Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Экспертное мнение

Мы все пассажиры

10 апреля 2017 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Мы все пассажиры, но пассажиры – мы разные…

Пассажиры «Дети». Прошло более трех лет после чудовищной катастрофы вертолета ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» Ми-8Т RA-22657. Ужас заключается в том, что погибли наши дети, дети Российской Федерации. Даже спустя годы, перечитывая скупые строки Окончательного Отчета по результатам расследования авиационного происшествия, на глаза наворачиваются слезы. И, тем не менее, вернемся во 2 июля 2013 года.

Якутия, аэропорт Депутатский. Рейс ЯП 9949 по маршруту: аэропорт Депутатский – подобранная с воздуха площадка Усть-Янск – посадочная площадка Казачье – аэропорт Депутатский с целью коммерческой перевозки пассажиров почты и груза заказчика – администрации Депутатского района. Около 10.00 (по местному времени) регистрацию прошли 25 пассажиров, из них 14 взрослых, 8 детей в возрасте от 2 до 12 лет и 3 ребенка в возрасте до 2-х лет. Общий вес багажа составил 187 кг. По грузовым накладным оформлено 20 мест груза – 239 кг. Хронология короткая: 10.38 – запуск двигателей. 10.51 – взлет. 10.58 – экипаж доложил, «занял 1300, выход из зоны рассчитал ноль двадцать» (11.20 местного). В установленное время выхода из зоны экипаж на связь не вышел… 11.34 – командир вертолета доложил по спутниковому телефону о катастрофе… Катастрофа произошла в 11.13 в Усть-Янском районе на удалении 39,3 км от аэродрома Депутатский (место взлета). Всего 22 минуты полета и менее 40 км пути, но какой ценой?!

При ухудшении метеоусловий и снижении ниже безопасной высоты полета в горной местности вертолет столкнулся со склоном горы. Первое касание основных опор шасси, хвостовой опоры и рулевого винта произошло практически одновременно. Далее поступательное перемещение вертолета вверх около 5 м, соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой, скручивание хвостовой балки. Началось левое вращение. Вертолет отделился от поверхности земли и продолжил поступательное движение с левым вращением с тенденцией к правому крену. Выполнив полтора оборота, вертолет остановился и загорелся. Зачем эти подробности? Внутри вертолета – дети! После столкновения с горой и разрушения створок грузолюка, в процессе вращения из грузовой кабины выбросило трех пассажиров (две женщины и мальчика) Один пассажир выскочил из вращающегося вертолета самостоятельно. Юноша боролся за жизнь… Поиск и эвакуация людей, потерпевших бедствие, стали возможными лишь на вторые сутки. Три пассажира умерли до прибытия спасателей. В результате столкновения вертолета со склоном горы и возникшего на земле пожара ВС получило значительные повреждения из 25 пассажиров погибло 24, один получил серьезные телесные повреждения. При вращении вертолета на пассажиров, незакрепленных ремнями безопасности и незакрепленный багаж и груз могли действовать силы различной величины и направления. Причина смерти – «авиационная травма с полным разрушением тел с фрагментированием и последующим действием высокой температуры – пламени». Детей бил груз, жгла высокая температура пламени, а добила низкая температура и гипоксия. 

Вертолет Ми-8Т заводской № 8107. Изготовитель ПАО «КВЗ», дата выпуска 31.10.1980 года. Срок действия сертификата летной годности до 17.07.2013 года (катастрофа произошла 02.07.2013 года), остаток – 15 дней. Наработка, сроки службы и остатки ресурсов и сроков представлены в таблице 1.

Таблица 1

Установленные ресурсы/сроки службы
Наработка/срок службы 
Остаток, %
Назначенный
26000 часов.
22648 часов
12,9%
35 лет
32 г 9 мес.
6,4%
Межремонтный
2500 часов
2235 часов
10,6%
5 лет
4 года 11 мес., 15 дн.
0,82%

Обратите внимание: остатки ресурсов/сроков службы – 12,9% и менее, остаток межремонтного срока службы – всего 15 суток! Что касается оснащения вертолета для перевозки детей. Аварийный полет выполнялся с левым дополнительным топливным баком, на котором была установлена жесткая рама с пятью посадочными местами, оборудованными ремнями безопасности, что сохраняло количество посадочных мест до 22 (пассажиров было 25). Установка такой рамы не предусмотрена типовой конструкцией.

Из протокола опроса пассажира: Поясным ремнем я не пристегивался, как и другие пассажиры… Багаж пассажиров был расположен на полу грузовой кабины, его никто не закреплял. Передо мною находился какой-то груз, который тоже не закреплялся к полу»…

Дети не знали, чему их подвергают взрослые. Им было страшно. Они не знали пути спасения. Если не разбились, то сгорели заживо. Если не сгорели и не отравились углекислым газом, замерли. Дикость.

Пассажиры «Чиновники». В последнее время мода на вертолеты-салоны захлестнула наше вертолетостроение. Салоны, салоны – для «чиновников», полеты – литерные. Заказывают на бюджетные средства и не стесняются. Одна из таких заявок на оборудование вертолета-салона представлена в таблице 2.

Таблица 2

Типовой комплект оборудования салона
Пассажирский салон:
- Кресла повышенной комфортности;
- Кресла двухместное
(мягкие сиденья и спинки, трехточечные инерционные привязные ремни, зашивка ножек, накидные подголовники и место под спасательный жилет);
- Сиденье бортпроводника;
- Раскладной стол (столешница с механизмом складывания, два индивидуальных монитора, подлокотники, подстаканники, две пепельницы; два пульта пассажира);
- Стол сопровождения с подстаканниками и защитными клапанами.
- Стеновая панель с двумя индивидуальными мониторами и декоративными элементами;
- Шторки механические оконные солнцезащитные типа «плиссе»;
- Панели откидные;
- Ковровое покрытие;
- Чехлы.
Буфет: 
- холодильник;
- кофеварка;
- монитор 22''.
Технический отсек
Гардероб (модель)
Туалет
- биотуалет
- зеркало
- раковина
- раздатчик жидкого мыла
- раздатчик салфеток
- Система горячего и холодного водоснабжения
- кнопка вызова бортпроводника
Освещение (основное, аварийное/ дежурное, индивидуальное
Система развлечения:
- динамики аудиосистемы (встроенные в откидные панели)
- аудио наушники
- аудио-видео система с возможностью воспроизводства форматов Blu-Ray, MP-3, MPEG-4
- система конференцсвязи на 12 пассажиров;
- система подвижной карты (Аэрошоу)
Система коммуникации:
- пульт вызова бортпроводника в туалете и кабине пилотов;
- пульт трехкнопочный сенсорный для пассажиров (встроенный в откидные панели);
- пульт сенсорный для пассажира (встроенный в подлокотник);
- пульт сенсорный главного пассажира (встроенный в подлокотник)
- пульт сенсорный бортпроводника (на видимой части буфета)
Информационные табло:
- табло «Выход»;
- табло «Не курить», «Пристегнуть ремни»;
- табло «Туалет занят»;
- табло «Вернитесь на место» (установлено в туалете).
Улучшенная теплозвукоизоляция

Сравните. Даже в самом названии: Пассажирский салон (у чиновников) и грузовая кабина (у детей) – огромная пропасть. Салон – с ковровыми покрытиями. Креслами повышенной комфортности, трехточечными, инерционными. привязными ремнями. Кабина – с «десантными креслами» и обычными ремнями (у детей). Салон – с раскладным столом (столешница с механизмом складывания, индивидуальными мониторами, подлокотниками, подстаканниками и пепельницами), с декоративными панелями и поручнями, с индивидуальными светильниками и воздухораздатчиками. Буфеты с холодильниками, кофеварками, аудио, гардеробами и биотуалетами, зеркалами, раковинами. Системы коммуникаций и развлечений с мониторами FullHD размерами 22¢¢/17¢¢, аудионаушниками, проигрывателями DVD mp3 и улучшенной теплозвукоизоляцией… А в кабине с детьми – бочка керосина на 900 литров. Салон – это не просто ВИП, это дважды ВИП. Для кого? Для «главного пассажира» (даже термин такой придумали). Каждому «чиновнику» – персональный вертолет с персональным оборудованием. А дети? Как «скот» – на приставных седушках и ограждениях дополнительных топливных бочек. Почему на вертолетах можно перевозить людей, как «скот»? Не могу понять, зачем миллионы долларов бюджетных средств расходуются на пепельницы, если курить на борту запрещено, на раковины, текстурированные под камень, с декоративной подсветкой и системы развлечений в полете? Быть может ВИП вертолеты детям отдать? Наши дети заслуживают, чтобы их перевозили безопасно и достойно.

Вы не задумывались, почему на самолётах перевозим пассажиров значительно комфортабельнее и ремни контролируем (застегнули или нет). Вертолеты, на которых летают дети РФ, по комфорту, средствам и снаряжению, по обеспечению безопасности должны быть не хуже лайнеров. И еще, если автобусы с детьми сопровождает полиция, то почему вертолет, на котором находятся юные граждане РФ, без сопровождения. Когда в воздухе дети, чиновники должны «стоять по стойке «смирно». Наш главный пассажир – это наши дети!


Евгений Матвеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer