Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Безопасность Экспертное мнение


Мы все пассажиры

10 апреля 2017 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Мы все пассажиры, но пассажиры – мы разные…

Пассажиры «Дети». Прошло более трех лет после чудовищной катастрофы вертолета ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» Ми-8Т RA-22657. Ужас заключается в том, что погибли наши дети, дети Российской Федерации. Даже спустя годы, перечитывая скупые строки Окончательного Отчета по результатам расследования авиационного происшествия, на глаза наворачиваются слезы. И, тем не менее, вернемся во 2 июля 2013 года.

Якутия, аэропорт Депутатский. Рейс ЯП 9949 по маршруту: аэропорт Депутатский – подобранная с воздуха площадка Усть-Янск – посадочная площадка Казачье – аэропорт Депутатский с целью коммерческой перевозки пассажиров почты и груза заказчика – администрации Депутатского района. Около 10.00 (по местному времени) регистрацию прошли 25 пассажиров, из них 14 взрослых, 8 детей в возрасте от 2 до 12 лет и 3 ребенка в возрасте до 2-х лет. Общий вес багажа составил 187 кг. По грузовым накладным оформлено 20 мест груза – 239 кг. Хронология короткая: 10.38 – запуск двигателей. 10.51 – взлет. 10.58 – экипаж доложил, «занял 1300, выход из зоны рассчитал ноль двадцать» (11.20 местного). В установленное время выхода из зоны экипаж на связь не вышел… 11.34 – командир вертолета доложил по спутниковому телефону о катастрофе… Катастрофа произошла в 11.13 в Усть-Янском районе на удалении 39,3 км от аэродрома Депутатский (место взлета). Всего 22 минуты полета и менее 40 км пути, но какой ценой?!

При ухудшении метеоусловий и снижении ниже безопасной высоты полета в горной местности вертолет столкнулся со склоном горы. Первое касание основных опор шасси, хвостовой опоры и рулевого винта произошло практически одновременно. Далее поступательное перемещение вертолета вверх около 5 м, соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой, скручивание хвостовой балки. Началось левое вращение. Вертолет отделился от поверхности земли и продолжил поступательное движение с левым вращением с тенденцией к правому крену. Выполнив полтора оборота, вертолет остановился и загорелся. Зачем эти подробности? Внутри вертолета – дети! После столкновения с горой и разрушения створок грузолюка, в процессе вращения из грузовой кабины выбросило трех пассажиров (две женщины и мальчика) Один пассажир выскочил из вращающегося вертолета самостоятельно. Юноша боролся за жизнь… Поиск и эвакуация людей, потерпевших бедствие, стали возможными лишь на вторые сутки. Три пассажира умерли до прибытия спасателей. В результате столкновения вертолета со склоном горы и возникшего на земле пожара ВС получило значительные повреждения из 25 пассажиров погибло 24, один получил серьезные телесные повреждения. При вращении вертолета на пассажиров, незакрепленных ремнями безопасности и незакрепленный багаж и груз могли действовать силы различной величины и направления. Причина смерти – «авиационная травма с полным разрушением тел с фрагментированием и последующим действием высокой температуры – пламени». Детей бил груз, жгла высокая температура пламени, а добила низкая температура и гипоксия. 

Вертолет Ми-8Т заводской № 8107. Изготовитель ПАО «КВЗ», дата выпуска 31.10.1980 года. Срок действия сертификата летной годности до 17.07.2013 года (катастрофа произошла 02.07.2013 года), остаток – 15 дней. Наработка, сроки службы и остатки ресурсов и сроков представлены в таблице 1.

Таблица 1

Установленные ресурсы/сроки службы
Наработка/срок службы 
Остаток, %
Назначенный
26000 часов.
22648 часов
12,9%
35 лет
32 г 9 мес.
6,4%
Межремонтный
2500 часов
2235 часов
10,6%
5 лет
4 года 11 мес., 15 дн.
0,82%

Обратите внимание: остатки ресурсов/сроков службы – 12,9% и менее, остаток межремонтного срока службы – всего 15 суток! Что касается оснащения вертолета для перевозки детей. Аварийный полет выполнялся с левым дополнительным топливным баком, на котором была установлена жесткая рама с пятью посадочными местами, оборудованными ремнями безопасности, что сохраняло количество посадочных мест до 22 (пассажиров было 25). Установка такой рамы не предусмотрена типовой конструкцией.

Из протокола опроса пассажира: Поясным ремнем я не пристегивался, как и другие пассажиры… Багаж пассажиров был расположен на полу грузовой кабины, его никто не закреплял. Передо мною находился какой-то груз, который тоже не закреплялся к полу»…

Дети не знали, чему их подвергают взрослые. Им было страшно. Они не знали пути спасения. Если не разбились, то сгорели заживо. Если не сгорели и не отравились углекислым газом, замерли. Дикость.

Пассажиры «Чиновники». В последнее время мода на вертолеты-салоны захлестнула наше вертолетостроение. Салоны, салоны – для «чиновников», полеты – литерные. Заказывают на бюджетные средства и не стесняются. Одна из таких заявок на оборудование вертолета-салона представлена в таблице 2.

Таблица 2

Типовой комплект оборудования салона
Пассажирский салон:
- Кресла повышенной комфортности;
- Кресла двухместное
(мягкие сиденья и спинки, трехточечные инерционные привязные ремни, зашивка ножек, накидные подголовники и место под спасательный жилет);
- Сиденье бортпроводника;
- Раскладной стол (столешница с механизмом складывания, два индивидуальных монитора, подлокотники, подстаканники, две пепельницы; два пульта пассажира);
- Стол сопровождения с подстаканниками и защитными клапанами.
- Стеновая панель с двумя индивидуальными мониторами и декоративными элементами;
- Шторки механические оконные солнцезащитные типа «плиссе»;
- Панели откидные;
- Ковровое покрытие;
- Чехлы.
Буфет: 
- холодильник;
- кофеварка;
- монитор 22''.
Технический отсек
Гардероб (модель)
Туалет
- биотуалет
- зеркало
- раковина
- раздатчик жидкого мыла
- раздатчик салфеток
- Система горячего и холодного водоснабжения
- кнопка вызова бортпроводника
Освещение (основное, аварийное/ дежурное, индивидуальное
Система развлечения:
- динамики аудиосистемы (встроенные в откидные панели)
- аудио наушники
- аудио-видео система с возможностью воспроизводства форматов Blu-Ray, MP-3, MPEG-4
- система конференцсвязи на 12 пассажиров;
- система подвижной карты (Аэрошоу)
Система коммуникации:
- пульт вызова бортпроводника в туалете и кабине пилотов;
- пульт трехкнопочный сенсорный для пассажиров (встроенный в откидные панели);
- пульт сенсорный для пассажира (встроенный в подлокотник);
- пульт сенсорный главного пассажира (встроенный в подлокотник)
- пульт сенсорный бортпроводника (на видимой части буфета)
Информационные табло:
- табло «Выход»;
- табло «Не курить», «Пристегнуть ремни»;
- табло «Туалет занят»;
- табло «Вернитесь на место» (установлено в туалете).
Улучшенная теплозвукоизоляция

Сравните. Даже в самом названии: Пассажирский салон (у чиновников) и грузовая кабина (у детей) – огромная пропасть. Салон – с ковровыми покрытиями. Креслами повышенной комфортности, трехточечными, инерционными. привязными ремнями. Кабина – с «десантными креслами» и обычными ремнями (у детей). Салон – с раскладным столом (столешница с механизмом складывания, индивидуальными мониторами, подлокотниками, подстаканниками и пепельницами), с декоративными панелями и поручнями, с индивидуальными светильниками и воздухораздатчиками. Буфеты с холодильниками, кофеварками, аудио, гардеробами и биотуалетами, зеркалами, раковинами. Системы коммуникаций и развлечений с мониторами FullHD размерами 22¢¢/17¢¢, аудионаушниками, проигрывателями DVD mp3 и улучшенной теплозвукоизоляцией… А в кабине с детьми – бочка керосина на 900 литров. Салон – это не просто ВИП, это дважды ВИП. Для кого? Для «главного пассажира» (даже термин такой придумали). Каждому «чиновнику» – персональный вертолет с персональным оборудованием. А дети? Как «скот» – на приставных седушках и ограждениях дополнительных топливных бочек. Почему на вертолетах можно перевозить людей, как «скот»? Не могу понять, зачем миллионы долларов бюджетных средств расходуются на пепельницы, если курить на борту запрещено, на раковины, текстурированные под камень, с декоративной подсветкой и системы развлечений в полете? Быть может ВИП вертолеты детям отдать? Наши дети заслуживают, чтобы их перевозили безопасно и достойно.

Вы не задумывались, почему на самолётах перевозим пассажиров значительно комфортабельнее и ремни контролируем (застегнули или нет). Вертолеты, на которых летают дети РФ, по комфорту, средствам и снаряжению, по обеспечению безопасности должны быть не хуже лайнеров. И еще, если автобусы с детьми сопровождает полиция, то почему вертолет, на котором находятся юные граждане РФ, без сопровождения. Когда в воздухе дети, чиновники должны «стоять по стойке «смирно». Наш главный пассажир – это наши дети!


Евгений Матвеев

комментарии (1):

валей      12/04/2017 [19:22:28]#1
К сожалению, отношение к детям в нашей стране изменилось. По данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы http://www.ranepa.ru/images/do ...
К регионам с наибольшим повышением младенческой смертности относятся Курская область (на 27, 7%), Республика Коми (на 27, 3%), Пензенская область (на 30, 2%) и Еврейская автономная область (на 26, 6%).
При этом численность сверхбогатых людей в России с состоянием от
1 млн. долл. США увеличилась за 2016 г. на 10%, что выше, чем в большинстве
регионов мира, включая Европу, Азию и Америку.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.








Материалы рубрики

Леонид Щербаков
Сегодняшние проблемы пользователей воздушного пространства и задачи перед стратегией развития Аэронавигационной системы
Леонид Щербаков
Состояние ОрВД в Московском аэроузле. Меры по ее развитию
Роман Гусаров
О цене "метеозависимости" отрасли
Евгений Матвеев
Мы все пассажиры
Пилоты АОН
Пилоты АОН обратились к Президенту
Александр Яковлев
Нормативно правовой вакуум требует заполнения
Валерий Кулавский
Качество подготовки авиационного персонала как основа безопасности полетов
Александр Виндермут
Подготовка специалистов авиаперсонала ГА



Анатолий Липин
Еще раз. Кому нужны минимумы?
Росавиация
Резолюция круглого стола по проблемам недисциплинированных пассажиров
Анатолий Липин
Безопасные высоты. Что выбрать? (часть 2)
Анатолий Липин
Безопасные высоты. Что выбрать? (часть 1)
Aviation EXplorer
Предложения Аэрофлота по мерам борьбы с авиадебоширами
Петр Дейнекин
Перед нами стоит задача огромной государственной важности
Вячеслав Глазунов
Экспертиза катастрофы FlyDubai в Ростове-на-Дону
АЭВТ
Предложения АЭВТ по доработке проекта "Требований по обеспечению транспортной безопасности"
Сергей Байнетов
Современный взгляд на формирование концепции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ
Андрей Ситнянский
Воздушное движение – взгляд из кабины  самолета
Александр Книвель
Философия управления безопасностью
АЭВТ
Обеспечение транспортной безопасности на ВС
Игорь Моисеенко
Стать равным среди лучших
Роман Гусаров
ACI: Отказ России выполнять свои государственные обязанности - аномалия
Росавиация
Безопасность полетов АОН в 2006 – 2015 годах
АЭВТ
Письмо АЭВТ Министру транспорта по вопросам транспортной безопасности
МАК
Промежуточный отчет о катастрофе Boeing 737 flydubai
Георгий Матвеев, Фанис Мирзаянов
Поправка 1 к положению 19 ICAO
МАК
Расследование катастрофы Boeing 737 авиакомпании flyDubai
Р.Гусаров,О.Пантелеев,А.Синицкий
По вопросу обеспечения транспортной безопасности в аэропортах
МАК
Состояние безопасности полетов ГА в 2015 году
Анатолий Липин
Нерешительные шаги Регулятора по внедрению PBN в России
Администрация гражданской авиации Израиля
Установка систем защиты от ПЗРК на израильские гражданские самолеты
Александр Нерадько
Заявление для прессы по расследованию катастрофы А321
Матвеев Г.Н., Мирзаянов Ф.М.
Информация о работе над текстом изменений Приложений ИКАО по безопасности
Владимир Тасун
Об исполнении требований ФЗ "О транспортной безопасности"
Вячеслав Глазунов
Возмущения воздушной среды от пролёта воздушного судна - чрезвычайная опасность для всех типов ВС
Галина Пономарева
О поддержании безопасности кабины воздушного судна
Валерий Шелковников
Об организации маркировки проводов ЛЭП
Зезюля В.В., Щербаков Л.К.
Еще раз о полетно-информационном обслуживании
АЭВТ
Доработка проекта изменений в ФЦП "Модернизация Единой системы ОрВД"
АЭВТ
Объединение по организации противообледенительной защиты воздушных судов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Юристы по кредитам в банке: создать заявку на Юду.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer