понимаются подлежащие сертификации системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, проектом Требований необоснованно расширяется перечень технических средств обеспечения транспортной безопасности установленных в Федеральном законе от 09.02.2007 № 16-ФЗ, поскольку указанные в абзаце 8 подпункта 9 пункта 6 проекта Требований заграждения, решетки, усиленные двери, запорные устройства, иные сооружения и устройства, предназначенные для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства, в соответствии с частью 8 статьи 12.2. Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» не могут быть отнесены к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности.

Указанное обстоятельство приведет к невозможности утверждения субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) соответствующих планов обеспечения транспортной безопасности в компетентном органе, а также приведет к возможности толкования данной нормы контролирующими органами по своему усмотрению и, как следствие, к необоснованному привлечению субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) к ответственности.

Предлагаем в абзаце 8 подпункта 9 пункта 6 проекта Требований исключить слова «в том числе заграждений, решеток, усиленных дверей, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства».

8) В соответствии с подпунктом 19 пункта 6 проекта Требований на субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчиков) возлагается обязанность реализовать, предусмотренные планом транспортного средства, дополнительные меры при изменении уровня безопасности (уровня охраны) в сроки, не превышающие трех часов с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства. При этом проект Требований не конкретизирует, какие именно дополнительные требования должны быть предусмотрены планом, а именно, предусмотренные пунктами 22-27 рассматриваемого проекта Требований, либо иные.

Неопределенность условий при установлении требований по реализации предусмотренных планом транспортного средства дополнительных мер при изменении уровня безопасности (уровня охраны), приведет к невозможности утверждения субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) соответствующих планов обеспечения транспортной безопасности в компетентном органе, а также приведет к возможности толкования данной номы контролирующими органами по своему усмотрению и, как следствие, к необоснованному привлечению субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) к ответственности.

Предлагаем уточнить в подпункте 19 пункта 6 проекта Требований, какие именно дополнительные требования должны быть предусмотрены планом обеспечения транспортной безопасности, которые необходимо реализовать субъектам транспортной инфраструктуры (перевозчикам) при изменении уровня безопасности (уровня охраны) в сроки, не превышающие 3 часов с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

9) Абзац третий подпункта 21 пункта 6 проекта Требований, предусматривающий обязанность субъекта транспортной инфраструктуры выделить, в соответствии с утвержденным планом транспортного средства, места на транспортном средстве для оформления оружия, боеприпасов и специальных средств пассажира и временного их хранения, добровольно сданных или обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, противоречит подпункту 37 пункта 6 проекта Требований, в соответствии с которым нарушители, идентифицированное оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества и взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества, необходимо передавать уполномоченным представителям подразделений органов ФСБ России и ОВД.

Предлагаем абзац третий подпункта 21 пункта 6 проекта Требований исключить.

10) В соответствии с подпунктом 27 пункта 6 проекта Требований на субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчиков) предполагается возложить обязанность оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным планом транспортного средства и типовой конструкцией воздушного судна техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ.

В свою очередь, пункт 8 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ предусматривает различные виды технических средств обеспечения транспортной безопасности - системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности.

Однако подпункт 27 пункта 6 проект Требований не конкретизирует, какими именно техническими средствами субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) должны оснастить воздушные суда.

Размытость формулировки и отсутствие конкретики при установлении требования об оснащении воздушных судов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности приведет к невозможности утверждения субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) соответствующих планов обеспечения транспортной безопасности в компетентном органе, в виду различного понимания (толкования) данной нормы.

Толкование данной нормы по своему усмотрению дает возможность контролирующим органам необоснованно привлекать субъекты транспортной инфраструктуры к административной и уголовной ответственности за ее несоблюдение.

Авиаперевозчики неоднократно обращали внимание федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку проекта Требований, на то, что оснащение воздушных судов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, сопряжена с доработкой воздушного судна, связанной с внесением изменений в его конструкцию, что влечет за собой значительные финансовые затраты авиакомпаний.

В соответствии с приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 132 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», на экземпляре воздушного судна и каждом его компоненте должны отсутствовать изменения конструкции, которые не предусмотрены действующей эксплуатационной документацией (в том числе и сертификатом типа воздушного судна) и не согласованы с разработчиком воздушного судна или властями лётной годности страны регистрации воздушного судна.

Внесение изменений в конструкцию воздушного судна, оснащение воздушного судна дополнительным оборудованием, не предусмотренным сертификатом типа воздушного судна и не согласованным с разработчиком воздушного судна, властями летной годности страны регистрации воздушного судна, лишает конкретный экземпляр воздушного судна сертификата летной годности, что делает его дальнейшую летную эксплуатацию невозможной.

Поэтому, все предполагаемые к размещению на борту воздушного судна приборы и оборудование должны быть разработаны, испытаны и утверждены организацией-разработчиком конкретного типа воздушного судна, национальными властями летной годности страны регистрации воздушного судна, с внесением соответствующих изменений в конструкторскую, технологическую и сертификационную документацию, а монтаж должен осуществляться, либо в организации-изготовителе конкретного экземпляра воздушного судна, либо на ремонтном предприятии, имеющем разрешение национальных властей летной годности страны регистрации воздушного судна, на выполнение соответствующего вида работ.

Затраты авиакомпании на сертификацию организацией-разработчиком конкретного типа воздушного судна, национальными властями летной годности страны регистрации воздушного судна, предлагаемых изменений конструкции воздушного судна, на установку дорогостоящего оборудования, сервисное обслуживание, повлекут многократное увеличение стоимости перевозки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 12.2. Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ все технические средства обеспечения транспортной безопасности, в том числе средства видеонаблюдения, аудио - и видеозаписи должны соответствовать требованиям к функциональным свойствам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации и подлежат обязательной сертификации в соответствии с порядком определяемым Правительством Российской Федерации. В настоящее время указанные акты Правительства Российской Федерации не утверждены. Соответственно отсутствуют технические средства обеспечения транспортной безопасности, сертифицированные, в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ,

Учитывая, что обеспечение антитеррористической защищенности носит глобальный и международный характер, а Российская Федерация, в свою очередь, сотрудничает с другими государствами в обеспечении максимального единообразия правил, стандартов в области гражданской авиации полагаем целесообразным предусмотреть требование об оснащении воздушных судов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в Приложении № 17 «Безопасность» к Конвенции о международной гражданской авиации.

Реализация указанного предложения позволит, оснащать необходимым оборудованием, воздушные суда на заводе-изготовителе, без существенных издержек для отечественных авиакомпаний, а также обеспечить постепенное насыщение рынка новыми воздушными судами отвечающими требованиям транспортной безопасности.

Кроме того, наличие соответствующих норм в международном акте позволит применять единые требования как к российским, так и иностранным авиаперевозчикам в области обеспечения безопасности.

Предлагаем подпункт 27 пункта 6 проекта требований исключить.

11) В соответствии с подпунктом 5 Пункта 22 проекта Требований на субъект транспортной инфраструктуры (перевозчиков), при наличии технических средств обеспечения транспортной безопасности на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации, а также на транспортных средствах, вводимых в эксплуатацию, обеспечить:

  • видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства с функцией записи видеоизображения;
  • видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне транспортного средства с функцией записи видеоизображения;
  • передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с порядком передачи данных, в том числе в режиме реального времени при угрозе совершения или совершении акта незаконного вмешательства.

В настоящее время на воздушных судах авиакомпаний в соответствии с требованиями стандартов Международной организации гражданской авиации (подпункт «Ь» пункта 13.2.3. Приложения № 6 "Эксплуатация воздушных судов" часть I. «Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты» к Конвенции о международной гражданской авиации) предусматриваются средства контроля с рабочего места каждого пилота всей зоны двери с внешней стороны кабины летного экипажа с целью опознания лиц, желающих войти, и обнаружения подозрительных действий или потенциальной угрозы. Это требование относится ко всем самолетам, где дверь кабины летного экипажа установлена в соответствии с п. 13.2.2 данного Приложения («13.2.2 На всех перевозящих пассажиров самолетах с максимальной сертифицированной взлетной массой, превышающей 45 500 кг, или пассажировместимостью более 60 человек устанавливается дверь кабины летного экипажа утвержденной конструкции, спроектированная таким образом, чтобы она противостояла пробиванию пулями стрелкового оружия и осколками гранат, а также насильственному вторжению посторонних лиц. Обеспечивается возможность запирания и отпирания этой двери с рабочего места каждого пилота»).

Предлагаемый к утверждению проект Требований подготовлен без учета международных норм, содержащих правила по оснащению воздушных судов средствами контроля, и не предусматривает особенностей оснащения воздушных судов указанной аппаратурой в зависимости от их типа, взлетной массы и пассажировместимости.

При том, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является интеграция в международные системы безопасности.

Требуют конкретизации положения подпункта 5 Пункта 22 проекта Требований («При наличии технических средств обеспечения транспортной безопасности на ТС, находящихся в эксплуатации, а также на ТС вводимых в эксплуатацию, обеспечить:...») поскольку в процессе правоприменения возникнут сложности в толковании указанной нормы, в части обязанности субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) обеспечить запись и передачу видеоизображения в режиме реального времени при угрозе совершения акта незаконного вмешательства или чрезвычайной ситуации с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Проект требований не конкретизирует, должен ли будет субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик), использующий воздушное судно оснащенное системой видеонаблюдения:

  • обеспечить доработку имеющейся на борту воздушного судна аппаратуры, функцией записи видеоизображения;
  • обеспечить дооснащение воздушного судна, связанное с внесением изменений в конструкцию воздушного судна, оборудованием, способным обеспечить передачу видеоизображения в режиме реального времени при угрозе совершения акта незаконного вмешательства или чрезвычайной ситуации, с технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Необходимо отметить, что передача видеоизображения с борта воздушного судна на землю, в режиме реального времени в настоящее время может быть осуществлена с помощью спутникового канала радиосвязи.

Указанный способ предусматривает установку на воздушных судах соответствующего бортового оборудования. Оснащение воздушных судов, эксплуатируемых авиакомпаниями, указанными техническими средствами, сопряжено со значительными финансовыми затратами, которые непременно скажутся на стоимости воздушных перевозок, осуществляемых российскими авиакомпаниями.

Однако, даже при установке такого оборудования на воздушное судно и последующей его сертификации, применение на практике такой системы невозможно в виду отсутствия наземной инфраструктуры в Российской Федерации, которая будет принимать, накапливать, обрабатывать и хранить получаемое с борта воздушного судна видеоизображение.

Как было сказано выше, в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют сертифицированные, в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, технические средства обеспечения транспортной безопасности, способные передавать видеоизображение в режиме реального времени.

Вызывает сомнение эффективность принимаемых мер, которые не приведут к повышению состояния защищенности воздушных судов от угроз совершения актов незаконного вмешательства, а направлены лишь на облегчение проведения расследования компетентными органами актов незаконного вмешательства, совершенных на борту воздушного судна. При этом, существенно возрастут финансовые затраты авиакомпаний, связанные с реализацией планируемых мероприятий. В этой связи предлагаем подпункт 5 пункта 22 проекта Требований исключить.

12) Предлагаем разграничить зоны ответственности подразделений транспортной безопасности (это периметровое ограждение, включая КПП и зона обслуживания пассажиров до пунктов предполетного досмотра, включая привокзальную площадь) и служб авиационной безопасности (это все виды предполетного досмотра, организация и соблюдение стерильных зон внутри
периметрового ограждения) и только тогда устанавливать требования по транспортной безопасности и порядок их реализации с учетом действующей системы управления авиационной безопасностью.

13) Исходя из изложенного выше, полагали бы целесообразным внести изменение в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», устанавливающее положение, в соответствии с которым обеспечение транспортной (авиационной) безопасности на воздушном транспорте осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и заключенными международными договорами по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.


АЭВТ



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBd1L1
YouDo: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/, подробнее тут.
YouDo: https://youdo.com/lawyer/consultation/notary/tag/athome/, смотреть варианты >>
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/city/cottage/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer