Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Безопасность Доклад


Сегодняшние проблемы пользователей воздушного пространства и задачи перед стратегией развития Аэронавигационной системы

31 июля 2017 года / Леонид Щербаков / Aviation EXplorer
 

Леонид Щербаков
Председатель Комитета по аэронавигационному обслуживанию Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, к.т.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

Доклад зам. исп. директора АЭВТ, Председателя Комитета по АНО Щербакова Л.К. на "Круглом столе "Стратегия развития аэронавигационной системы Российской Федерации" в рамках "МАКС-2017".

Уважаемые коллеги!

Разрешите поприветствовать Вас на Международном авиакосмическом салоне.

От имени членов нашего Комитета выражаю благодарность организаторам Круглого стола, пригласивших осветить вынесенную в заголовок важную для эксплуатантов тему.

Ведь развитие АНС является необходимым условием развития всего воздушного транспорта и воздушных перевозок в стране.

Нам была поставлена цель - показать значимость разработки Стратегии для пользователей воздушного пространства.

Мы сформулировали еще две цели:

  • показать причину, почему прежние Стратегии не
    работали, и
  • показать последствия реализации не точно
    поставленных стратегических целей на развитие АНС.

Для однозначного понимания о чем будет речь, начну с терминологии, которая используется в названии темы.

Опыт свидетельствует, что содержание и трактовка вынесенных в название темы ключевых понятий даже у профессионалов не всегда совпадает.

Воздушное пространство согласно толковым словарям - это часть земной атмосферы; пространство, простирающееся вверх над поверхностью Земли.

Согласно Указу Президента - это объект запрещенный к приватизации.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» - это природный ресурс с особым порядком его использования в хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Воздушному кодексу-это пространство над территорией страны, в том числе над внутренними водами и территориальным морем.

Таким образом, воздушное пространство это наше национальное достояние!

Согласно Воздушному кодексу пользователями являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по ИВП.

В процессе ИВП в нем могут перемещаться ВС, ракеты и другие объекты.

К деятельности по ИВП относится также строительство высотных сооружений, электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное.

Очевидно, что всех пользователей в сфере их деятельности интересует как будут меняться их права и условия ИВП.

В толковых словарях и специальной литературе термин «аэронавигация» используется и объясняется в зависимости от контекста.

На слайде приведены примеры.

Сам термин «аэронавигация» используется достаточно давно.

Например, сто лет назад, в 1916 году, приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего была создана Центральная аэронавигационная станция.

Понятно, что в тот период речь не могла идти об организации воздушного движения или аэронавигационном обслуживании.

В 2000 году день подписания приказа о создании Центральной аэронавигационной станции (24 марта) стал Днем создания штурманской службы ВВС России.

Многообразие толкований свидетельствует, что всем понятный термин воздушная навигация (аэронавигация) в конкретном контексте используется в зависимости от сферы деятельности пользователей воздушного пространства.

Это соответствует международной практике.

Подтверждение тому - завтрашнее мероприятия Боинга - Панельная дискуссия на тему «Будущее аэронавигации: тенденции и перспективы»

Термин «Аэронавигационная система» в международной практике также не имеет установленного определения.

Спектр его применения очень широк. От описания порядка обеспечения безопасной деятельности пользователей как в воздушном пространстве государств, так и за их границами, до описания работы технических средств, например, в контексте:

  • Самодостаточная аэронавигационная система, или
  • Дополнительная аэронавигационная система.
    Вынесенное на слайд и предложенное авторами

разрабатываемой Стратегии развития АНС определение представляется достаточно удачным. Важно, чтоб его использование не ограничивало сферы стратегического планирования и деятельность пользователей в том числе по каждому перечисленному элементу.

Ведь интересующие пользователей составляющие АНС и соответствующие стратегии развития её элементов определяются особенностями сферы деятельности по ИВП.

Процедура стратегического планирования установлена федеральным законом.

Определены составляющие этой деятельности, направленной на решение задач устойчивого социально-экономического развития страны:

  • целеполагание,
  • прогнозирование,
  • планирование,
  • программирование.

Определены участники этой деятельности.

Очевидно, что стратегическое планирование развития АНС для всех сфер деятельности пользователей в интересах социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности требует координации усилий всех участников.

Законом установлены назначение документов стратегического планирования развития определенной сферы деятельности и виды документов.

Итогом стратегического планирования развития АНС-должен быть документ, предназначенный для разработки соответствующих программ, а также плановых и программно-целевых документов.

Разрабатываемая Стратегия развития АНС, после её утверждения, должна стать таким документом.

В развитие требований закона о стратегическом планировании Правительством приняты Правила разработки отраслевых документов и требования к их содержанию.

Безусловно, установление государством приоритетов, целей, задач и показателей государственного управления в сфере развития АНС России, способов их эффективного достижения -являются основой организации государственно-частного партнерства уполномоченных органов государственного управления и пользователей в развитии АНС и ИВП.

Здесь приведен далеко не полный перечень существующих национальных и международных документов стратегического планирования в сфере развития аэронавигационных систем.

Странными особенностями стратегического планирования развития АНС России является то, что: все наши стратегические документы создавались без участия пользователей воздушного пространства; под термином аэронавигационная система, как правило, понимался лишь один её элемент - система организации воздушного движения; во всех наших документах есть ссылка на то, что они разработаны в соответствии с документами ИКАО, но нет оценки, какие же международные стандарты не учитывались и не предполагаются для реализации.

Это положения одного из национальных документов стратегического планирования - Концепции создания и развития АНС России.

Для примера, предлагаю обратить внимание на содержание первого этапа реализации, названного краткосрочным планом.

Еще в 8 году предлагалось завершить формирование организационно - функциональной структуры АНС и внедрить процедуры аэронавигационного обслуживания на основе международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО.

Трудно судить что под этим понималось, но по оценкам моих коллег до соответствия национальных процедур международным стандартам и в 17 году еще далеко.

В целях внедрения процедур аэронавигационного обслуживания на основе международных стандартов наша Ассоциация постоянно обращается в Правительство и к авиационной администрации о необходимости изменения Федеральных правил использования воздушного пространства, многих действующих ФАП и других нормативных правовых актов.

И вот пять лет назад, была опубликована эта информация.

В докладе был сделан подробный анализ соответствия планов и программ создания АНС России двум документам ИКАО:

  • Глобальной эксплуатационной концепции ОрВД
  • Глобальному аэронавигационному плану.

Показана связь существовавших в тот период Федеральных инвестиционных программ с Планами мероприятий по реализации Концепции АНС России.

Обратите внимание на присутствие ссылки на Аэронавигационный план России 11-17 год.

Нас информировали о сроках реализации планов и стратегии блочной модернизации авиационной системы.

Первыми в списке внесены национальный Аэронавигационный план до 17 года и ФЦП модернизации ЕС ОрВД тогда еще до 15 года.

Нам показали соответствие направлений развития АНС России стратегии блочной модернизации авиационных систем.

Не побоюсь сказать, что нас действительно убедили, что авиационная администрация готова рассмотреть возможность корректировки своих планов и программ по созданию перспективной АНС России.

Но интересно, что получилось в результате.

Это фактическая корректировка ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД» в части планируемого социального эффекта от реализации Программы и внедрения аэронавигационной системы.

Как Вы помните ФЦП была принята в 8 году на период до 2015 года и корректировалась в 13 и 16 годах.

Бросается в глаза, что достижение планируемых значений первых трех показателей просто затянулось на 5 лет.

Интересно, кто является выгодоприобретателем по первым двум показателям и в чем его интересы отсрочить получение своей выгоды?

Понятно почему четвертый показатель остался без изменений.

А пятый показатель свидетельствует, что финансирование программы перекладывается на пользователей как по общему объему, который имеет устойчивую тенденцию к росту, так и по доли средств пользователей в общем объеме.

Это продолжение таблицы.

Вот только показатели стали менее понятными пользователям.

Например, зачем нам по всей стране повышать уровень безопасности в 1,5 раза и пропускную способность в 1,8 раза, если в среднем над территорией России в квадрате 300 на 300 км на всех высота в течении часа не бывает 2-х ВС?

Наверное это важно там, где большая плотность полетов.

Еще вопрос: как и когда конкретный экспулуатант получит свою долю эффекта от экономии авиатоплива или сокращения эксплуатационных расходом, если представляемые им на рассмотрение предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства Московского авиаузла оцениваются в необходимой дополнительной численности стюардесс?

Про интеграцию с Европейской АНС промолчу.

Но нужно ли планировать снижение оправдываемое™ прогнозов по аэродромам, если мы хотим повышать интенсивность полетов и развивать воздушные перевозки?

О неосведомленности пользователей о реализуемых Стратегиях развития АНС России как элемента развития всего воздушного транспорта и воздушных перевозок в стране, месте пользователей в этом процессе и необходимости доведения до них информации о существующем аэронавигационном плане Ассоциация много раз предупреждала авиационную администрацию.

Это иллюстрация ответов на наши запросы.

Минтранс в ноябре 2014 нас информировал, что согласно распоряжению зам.министра транспорта АНП России будет доработан к 20 марта 2015 г.

А Росавиация в марте 2015 - что после доработки документ будет направлен в Ассоциацию для согласования.

В заключении подведу итоги по реализации целей презентации. Мы с коллегами рассчитывали убедить Вас, что:

Национальное законодательство и международная практика свидетельствуют, что для обеспечения устойчивого социально-экономического развития аэронавигации в стране требуется принятие актуального стратегического документа, выражающего интересы всех участников.

Причины того, что прежние Стратегии развития АНС не работали, в том, что они не ориентировались на устранение реальных проблем пользователей, не доводились до них, а разрабатывались в основном применительно к системе ОрВД.

В результате не точно поставленных стратегических целей выполнялись планы по инвестициям и номенклатуре принимаемых на эксплуатацию средств и систем, но качественного улучшения функционирования и развития АНС не происходило.

Главная задача текущего дня - применение методов аэронавигационного планирования применительно ко всей деятельности по использованию воздушного пространства.

Буду рад, если нам удалось убедить Вас в этом.

Спасибо!


Леонид Щербаков


комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.











Материалы рубрики

Александр Книвель
О сертификации типа, разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники
Дмитрий Карибов
Анализ статистики авиапроисшествий с вертолетами ГА РФ 2012-2016 годы
Росавиация
Одной из главных причин авиасобытий с судами АОН остается бравада в полете
Леонид Щербаков
Сегодняшние проблемы пользователей воздушного пространства и задачи перед стратегией развития Аэронавигационной системы
Леонид Щербаков
Состояние ОрВД в Московском аэроузле. Меры по ее развитию
Роман Гусаров
О цене "метеозависимости" отрасли
Евгений Матвеев
Мы все пассажиры
Пилоты АОН
Пилоты АОН обратились к Президенту



Александр Яковлев
Нормативно правовой вакуум требует заполнения
Валерий Кулавский
Качество подготовки авиационного персонала как основа безопасности полетов
Александр Виндермут
Подготовка специалистов авиаперсонала ГА
Анатолий Липин
Еще раз. Кому нужны минимумы?
Росавиация
Резолюция круглого стола по проблемам недисциплинированных пассажиров
Анатолий Липин
Безопасные высоты. Что выбрать? (часть 2)
Анатолий Липин
Безопасные высоты. Что выбрать? (часть 1)
Aviation EXplorer
Предложения Аэрофлота по мерам борьбы с авиадебоширами
Петр Дейнекин
Перед нами стоит задача огромной государственной важности
Вячеслав Глазунов
Экспертиза катастрофы FlyDubai в Ростове-на-Дону
АЭВТ
Предложения АЭВТ по доработке проекта "Требований по обеспечению транспортной безопасности"
Сергей Байнетов
Современный взгляд на формирование концепции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ
Андрей Ситнянский
Воздушное движение – взгляд из кабины  самолета
Александр Книвель
Философия управления безопасностью
АЭВТ
Обеспечение транспортной безопасности на ВС
Игорь Моисеенко
Стать равным среди лучших
Роман Гусаров
ACI: Отказ России выполнять свои государственные обязанности - аномалия
Росавиация
Безопасность полетов АОН в 2006 – 2015 годах
АЭВТ
Письмо АЭВТ Министру транспорта по вопросам транспортной безопасности
МАК
Промежуточный отчет о катастрофе Boeing 737 flydubai
Георгий Матвеев, Фанис Мирзаянов
Поправка 1 к положению 19 ICAO
МАК
Расследование катастрофы Boeing 737 авиакомпании flyDubai
Р.Гусаров,О.Пантелеев,А.Синицкий
По вопросу обеспечения транспортной безопасности в аэропортах
МАК
Состояние безопасности полетов ГА в 2015 году
Анатолий Липин
Нерешительные шаги Регулятора по внедрению PBN в России
Администрация гражданской авиации Израиля
Установка систем защиты от ПЗРК на израильские гражданские самолеты
Александр Нерадько
Заявление для прессы по расследованию катастрофы А321
Матвеев Г.Н., Мирзаянов Ф.М.
Информация о работе над текстом изменений Приложений ИКАО по безопасности
Владимир Тасун
Об исполнении требований ФЗ "О транспортной безопасности"
Вячеслав Глазунов
Возмущения воздушной среды от пролёта воздушного судна - чрезвычайная опасность для всех типов ВС
Галина Пономарева
О поддержании безопасности кабины воздушного судна
Валерий Шелковников
Об организации маркировки проводов ЛЭП

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Смотрите: доставка курьерская служба из Москвы, подробнее здесь.
Смотрите тут - аренда Газели цена за км на Daewoo, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer