← Назад

Главная Безопасность Экспертное мнениеЕще раз. Кому нужны минимумы?

16 января 2017 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer

Анатолий Липин
к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»

Эксперт "Aviation EXplorer"

21 марта 2011 г. на сайте Aviation EXplorer была опубликована статья: Кому нужны минимумы? Прошло более 5 лет. Что изменилось? Появились новые документы, внесены изменения в некоторые действующие, наработана практика по использованию эксплуатационных минимумов. Вопрос рассмотрен с учетом SARPs, технических положений ИКАО, некоторых зарубежных государств и России.

Кому нужны минимумы?

ИКАО

Приложения 4 к Конвенции о международной гражданской авиации.  

Аэронавигационные карты.

Главе 11. Карта захода на посадку по приборам (ИКАО)

11.10.7 Эксплуатационные минимумы аэродрома.

11.10.7.1 На карте указываются эксплуатационные минимумы аэродрома в том случае, если они установлены государством.

Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Эксплуатация воздушных судов

Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты.

4.2.8 Эксплуатационные минимумы аэродромов

4.2.8.1 Государство эксплуатанта требует, чтобы эксплуатант устанавливал эксплуатационные минимумы каждого используемого для производства полетов аэродрома, и утверждает методы определения таких минимумов.

Такие минимумы не ниже тех минимумов, которые могут быть установлены для таких аэродромов государством аэродрома, за исключением тех случаев, когда на это специально получено согласие этого государства.

Примечание. Настоящий Стандарт не требует, чтобы государство аэродрома устанавливало эксплуатационные минимумы аэродрома.

Приложение 15 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Службы аэронавигационной безопасности.

ДОБАВЛЕНИЕ 1. Содержание сборника аэронавигационной информации (AIP)

Часть 3. Аэродромы (AD)

AD 1. ВВЕДЕНИЕ К АЭРОДРОМАМ/ВЕРТОДРОМАМ

AD 1.1 Предоставление аэродромов/вертодромов и условия их использования

AD 1.1.4 Эксплуатационные минимумы аэродромов

Данные об эксплуатационных минимумах аэродромов, используемых в государстве.

Позиция ИКАО двойственна. Если Приложение 6 не требует, чтобы государство аэродрома устанавливало эксплуатационные минимумы аэродрома, то Приложение 15 указывает на их необходимость в АИП.

Doc 9365 [1]

В ноябре 2013 г. ИКАО ввело в действие 3-е издание Doc 9365: «Руководство по всепогодным полетам». Это издание существенно отличается от изданного в 1991 г. В новом издании учтены изменения, которые обусловлены совершенством бортового оборудования ВС.

Комментарий к некоторым сравнительным данным по 2-ому и 3-ему изданию Doc 9365:

Издание 1991 г.

Издание 2013 г.

В настоящем Руководстве по всепогодным полетам рассматриваются технические и эксплуатационные факторы, связанные с методами определения и контроля эксплуатационных минимумов аэродрома для взлета, неточных и точных заходов на посадку, включая полеты по ILS и полеты по MLS в условиях, эквивалентных условиям полетов по ILS категории I; оно может применяться государством эксплуатанта в отношении своих эксплуатантов при выполнении ими международных коммерческих воздушных перевозок.

В настоящем Руководстве рассматриваются технические и эксплуатационные факторы, связанные с методами контроля за процессом определения эксплуатационных минимумов аэродрома для наземного движения, взлета, вылета, захода на посадку по приборам, включая полеты по категориям I, II и III вплоть до самых низких минимумов. Информация может применяться государством эксплуатанта в отношении своих эксплуатантов при выполнении ими международных коммерческих воздушных перевозок.

В издании 2013 г. рассмотрены минимумы «вплоть до самых низких».

1.1.4 С учетом упомянутых выше разграничений данное Руководство предоставляет инструктивный материал:

а) для государств эксплуатанта при осуществлении ими контроля (supervision) за установлением, внедрением и использованием эксплуатантами эксплуатационных минимумов в целях стандартизации методов, используемых при установлении эксплуатационных минимумов аэродрома;

в) для государств и их эксплуатантов при определении соответствующих требований для перехода с более низких пределов категории I на категории II и III;

с) для государств аэродрома, с тем чтобы они имели представление о методике разработки эксплуатационных минимумов аэродрома и осознали необходимость обеспечения наземных средств и служб при планировании введения всепогодных полетов; и

c) to States of the Aerodrome to assist in understanding the development of aerodrome operating minima and the need for the provision of ground facilities and services when planning to implement all-weather operations; and

е) для пилотов и другого персонала, которым необходимо иметь представление о характере этих полетов.

1.3 С учетом упомянутых выше разграничений данное Руководство предоставляет инструктивный материал:

a) для государств эксплуатанта при осуществлении ими надзора (oversight) за установлением, внедрением и использованием эксплуатантами эксплуатационных минимумов в целях стандартизации методов, используемых при установлении эксплуатационных минимумов аэродрома;

b) для государств и их эксплуатантов при определении соответствующих требований для

перехода, по возможности, к самым низким эксплуатационным минимумам;

c) для государств аэродрома, с тем, чтобы оказать содействие при установлении эксплуатационных минимумов аэродрома и подчеркнуть необходимость обеспечения наземных средств и служб при планировании введения всепогодных полетов; и

c) States of the Aerodrome to assist in the establishment of aerodrome operating minima as well as to highlight the need for the provision of ground facilities and services when planning to implement allweather operations; and

d) для членов летного экипажа и другого персонала, которым необходимо иметь представление о характере этих полетов.

В п. с) присутствует слово assist – помогать, содействовать; способствовать; пособничать. Причем основное значение assist – помогать. Вроде слова «помогать» и «содействовать» близки, но между ними разница. Толковый словарь Ожегова С.И. представляет:

ПОМОГАТЬ см. помочь.

ПОМОЧЬ, -огу, -ожешь, -огут; -от, -огла; сов. 1. кому. Оказать помощь. П. товарищу. П. в работе (работать). 2. (1 и 2 л. не употр.), кому-чему. Дать желаемый результат, следствие, принести пользу. Лечение помогло. Никакие уговоры не помогут.* Помочь горю (беде) (разг.) - избавить кого-н. от беды, избавиться от беды. Слезами горю не поможешь (посл.). || несов. помогать, -аю, -аешь.

СОДЕЙСТВОВАТЬ, -твую, -руешь; сов. и несов., кому-чему. Оказать (-зывать) содействие, способствовать. С. успеху. || сов. также посодействовать, -твую, -твуешь (разг.).

В оригинале Doc 9365 в издании:

2 – to assist in understanding the development of aerodrome operating minima – помочь в понимании разработки эксплуатационных минимумов аэродрома;

3 – to assist in the establishment of aerodrome operating minima – помочь в установлении эксплуатационных минимумов аэродрома.

К сожалению, в документах ИКАО очень часто встречается неудачный перевод с английского языка на русский.

Таким образом, в новом издании появилось принципиальное отличие от старого издания: «Руководство предоставляет инструктивный материал для государства аэродрома с целью оказать помощь при установлении эксплуатационных минимумов аэродрома, а в старом издании - помочь в понимании разработки эксплуатационных минимумов аэродрома».

Возникает вопрос – кому помочь при установлении эксплуатационных минимумов: государству аэродрома и/или эксплуатанту? Ответ на этот вопрос содержится в п.

«1.4 Государство может играть двоякую роль, то есть действовать как государство эксплуатанта, отвечающее за выдачу разрешений и осуществляющее надзор за полетами, выполняемыми эксплуатантами, которые находятся под его надзором (в случае эксплуатантов авиации общего назначения – государство регистрации), а также выступать в качестве государства аэродрома, которое отвечает за выдачу разрешений на эксплуатацию аэродромов и обеспечивает надзор за деятельностью аэродромов, расположенных на своей территории, включая соответствующее оборудование и службы. …»

Таким образом, Doc 9365 ориентирован как на эксплуатантов, так и на эксплуатацию аэродромов. В подтверждение этого еще один пункт из Doc 9365:

«2.3.3 В соответствии с концепциями базового авиационного законодательства государства наделяются полномочиями на разработку конкретных правил осуществления всепогодных полетов в районах, находящихся под национальной юрисдикцией. Эти правила должны применяться в отношении национальных эксплуатантов и соответствующих аэродромов. …»

Европейское сообщество

В Регламенте комиссии Европейского сообщества [2] в части SUBPART E был опубликован Appendix 1 (new) to OPS 1.430, в котором по отношению Appendix 1 (Old) to OPS 1.430 были учтены параметры минимумов с учетом развития ботового оборудования ВС.

В опубликованном 05.10.2012 г. Регламентом комиссии [3] в SUBPART E внесены изменения в LOW VISIBILITY OPERATIONS (LVO).

В документе: Приемлемые методы установления соответствия [4] в разделе MPA.110 Aerodrome operating minima внесены некоторые изменения по отношению OPS 1.430 (new).

Таким образом, Европейское сообщество на протяжении 4 лет внесло изменения в правила определения минимумов.

США

В США за прошедший период переиздан документ TERPS [5] на [6]. В Order 8260.3C внесены уточнения, связанные с определением минимумов посадки.

Относительно минимумов в  AIP United States of America (ENR 1.5−19, 10 NOV 16) опубликовано:

Оригинал текста

Перевод (автора)

ENR 1.5 Holding, Approach, and Departure Procedures

ENR 1. Зона ожидания, заход на посадку и процедуры вылета

«11. Approach and Landing Minimums

11.1 Landing Minimums. The rules applicable to landing minimums are contained in 14 CFR Section 91.175. …».

11. Заход на посадку и посадочные минимумы

11.1 Посадочные минимумы. Правила применения посадочных минимумов содержатся в 14 Своде Федеральных Нормативных Актов 91.175. …»

«11.2 Published Approach Minimums. Approach

minimums are published for different aircraft categories and consist of a minimum altitude (DA, DH, MDA) and required visibility. … ».

11.2 Опубликование минимума захода на посадку. Минимумы захода на посадку, опубликованные для воздушных судов различных категорий и состоят из минимальной высоты (DA, DH, MDA) и требуемой видимости. …».

Таким образом, в АИП дается ссылка на нормативный акт, а минимумы публикуются на картах захода на посадку.

Выдержка из 14 CFR. FAR 91:

Оригинал текста

Перевод (автора)

§ 91.175 Takeoff and landing under IFR.

(a) Instrument approaches to civil airports. Unless otherwise authorized by the FAA, when it is necessary to use an instrument approach to a civil airport, each person operating an aircraft must use a standard instrument approach procedure prescribed in part 97 of this chapter for that airport. This paragraph does not apply to United States military aircraft.

§ 91.175 Взлет и посадка по ППП.

(а) Заходы на посадку по приборам в гражданских аэропортах. Если иное не разрешено ФАА, когда необходимо использовать заход на посадку по приборам в гражданском аэропорту, любое лицо, эксплуатирующее воздушного судна, должно использовать стандартную процедуру захода на посадку для аэропорта, предписанную в части 97 настоящей главы. Этот пункт не применяется в отношении военных самолетов Соединенных Штатов.

§ 91.175 FAR дает ссылку на:

Оригинал текста

Перевод (автора)

PART 97 ‒ STANDARD INSTRUMENT PROCEDURES

Часть 97 ‒ Стандартные процедуры по приборам

§ 97.1 Applicability.

(a) This part prescribes standard instrument approach procedures to civil airports in the United States and the weather minimums that apply to landings under IFR at those airports.

§ 97.1 Применимость.

(а) Данная часть предусматривает стандартные процедуры захода на посадку по приборам в гражданских аэропортах Соединенных Штатах и погодных минимумов, которые применяются к посадке по ППП в этих аэропортах.

А что опубликовано в Книге 1  АИП Российской Федерации?

Для сравнения представлены данные из АИП предыдущего издания и действующего.

«AD 1.1 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АЭРОДРОМОВ.

1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОДРОМЫ И ИХ СРЕДСТВА.

AIP RUSSIA AND CIS               AD 1.1-1   11 AUG 03

AIP RUSSIA AND CIS                AD 1.1-1   03 MAY 12

b) государства или авиакомпании по своему усмотрению, но не ниже установленных официальных минимальных безопасных высот пролета препятствий, могут устанавливать минимумы посадки для своих экипажей на аэродромах, выделенных для международных воздушных сообщений. Взлет воздушного судна с этих аэродромов по метеорологическим условиям не ограничивается. За выполнение установленных государствами и авиакомпаниями минимумов для взлета и посадки несут ответственность командиры воздушных судов;

b) государства или авиакомпании по своему усмотрению, но не ниже установленных официальных минимальных безопасных высот пролета препятствий, могут устанавливать минимумы посадки для своих экипажей на аэродромах, выделенных для международных воздушных сообщений. Взлет воздушного судна с этих аэродромов по метеорологическим условиям не ограничивается. За выполнение установленных государствами и авиакомпаниями минимумов для взлета и посадки несут ответственность командиры воздушных судов;

c) командиры иностранных воздушных судов, выполняющих полеты в Россию, принимают самостоятельное решение о возможности взлета с аэродрома и посадки на аэродроме назначения с возложением на себя полной ответственности за принятое решение;

c) командиры иностранных воздушных судов, выполняющих полеты в Россию, принимают самостоятельное решение о возможности взлета с аэродрома и посадки на аэродроме назначения с возложением на себя полной ответственности за принятое решение;

Комментарий.

1. За 9 лет ничего не поменялось.

2. Следует отметить, что в АИП иностранных государств отсутствует вседозволенность не учёта  метеорологических условий для взлета.

3. Отсутствуют нормативные ссылки на действующие нормы, а кроме того ни в одном нормативном документе нет таких положений. Кто это придумал? Вот ответ.

4. О каких аэродромах идет речь? «Взлет воздушного судна с этих аэродромов по метеорологическим условиям не ограничивается. ...».

В Приложении к приказу Росавиации от 05.08.2015 г. N478 «О реализации полномочий Росавиации во исполнение положений приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2014 N305 «Об утверждении порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации» представлен «Перечень структурных подразделений центрального аппарата Росавиации, территориальных органов Росавиации и подведомственных организаций, на которые возложена ответственность за поддержание достоверности соответствующих разделов сборника аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России)» в нем в п. 44 дано:

N п/п

Разделы АИП России

Ответственные за поддержание достоверности разделов АИП России

Соисполнители в поддержании достоверности разделов АИП России

44.

AD 1.1. Предоставление аэродромов и условия их использования

Управление аэропортовой

деятельности

Управление летной эксплуатации

Управление регулирования перевозок

Управление транспортной безопасности

Управление организации использования воздушного пространства

Управление инспекции по безопасности полетов

Следует отметить, что в  AIP Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации, Книга 2. Аэродромы Российской Федерации Класса А, Б, В (Кроме международных) раздел AD 1.1 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ АЭРОДРОМОВ отсутствует.

Недостатки в нормативной базе

С 01.01.1995 г. действует «Единая методика определения минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов» (далее – ЕМ) введенная приказами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 15.12.1994 г. № 270/ДВ-123.

Согласно п. 5.17 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее ФАП -128) эксплуатанты устанавливают эксплуатационные минимумы каждого используемого аэродрома на основании методов, изложенных в РПП. При этом дается ссылка на документ ИКАО: «Инструктивный материал по установлению эксплуатационных минимумов аэродрома содержится в документе ИКАО «Руководство по всепогодным полетам» (Doc 9365 AN/910 ИКАО)».

Следует отметить, что правила, изложенные в [2 – 5], более продвинутые  по отношению положений Doc 9365 и в этой связи некоторые эксплуатанты в РПП излагают методику определения минимумов основываясь на Европейских правилах. Однако использование продвинутых эксплуатационных минимумов натыкается на непонимание со стороны некоторых органов ОрВД. Суть этого непонимания заключается в следующем.

Существующие приказы Минтранса России:

от 13.01.2011 г. № 14 «Об утверждении Порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочный площадки)»;

от 31.01.2011 г. №29 «Об утверждении типовых инструкций по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки»

содержат противоречивые положения по отношению ФАП-128. В частности в приказе №29 имеется раздел с пунктами 2.3 и 2.6 и таблица 17:

«II. Описание аэроузла

2.3. Минимумы аэродромов, вертодромов аэроузла.

Минимумы аэродромов, вертодромов аэроузла для взлета и посадки по правилам полетов по приборам. Минимумы при отказах отдельных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи, светосигнального и метеорологического оборудования.

2.6. Минимумы аэродрома (вертодрома).

Минимальные безопасные высоты пролета препятствий для захода на посадку по правилам полетов по приборам. Минимумы аэродрома  (вертодрома) для взлета и посадки по категориям воздушных судов для каждого направления ВПП. Минимумы при отказах отдельных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи, светосигнального и метеорологического оборудования».

Таблица 17. Минимумы аэродрома (вертодрома) содержит пункты для представления минимумов для взлета и посадки по различным средствам наведения. Причем отсутствуют средства наведения при применении зональной навигации и GLS.

В тоже время в ФП ИВП содержит пункт:

«26. Инструкции по производству полетов в районе аэродрома, вертодрома и посадочной площадки разрабатываются старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки и применяются:

а) для аэродромов, вертодромов и посадочных площадок государственной авиации - в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации;

б) для аэродромов, вертодромов и посадочных площадок экспериментальной авиации - в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.»

который по статусу выше приказов №14 и 29 и тем  самым приводит к недоразумениям в отношении статуса Инструкций по производству полетов на аэродроме (далее – ИПП), а отсюда и к минимумам, опубликованным в ИПП.  А, так как минимумы аэродрома рассчитаны по ЕМ, то они вступают в конфликт с эксплуатационными минимумами авиакомпаний. Порой это конфликт реализуется в виде первичного сообщения об авиационном событии – ALD.

Первичное сообщение об авиационном событии

В Правилах расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ - 98) имеется Приложение 1. Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации. В п. 16 представлено: «... Нарушение минимума погоды при взлете, посадке или полете по трассам МВЛ (маршрутам)». При нарушении минимума руководитель полета обязан отправить ТЛГ ALD в адреса, установленные в Табеле сообщений о движении воздушных судов в Российской федерации (ТС-13) и сообщить в инспекцию.

В качестве примера приведена ТЛГ ALD филиала «Аэронавигация Центральной Волги» в адрес Росавиации по выполнению рейса УАТ736 Салоники – Самары на самолете В-737-500 авиакомпании UTair:

СС УУУКЫЛЫЬ

012359 УВВВЗДЗЬ

(АЛД-УТА736-Б735/M

-СТС/08 ДОФ/161001 РЕГ/VQBPP ЕЕТ/УРРЖ (URRW) 0130 УВВВ0252 ОПР/УТА РМК/ПОСАДКА ПРИ МЕТЕО УСЛОВИЯХ RVR 650 400 400 ВЕРТИКАЛЬНАЯ 90. МИНИМУМ АЭРОДРОМА ДЛЯ ПОСАДКИ 60 800 ПОСАДКА БЛАГОПОЛУ4НО В 2336 УТЦ)

Из телеграммы не понять, на какую ВПП произвело посадку ВС, а т.к. каждая ВПП на аэродроме Самара оборудована ILS CAT I, то в таблице приведено значения ОСА/Н для четырех порогов:

ВПП

А

В

С

D

05

188 (42)

191 (45)

194 (48)

198 (52)

23

169 (43)

173 (46)

175 (49)

179 (53)

15

172 (45)

175 (48)

178 (51)

182 (55)

33

162 (44)

165 (47)

168 (50)

172 (54)

Учитывая, что каждая ВПП оборудована HIALS CAT I длиной 900 м, а значения для ОСН для любой ВПП не превышают 55 м, то согласно положению Doc 9365 (п. 5.17 ФАП-128):

«Категории точных заходов на посадку и посадок:

Полеты по категории I (КАТ I). Точный заход на посадку и посадка по приборам:

a) с высотой принятия решения не менее 60 м (200 фут); и

b) при видимости не менее 800 м или при дальности видимости на ВПП не менее 550 м».

Таким образом, эксплуатационный минимум: DH - 60, RVR – 550.

Согласно ТЛГ ALD значение дальности видимости на ВПП в трех точках, м: RVR 650 400 400.

В ФАП-128 определяет правила применения RVR: «3.89. … Контрольная RVR определяется по сообщенным значениям RVR в одной или нескольких точках наблюдения за RVR (точка приземления, средняя точка и дальний конец ВПП), используемые в целях определения соблюдения установленных эксплуатационных минимумов. В случае если используется информация о RVR в разных точках, контрольная RVR представляет собой RVR в точке приземления, при этом RVR в средней точке и в дальнем конце ВПП не менее RVR установленного минимума для взлета. …», а для ВС CAT C минимум для взлета днем и ночью 300 м (Doc 9365), т.к. ВПП оборудована посадочными огнями ВПП и маркировкой осевой линии ВПП, а по ЕМ ‒ 400 м. Таким образом, при посадке эксплуатационный минимум не нарушен.

Орган ОВД в своей деятельности руководствовался минимумом, опубликованным в ИПП.

В письме заместителя руководителя Росавиации Ведерникова А.В. от 17.02.12 №3.05-102 на имя заместителя генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» П.И. Реутова по вопросу назначения эксплуатационных минимумов аэродромов представлено:

 «… Учитывая внесенные в пункт 26 ФП ИВП изменения и отсутствие у органов ОВД информации об ограничениях, содержащихся в эксплуатационных спецификациях эксплуатанта, ответственность за организацию первоначальных действий в этих случаях лежит, в том числе, на руководстве эксплуатанта, как это предусмотрено статьей 97 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 33 ФАП «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификацию). …». Данная информация была продублирована телеграммой:

ЗЦЗЦ ЦГД02Ч 0922

КК УВВУРАДУ

КК УВКДРАДУ УССУРАДУ УВВУРАДУ

060916 УУУУКУАД

В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЩЕНИЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО АВИАКОМПАНИЯ

РОССИЯ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МИНИМУМОВ (ОТ 22.06.12

ГК-12335), В СЛУЧАЯХ ПОСАДКИ С МИНИМУМОМ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ

ИНСТРУКЦИИ по ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ в РАЙОНЕ АЭРОДРОМА,

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ РАЗЬЯСНЕНИЯМИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ РОСАВИАЦИИ

ОТ 17.02.12 HP 3.05-102.

С.ПОГРЕБНОВ

НННН

Несмотря на разъяснения на местах ряд органов ОВД руководствуются минимумами ИПП.

И вот здесь возникает вопрос. Как доводится информация Росавиации и руководства ФГУП «Корпорации по ОрВД» до руководителей полетов и рядовых диспетчеров? Знают ли диспетчера о НОТАМ:

Д0716/16 НОТАМН Щ)УУВЖ/ЩПОЬЬ/И/НБО/А/000/999/5535С03716В999 А)УУУУ Б)1607210000 Ц)ПОСТ Е)С 21 ИЮЛЯ 2016 ГОДА ЦИРКУЛЯР Д03/13 ОТМЕНЕН. ЗНА4ЕНИЯМИ МИНИМУМОВ ДЛЯ

ПОСАДКИ АЭРОДРОМОВ, ВЕРТОДРОМОВ, ПОСАДО4НЫХ ПЛОЩАДОК, ОПУБЛИКОВАННЫХ В АИП РОССИИИ КНИГА 4 НА ВСЕХ КАРТАХ-СХЕМАХ, НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. OCA/OCH, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ

АДМИНИСТРАЦИЯМИ АЭРОДРОМОВ, ВЕРТОДРОМОВ, ПОСАДО4НЫХ ПЛОЩАДОК, БУДУТ ОПУБЛИКОВАНЫ ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В АДРЕС ФГУП "ЦАИ".)

Если у органа УВД аэродрома имеется основание о нарушении летным экипажем официально несуществующего минимума аэродрома, то прежде чем составлять ТЛГ ALD стоит поинтересоваться эксплуатационным минимумом авиакомпании.

Мировые тенденции

В табл. 1 по состоянию на 21 марта 2011 представлено количество государств по континентам, публикующих государственные минимумы  (далее – госминимумы).

Таблица 1

Континент
Количество государств членов ИКАО:
на
континенте
публикуют
минимумы
не публикуют
минимумы
информация
не доступна
Австралия и Океания
13
13
Азия
46
14
25
7
Америка
35
35
Африка
53
23
7
23
Европа
43
5
38
Всего:
190
90
70
30
%
100
47
37
16

В табл. 2 представлены данные по количеству государств по континентам, публикующие госминимумы на 01.12.2016.

Таблица 2

Континент
Количество государств членов и не члены ИКАО:
на
континенте
публикуют
минимумы
не публикуют
минимумы
информация
не доступна
Австралия и Океания
13
13
Азия
46
22 +1 Тайвань
23
Америка
35
35
Африка
53
29
19
5
Европа
44
6+1 Косово
38
Всего:
191+2
107
80
5
%
100
55.5
41.5
2.6

Из сравнения табл. 1 и 2 видно, что за анализируемый период количество государств, публикующих госминимумы аэродромов, увеличилось на 17 (8,5%). При этом просматривается  два различных подхода. Если на Американском континенте, в Австралии и Океании все государства публикуют минимумы, то в Европе, из 44 государств членов ИКАО, минимумы публикуют только 7.

Куда идет Россия

В ФАП-128 опубликовано:

«4.13. Эксплуатант обеспечивает, чтобы КВС не выполнял полет на аэродром или с аэродрома, используя эксплуатационные минимумы меньше, чем установлены для данного аэродрома уполномоченным органом государства, в котором он расположен.

5.17. … Установленные эксплуатантом эксплуатационные минимумы аэродрома не могут быть ниже минимумов, которые установлены для аэродрома государством, в котором он расположен, за исключением тех случаев, когда на это получено согласие уполномоченного органа данного государства».

Эти два пункта касаются зарубежных аэродромов. А чем руководствоваться при полетах в России?

Приказ Минтранса России от 31.10.2014 г. №305 утвердил «Порядок разработки и правила предоставления аэронавигационной информации» (далее – Порядок). В тексте Порядка имеются положения:

«5. Настоящий Порядок обязателен для исполнения:

организациями, на которых возложена функция разработки структуры воздушного пространства, схем и процедур маневрирования в районах аэродромов (вертодромов), расчета государственных минимумов аэродромов (далее - разработчики структуры воздушного пространства, схем, процедур, государственных минимумов);

11. Разработчики структуры воздушного пространства, схем, процедур, государственных минимумов представляют в орган аэронавигационной информации исходные аэронавигационные данные, исходную аэронавигационную информацию в соответствии с требованиями, указанными в приложении N 2, пунктах 16 - 16.4 приложения №6 к настоящему Порядку.

12. Разработчики структуры воздушного пространства, схем, процедур, госминимумов разрабатывают и представляют в орган аэронавигационной информации схемы заходов на посадку по системе оборудования системы посадки (ОСП) и минимальные безопасные высоты пролета препятствий для визуального маневрирования (ОСА/Н)».

В проекте приказа Минтранса России  «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила и условия предоставления аэронавигационной информации», опубликованного 21.03.2016 г. под номером №161 на сайте http://www.avialaw.ru/ (Срок подачи предложений (поправок) и комментариев к предложениям до: 07.04.2016) представлено:

«4. Настоящие Правила обязательны для исполнения:

организациями, осуществляющими деятельность по разработке схем и процедур маневрирования в районах аэродромов (вертодромов), в том числе расчет схем заходов на посадку по системе оборудования системы посадки (ОСП), расчет данных по высотам пролета препятствий (OCA/H), расчет государственных минимумов аэродромов (далее – разработчики схем, процедур, государственных минимумов);».

Таким образом, государство взяло курс на определение и публикацию госминимумов. И это правильно. Однако для расчета госминимумов нужна соответствующая методика и правила сопровождения минимумов.

Методика определения минимумов

Касаясь разработки методики определения минимумов Филиалу «НИИ Аэронавигации» ФГУП ГосНИИ ГА не удалось разработать качественный проект «Методики установления госминимумов аэродромов» (http://www.atminst.ru/news/357/ октябрь 2014). Причиной – оторванность разработчиков от потребностей эксплуатантов. А потребности зависят от оборудования ВС, используемого для наведения на конечном участке захода на посадку. Спектр оборудования очень широк от АРК до HUDLS или EVS.

Вполне очевидно, что разрабатываемая методика по расчету госминимумов должна включать в себя в себя лучшее из методик, опубликованных в документах:

  • ИКАО: Руководство по всепогодным полётам - Doc 9365-AN/910;
  • EU-OPS1- Регламент ЕС, часть Е «Всепогодные полёты»

и национальные особенности при выполнении полетов на аэродромах России.

Наличие хорошей разработанной методики это полдела. Необходимо разработать механизм сопровождения госминимумов по причине изменения аэронавигационных данных, а это потребует соответствующих ресурсов.

Касаясь ЕМ – она востребована государственной авиацией и в этой связи пусть и дальше служит ВВС.

Отвечая на вопрос названия статьи Кому нужны минимумы? – ответ государству – с целью контроля и управления безопасностью полетов. А в АИП Российской Федерации не должно быть такого: «Взлет воздушного судна с этих аэродромов по метеорологическим условиям не ограничивается».

Источники

  1. Руководство по всепогодным полетам. Doc 9365. Издание 3, 2013.
  2. Commission Regulation (EC) No 859/2008 of 20 August 2008.
  3. Commission Regulation (EU) No 965/2012 of 5 October 2012.
  4. European Aviation Safety Agency. Acceptable Means of Compliance (AMC) and Guidance Material (GM)  to Part-CAT. Annex to ED Decision 2012/018/R. 25 October 2012.
  5. Order 8260.3B. CHG 26. United States Standard for Terminal Instrument Procedures (TERPS). Effective Date: 02/24/2014.
  6. Order 8260.3C. United States Standard for Terminal Instrument Procedures (TERPS). Effective Date: 03/14/2016.

Анатолий Липин


URL: http://www.aex.ru/docs/4/2017/1/16/2549/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.